7. Система земледелия в Алтайском крае. — Новосибирск: Редакционно-полиграфичес-кое объединение СО ВАСХНИИЛ, 1987. -315 с.
References
1. Sistema zemledeliya v Altaiskom krae. — Novosibirsk: Redaktsionno-poligraficheskoe ob"edinenie SO VASKhNIIL, 1981. — 328 s.
2. Nauchnye osnovy sovershenstvovaniya mekhanizirovannykh tekhnologii v zhivotno-vodstve: k 40-letiyu kafedry mekhanizatsii zhivotnovodstva Orenburgskogo GAU / pod red. prof. L.P. Kartashova. — Orenburg: Izdatel'skii tsentr OGAU, 2010. — 178 s.
3. Sistema vedeniya zemledeliya APK v Altaiskom krae: RASKhN, SO, ANIIZiS. - Novosibirsk, 1992. - T. 1. - 144 s.
4. Metodicheskie osnovy sovremennogo sostoyaniya i prognoza tekhnologicheskogo razvitiya molochnogo skotovodstva Rossiiskoi Federatsii / Kuznetsov V.V. i dr. - Rostov n/D, 2009. - 224 s.
5. Polyakov I.I., Antiokh G.G. Osnovy zhivotnovodstva. 2-e izd., pererab. i dop. -M.: Kolos, 1980. - 288 s.
6. Sistema vedeniya sel'skogo khozyaistva Altaiskogo kraya: rekomendatsii / VASKhNIL. SO. - Novosibirsk, 1988. - 222 s.
7. Sistema zemledeliya v Altaiskom krae. -Novosibirsk: Redaktsionno-poligraficheskoe ob"edinenie SO VASKhNIIL, 1987. - 315 s.
+ + +
УДК 338.43.02
М.И. Сигарев, А.С. Нарынбаева M.I. Sigarev, A.S. Narynbayeva
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
AGRICULTURAL PRODUCTION INCENTIVES BASED OF INNOVATIVE DEVELOPMENT: THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES
Ключевые слова: государственная поддержка, зарубежный опыт, инновационный процесс, налогообложение, субсидирование, кредитование, сельскохозяйственная продукция.
Мировой опыт научно-технического прогресса в сельском хозяйстве показывает, что аграрный сектор располагает значительным инновационным потенциалом. В целях определения направлений государственного стимулирования инновационной деятельности в аграрной сфере изучен опыт зарубежных стран. В развитых странах преимущественный прирост сельхозпроизводства обеспечивается благодаря реализации научно-технических достижений. Вследствие этого государственная поддержка, особенно в сфере стратегических направлений НТП и фундаментальных исследований, а также при распространении научно-технических идей стала важнейшей составляющей финансовой основы инновационного развития. Основные принципы государственной поддержки: регулирование цен, налогообложение, кредитование, стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции. Анализ предпринимаемых государственных мер в развитых странах показал, что для развития сельского хозяйства необходимо использовать следующие факторы: целевое бюджетное финансирование АПК; формирование организационно-экономического механизма функционирования АПК на инновационной основе; усиление роли государственных организаций в активизации инновационной деятельности; разработка региональных инновационных программ развития АПК; совершенствование системы подготовки кадров в
области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований. Анализ показывает, что Казахстану необходима активизация инновационной деятельности. Стратегия инновационного развития АПК, ее основные цели, задачи и механизмы поддержки инновационных программ и проектов должны определяться на основе инновационной политики государства, главной задачей которой остается мобилизация возможностей научно-технического потенциала отрасли для технического и технологического обновления отечественного сельского хозяйства. Необходимо сделать все возможное, чтобы дальнейшее развитие сельского хозяйства базировалось на инновационной модели, обеспечивающей его опережающий рост по сравнению с другими отраслями экономики.
Keywords: government support, foreign experience, innovation process, taxation, subsidizing, crediting, agricultural products.
The world experience of scientific and technical progress in agriculture shows that the agrarian sector has considerable innovative potential. The experience of foreign countries is studied in order to define the directions of the governmental stimulation of agrarian innovative activity. The primary gain of agricultural production is provided due to the implementation of scientific and technical achievements. As a result, governmental support has become an important component of financial basis of innovative development. The basic principles of governmental
support are as follows: price control, taxation, crediting, and stabilization of agricultural market. The analysis of undertaken governmental measures in developed countries shows that it is necessary to use the following factors: target budgetary financing of agrarian and industrial complex; forming organizational and economic mechanism of agrarian and industrial complex; strengthening the role of state organizations in mainstreaming innovative activity; improving systems of training in the field of innovative activity that provide increase of innovative activity and commercialization of scientific research results.
The analysis shows that mainstreaming of innovative activity is necessary for Kazakhstan. The strategy of innovative agrarian development, main objectives, tasks and mechanisms of innovative programs support and projects have to be defined on the basis of state innovative policy where the main task is the mobilization of scientific and technical capacity for technical and technological updating of the national agriculture. It is necessary to do everything to make the development of agriculture be based on the innovative model providing its advancing growth in comparison with other branches of economy.
Сигарев Михаил Иванович, д.э.н., проф., гл. н.с., Казахский НИИ экономики АПК и развития сельских территорий, г. Алматы, Республика Казахстан. E-mail: [email protected]. Нарынбаева Айна Сериковна, к.э.н., доцент, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан. Тел.: (7182) 57-17-67. E-mail: [email protected].
Sigarev Mikhail Ivanovich, Dr. Econ. Sci., Prof., Chief Staff Scientist, Kazakh Research Institute of Economics of Agro-Industrial Complex and Rural Development, Almaty, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected].
Narynbayeva Ayna Serikovna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Innovative Eurasian University, Pavlodar, Republic of Kazakhstan. Ph.: (7182) 57-17-67. E-mail: [email protected].
Введение
Основные принципы государственной поддержки остаются незыблемыми: это традиционное государственное регулирование цен и фермерских доходов, налогообложение, кредитование, стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции, проведение научно-исследовательских работ в области сельского хозяйства.
Анализ опыта стран с развитым сельским хозяйством свидетельствует, что государственная политика в области АПК является ключевым фактором для развития сельского хозяйства. Набор методов и средств государственного регулирования инновационного процесса достаточно широк, хотя его варианты и решения в разных странах имеют свои особенности.
Целью исследования является изучение опыта зарубежных стран по поддержке механизма внедрений научно-технического прогресса и стимулирования инновационных процессов в АПК, направленного на повышение его эффективности. Для достижения цели поставлены следующие задачи: исследовать методы государственной политики поддержки и стимулирования производства сельскохозяйственной продукции на основе инноваций; раскрыть отдельные элементы государственно-правового обеспечения инновационных процессов, в том числе организации финансирования научного обеспечения сельского хозяйства зарубежными странами; дать рекомендаций по активизации инновационной деятельности в АПК Казахстана.
Объект и методы исследования
Объектом исследования является механизм стимулирования инноваций в производстве сельскохозяйственной продукции в за-
рубежных странах. При проведении исследований применялись следующие методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический.
Экспериментальная часть
Инновационный процесс в АПК ставит множество проблем, требующих скорейшего разрешения. Очевидно, что внедрение достижений науки и техники является лишь одной из составляющих инновационного процесса, который охватывает создание, освоение, внедрение и распространение новых технологий как для традиционных продуктов, так и для производства таких видов продукции, которые обладают научно-технической новизной и удовлетворяют новые общественные потребности.
Мелкий товаропроизводитель в сельском хозяйстве не способен финансировать сферу НИОКР в необходимых размерах, эту функцию берут на себя государства. В развитых странах создана финансируемая за счет бюджета и доступная для всех фермеров и жителей сельской местности специализированная служба внедрения научных результатов и рекомендаций, полученных в научных организациях государственного сектора. Вследствие этого государственная поддержка, особенно в сфере стратегических направлений НТП и фундаментальных исследований, а также при распространении научно-технических идей, стала важнейшей составляющей финансовой основы инновационного развития [1].
Необходимо учитывать, что НТП приобретает в сельском хозяйстве свою специфику, связанную влиянием природно-биологических факторов. Каждый из биологических компонентов воспроизводства в сельском хозяйстве
(земля, растения, животные) является основой для отдельных направлений научных исследований и технологических разработок, которые в свою очередь должны быть органически объединены в новых аграрных технологиях производства традиционных видов продукции.
НТП в аграрном секторе охватывает ряд классических направлений: конструирование и изготовление опытных образцов средств производства; выведение новых пород скота и сортов семян, ориентированных на широкое внедрение их в практику; совершенствование технологии и организации производства; качественное изменение трудовых ресурсов.
В целом государственное стимулирование инновационных процессов в зарубежных странах осуществляется наиболее важными тремя основными методами: налоговое стимулирование (налоговые скидки, каникулы, зоны, кредит и т.п.); стимулирование через амортизационную политику; прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции.
Налоговые меры в той форме, которая была применена в США, Канаде или Австралии, оказали довольно сильный стимулирующий эффект, и предприятия отреагировали на уменьшение цены НИОКР увеличением затрат на них. Например, в США оказалось, что сколько средств государство недополучило в виде налогов, которыми можно было бы финансировать подобного рода деятельность, примерно столько фирмы вложили дополнительных средств на проведение НИОКР. В целом до 40-60% необлагаемой прибыли корпораций направляется в сферу НИОКР на обновление производства, основных фондов [2].
В Великобритании, Германии, Италии, Канаде, США и Японии предприятия, работающие с прибылью, имеют право вычитать из налогооблагаемой базы 100% расходов на НИОКР. В Австрии эта величина составляет 105%, в Австралии и Дании — 125% (по данным ОЭСР) [3].
В зарубежных странах распространен и так называемый налоговый кредит. С его помощью предприятиям уменьшается уже начисленный налог на прибыль на сумму, составляющую определенный процент от расходов на НИОКР. В США, Японии, Франции эта налоговая льгота зависит от прироста расходов на НИД по прошествии определенного временного периода. В Канаде, Нидерландах величина налогового кредита пропорциональна увеличению общей суммы расходов на НИОКР. В среднем за рубежом эта льгота составляет 20% от суммы прироста затрат на НИОКР (в США, Японии, Канаде) и служит существенным источником увеличения прибыли предприятий.
Особое место в системе инвестиционного кредитования занимают кредиты на освоение техники и передовых технологий. Так, во Франции кредитованием на приобретение техники занимается один из крупнейших банков «Кредит Агрикон», который выдает до 70% ссуд на эти цели. Для ускорения процесса модернизации сельского хозяйства и обеспечения конкурентоспособности аграрного производства правительством предусмотрены специальные льготные кредиты. Так, процентная ставка по этим кредитам в зависимости от условий ведения сельскохозяйственного производства и целевого назначения ссуды составляла от 3,1 до 8,9% [4].
В США одним из главных приоритетов политики стало поощрение научно-технического прогресса. В официальных правительственных документах капиталовложения в научно-техническую сферу именуется «инвестициями в будущее», а инновационная деятельность в АПК рассматривается как один из наиболее эффективных способов осуществления стратегических национальных целей. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста, поскольку согласно имеющимся данным в США на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП.
В стране развита нормативно-правовая база, которая сопровождает инновационный процесс от начала и до конца. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но, главное, на структуру производства.
Характерной особенностью аграрной политики США является активное внедрение инноваций на всех стадиях сельскохозяйственного производства: механизации, селекции, химизации, региональной специализации, применении биотехнологий. Такой подход позволил при общем снижении количества используемых в сельском хозяйстве ресурсов (земля, труд, химикаты, техника, семена, поголовье скота) значительно увеличить и качественно улучшить производство продукции. При этом НТП проявился не только в модернизации производства, но и в новых организационно-управленческих методах, современных методах ведения бизнеса, различных видах предпринимательства, многообразии мер и механизмов государственного влияния. Это объясняет уровень роста продуктивности полей и ферм США, высокое качество и дешевизну производимой продукции, эффективность и высокую производительность труда в сельском хозяйстве.
Государственное налоговое регулирование играет важную роль в поддержании развития фермерства в США. Начиная с 1990 г., налоговые ставки на прибыли в сельском хозяйстве были установлены по курсу 15 и 28%, принимая во внимание, что ранее они составляли от 11 до 50% с промежуточными тарифами. Фермы, чей доход не превышает 50000 долл., оплачивают налог в размере 15%, а на каждые последующие 25000 долл. — в размере 28%. Начиная с 1989 г. — размер освобожденной от налогов прибыли увеличен до 2000, а начиная с 1990 г. — до 5000 долл.
Специальные налоговые привилегии даются обществам фермеров кооперативного типа. Таким образом, фрукты, выращенные кооперативными обществами, а также покупаемая фермой техника освобождается от выплаты дополнительного налога [5].
Фермер имеет право воспользоваться наиболее благоприятным периодом для выплаты налогов. Фермеры, участвующие в государственных аграрных программах, имеют право на то, чтобы отсрочить выплату налога, из-за увеличения капитала инвестированием, до тех пор, пока инвестиционный процесс не будет завершён. Объем налога уменьшается путём инфляции, а сумма налога распределена по годам, через определённые интервалы. Государственное налоговое регулирование США позволяет фермерам изменить размер налога за счет использования различных налоговых привилегий и скидок. Многочисленные налоговые привилегии уменьшают финансовые функции системы налогообложения в аграрном секторе до минимального уровня.
Главная роль в этом принадлежит аграрному законодательству. Все действия определяют основные формы и методы государственного влияния на сельское хозяйство. За прошедшие годы роль бюджетных назначений, направленных на поддержку цен в сельскохозяйственном производстве и доходы фермеров, так же как и на регулирование рыночной структуры сельскохозяйственного производства и пищевых продуктов, увеличилась.
Практический интерес представляет организация финансирования научного обеспечения сельского хозяйства и освоения им нововведений. В США государство вносит значительный вклад в развитие аграрной науки — около 1 млрд долл. в год. Эти средства слагаются из средств федерального бюджета и средств бюджетов штатов. Согласно закону федеральные средства выделяются штатам при условии, что каждый их них выделит из своего бюджета суммы, не меньшие, чем получит от государства. В некоторых штатах доля регионального финансирования науки превышает 60% от общей суммы. Решения
по выбору направлений развития науки принимают в штатах, хотя и под некоторым контролем со стороны государства.
Только за последние два года удельный вес федерального бюджета в общих затратах на НИОКР в государственном секторе научного обеспечения АПК США составлял более 50%. Местные органы в финансировании исследований практически не участвуют. Однако они играют важную роль в финансировании программ освоения научно-технических достижений и передового опыта агропромышленным производством. Их удельный вес в финансировании внедренческих работ составляет 19%, федеральных органов — 30, органов управления штатов — 48, прочих структур - 3%.
Отличительная особенность финансирования экономики США заключается в том, что средства из федерального бюджета в первую очередь размещаются по целевым программам, которые имеют национальную важность, например, «Стабилизация доходов», «Наука и научная служба», «Инновационные исследования в малом бизнесе», «Трансферт технологий малого бизнеса». Помимо них имеется более 10 межотраслевых целевых программ национальной важности, обеспечивающие интересы сельского хозяйства и фермеров на федеральном уровне. В них входят охрана почвы и программа, связанная с отбором почв, продовольствие, помогающее нуждающемуся населению, маркетинг и инспекционное социальное развитие сельских районов [6].
Результаты и их обсуждение
Анализ опыта действия механизма стимулирования повышения восприимчивости сельскохозяйственного производства к нововведениям показал, что управление научно-техническим прогрессом в АПК развитых зарубежных стран имеет комплексный характер, осуществляется с финансовой помощью государства и реализуется через сельскохозяйственные законы и нормативные акты. Созданы и эффективно действуют механизмы стимулирования внедрения и пропаганды достижений научно-технического прогресса, охватывающие все этапы научного обеспечения сельскохозяйственного производства -возникновение научных идей, превращение научных идей в технологии, передача новых технологий пользователям для внедрения в сельскохозяйственное производство [7].
Анализ результатов сельскохозяйственного производства и предпринимаемых государственных мер в индустриально развитых странах показал, что для развития сельского хозяйства необходимо использовать сочетание следующих факторов: эффективное государственное регулирование, направленное
на защиту отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя, ориентированное на техническую и технологическую модернизацию отрасли, применение инновационных технологий, имеющих тенденцию к усилению государственной поддержки сельхозпроизводителей; целевое бюджетное финансирование АПК при условии жесткого контроля за процедурой предоставления средств и квалифицированный менеджмент.
Выводы
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время мировое сельское хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции.
Это особенно наглядно на примере экономически развитых стран. Именно это позволяет им поддерживать баланс внутреннего рынка продовольствия по спросу и предложению, легко проникать на ведущие мировые рынки и вытеснять национальных товаропроизводителей. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что наука, наукоемкие технологии, активная инновационная деятельность являются исходной движущей силой всей хозяйственной жизни, и преимущественный прирост сельхозпроизводства обеспечивается благодаря реализации научно-технических достижений. Достаточно сказать, что в США в течение последних десятилетий около двух третей прироста сельскохозяйственной продукции достигалось за счет реализации достижений НТП.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что Казахстану необходима активизация инновационной деятельности. Стратегия инновационного развития АПК, ее основные цели, задачи и механизмы поддержки инновационных программ и проектов должны определяться на основе инновационной политики государства, главной задачей которой остается мобилизация возможностей научно-технического потенциала отрасли для технического и технологического обновления отечественного сельского хозяйства. Основным механизмом соединения аграрной науки с сельскохозяйственным производством являются республиканские целевые программы. Однако при их составлении необходимо учесть опыт стран с развитым аграрным сектором, который показывает, что несоответствие целей объему ресурсов, выделяемых для их реализации, как правило, приводит к недостижению конечных результатов.
Библиографический список
1. Матюшок В.М. Инновационная экономика в странах ЕС: формирование и методы ее количественной оценки // Экономика природопользования. — 2012. — № 2. — С. 118-141.
2. Франческо Мантино. Сельское развитие в Европе. Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней. Совместное издание Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Business Media of the Sole 24 Ore. — FAO, 2010.
3. Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций // Российский юридический журнал. — 2011. — № 1. - С. 171-183.
4. Маслова В.В., Кузнецова Н.А. Особенности инвестиционного развития в сельском хозяйстве на современном этапе // АПК: экономика, управление. — 2011. — № 11.
5. Дорошенко Ю.А. Отражение по звеньям: оценка эффективности инноваций в АПК // Креативная экономика. — 2012. — № 3. — С. 81-86.
6. Федоренко В.Ф. Научно-информационное обеспечение инновационного развития в сфере сельского хозяйства: науч. изд. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. — 368 с.
7. АПК зарубежных стран: тенденции развития / М.Ю. Коган, Л.С. Корбут, Т.С. При-ходько, А.Н. Хитров; ВАСХНИЛ. Всесоюзный НИИ информации и технико-экономических исследований АПК. — М., 2009.
References
1. Matyushok V.M. Innovatsionnaya ekono-mika v stranakh ES: formirovanie i metody ee kolichestvennoi otsenki // Ekonomika prirodo-pol'zovaniya. — 2012. — № 2. — S. 118-141.
2. Franchesko Mantino. Sel'skoe razvitie v Evrope. Politika, instituty i deistvuyushchie litsa na mestakh s 1970-kh godov do nashikh dnei. Sovmestnoe izdanie Prodovol'stvennoi i sel'skokhozyaistvennoi organizatsii OON i Business Media of Il Sole 24 Ore. FAO, 2010.
3. Kalyatin V.O., Naumov V.B., Nikiforo-va T.S. Opyt Evropy, SShA i Indii v sfere gosudarstvennoi podderzhki innovatsii // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. — 2011. — № 1. — S. 171-183.
4. Maslova V.V., Kuznetsova N.A. Osoben-nosti investitsionnogo razvitiya v sel'skom khozyaistve na sovremennom etape // APK: ekonomika, upravlenie. — 2011. — № 11.
5. Doroshenko Yu.A. Otrazhenie po zven'yam: otsenka effektivnosti innovatsii v APK // Kreativnaya ekonomika. — 2012. — № 3. — S. 81-86.
6. Fedorenko V.F. Nauchno-informatsionnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya v sfere sel'skogo khozyaistva: nauch. izd. — M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2011. — 368 s.
7. APK zarubezhnykh stran: tendentsii razvitiya / M.Yu.Kogan, L.S. Korbut, T.S. Pri-khod'ko, A.N. Khitrov. VASKhNIL. Vsesoyuznyi NII informatsii i tekhniko-ekonomicheskikh issledovanii APK. — M., 2009.