Экономические науки
Е
CONOMICS
УДК 336.1
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Ф. З. Гумарова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
REGIONAL INVESTMENT POLICY OF DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MARI EL
F. Z. Gumarova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Цель работы - исследование региональной инвестиционной политики развития агропромышленного комплекса как одного из важнейших элементов экономического механизма. На современном этапе развития российской экономики возрастает роль инвестиций, связанных с модернизацией агропромышленного комплекса (АПК). Изучение проблем инвестиционной деятельности предприятий АПК обусловлено необходимостью совершенствования теоретических и методологических основ стимулирования деловой активности агробизнеса. Новая аграрная политика должна обеспечить прорыв в повышении эффективности сельскохозяйственного производства прежде всего за счет перехода на инновационную модель развития предприятий АПК. Региональная инвестиционная политика влияет на конкурентоспособность агропромышленного комплекса, обеспечивая более привлекательные условия для развития отрасли. Инвестиционная политика в аграрной сфере Республики Марий Эл сегодня строится на принципах привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности. Решение задачи повышения инвестиционной активности как фактора экономического роста и придания устойчивости позитивным сдвигам в динамике инвестиций в основной капитал обеспечивается рынком и механизмом регулирующего воздействия государства на инвестиционные и инновационные
The aim of the work is to study the regional investment policy of the agro-industrial complex development as one of the most important elements of the economic mechanism. At the present stage of the development of the Russian economy, the role of investments related to the modernization of the agro-industrial complex (agribusiness) is growing. The study of the problems of investment activity of agricultural enterprises is conditioned by the need to improve the theoretical and methodological foundations for stimulating business activity of agribusiness. The new agrarian policy should provide a breakthrough in improving the efficiency of agricultural production, primarily by switching to an innovative model for the development of agro-industrial enterprises. Regional investment policy affects the competitiveness of the agro-industrial complex, providing more attractive conditions for the development of the industry. Investment policy in the agrarian sector of the Republic of Mari El today is based on the principles of attracting investments in efficient and competitive production and activities. The solution of the problem of increasing investment activity as a factor of economic growth and giving stability to positive shifts in the dynamics of investment in fixed assets is ensured by the market and the mechanism of regulatory influence of the state on investment and innovation processes. The need to improve the management of investment processes in order to increase the competitiveness
© Гумарова Ф. З., 2017
процессы. Необходимость совершенствования системы управления инвестиционными процессами в целях повышения конкурентоспособности аграрного производства обусловлена решением задач импортозамещения и развития экспортного потенциала АПК. Предложен комплекс мер по совершенствованию инвестиционной и налоговой политики в аграрной сфере. Следует создать систему поддержки инвесторов, существенной частью которой может стать набор налоговых льгот для предприятий АПК, ориентирующихся на инновационное развитие и ведущих страну к инновационной модели экономического роста. Реализация предложенных мер будет способствовать активизации инвестиционной деятельности в АПК и повышению уровня импортозаме-щения на продовольственном рынке России.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, конкурентоспособность, инвестиционная политика, инновационная деятельность, инновационный тип развития, налоговые льготы.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта № 17-12-12013.
of agricultural production is due to the solution of the tasks of import substitution and development of the export potential of the agroindustrial complex. A set of measures to improve investment and tax policy in the agrarian sphere was proposed. It is necessary to create a system of investor support, an essential part of which can be a set of tax incentives for enterprises of the agroindustrial complex that are oriented towards innovative development and leading the country to an innovative model of economic growth. The implementation of the proposed measures will promote the activation of investment activities in the agro-industrial complex and increase the level of import substitution in the Russian food market.
Keywords: agro-industrial complex, competitiveness, investment policy, innovative activity, innovative type of development, tax incentives.
Acknowledgements: the reported study was funded by RFBR and Government of Mari El according to the research project № 17-12-12013.
Решение проблем восстановления инвестиционной активности предприятий агропромышленного комплекса является ключевым условием обеспечения продовольственной безопасности России. В этой связи важно формирование такой аграрной политики, которая стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность предприятий АПК. В условиях перехода к инновационному типу развития все более возрастает роль достижений отечественной и мировой науки в аграрной сфере. Для повышения конкурентоспособности АПК необходимо сформировать эффективную систему управления инвестиционными процессами. В сельском хозяйстве расширение инвестиционной деятельности требует постоянного повышения технического и технологического уровня производства, обновления породного состава животных, сортообновления, предусматривает систем -ную интеграцию с научно-технической сферой и обеспечение устойчивого притока в отрасль эффективных нововведений.
Инвестиционная политика в аграрной сфере Республики Марий Эл сегодня строится на принципах привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, стимулирующие деловую активность
и влекущие за собой рост доходов республиканского и местного бюджетов. На этой основе решаются задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности бюджета. В последние годы произошла дифференциация отраслей по привлекательности инвестиций в сфере АПК. В птицеводстве и свиноводстве частный капитал вполне обеспечивает приток необходимых инвестиций. Однако в отрасли с высокой степенью износа основных фондов и длительным сроком окупаемости капитальных вложений (например, молочное скотоводство, откорм крупного рогатого скота) инвесторы не рискуют вкладывать средства. В сложившейся ситуации необходима более активная роль государства в создании стимулирующего механизма привлечения инвестиций в отрасли с низкой рентабельностью, и в первую очередь в развитие молочного и мясного скотоводства, так как в продуктовом балансе доля импорта молочной продукции и говядины самая значительная.
Изучение проблем инвестиционной деятельности предприятий АПК обусловлено необходимостью совершенствования теоретических и методологических основ стимулирования деловой активности агробизнеса. Привлечению инвестиций
Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки» . 2017. Т. 3. № 4 (12)
в агропромышленный комплекс (АПК) и формированию эффективной инвестиционной политики сегодня уделяется значительное внимание, поскольку именно инвестиции способны выступить «катализатором» развития экономики как государства в целом, так и любого региона или муниципального образования. Условия хозяйствования в АПК на современном этапе ориентированы на получение экономической выгоды от вложенных средств в новые технологии, современную технику, оборудование, применение инновацион -ных разработок. Ограниченность материальных и финансовых ресурсов требует очень жестких условий оценки предполагаемого эффекта, экономической эффективности нововведений, целесообразности вложений в них. Становится все более очевидным, что традиционные методы хозяйствования, применение высокозатратных, энергоемких технологий, устаревших моделей машин и оборудования не могут обеспечить получение конкурентоспособной продукции. В рыночных условиях инвестиционная стратегия конкретного предприятия становится важнейшим фактором его «выживания».
Инвестиции в развитие АПК имеют большое значение как для будущего положения предприятий, так и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств производственного и непроизводственного характера, укрепляется материально-техническая база субъектов хозяйствования, что позволяет предприятиям увеличивать производство сельскохозяйственной продукции, улучшать условия труда и быта работников. От них зависят себестоимость, ассортимент, качество, новизна и привлекательность продукции, а также ее конкурентоспособность [5].
Важнейшими принципами инвестиционной политики Республики Марий Эл, реализация которых способствует дальнейшей активизации инвестиционных и инновационных процессов, привлечению в регион дополнительных инвестиций являются [1]:
1. Активное позиционирование Республики Марий Эл на российских и зарубежных рынках.
2. Государственная поддержка инвесторов (предоставление субсидий и налоговых льгот).
3. Развитие институтов государственно-частного партнерства.
4. Сочетание стратегического подхода, оперативного реагирования и программного метода управления по результатам.
5. Обеспечение сбалансированности развития экономики республики в целом и отдельных ее отраслей.
6. Снижения издержек на ведение в регионе бизнеса.
7. Снижение инвестиционных рисков, связанных с вложением инвестиций.
8. Политическая и финансовая стабильность общества.
9. Энергоэффективность инвестиций.
10. Кадровое обеспечение и мотивация персонала.
Решение задачи повышения инвестиционной активности как фактора экономического роста и придания устойчивости позитивным сдвигам в динамике инвестиций в основной капитал обеспечивается рынком и механизмом регулирующего воздействия государства на инвестиционные и инновационные процессы. При этом государственное влияние на данные процессы необходимо для того, чтобы переломить неблагоприятные тенденции, инвестиционную непривлекательность регионов и отраслей, пассивность хозяйствующих субъектов в сфере инвестиционной деятельности. В этой связи обостряется проблема поиска и выбора форм и методов воздействия на инвестиционную и инновационную активность.
Следует отметить, что инвестиционные процессы в сельском хозяйстве в последнее время, хотя и стали активизироваться, но носят точечный характер и позитивные сдвиги наблюдаются, как правило, в крупных агроформированиях. Главными факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность в АПК, прежде всего, являются нехватка собственных средств, ограниченный доступ сельскохозяйственных предприятий к кредитным ресурсам, высокие риски в отрасли, длительные сроки окупаемости вложений в сельскохозяйственное производство.
В настоящее время в Республике Марий Эл приняты и эффективно используются различные меры стимулирования инвестиционной активности, поддержки крупных инвесторов (налоговые и неналоговые), особенно на первоначальных этапах реализации проектов. В республике сегодня принят ряд законодательных и нормативных правовых актов Республики Марий Эл, определяющих предоставление инвесторам в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на техническую модернизацию производства, освоение и выпуск новых видов продукции, налоговых льгот в части налоговых отчислений в республиканский бюджет Республики Марий Эл [3]. Налоги как инструмент воздействия государства на повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов играют важнейшую роль.
Одним из главных условий вложения средств со стороны инвесторов является стабильность условий и правил, устанавливаемых законами и подзаконными актами, в том числе в области налогообложения. Помимо стабильности налогового законодательства значение имеет уровень налоговых изъятий. Высокая налоговая нагрузка сдерживает развитие инвестиционных процессов, ограничивая объемы финансовых средств, которые могут быть использованы в качестве капитальных вложений. Конечно, в первую очередь это касается собственных средств предприятий, но именно эти средства составляют подавляющую часть инвестиций в России.
Все это обуславливает необходимость выработки эффективной налоговой политики по регулированию и стимулированию инвестиционных процессов. Особенно в этом нуждаются отрасли сельского хозяйства. Так как аграрный сектор имеет свою специфику, которая зависит от погодных условий, уровня оборота капитала, эластичности спроса на продукты питания. Поэтому, сельское хозяйство объективно имеет неравные стартовые условия ведения хозяйства в сравнении с другими отраслями. Все это приводит к убыточности аграрных предприятий, ухудшению их финансового состояния, к возникновению «эффекта ценовых ножниц» (диспаритету цен), когда рост цен на продукцию промышленности значительно опережает темпы изменения цен на продукцию сельского хозяйства. Следствием такого состояния является то, что более 60 % основных фондов отрасли полностью амортизированы. При этих условиях налоговые льготы сельскому хозяйству следует рассматривать как необходимую государственную поддержку отрасли.
В настоящее время в Республике Марий Эл действует ряд льгот, направленных на стимулирование обновления основных фондов предприятий АПК [1].
Главной из них является льгота по уплате налога на прибыль, так как в основном прибыль предприятия составляет подавляющую часть инвестиций в основные фонды предприятия. Так, по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена нулевая ставка.
Также в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ 18 % ставки налога на прибыль организации зачисляется в бюджет субъекта РФ и может быть снижена законом субъекта РФ для отдельных категорий налогоплательщиков [2]. Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З установлены следующие льготы для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:
- при размере инвестиций от 25 млн руб. до 50 млн руб. ставка налога, зачисляемая в бюджет Республики Марий Эл равна 17 % (ниже на 1 процентный пункт);
- при размере инвестиций 50-75 млн руб. -16 % (ниже на 2 процентных пункта);
- при размере инвестиций 75-100 млн руб. -15 % (ниже на 3 процентных пункта);
- при размере инвестиций свыше 100 млн руб. -14 % (ниже на 4 процентных пункта).
Данная льгота теоретически направлена на поощрение инвестиционных процессов, но фактически она является не вполне эффективной. Так как суммы льгот являются незначительными, а размер инвестиций для предоставления льготы велик. Так, раньше, до 2002 г. стимулирующую роль в основном выполнял налог на прибыль. В период действия Закона о налоге на прибыль компании, инвестирующие прибыль в развитие собственного производства, могли воспользоваться 50 % инвестиционной льготой. Эта льгота делала развитие производства выгодным для предприятия.
Другой существенной льготой по уплате налогов является льгота по налогу на имущество организации, которая устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в Республике Марий Эл для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств до 2017 года налог на имущество составлял 1,1 % при основной ставке налога 2,2 %, однако с текущего года данная налоговая льгота отменена.
Таким образом, существует определенное количество налоговых льгот, которые должны стимулировать инвестиционную активность предприятий. Но реальная эффективность данных льгот именно для предприятий АПК остается низкой. В первую очередь это происходит из-за того, что данными налоговыми льготами могут воспользоваться далеко не все предприятия аграрного сектора, в частности, предприятия, непосредственно занимающиеся сельскохозяйственным производством. Данные предприятия менее рентабельны и малодоходны по сравнению с перерабатывающими предприятиями. Поэтому осуществление
Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки» . 2017. Т. 3. № 4 (12)
каких-либо инвестиционных процессов без чьей-либо помощи на данных предприятиях весьма затруднительно.
С учетом вышеуказанных проблем можно предложить ряд налоговых льгот, которые бы позволили стимулировать инвестиционную активность сельскохозяйственных предприятий и инвесторов из других отраслей экономики, непосредственно связанных с сельскохозяйственным производством.
Так, можно предложить дифференцированную налоговую льготу по налогу на прибыль в зависимости от сумм вложенных инвестиций в сельскохозяйственное производство перерабатывающими и ремонтно-техническими предприятиями. Подобный шаг позволит не только стимулировать сельхозпроизводителей, но и постепенно модернизировать наше сельское хозяйство.
Также для предприятий, которые ежегодно увеличивают количество распаханных земельных площадей, можно установить ставку земельного налога в размере ноль процентов. Такой шаг позволит не только увеличивать производство отечественных кормов, объемы овощей, фруктов и зерновых культур, но существенно снизить площади неиспользуемых земель.
Существенной льготой для предприятий, являющихся плательщиками ЕСХН, будет возможность выбора уплаты НДС. Так как организации, которые вкладывают средства в покупку нового оборудования и материалов, вынуждены платить при этом налог на добавленную стоимость. Эти суммы до-
статочно ощутимы для бюджета предприятия, и напрямую отражаются на себестоимости продукции.
Сейчас на государственном уровне обсуждают проблему энергосбережения. Предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, ежегодно осуществляют огромные энергозатраты для своих нужд. Энергоемкость производства продукции в настоящее время более, чем в два раза выше среднемирового уровня. Для того чтобы руководители осознали необходимость данного нововведения и на себе ощутили реальную экономию, необходимо вводить определенные льготы при внедрении энергосберегающих технологий. Например, предприятиям, использующим данные технологии, предоставлять налоговые льготы, как это делается в США.
Как показывают сегодняшние реалии, в сфере инвестиций много проблем, которые требуют решения на самом высочайшем уровне. Следует создать систему поддержки инвесторов, существенной частью которой может стать набор налоговых льгот для предприятий АПК, ориентирующихся на инновационное развитие и ведущих страну к инновационной модели экономического роста.
Таким образом, создание благоприятных условий для ведения агробизнеса, снижения его издержек и инвестиционных рисков, введение налоговых льгот при реализации инвестиционных проектов определяют стратегический фундамент для дальнейшего повышения инвестиционной активности предприятий АПК, что обеспечит продовольственную безопасность страны.
Литература
1. Гумарова Ф. З. Инвестиционная и налоговая политика региона как инструменты повышения конкурентоспособности АПК Республики Марий Эл // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (часть 12). С. 2677-2680.
2. Гумарова Ф. З. Стимулирование инвестиционной активности в АПК Республики Марий Эл // Современные проблемы общественных, экономических и правовых наук: теория и практика: сборник материалов Всероссийской науч. конф. с международным участием. XVII Макаркинские научные чтения. 2017. С. 79-83.
3. Гумарова Ф. З. Проблемы государственной поддержки малых форм хозяйствования и развития их кооперации // Современные исследования основных направлений технических и общественных наук: материалы международной научно-практической конференции. Казань: Печать-сервис XXI век. 2017. С. 302-305.
4. Гумарова Ф. З. Проблемы повышения инвестиционной активности предприятий АПК // Актуальные вопросы совершенствования технологии производства и переработки продукции сельского хозяйства. Мосоловские чтения: Международная науч.-практич. конф. / Мар. гос. ун-т. 2017. С. 395-397.
5. Гумарова Ф. З. Инвестиционная политика региона как инструмент повышения конкурентоспособности АПК Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. № 3. С. 53-59.
6. Вашанов В. А., Маслова В. В. Инвестиции в АПК: спрос и предложение // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 11. С. 43-46.
7. Попов Т. П. Как активизировать инвестиционную деятельность в современных условиях // Финансовый менеджмент. 2015. № 3. С. 83-99.
8. Ушачев И., Серков А., Маслова В., Чекалин В. Современные тенденции и взгляд в будущее развития АПК России // АПК: экономика, управление. 2017. № 3. С. 4-14.
9. Борхунов Н. А., Маслова В. В., Зарук Н. Ф., Счастливцева Л. В., Авдеев М. В. Экономический механизм АПК в условиях импортозамещения // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 10. С. 45-52.
10. Суровцев В., Никулина Ю., Паюрова Е. Эффективность форм государственной поддержки и инструментов финансирования инвестиционных проектов в отраслях сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 9. С. 17-25.
References
1. Gumarova F. Z. Investitsionnaya i nalogovaya politika regiona kak instrumenty povysheniya konkurentosposobnosti APK Respubliki Marii El [Investment and tax policy of the region as tools to increase the competitiveness of the agroindustrial complex of the Republic of Mari El]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research, 2014, no. 11 (part 12), pp. 2677-2680. (In Russ)
2. Gumarova F. Z. Stimulirovanie investitsionnoi aktivnosti v APK Respubliki Marii El [Stimulation of investment activity in the agroindustrial complex of the Republic of Mari El]. Sovremennye problemy obshchestvennykh, ekonomicheskikh i pravovykh nauk: teoriya i praktika: sbornik materialov Vserossiiskoi nauch. konf. s mezhdunarodnym uchastiem. XVIIMakarkinskie nauchnye cht-eniya = Modern problems of social, economic and legal sciences: theory and practice: a collection of materials of the All-Russian scientific conference with international participation. XVII Makarkin scientific readings, 2017,- pp 79-83. (In Russ)
3. Gumarova F. Z. Problemy gosudarstvennoi podderzhki malykh form khozyaistvovaniya i razvitiya ikh kooperatsii [Problems of state support of small forms of management and the development of their cooperation]. Sovremennye issledovaniya osnovnykh napravlenii tekhnicheskikh i obshchestvennykh nauk: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Modern research in the main areas of technical and social sciences: Proceedings of the International scientific and practical conference, Kazan: Izd. "Printing Service XXI Century", 2017, pp. 302-305. (In Russ)
4. Gumarova F. Z. Problemy povysheniya investitsionnoi aktivnosti predpriyatii APK [Problems of increasing the investment activity of enterprises of the agroindustrial complex]. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya tekhnologii proizvodstva i pererabotki produktsii sel'skogo khozyaistva. Mosolovskie chteniya: Mezhdunarodnaya nauch.-praktich. konf. = Actual issues of improving the technology of production and processing of agricultural products. Mosolov readings: International scientific-practical conference, 2017, pp. 395-397. (In Russ)
5. Gumarova F. Z. Investitsionnaya politika regiona kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti APK Respubliki Marii El [Investment policy of the region as a tool to increase the competitiveness of the agroindustrial complex of the Republic of Mari El]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2015, no. 3, pp. 53-59. (In Russ)
6. Vashanov V. A., Maslova V. V. Investitsii v APK: spros i predlozhenie [Investments in the agroindustrial complex: supply and demand]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economics of agricultural and processing enterprises, 2016, no. 11, pp. 43-46. (In Russ)
7. Popov T. P. Kak aktivizirovat' investitsionnuyu deyatel'nost' v sovremennykh usloviyakh [How to activate investment activity in modern conditions]. Finansovyi menedzhment = Financial Management, 2015, no. 3, pp. 83-99. (In Russ)
8. Ushachev I., Serkov A., Maslova V., Chekalin V. Sovremennye tendentsii i vzglyad v budushchee razvitiya APK Rossii [Modern trends and a look at the future development of the agricultural sector of Russia]. APK: ekonomika, upravlenie = Agroindustrial complex: Economics, Management, 2017, no. 3, pp. 4-14. (In Russ)
9. Borkhunov N. A., Maslova V. V., Zaruk N. F., Schastlivtseva L. V., Avdeev M. V. Ekonomicheskii mekhanizm APK v usloviyakh importozameshcheniya [Economic mechanism of agroindustrial complex in conditions of import substitution]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of agriculture of Russia, 2015, no. 10, pp. 45-52. (In Russ)
10. Surovtsev V., Nikulina Yu., Payurova E. Effektivnost' form gosudarstvennoi podderzhki i instrumentov finansirovaniya investit-sionnykh proektov v otraslyakh sel'skogo khozyaistva [Efficiency of forms of state support and instruments for financing investment projects in agricultural sectors]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of agriculture of Russia, no. 9, pp. 17-25. (In Russ)
Статья поступила в редакцию 23.05.2017 г.
Submitted 23.05.2017.
Для цитирования: Гумарова Ф. З. Региональная инвестиционная политика развития АПК Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. Т. 3. № 4 (12). С. 58-63.
Citation for an article: Gumarova F. Z. Regional investment policy of development of the agro-industrial complex of Mari El. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2017, vol. 3, no. 4 (12), pp. 58-63.
Гумарова Фирдаус Зайнулгараповна,
кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Firdaus Z. Gumarova, Ph. D. (Economics), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, gumarovaf@mail. ru