Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
1
УДК 330.341.2:316.422]:338.436.33(470.620)
08.00.00 Экономические науки
ОПТИМИЗАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Артемова Елена Игоревна д-р экон. наук, профессор РИНЦ SPIN-код 9345-1430
Лазько Людмила Владимировна магистрант факультета управления Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Россия
В статье обоснована необходимость активизации институциональных преобразований в АПК Краснодарского края с целью развития региональной инновационной среды. Доказано, что результативность инновационной деятельности в аграрном секторе экономики возможна в условиях эффективного государственного регулирования организационно-экономических механизмов инновационных процессов, создания адаптированной инновационной инфраструктуры. Институциональная модернизация предполагает усиление взаимосвязи государства и бизнеса в отношении развития инвестиционных процессов, повышение эффективности управления и активизацию мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры в АПК. Проведённый анализ показал, что благоприятный инновационный климат в Краснодарском крае достигается путем сохранения политической стабильности и предсказуемости, а также проведения политики, направленной на трансформацию рыночных отношений, предполагающую создание и реализацию механизмов импортозамещения и активное развитие сельских территорий. Представляется, что институциональную среду следует рассматривать как базовую составляющую инновационного типа развития аграрного сектора экономики региона. Формирование институциональной среды инновационного развития АПК подвержено влиянию социально-экономических, политических, организационных, демографических и историкогеографических факторов. Процесс инновационного развития аграрной сферы не отвечает потенциальным возможностям края. В числе основных факторов, препятствующих развитию инноваций в региональном АПК, можно выделить: высокие производственно-финансовые риски, низкий спрос на инновационную продукцию и услуги, высокую стоимость нововведений, недостаток кадров, способных осваивать инновационные технологии производства,
UDC 330.341.2:316.422]:338.436.33(470.620) Economics
OPTIMIZATION DEVELOPMENT OF THE INSTITUTIONAL CONDITIONS OF THE INNOVATIVE PROCESSES IN AIC OF THE KRASNODAR REGION
Artemova Elena Igorevna Dr.Sci.Econ., professor RSCI SPIN-code: 9345-1430
Lazko Lyudmila Vladimirovna
master of science of the Management faculty
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article substantiates the necessity of the intensifying institutional reforms in AIC of the Krasnodar region for the purpose of development the regional innovation environment. It is proved, that the efficiency of innovative activities is possible in the agrarian sector of the economy in effective state regulation of organizational and economic mechanisms of innovation processes, to generate adapted innovative infrastructure. The Institutional modernization supposes accretion of the relationships government and business against to the development of investment processes, improved management efficiency and its activities creation for innovation infrastructure in agriculture. The analysis conducted has shown that the favorable investment climate is achieved in the Krasnodar region by maintaining political stability and predictability, and also the implementation of a policy directed to the transformation of market relations, directed the creation and implementation of mechanisms import substitution and development of rural areas actively. The institutional environment should be considered as a basic component of innovative development of agrarian sector economy in the region. The institutional environment grouping of innovative development AIC subjects to the influence of socioeconomic, political, institutional, demographic, historical and geographical factors. The process of innovative development agrarian sector does not come short of potential opportunities the region. Inter alia the main factors impeding of the development innovations in the regional AIC can be identified: the high production and financial risks, the low demand for innovative products and services, the high cost of innovations, the lack of personnel able to develop innovative production technologies, the own sources of funding for the projects have not been found. To enable of innovation activity in the regional AIC on the basis institutional reforms it is necessary: to maximize the interaction between federal, regional and local levels of government; be focused on the selection strategic priorities of agrarian sphere
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
2
отсутствие собственных финансовых источников. Для активизации инновационной деятельности в региональном АПК на основе институциональных преобразований необходимо: усилить взаимодействие федерального, регионального и местного уровней власти, сосредоточив их на выделении стратегических приоритетов инновационного развития аграрной сферы региона; создать комплекс условий для техникотехнологической модернизации отрасли, позволяющей непрерывно генерировать и осваивать инноваций в АПК; скорректировать государственную инновационную политику в аграрной сфере с учётом необходимости реализации механизмов импортозамешения, развития сельских территорий и достижения параметров конкурентоспособности аграрного производства
Ключевые слова: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА, РЕГИОНАЛЬНЫЙ АПК, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ИНВЕСТИЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
innovative development in the region; to create a set conditions for the technical and technological modernization of the sector, allowing to generate and develop innovations in agriculture; to amend the state innovation policy in the agrarian sector alone the need of implementation mechanisms of import substitution, the rural development and the achievement of competitiveness agricultural production
Keywords: INSTITUTIONAL ENVIRONMENT, INNOVATIVE ENVIRONMENT, REGIONAL AGRICULTURE, KRASNODAR REGION, INNOVATION INFRASTRUCTURE, INVESTMENTS, STATE SUPPORT, REPRODUCTION PROCESSES, EFFICIENCY, COMPETITIVENESS, IMPORT SUBSTITUTION, DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
В современных условиях развития отечественной экономики, характеризующихся обострением финансово-экономического кризиса, геополитической нестабильностью, «обвалом» в конце 2014г. цен на нефть, войной санкций, объявленной России странами ЕС и США, перед страной стоит важнейшая задача - в ограниченные сроки обозначить приоритеты развития ключевых отраслей народного хозяйства, способных реализовать первоочередные социально-экономические нужды регионов страны. При этом важнейшую роль и значимость приобретает инновационная сфера АПК, развитие которой сдерживалось во многом благодаря неразвитости институциональных условий.
Результативность инновационной деятельности в аграрном секторе экономики возможна лишь в условиях эффективного государственного регулирования необходимых организационно-экономических механизмов развития инновационных процессов, создания адаптированной инновационной инфраструктуры.
В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед аграрным сектором регионов России, является институциональная
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
3
модернизация, предполагающая усиление взаимосвязи государства и бизнеса в отношении развития инвестиционных процессов, повышение эффективности управления и активизацию процессов создания инновационной инфраструктуры в АПК.
Анализ современного состояния и тенденций развития инновационной среды в сельском хозяйстве Краснодарского края позволяет обозначить в качестве ключевой проблемы выработку системных механизмов обеспечения непрерывности инновационных воспроизводственных процессов всех хозяйствующих субъектов.
Именно оптимальные институциональные условия могут создать импульс для опережающего освоения производств обновленного технологического уклада, составляющего материальную основу развития аграрного сектора регионов и, в том числе, Краснодарского края.
На инновационную активность Краснодарского края институциональные условия оказывают огромное влияние. Они определяются ключевыми региональными нормативно-правовыми документами, в числе которых: Закон Краснодарского края от 02.07.2004 г. № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной
деятельности в Краснодарском крае», «Инвестиционная стратегия
Краснодарского края до 2025», Закон Краснодарского края от 5.04. 2010 г. № 1946-КЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае», а также «Стандарт деятельности органов исполнительной власти края по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе», разработанный «Агентством стратегических инициатив» (АСИ) в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».
В настоящее время Краснодарский край проводит аграрную политику, направленную на повышение инновационной привлекательности регионального АПК. Благоприятный инновационный климат в регионе достигается путем:
- сохранения политической стабильности и предсказуемости;
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
4
- проведения политики, направленной на трансформацию рыночных отношений, предполагающую создание и реализацию механизмов импортозамещения и активное развитие сельских территорий.
Следует отметить, что в Краснодарском крае относительно невелика доля инновационно активных организаций - около 4% (в среднем по РФ 9,7%) [5]. Ученые Краснодарского края выполняют фундаментальные и прикладные исследования в различных областях. Распределение исследователей по областям науки в 2014 году нашло отражение в таблице
1.
Таблица 1 - Доля исследователей сельского хозяйства в исследовательской
деятельности в Краснодарском крае [5]
Показатели Численность исследователей, чел. из них:
всего из них женщин докторов наук кандидатов наук
всего из них женщ ин всего из них женщин
Всего исследователей 3947 2060 388 141 1317 684
Сельскохозяйственные науки 1052 591 158 54 451 245
Удельный вес исследователей сельскохозяйственных наук в исследованиях, % 26,6 28,7 40,7 38,3 34,2 35,8
В исследованиях края свыше 26% приходится на сельскохозяйственные науки. При этом более 40% докторов наук и 34% кандидатов наук занимаются исследованиями в аграрной сфере.
Процесс инновационного развития аграрной сферы не отвечает потенциальным возможностям края. В числе основных факторов, препятствующих развитию инноваций в региональном АПК, можно выделить следующие: высокие производственно-финансовые риски, низкий спрос на инновационную продукцию и услуги, высокая стоимость нововведений, недостаток кадров, способных осваивать инновационные
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
5
технологии производства, отсутствие собственных финансовых
источников.
Представляется, что институциональную среду следует
рассматривать как базовую составляющую инновационного типа развития аграрного сектора экономики региона.
Формирование институциональной среды инновационного развития АПК подвержено влиянию социально-экономических, политических, организационных, демографических и историко-географических факторов (Рисунок 1).
Масштабность и эффективность использования инноваций в региональном АПК во многом связаны с созданием привлекательного инновационнного климата, который включает комплекс материальновещественных и институциональных факторов, инвестиционной среды, позволяющих инвесторам безопасно вкладывать свои средства и получать гарантированную выгоду. В свою очередь, на формирование инновационного климата оказывает влияние проводимая государственная политика в отношении инноваций, степень и методы вмешательства органов государственного управления в деятельность аграрных товаропроизводителей.
Рисунок 1 - Схема воздействия институциональной среды на инновационные процессы в АПК Краснодарского края
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
6
Важнейшим условием перехода сельского хозяйства Краснодарского края к инновационному развитию является укрепление конкурентной рыночной среды, которая обусловливает эффективность функционирования отраслей АПК и помогает сельским товаропроизводителям правильно реагировать на рыночные индикаторы при выборе стратегии инновационного развития. Именно конкуренция стимулирует увеличение инвестиций в инновационные технологии аграрного производства, повышает инновационную активность и инновационную восприимчивость регионального АПК.
Институциональный подход к развитию инновационной среды в аграрном секторе экономики позволяет установить взаимосвязь между функционированием различных отраслей АПК, а также разнообразных экономических институтов и реализацией стратегии их развития, ориентированной на инновации.
В этой связи представляется целесообразным:
- усилить взаимодействие федерального, регионального и местного уровней власти, сосредоточив их на выделении стратегических приоритетов инновационного развития аграрной сферы регионов:
- создать комплекс условий для технологической модернизации отрасли, позволяющей непрерывно генерировать и осваивать инноваций в АПК;
- скорректировать государственную инновационную политику в аграрной сфере с учётом необходимости реализации механизмов импортозамешения, развития сельских территорий и ускоренного роста параметров конкурентоспособности аграрного производства;
- создать условия для активизации инновационно-инвестиционной деятельности в АПК, включая генерирование, освоение, распространение и внедрение инновации наиболее рациональными способами.
Низкий уровень расходов на НИОКР и инвестиций в основной капитал АПК, недостаточный объем агропромышленного производства не позволяют в короткие сроки обеспечить импортозамещение аграрной продукции в полном объёме. Отсутствие развитой инновационной среды
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
7
сдерживает институциональные преобразования в АПК, которые, в свою очередь, определяют вектор развития аграрного сектора экономики и влияют на его конкурентоспособность.
Важно подчеркнуть, что в настоящее время в сфере развития отечественных инновационных технологий особая роль отводится человеческому капиталу. В этой связи особенно актуальным является создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров, способных генерировать инновационные идеи, осваивать и внедрять инновационные технологии.
Для реализации приоритетных направлений инновационного развития сельского хозяйства Краснодарского края необходимо сформировать новые институциональные возможности для стимулирования инновационной активности сельских
товаропроизводителей [2]:
1. Создавать бизнес-инкубаторы и технопарки, которые являются одними из самых эффективных элементов инновационной инфраструктуры, способствующие развитию инновационной среды на основе развития малого предпринимательства и создания условий активизации инновационного процесса.
2. Развивать деятельность венчурных фондов, способных финансировать инновационные проекты малого и среднего предпринимательства.
Специфика формирования, использования и воспроизводства инновационного потенциала сельского хозяйства Краснодарского края обусловлена комплексом институциональных условий, включающих, прежде всего, инновационную инфраструктуру, которая отличается относительно низкой эффективностью. Основные составляющие формирования, использования и воспроизводства инновационного потенциала АПК Краснодарского края представлены на рисунке 2.
Краснодарский край - сложная экономическая система. В реальном секторе экономики Краснодарского края занято свыше 77% экономически активного населения, используется более 82% основных средств производства региона, что позволяет краю производить около 3% валового
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
8
регионального продукта России. Ожидается, что к 2025г. Кубань станет крупнейшим в РФ производителем натуральных продуктов питания (без использования генетически модифицированных ингредиентов, красителей и вкусовых добавок). При этом продукты, объединенные под единым брендом, будут поставляться во все крупные розничные сети страны, а также активно экспортироваться за рубеж.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края, Министерство экономики, Департамент инвестиций и развития малого и среднего
предпринимательства Краснодарского края разрабатывают и дают оценку целесообразности реализации инновационно-инвестиционных проектов, связанных с внедрением передовых технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, развитием интеграционных процессов в региональном АПК.
Рисунок 2 - Схема воспроизводства инновационного потенциала АПК Краснодарского края
Источник: составлено с использованием материалов исследований Дешевовой Н.В. [1;2]
В настоящее время потенциальным инвесторам предложено более
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
9
1700 инновационно-инвестиционных предложений во всех сферах экономики. Большой инновационный потенциал региона подтверждает постоянно растущий интерес бизнеса к реализации инновационных проектов в АПК именно в Краснодарском крае.
Для создания эффективного механизма дальнейшего укрепления инновационного потенциала аграрной сферы региона на основе совершенствования институциональных преобразований необходимо учитывать следующие принципы: государственный протекционизм
инновационной сферы, систематический мониторинг инновационной деятельности; эффективное использование ресурсного потенциала территории, стимулирование внедрения инновационных технологий.
Механизм государственного регулирования и поддержки иновационной активности АПК региона включает в себя следующие составные элементы [4;6]:
— регулирование инновационной сферы через систему господдержки;
— использование государственных субсидий и дотаций для финансирования инновационных проектов в области техникотехнологического перевооружения производства;
— создание эффективной системы страхования инновационных разработок;
— создание условий для формирования инновационного потенциала регионального АПК;
— стимулирование инновационных процессов;
— совершенствование системы ценообразования на инновационную продукцию;
— формирование эффективной налоговой политики, включая корректировку налоговой нагрузки на продукцию, произведённую с использованием инновационных разработок;
— совершенствование нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в аграрной сфере.
В настоящее время перспективы развития инновационных технологий в сельском хозяйстве связаны с необходимостью создания
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
10
условий для импортозамещения.
На наш взгляд, в АПК Краснодарского края отсутствует комплексная поэтапная программа развития и активизации инновационной среды, конкретно не определена очередность и приоритетность реализации заложенных в законодательстве методов активизации инновационного процесса. Сложившаяся ситуация приводит к отсутствию системности в реализации аграрной инновационной политики региона, что значительно снижает её эффективность.
В числе приоритетных направлений активизации аграрной инновационной сферы Краснодарского края, которые должны быть положены в основу инновационной политики региона необходимо выделить следующие [7]:
1. Повышение эффективности новаторской деятельности;
2. Активизация формирования благоприятного инвестиционного климата;
3. Увеличение затрат на НИОКР;
4. Формирование мотивационных условий (активизация процессов привлечения и аккумулирования инвестиционных ресурсов);
5. Оптимизация и повышение эффективности инновационноинвестиционных программ;
6. Активизация венчурного финансирования проектов;
7. Развитие инновационной инфраструктуры;
8. Повышение инновационной активности аграрных товаропроизводителей.
Нестабильность современных инновационных процессов в АПК Краснодарского края во многом связана с проявившимся финансовоэкономическим кризисом, устаревшими технологиями, которые
используют сельские товаропроизводители, хроническим дефицитом финансовых ресурсов, дающих возможность модернизации техникотехнологической базы аграрного производства. В этих условиях необходима выработка чёткой инновационной политики региона, основанной на базе эффективного взаимодействия науки, бизнеса и государства, позволяющей сконцентрировать необходимые ресурсы,
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
11
инициировать создание действенных рычагов для согласования интересов региональной власти и бизнеса.
На региональном уровне управление инновационным развитием сельского хозяйства связано с проблемами российской экономики, сдерживающими институциональные преобразования в аграрной сфере: продовольственным эмбарго, низкой производительностью труда, высокой степенью износа основных фондов, несоблюдением международных стандартов экологической безопасности производства.
В качестве критериев оценки результативности развития
инновационной среды, можно рассматривать степень обновления производства на инновационной основе в соответствии с международными стандартами качества и экологической безопасности, количество реализуемых инновационно-инвестиционных проектов с высоким
экономическим, экологическим и социальным эффектом.
Целенаправленная региональная политика создания аграрного
производства инновационного типа неразрывно связана с активизацией инновационных преобразований в аграрной сфере. Она должна способствовать реализации стратегических приоритетов развития
Краснодарского края, включая расширение производственной и социальной инфраструктуры сельских территорий, организацию
производства безопасной для потребителей и экономически доступной аграрной продукции, обеспечивать её конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, создавать условия для импортозамещения.
Литература:
1. Дешевова Н.В. Управление экономикой АПК на основе региональных инновационных кластеров / Инновационное развитие и модернизация экономики региона: монография. - Ставрополь- 2011 - 85-92с.
2. Дешевова Н.В., Шанин С.А. Специфика формирования системы ресурсного потенциала аграрного сектора экономики / Н.В Дешевова, С.А. Шанин // Научный журнал «Вестник АПК Ставрополья» -Ставрополь: АГРУС, 2013 -110-118 с.
3. Закон Краснодарского края от 5 апреля 2010 г. № 1946-КЗ «О
государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.convdocs.org/docs/index-51313.html
4. Никулина О.В. Институциональный подход к инновационному развитию экономических субъектов юга России в условиях кластеризации // Рandia.org / Электронный ресурс. Режим доступа: http://pandia.org/text/77/152/14457.php
5. Нечаев В.И. Тенденции и особенности развития рынка сырого молока / В.И.
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
12
Нечаев, Е.И. Артемова, И.А. Бурса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. -№ 7. - С. 54-57.
6. Статистический сборник. Наука в Краснодарском крае. ФСГС Территориальный орган ФСГС по Краснодарскому краю. - Краснодар, 2015 - 48 с.
7. Тер-Григорьянц, А.А. Экономическая оценка инновационного развития
региона: монография / А. А. Тер-Григорьянц. - Ставрополь: Издательско-
информационный центр «Фабула». - 2012. -144 с.
8. Формирование инновационной системы АПК: механизм государственно частного партнерства. Монография./ Под ред. Нечаева В.И., Демишкевич Г.М. Рыженкова НЕ. Санду И.С., Ушачева ИГ. М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2014 - 219 с.
References
1. Deshevova N.V. Upravlenie jekonomikoj APK na osnove regional'nyh innovacionnyh klasterov / Innovacionnoe razvitie i modernizacija jekonomiki regiona: monografija. - Stavropol'- 2011 - 85-92s.
2. Deshevova N.V., Shanin S.A. Specifika formirovanija sistemy resursnogo potenciala agrarnogo sektora jekonomiki / N.V Deshevova, S.A. Shanin // Nauchnyj zhurnal «Vestnik APK Stavropol'ja» -Stavropol': AGRUS, 2013 -110-118 s.
3. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 5 aprelja 2010 g. № 1946-KZ «O gosudarstvennoj podderzhke innovacionnoj dejatel'nosti v Krasnodarskom krae» // Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://ru.convdocs.org/docs/index-51313.html
4. Nikulina O.V. Institucional'nyj podhod k innovacionnomu razvitiju jekonomicheskih sub#ektov juga Rossii v uslovijah klasterizacii // Randia.org / Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://pandia.org/text/77/152/14457.php
5. Statisticheskij sbornik. Nauka v Krasnodarskom krae. FSGS Territorial'nyj organ FSGS po Krasnodarskomu kraju. - Krasnodar, 2015 - 48 s.
6. Ter-Grigor'janc, A.A. Jekonomicheskaja ocenka innovacionnogo razvitija regiona: monografija / A.A. Ter-Grigor'janc. - Stavropol': Izdatel'sko-informacionnyj centr «Fabula». - 2012. -144 s.
7. Formirovanie innovacionnoj sistemy APK: mehanizm gosudarstvenno chastnogo partnerstva. Monografija./ Pod red. Nechaeva V.I., Demishkevich G.M. Ryzhenkova N.E. Sandu I.S., Ushacheva I.G. M.: FGBNU VNIIJeSH, 2014.- 219 s.
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/50.pdf