Научная статья на тему 'Стимулирование познавательного интереса учащихся старших классов'

Стимулирование познавательного интереса учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1156
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджиев Сайдхасан Магомедович, Ильясов Динаф Фанильевич

Показан механизм влияния интереса на активизацию психических процессов. В соответствии с этим раскрывается сущность и психологическая природа познавательного интереса. Обсуждаются практические средства стимулирования познавательного интереса учащихся старших классов. Исследуется роль диверсификации образовательной среды школы в стимулирования познавательного интереса учащихся старших классов. В качестве основных средств диверсификации образовательной среды школы рассматриваются: создание насыщенного информационного пространства, расширение границ социального партнерства, осуществление взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование познавательного интереса учащихся старших классов»

РАЗДЕЛ V

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.032

Хаджиев Сайдхасан Магомедович

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского института повышения квалификации работников образования, [email protected], Грозный

Ильясов Динаф Фанильевич

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Hadjiev Saydhasan Magomedovich

Teacher of the department of pedagogy and psychology of Chechen institute of teachers advanced training, [email protected], Grozny

IVasov Dinaf Fanilyevich

The doctor of the pedagogical sciences, professor, the chair manager of department of pedagogy and psychology of Chelyabinsk institute of the refresher courses and improvement of teachers’ professional skills, [email protected], Chelyabinsk

STIMULATION OF COGNITIVE INTEREST OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Наиболее общее представление о феномене «интерес» можно получить, если обратиться к философской литературе, где он определяется как такое состояние человека, при котором фиксируются его потребности, осознание и осмысление значимости условий и средств их удовлетворения, желания, воля, а также побуждения к действиям, обеспечивающие удовлетворение потребностей [цит. по 2, с. 17].

Анализируя определения «интереса», данные в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Н. Ф. Добрынина, П. Ф. Каптерева,

А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной и др. ученых, мы обнаруживаем, что интерес рассматривается в целостной структуре личности, в контексте раскрывающих личность отношений и потребностей. Причем, как правило, эти отношения имеют эмоционально-положительную окраску, например, когда речь идет об отношении к другому объекту. Это проявляется в повышенном вни-

мании к соответствующему объекту и практически выражается в стремлении к приобретению знаний о нем и к эмоциональному сближению с ним.

Можно сделать вывод, что интерес представляет собой эмоциональнонасыщенную направленность субъекта на значимые для него объекты. С точки зрения нашего исследования, важно то, что интерес оказывает существенное влияние на психические процессы и активизирует их, при этом удовлетворение интереса не только не погашает его, но, напротив, создает еще более разветвленную систему интересов.

В качестве особой области интересов человека выделяется познавательный интерес, который многие исследователи связывают с показателем мотивационной сферы личности, имеющей сложную структуру, состоящую как из отдельных психических процессов, так и из объективных и субъективных связей человека с миром (В. Б. Бондаревский, Л. А. Гордон, Б. И. Додонов, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и др.).

Разработка проблемы познавательного интереса учащихся получила центральное место в исследованиях Г. И. Щукиной. Она считала, что познавательный интерес - это глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов. С ее точки зрения, сущность познавательного интереса состоит в том, что он обращен не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания знаний, к оперированию уже приобретенными, к овладению новыми и к их совершенствованию, т. е. к процессу познавательной деятельности [5].

Мы исходили из того, что стимулирование познавательного интереса учащихся старших классов является управляемым процессом и направлено на достижение качественно нового уровня развития ресурсных возможностей личности, обеспечивающих эффективную организацию и продуктивное осуществление познавательной деятельности. Подтверждением том являются выводы В. Н. Мясищева, который утверждал, что интерес является мощным побудителем активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Кроме того, по мнению автора, интерес отражает избирательное отношение к окружающему миру, его объекта, явлениям и процесса [3, с. 220].

Анализ психолого-педагогической литературы и реальной практики общего образования показывает, что в формировании познавательного интереса учащихся существенное значение имеет не только учебно-воспитательный процесс, но и его организации. Современные требования к организации учебно-воспитательного процесса основывается на том, что учитель не только осуществляет предметную подготовку, но и обеспечивает актуализацию и стимулирование учащихся к процессу учебного познания. По существу, стимулирование познавательного интереса учащихся занимает одно из важных мест в педагогической деятельности учителя.

В понимании стимулирования познавательного интереса учащихся мы придерживаемся позиции 3. И. Равкина и определяем его как активизацию внутренних движущих сил личности с помощью внешних, объективных побудителей, эффективность воздействия которых зависит от социальной и личностной значимости стимулируемой деятельности [4].

Принимая во внимание исследования С. А. Богданова, С. Л. Волковой,

О. А. Гребенниковой, И. И. Карякина, П. В. Разбегаева, Г. А. Синютиной,

Н. К. Тамбовцевой, Н. А. Терновой, Л. В. Трифоновой, А. А. Хохлова,

В. М. Черных, А. А. Эскендарова и др. ученых, а также учитывая собственный контекст работы, мы сочли возможным в качестве средства стимулирования познавательного интереса учащихся старших классов рассматривать диверсификацию образовательной среды школы.

В буквальном смысле слова диверсификация означает распространение деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. п.). В переводе с латинского, этот термин означает изменение или разнообразие. В рамках нашего исследования диверсификация предполагает расширение образовательной среды школы путем увеличения альтернатив для организации и осуществления учебнопознавательной деятельности учащихся. В качестве основных средств расширения образовательной среды школы мы рассматриваем: а) создание насыщенного информационного пространства, б) расширение границ социального партнерства, в) осуществление взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями профессионального образования. Опишем собственный опыт работы в данном направлении.

Информационно насыщенное пространство мы создавали с помощью нескольких взаимосвязанных мероприятий:

Первым и, возможно, самым насыщенным мероприятием стало реорганизация работы школьного сайта. Реорганизация проходила в виде включение новых, нестандартных рублик, направленных на признание и расширение границ влияния сайта:

Одной из главных рубрик стала электронная библиотека школы. Этому способствовала разработка преподавателями информатики компьютерной программы-оболочки, а также длительная подготовительная работа библиотекарей и учеников по переводу текстов учебников, учебных пособий и специализированных журналов в цифровой формат. Таким образом, у учителей и учеников появилась возможность пользоваться электронной библиотекой, что значительно экономило время на поиск информации, расширяло горизонты учебного поиска и повышало качество искомой информации. Через некоторое время мы предложили другим школам создать собственную виртуальную библиотеку и, в дальнейшем, объединить информационные базы, что было поддержано педагогической общественностью.

Следующая рубрика - форумы общения, предусматривающие виртуальные контакты, как между старшеклассниками школы, так и между старшеклассниками города, а также их родителями.

Третьей рубрикой, ставшей чрезвычайно популярной у старшеклассников, был электронный репетитор ЕГЭ. Учителя создали наборы заданий по предметам с верными ответами и подробным разбором заданий, в случае получения неточного ответа.

Параллельно с этой рубрикой была создана новая - «Супер-ученик», на котором учителя размещали образцы работ по своим предметам, которые заслуживали отличной оценки. Такие работы были эталоном качества, как для учеников, так и для их родителей.

Следующей рубрикой стал виртуальный лекторий для старшеклассников «Хочу все знать», его целью было обеспечение учащихся новой, познавательной информацией. Примечательно, что в 80% случаев авторами сообщений становились учащиеся 10-11 классов, при контролирующей роди учителя. Поиск ответов на поставленные вопросы учащимися из разных классов, безусловно, стимулировал познавательный интерес и у самих старшеклассников.

Кроме выше перечисленных рублик, мы создали «личные страницы» учителей, на которых были размещены личностные и профессиональные достижения каждого учителя (по его усмотрению), а также рубрика «почтовые ящики» в которой были почтовые ящики каждого класса, в них учителя могли размещать текущие задания или требуемые указания для учащихся, здесь же могла размещаться информация об изменениях в расписании (в случае болезни учителей).

Второе мероприятие было направлено на оперативность распространения информации, с этой целью была создана программа видеоновостей «Моя школа». Репортажи создавали учащиеся, посещающие фотокружок. Делали они это столь увлеченно, что появились и другие добровольцы. Это вызвало необходимость создания «Школы юных журналистов», что способствовало повышению интереса многих учащихся к стилям письма, грамотности речи, структурированию излагаемой информации. Кроме того, мы считаем целесообразным оборудовать холл какого-либо этажа школы для демонстрации новостей, фильмов и объявлений.

Третье мероприятие было направлено на устранение преград в общении между старшеклассниками и учителями, для этого была организована работа кабинета самостоятельной работы (мы его назвали «Радость»). Необходимость выделения отдельного кабинета была вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, отсутствие домашнего Интернета у многих учеников; во-вторых, необходимость выполнения некоторыми старшеклассниками заданий под косвенным контролем преподавателей; в-третьих, информационно-поисковая работа учителей и старшеклассников в одной аудитории является дополнительным мотивационным фактором для старшеклассников. Для активизации работы такого кабинета можно порекомендовать проведение один раз в месяц игровых мероприятий, которые позволят ученикам в увлекательной форме осваивать компьютерные технологии поиска и систематизации информации. Например: научно-информационный КВН, поисковая «Викторина», научный «Маячок» и др.

Четвертым мероприятием стал научно-информационный час «Интересное рядом». Каждый класс из параллели 10-11-х классов получал задание

- подготовить одно выступление (сообщение) в месяц. Здесь был заимствован опыт кратких сообщений в советский период, так называемых политинформаций. Это мероприятие решало сразу несколько задач: а) пробуждение интереса к научным и методическим новинкам; б) появление потребности в самосовершенствовании, через конкуренцию за лучшее выступление; в) активизация исследовательской работы.

Вторым средством развития образовательной среды школы мы считаем расширение границ социального партнерства школы. К социальным партнерам мы относим различные общественные организации, выпускников школы, родителей учащихся, а также профессиональные сообщества. Из собственного опыта работы можем предложить следующие мероприятия: совместные педагогические советы: бизнес-педсоветы (совместно с представителями работодателей и представителями службы занятости), перспективные педсоветы (совместно с представителями учреждений среднего и высшего профессионального образования), педсоветы единомышленников (совместно с родительским комитетом или всеми желающими родителями).

Считаем удачным опыт проведения ежемесячного лектория «Компас» с участием социальных партнеров. Это название обусловлено широким кругом познавательных интересов старшеклассников. Организованные встречи состояли из трёх частей: первую часть готовили учителя, вторую - студенты, третью - представители общественных организаций. Сложность в проведении лекториев состояла в подборе годовой тематики, вызывающий интерес у всех участников встречи. Мы предлагаем ориентироваться в некоторых случаях на интересы старшеклассников, в некоторых - на интересы образовательного процесса, а в некоторых - на актуальные социально-политические проблемы.

Особую роль в расширение границ социального партнерства мы видим в создании Ассоциации выпускников школы. Отметим, что, как правило, большинство выпускников лояльно относятся к своей школе. Это стратегический ресурс многих начинаниях образовательных учреждений, который используется крайне редко. Как правило, руководство школы опирается на родителей обучающихся детей, в некоторых случаях - на попечительский совет, в состав которого иногда включены влиятельные люди города или республики. Мы провели поисковую работу, восстанавливая контакты с выпускниками. Затраченное время и усилия окупили себя большим количеством теплых слов, сказанных учителям, а также реальной помощью Ассоциации учебно-воспитательному процессу: творческие встречи «Взлеты и падения» (рассказы выпускников о жизненных трудностях и путях их преодоления), «Путешествие в жизнь» (3 экскурсии на промышленные предприятия со встречами с лучшими по профессии); систематические встречи с любым учеником в кабинете

«Старшего товарища». Ассоциация составила график встреч выпускников, и учащиеся могли записаться на встречу, где получить ответы на интересные для них вопросы в индивидуальной беседе. Такие встречи пользовались большой популярностью, особенно у учащихся из неполных семей, так как проявили желание встречаться с учениками в основном мужчины.

Расширению социального партнерства способствовали профориентационные часы, к проведению которых приглашались представители как престижных, так и значимых в обществе профессий. Эти часы мы предлагаем организовать в виде двух частей: встреча с представителем профессии и выступления учеников (изредка учителей) об этой профессии (или профессиях). Нужную информацию они могли получить из разных источников: СМИ, Интернет-пространство, беседы с руководителями предприятий и учреждений, научно-практические конференции.

Третьим средством развития образовательной среды школы стало взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями профессионального образования. Мы это видим следующим образом:

- во-первых, заключение с вузами договоров о создании совместных школьных лабораторий, в которых могут вместе работать студенты и старшеклассники в зависимости от интересов. Для привлечения учеников к работе в лабораториях мы проводили открытый урок в каждой лаборатории, присутствие на котором учащихся 10-х классов было обязательным;

- во-вторых, сотрудничество может быть подкреплено совместными научными конференциями (на базе школы или на базе вуза). Отметим, что участие в конференциях на базе вуза повышало ответственность и, как следствие, качество выступлений всех учеников-участников;

- в-третьих, привлечение преподавателей вузов к участию в виртуальных рубриках «Хочу все знать» и «Подготовка к ЕГЭ». Отметим, что в силу большой загруженности преподаватели более охотно соглашаются на участие в виртуальных встречах, чем в работе лабораторий. В этой связи можно приглашать и опытных практиков (особенно охотно соглашаются на такую работу пенсионеры) и преподавателей колледжей.

Таким образом, мы полагаем, что познавательный интерес, рассматриваемый сквозь призму учебно-воспитательного процесса на старшей ступени школьного образования, приобретает особую значимость как неиссякаемый источник познавательной деятельности учащихся. Стимулирование познавательного интереса не только способствует направленности познавательной деятельности учащихся, но и активизирует эту деятельность, содействует длительности ее протекания и продуктивности ее результатов. Очевидно, что при грамотной организации стимулировании познавательного интереса будет приводить к развитию познавательного потенциала учащихся в целом.

Библиографический список

1. Ильясов, Д. Ф. Педагогическое содействие учащимся в их профессиональном самоопределении / Д. Ф. Ильясов, Л. Ю. Кобелева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 177-183.

2. Костаева, Т. В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Костаева. - Саратов, 2006. - 194 с.

3. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. - М.; Воронеж. - 1998. - 362 с.

4. Равкин, 3. И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников / 3. И. Равкин - Киров; Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. - 45 с.

5. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

6. Юртаева, Ю. А. Развитие познавательного потенциала будущих менеджеров в вузе / Ю. А. Юртаева, И. В. Резанович - Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 10.-С. 113-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.