УДК 37.032
Хаджиев Сайдхасан Магомедович
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского института повышения квалификации работников образования, [email protected], Грозный
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Hadjiev Saydhasan Magomedovich
Teacher of the department of pedagogy and psychology of Chechen institute of teachers advanced training, [email protected], Grozny
DRIVING FORCES OF DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ CREATIVE POTENTIAL
Познавательные процессы, способы их организации выступают фундаментом учебной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Именно они являются слабо используемым резервом, а их учет в образовательном процессе - возможным ответом на сложности, связанные с ускорением прогресса науки. Реализация данной установки является актуальной на всех этапах школьного образования, прежде всего на его старшей ступени, где ведущей деятельностью учащихся становится самоопределение, связанное с конструированием возможных образцов будущего, проектированием и планированием в нем своего жизненного и дальнейшего профессионального пути. Это обстоятельство указывает на то, что система формируемых у учащихся старших классов знаний, умений и личностных качеств должны быть «открытой», т. е. обеспечивать им способность к пополнению и трансформации этих знаний и умений, а также продуктивному мышлению. Совершенно очевидно, что успешное решение этой задачи может быть достигнуто за счет направленности образова-тельного процесса в школе на развитие познавательного потенциала учащихся старших классов. Такая постановка вопроса предполагает исследование сущности, внутреннего строения и движущих сил развития познавательного потенциала учащихся старших классов.
Познавательный потенциал учащихся старших классов мы рассматриваем как развивающуюся и самоуправляемую систему внутренних ресурсов, возможностей и резервов личности, которые обеспечивают активизацию продуктивной познавательной деятельности, мобилизацию операциональных функций, направленных на интенсивное познание окружающего мира, формирование личностной идентичности, реализацию планов и стратегий профессионального самоопределения.
Комментируя данное определение, мы хотели бы акцентировать внимание на следующих позициях. Во-первых, мЫ подчеркнули, что познава-
тельный потенциал учащихся старших классов является одной из разновидностей потенциала личности, которое, кстати говоря, выступает по отношению к определяемому понятию родовым понятием. В качестве существенных признаков потенциала личности нами выделены внутренние ресурсы, возможности и резервы личности. Во-вторых, мы попытались показать, что познавательный потенциал отражает взаимосвязь возможности и действительности с развитием сущностных сил учащегося. По нашему мнению, это можно увидеть в присутствующей в определении формулировке «развивающаяся система внутренних ресурсов, возможностей и резервов личности». Данное обстоятельство является принципиально важным. Оно позволяет выделить в структуре познавательного потенциала две составляющие: явную и скрытую. Явный потенциал будет образован внутренними резервами и возможностями личности. Учитывая сложившиеся традиции в определении потенциала личности, мы считаем необходимым здесь отразить знания и общеучебные умения учащихся, необходимые для продуктивного осуществления познавательной деятельности. Принимая во внимание характер ее осуществления на старшей ступени школьного образования, полагаем важным выделить в составе явной составляющей познавательного потенциала личностные качества учащихся старших классов, среди которых: амбициозность, самостоятельность и любозна-тельность. Что касается скрытого потенциала, то он будет представлен лич-ностными резервами, которые могут включать: высшие психические функции (мышление, память, восприятие, воля, речь), познавательные стратегии, познавательный интерес и познавательные мотивы. В-третьих, в приведенном определении мы стремились отразить соотнесенность средств осуществления процесса познания с представлениями о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте, а также направленность самой познавательной деятельности на достижение результатов, непосредственно связанных с проектированием учащимися старших классов перспектив и пла-нов на будущее. Эта позиция выражается в таких формулировках, как «интенсивное познание окружающего мира», «формирование личностной идентичности», «реализация планов и стратегий профессионального самоопределения».
Развитие познавательного потенциала нами определяется как поступательный и развертываемый во времени процесс качественного преобразования внутренних ресурсов, возможностей и резервов учащихся, сопровождающийся приобретением новых, положительных качеств и свойств и обеспечивающий эффективную организацию и осуществление продуктивной познавательной деятельности.
Давая наиболее общие комментарии к данному определению, мы хотели бы остановиться на следующих моментах. Во-первых, следует подчеркнуть, что развитие познавательного потенциала, как и развитие вообще, имеет поступательный и непрерывный характер. Здесь мы придерживаемся диалектико-материалистической позиции, в соответствии с которой «всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд
различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой» [2, с. 296].
Во-вторых, в определении развития познавательного потенциала отражена такая важная характеристика развития, как время («развертываемый во времени процесс»). Развитие познавательного потенциала учащихся осуществляется в условиях реального времени. Более того, временная характеристика определяет направленность данного процесса. Проявляется это в этапном характере развертывания процесса развития познавательного потенциала, на каждом из которых образуются вполне определенные психологические новообразования, свидетельствующие о качественных изменениях в уровне познавательных возможностей и способностей учащихся.
В-третьих, мы рассматриваем развитие познавательного потенциала как результат развития личности учащихся старших классов. В этом случае предполагается актуализация познавательных резервов учащихся, т.е. перевод во внутренний план тех психических функций, которые еще не являются сформированными или не обнаруживаются в явном виде в процессе познавательной деятельности. Соответствующая актуализация осуществляется вследствие разрешения внутреннего противоречия между явной и скрытой составляющими познавательного потенциала. Возникающее противоречие между знаниями, умениями и отчетливо проявляющимися личностными качествами и мотивационно-смысловой структурой личности разрешается посредством включения учащихся в активную познавательную деятельность, уступая место новым противоречиям.
Предложенное нами определение позволяет говорить о том, что развитие познавательного потенциала учащихся старших классов осуществляется в соответствии с ключевыми принципами прогрессивных изменений матери-альных объектов, а именно: необратимости, направленности и закономерности. В соответствии с этим данный процесс развития основывается на единой внутренней взаимосвязанной линии. При этом результатом данного процесса являются новое качественное состояние объекта. Если иметь в виду познавательный потенциал учащихся старших классов, то в качестве такого нового качественного состояния объектам можно рассматривать: личностный качества, важные с точки зрения осуществления продуктивной познавательной деятельности (амбициозность, самостоятельность, любознательность), развитие познавательных стратегий учащихся, устойчивый познавательный интерес и мотивы осуществления познавательной деятельности и т. д. И что особенно важно, такие качественные состояния объекта позволят обеспечить направленность самой познавательной деятельности на достижение результатов, непосредственно связанных с проектированием учащимися старших классов перспектив и планов на будущее.
Эффективность протекания такого сложного по природе процесса, как развитие познавательного потенциала учащихся старших классов, определяется
эффективностью созданных условий, которые выполняют роль движущих сил. В нашей статье в качестве таких движущих сил мы рассматриваем:
- стимулирование познавательного интереса учащихся посредством диверсификации образовательной среды школы;
- расширение познавательных стратегий учащихся через формирова-ние индивидуального познавательного стиля, обогащение арсенала интеллектуальных операций и повышение поведенческой гибкости;
- развитие высших психических функций учащихся на факультатив-ных занятиях, в процессе которых создается «ситуация успеха» и повышается мотивация достижения.
Раскрывая первое положение, мы исходили из того, что стимулирова-ние познавательного интереса учащихся старших классов является управляемым процессом и направлено на достижение качественно нового уровня развития ресурсных возможностей личности, обеспечивающих эффективную организацию и продуктивное осуществление познавательной деятельности. Подтверждением тому являются выводы В. Н. Мясищева, который утверждал, что интерес является мощным побудителем активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной [3, с. 220]. Кроме того, по мнению автора, интерес отражает избирательное отношение к окружающему миру, его объекта, явлениям и процесса [3].
Исходя из анализа научной литературы [1; 4; 8; 9 и др.], нам удалось установить, что познавательный интерес учащихся ориентирован на познание окружающего мира, прежде всего, с целью проникновения в его многообразие, выявления его сущностных сторон, причинно-следственных связей и закономерностей. Как неотьемлемый элемент познавательной деятельности интерес связан с формированием различных личностных образований, на основе которых у учащихся появляется миропонимание, мировоззрение и мироощущение. В формировании познавательного интереса существенное значение имеет не только учебно-воспитательный процесс, но и его организации. Современные требования к организации учебно-воспитательного процесса основывается на том, что учитель не только осуществляет предметную подготовку, но и обеспечивает актуализацию и стимулирование учащихся к процессу учебного познания. По существу, стимулирование познавательного интереса учащихся занимает одно из важных мест в педагогической деятельности учителя.
В понимании стимулирования познавательного интереса учащихся мы придерживаемся позиции 3. И. Равкина и определяем его как активизацию внутренних движущих сил личности с помощью внешних, объективных побудителей, эффективность воздействия которых зависит от социальной и личностной значимости стимулируемой деятельности [4].
Стимулирование познавательного интереса учащихся определяется многими факторами. Мы сочли возможным в качестве средства стимулирова-
ния познавательного интереса учащихся старших классов рассматривать диверсификацию образовательной среды школы.
В буквальном смысле слова диверсификация означает распространение деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. п.). В нашем случае диверсификация предполагает расширение образовательной среды школы путем увеличения альтернатив для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. В качестве главных средств расширения образовательной среды школы мы рассматриваем: создание насыщенного информационного пространства, расширение рамок и содержания социального партнерства, осуществление взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями профессионального образования.
Следующий фактор, выполняющий роль движущей силы развития познавательного интереса, касается расширения познавательных стратегий учащихся. Реализация данного фактора в системной плоскости обеспечивает индивидуализацию процесса познавательной деятельности и развитие субъектности учащихся. Расширение познавательных стратегий способствует развитию самосознания учащихся, совершенствованию их познавательной сферы, саморегуляции и самореализации, что, в конечном счете, приводит к развитию их познавательного потенциала.
Наиболее полное представление о познавательных стратегиях мы находим у А. А. Плигина [6]. У него мы обнаруживаем общее и структурное определение познавательной стратегией. В первом случае под познавательной стратегией понимается индивидуальная взаимосвязь мыслительных операций и действий, направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности. Во втором случае познавательную стратегию он определяет как комплексную динамическую организацию познавательных процессов, которая относительно познавательной деятельности раскрывает взаимосвязи следующих компонентов: репрезентация цели и критериев ее достижения, операции по достижению результата, коррекция процесса деятельности, фиксация получаемого результата [6, с. 20-22].
В качестве условий развития познавательных стратегий учащихся мы рассматриваем: формирование индивидуального познавательного стиля; расширение арсенала интеллектуальных операций; повышение поведенческой гибкости. Индивидуальный познавательный стиль представляет собой индивидуальную устойчивую систему способов и приемов активного взаимодействия учащихся с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей и т. д.). Формирование индивидуального познавательного стиля обеспечивает динамичное согласование индивидуальных особенностей учащихся с наличными целями познавательной деятельности. Расширение арсенала интеллектуальных операций предполагает расширение спектра действий, перешедших во внутренний план личности и ставших обратимыми благодаря координации с другими умственными действия учащихся. При этом интеллектуальная
операция понимается как осознанные психические действия, связанные с познанием и решением задач, которые стоят перед учащимися. Поведенческая гибкость представляет собой оптимальное сочетание двух групп психологических характеристик личности учащегося: вариативности (разнообразных способов ролевого взаимодействия) и стабильности (индивидуальных паттернов поведения) в познавательной деятельности.
На этом основании можно утверждать, что реализация познавательных стратегий дает хорошую возможность для выстраивания индивидуального развития учащихся в процессе их учебной и внеучебной деятельности. Исследование взаимосвязей между отдельными элементами внутри индивидуальных познавательных стратегий выступает средством саморазвития учащихся, разработки его индивидуальной траектории личностного развития в рамках образовательного процесса. Осуществляя познавательную стратегию, учащийся задействует такие психические про-цессы, как восприятие, память, представление, мышление. Вполне очевидно, что все это способствует созданию условий для развития познавательной деятельности учащихся [7].
Третий фактор развития познавательного потенциала связан с развитием высших психических функций учащихся на факультативных занятиях, в процессе которых создается «ситуация успеха» и повышается мотивация достижения. При его выдвижении мы исходили из того, что высшие психические функции (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) как составная часть познавательной деятельности обеспечивают ее эффективность. Они позволяют учащимся заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход ее осуществления, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
В качестве условия развития высших психических функций на факультативном занятии мы рассматриваем создание ситуации успеха и повышение мотивации достижения. Мотивация достижения находится в основе успеха личности в деятельности и представляет собой функционально-структурное личностное образование, которое проявляется в стремлении личности выполнить какую-либо работу на высоком уровне качества (если, конечно, при этом есть возможности применить личностные качества и усилия). В качестве структурных компонентов мотивации достижения успеха психологи выделяют: обобщенные устойчивые мотивы достижения и избегания неудач, субъективную вероятность достижения в виде ожиданий успеха и неудачи, побудительную ценность результата деятельности [5].
На основе анализа психологической литературы установлено, что в си-туации успеха, уровень мотивации достижения выше, чем в обычной учебной ситуации. Кроме того, именно наличие устойчивой внутренней мотивации обеспечивает личности надежный успех, побуждая к преодолению труд-ностей на пути к нему. Следует помнить, что благоприятная ситуация активизирует позитивные переживания учащегося, которые неукоснительно способствуют достижению значительных результатов в уче-
бе. Поэтому о ситуации успеха можно говорить лишь в тех случаях, если учащийся переживает чувства радости, гордости, учебной компетентности и личностной состоятельности в процессе познавательной деятельности. Мотив достижения успеха находит свое отражение не только в позитивных переживаниях, но и в желании учащихся сделать что-то быстро и на высоком уровне качества. В связи с этим ситуация успеха приобретает высокую педагогическую значимость только в том случае, если является достижимой для учащегося [4; 5].
Таким образом, описанные в статье положения определяет движущие силы развития познавательного потенциала учащихся и отражают ориентир на те психические функции, которые еще не созрели или проявляются не в явном виде. В результате развитие познавательного потенциала учащихся старших классов представляет собой поступательный и направленный процесс качественного преобразования целостной развивающейся системы способностей и ресурсных возможностей личности, которая обеспечивает успешную организацию и результативное осуществление познавательной деятельности.
Библиографический список
1. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст]: кн. для учителя / В. Б. Бондаревский. - М: Просвещение, 1985.- 144 с.
2. Маркс, К. Избранные произведения: В 12-ти т. Т. 4 / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М. : Прогресс, 1984. - 382 с.
3. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. [Текст] / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. - М.; Воронеж. - 1998. - 362 с.
4. Сулейманов, Г. Г. Мотивация при обучении математике в У-1Х классах сельской национальной школы как фактор повышения качества знаний школьников [Текст] / Г. Г. Сулейманов, X. Ш. Шихалиев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -Х2 4. - С. 133-140.
5. Солодков, И. А. Педагогическое содействие повышению мотивации учебной деятельности обучающихся [Текст] / И. А. Солодков // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 213-237.
6. Равкин, 3. И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познава-тельной активности школьников [Текст] / 3. И. Равкин - Киров; Йошкар-Ола: КГПИ, 1975.-45 с.
7. Плигин, А. А. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психолог, наук: 19.00.07 / А. А. Плигин. - М., 2009. - 55 с.
8. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
9. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.