Научная статья на тему 'Становление познавательного интереса обучаемых как комплексный процесс'

Становление познавательного интереса обучаемых как комплексный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ / INTEREST / COGNITIVE INTEREST / FORMING OF COGNITIVE INTEREST / LANGUAGE AND CULTURAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова С. Л.

В статье рассматриваются особенности становления познавательного интереса учащихся средствами лингвострановедения в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of students' cognitive interest as a complex process

The article presents characteristics of forming of students' cognitive interest through language and cultural studies in foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Становление познавательного интереса обучаемых как комплексный процесс»

С. Л. Волкова

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЕМЫХ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЦЕСС

Работа представлена кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент В. А. Григорьева-Голубева

В статье рассматриваются особенности становления познавательного интереса учащихся средствами лингвострановедения в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, становление познавательного интереса, лингвострановедение.

The article presents characteristics of forming of students’ cognitive interest through language and cultural studies in foreign language teaching.

Key words: interest, cognitive interest, forming of cognitive interest, language and cultural studies.

Познавательный интерес является важнейшим фактором совершенствования обучения в качестве носителя внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон учебной деятельности [2, с. 177].

Становление познавательного интереса обучаемых представляет собой

комплексный процесс его возникновения, поддержания и развития, включенный в общую направленность обучения и воспитания.

Интерес делает процесс познания увлекательным, личностно значимым для обучаемого, повышает темпы и объем усвоения материала, снижает учеб-

ные нагрузки, т. е. способствует продуктивному изучению иностранного языка.

Проблема становления познавательного интереса у школьников и студентов, изучающих иностранный язык, крайне важна в силу высоких требований, предъявляемых современным обществом к уровню владения иностранным языком выпускниками школ и молодыми специалистами [1, с. 35].

Необходимость проведения экспериментального обучения по становлению познавательного интереса старшеклассников к иностранному языку средствами лингвострановедения была обусловлена тем, что, несмотря на значительное повышение роли иностранного языка в нашей стране за последнее десятилетие, далеко не все выпускники обычных средних общеобразовательных школ обладают знаниями по данному учебному предмету, достаточными для свободного участия в межъязыковой коммуникации на изучаемом иностранном языке.

В средних общеобразовательных школах наблюдается неудовлетворенность как преподавателей иностранного языка, так и учащихся и их родителей результатами обучения иностранному языку, что вызывает острую необходимость поиска путей повышения эффективности изучения иностранного языка. Особенно это актуально в отношении английского языка, являющегося в наши дни языком международного общения. Одним из самых эффективных путей повышения результативности овладения английским языком учащимися средней общеобразовательной школы мы считаем комплексное становление познавательного интереса обучаемых к данному учебному предмету средствами лингво-страноведения, что предполагает целенаправленное и планомерное усвоение языковых явлений и страноведческой информации одновременно. В соответ-

ствии с этим в проводимом нами экспериментальном обучении мы выделили следующие этапы:

1. Введение дополнительных лингвострановедческих знаний во время уроков иностранного языка.

2. Расширенное введение лингвострановедческих знаний на занятиях по факультативному курсу «Страны изучаемого языка. Лингвострановедческий аспект».

3. Получение учащимися углубленных знаний по лингвострановедению в рамках кружковой работы по иностранному языку в школе.

На первом этапе экспериментального обучения мы планировали учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить развитие навыков использования полученных лингвострановедческих знаний в устной и письменной речи; способствовать становлению познавательного интереса учащихся к английскому языку; улучшить качество их речевой коммуникации; повысить лингвострановедческую компетентность школьников.

Учащиеся получали дополнительные сведения по лингвострановедению при освоении языкового материала применительно к сферам общения на английском языке и коммуникативной тематике, отобранной в соответствии с содержанием этнической, соционорматив-ной, художественной и мировоззренческой форм культуры. Так, лингвострановедческий аспект применялся при изучении социально-бытовой, учебнотрудовой и социально-культурной сфер общения.

Во время второго этапа экспериментального обучения учащимся предлагалось расширение лингвострановедческих знаний при изучении факультативного курса «Страны изучаемого языка. Лингвострановедческий аспект». При этом мы считали необходимым обеспечить сознательное усвоение лингво-

страноведческих знаний учащимися; повысить качество их знаний по английскому языку посредством активного применения лингвострановедческого аспекта при изучении английского языка; повысить познавательный интерес учащихся к данному учебному предмету.

Программа факультатива включала в себя следующие темы:

1. Ознакомление учащихся с именами собственными и словами, используемыми для описания жителей англоязычных стран, их внешности, занятий и досуга.

2. Изучение школьниками быта народов стран изучаемого языка, их основных потребностей, жизни в различных областях страны и жизни в других странах по сравнению с родной страной и англоязычными странами, а также знакомство с праздниками, обычаями и традициями этих стран.

3. Знакомство с географическими названиями и объектами англоязычных стран.

4. Ознакомление обучаемых с историческими событиями и личностями стран изучаемого языка.

5. Знакомство школьников с другими странами и народами, схожими с Россией и англоязычными странами и отличными от них.

Особое внимание при изучении данного факультативного курса обращалось нами на такие лингвострановедческие компоненты, как фоновая лексика, особенности речевого поведения и этикета, культуроведческая направленность аутентичных текстов, интерна-ционализмы и заимствования в английском языке, безэквивалентная англоязычная лексика и способы передачи ее на родном языке.

На третьем этапе эксперимента учащиеся продолжали получать углубленные лингвострановедческие знания в рамках кружковой работы по англий-

скому языку, в процессе которой мы стремились научить школьников осознанному отбору и сочетанию языковых средств в зависимости от цели, сферы и условий общения на английском языке; повысить качество иноязычной коммуникации учащихся с использованием лингвострановедческих знаний; указать обучаемым возможные пути дальнейшего повышения лингвострановедческой компетентности.

Учащиеся активно участвовали в создании и работе предметного кружка «Английский клуб», на заседаниях и других мероприятиях которого они общались как между собой, так и с гостями клуба - гражданами англоговорящих стран по-английски, используя в коммуникативных ситуациях лингвострановедческие знания, полученные ранее и приобретая новые в процессе иноязычного общения.

Тематика занятий предметного кружка «Английский клуб» включала вопросы, предполагающие сравнение жизни в нашей стране и за рубежом, например, такие проблемы англоязычных стран и России, как выбор профессии, досуг и увлечения, спорт и здоровье, человек и его семья, социальные и культурные контакты и др.

Учащиеся делали сообщения по лингвострановедческой тематике на занятиях («заседаниях») «Английского клуба», а также участвовали в ролевых ситуативных играх (таких, как «По следам хоббитов», «Тайны золота инков» и др.), подготовке рефератов и выпуске стендовой информации, предметных викторинах, конкурсах исполнителей английских песен и стихов, а также в реальных и виртуальных экскурсиях по залам крупнейших музеев и художественных галерей мира, в которых широко представлено искусство англоязычных стран.

Особое внимание на всех этапах экспериментального обучения обраща-

лось нами на становление познавательных интересов учащихся при введении лингвострановедческой информации, на соблюдение признака проблемности в изложении материала, на чередование групповых, коллективных и индивидуальных форм работы, применение активных методов обучения языку, обеспечение гибкого алгоритма занятий, активизации самостоятельной работы учащихся и учет их индивидуальных особенностей.

В завершение экспериментального обучения нами планировалось «погружение» обучаемых в среду реальной иноязычной коммуникации. Учащиеся приняли активное участие в совместных программах со школьниками и учителями США из штатов Вермонт, Мэн и Нью-Хэмпшир «Обмен письмами», «Обмен подарками» и «Обмен учителями и учениками», в которых все школьники, принимавшие участие в эксперименте, продемонстрировали значительно повысившийся познавательный интерес к иностранному языку и другим предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла и свободное включение в межъязыковую речевую коммуникацию, что является одной из главных целей обучения иностранному языку в школе.

В процессе эксперимента было отмечено изменение уровня становления познавательного интереса.

Для определения динамики уровня становления познавательного интереса старшеклассников к иностранному языку в процессе его становления необходимо было выяснить отношение учащихся к данному учебному предмету. С этой целью мы использовали методику В. А. Якунина (шкала для изучения отношения учащихся к изучаемому предмету).

Учащимся было предложено назвать пять самых интересных, пять самых важных и пять самых трудных, по

их мнению, предметов, входящих в гуманитарный, научно-технический и естественнонаучный циклы, среди которых ими были выделены физическая культура, математика, информатика, русский язык и английский язык.

Анкетирование проводилось в контрольных и экспериментальных группах до и после экспериментального обучения с целью выявления начального уровня познавательного интереса учащихся к английскому языку и степени его повышения в процессе эксперимента.

Если до начала эксперимента учащиеся контрольных и экспериментальных групп называли самыми интересными предметами математику и русский язык, а английский язык находился на четвертом или пятом месте (после информатики и физической культуры), то после эксперимента интерес учащихся экспериментальных групп к английскому языку увеличился на 48,32%.

Перед проведением эксперимента учащиеся и контрольных, и экспериментальных групп считали самыми важными предметами для себя русский язык, информатику и математику, но после эксперимента английский язык является важнейшей учебной дисциплиной для учащихся экспериментальных групп (50,65% по сравнению с 18,01% до эксперимента).

Значительно (на 12,30%) снизилась трудность усвоения английского языка у учащихся экспериментальных групп после завершения эксперимента. По сложности усвоения английский язык занимает уже не первое место, как до начала эксперимента у учащихся контрольных и экспериментальных групп, а четвертое (у школьников экспериментальных групп). Показатели в контрольных группах практически не изменились или менялись незначительно.

Из полученных данных очевидно, что важность и трудность изучения учеб-

ных дисциплин неразрывно связаны с вызванным к ним познавательным интересом, становление которого, учитывая специфику процесса обучения иностранным языкам, целесообразно осуществлять средствами лингвострановедения.

В процессе эксперимента по применению лингвострановедческого аспекта для становления познавательного интереса школьников в процессе изучения английского языка у учащихся контрольных групп, не участвовавших в экспериментальном обучении, не отмечено значительных изменений, а у уча-

щихся экспериментальных групп повысился познавательный интерес к английскому языку, что взаимосвязано с осознанием важности данного учебного предмета и уменьшением трудности его усвоения.

Таким образом, становление познавательного интереса обучаемых, являющегося важнейшим фактором совершенствования процесса обучения, способствует реализации главных целей обучения иностранным языкам, а именно: практической, общеобразователь-

ной, развивающей и воспитательной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.