Алимова Н.
м.н.с. ИЭ АН РУз
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Активизация инновационной деятельности промышленных предприятий является одной из важнейших условий роста их конкурентоспособности в условиях посткризисного развития национальной экономики. Как было отмечено в выступлении Президента Республики Узбекистан «...осуществление активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих базовых отраслей.», являются одним из приоритетных направлений Антикризисной программы1.
Реализация задач в этом направлении требует использования мотивов (побудительных сил), подталкивающих как отдельных работников, так и отдельные предприятия (организации) к повышению инновационной активности и интенсивности инновационных преобразований. Это говорит о необходимости исследования проблем мотивации инновационной деятельности в промышленности, тем более что преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса невозможно без активизации инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности промышленных предприятий. В этой связи закономерно возрастание интереса исследователей, к проблемам формирование национальной инновационной системы, результатам проводимой инновационной политики промышленных предприятий и оценке их эффективности. В то же время обеспечение эффективного управления в инновационной сфере невозможно без исследования и систематизации причин, мотивирующих инновационные преобразования, и создания системы
1 И.А.Каримов. Наша главная задача-дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. -Т.: Узбекистан,2010.- 58с.
действенных стимулов, направленных на усиление, как инновационной активности, так и интенсивности инновационных процессов.
Характерной чертой современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в целях повышение конкурентоспособности предприятий. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку и социально-экономическое развитие в ВВП развитых стран, достигшая, в передовых странах 3% ВВП, свыше трети, из которых финансирует государство. Интенсивность НИОКР и качество человеческого капитала определяют сегодня возможности и уровень экономического развития - в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационных процессов.
Повышение эффективности роста на стадиях инновационного процесса зависит от мотивации труда и системы стимулов, направленных на повышение его эффективности. При этом должны учитываться мотивы и разрабатываться системы стимулирования как на уровне каждой стадии жизненного цикла инновационного процесса, так и для всего инновационного процесса в целом. Диспропорции в результативности работ на различных стадиях жизненного цикла инновационных процессов могут привести к снижению эффективности инновационной деятельности.
Воздействие на инновационную активность и интенсивность инновационной деятельности промышленных предприятий не может быть осуществлено без выявления причин, побудительных мотивов, заставляющих предприятия и организации осуществлять инновационные преобразования. Другими словами, для достижения целей и получения определенных результатов в инновационной сфере необходимо стимулировать предприятие к осуществлению необходимых изменений.
За годы независимости удельный вес продукции промышленности в структуре ВВП вырос более чем в два раза, что свидетель-
ствует о ее приближении к структуре, характерной для индустриальных стран. Весомый вклад в развитие промышленности продолжают вносить такие отрасли, как машиностроение, металлургия, электротехническая, легкая, пищевая, химическая, нефтехимическая промышленность и другие (табл.1.).
Как показывают результаты анализа, в 2009 году по сравнению с 2007 годом наблюдается рост в топливной (3,7%), пищевой (1,8%), машиностроение и металлообработке (0,8%), и деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (0,2%) отраслях. В 2009 году по сравнению с 2008годом увеличились объемы производства в электроэнергетике (0,2%), топливной (1,4%), пищевой (0,4%), машиностроение и металлообработке (0,1%), и деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (0,1%) отраслях. Незначительное снижение производства продукции было отмечено в таких отраслях как черная (0,5%) и цветная металлургия (0,9%), химическая и нефтехимическая отрасль(0,4%), строительные материалы (0,3%) и легкая промышленность (0,5%). Это было в основном связано со снижением спроса и цен на продукцию отрасли на внешних рынках в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Таблица 1.
Структура производства продукции по основным отраслям промышленности (% к итогу)
Показатель 2007 2008 2009 2009 к (+,-)
2007 2008
Всего 100,0 100,0 100,0 - -
В том числе:
электроэнергетика 9,4 8,6 8,8 -0,6 +0,2
топливная 17,7 20,0 21,4 +3,7 +1,4
черная металлургия 2,9 2,9 2,4 -0,5 -0,5
цветная металлургия 15,7 12,5 11,6 -4,1 -0,9
химическая и нефтехимическая 4,7 5,1 4,7 0 -0,4
машиностроение и металлообработка 15,4 16,1 16,2 +0,8 +0,1
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 0,9 1,0 1,1 +0,2 +0,1
строительные материалы 5,2 5,0 4,7 -0,5 -0,3
легкая 13,7 12,6 12,1 -1,6 -0,5
пищевая 9,3 10,7 11,1 +1,8 +0,4
другие 5,6 5,5 8,1 +2,5 +2,6
Источник: составлено автором по данным Государственного Комитета РУз по статистике.
Позитивные результаты в значительной мере достигнуты благодаря стимулированию производства готовой и локализуемой продукции, проведению интенсивной технологической модернизации предприятий целого ряда отраслей, в частности, предприятий в сфере ИКТ, нефтегазовой отрасли, цветной и черной металлургии, химической, фармацевтической, легкой, хлопкоочистительной, масложировой промышленности и промышленности по производству строительных материалов. Этот процесс связан с переводом промышленности с сырьевой ориентации на выпуск готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Реализация собственной модели экономического развития позволила стране за достаточно короткий период добиться существенных успехов во всех ключевых сферах и отраслях. Темпы роста экономики продолжают оставаться высокими, несмотря на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис. В частности, в 2009 году валовой внутренний продукт страны вырос на 8,1 процентов, производство промышленной продукции - на 9,0 процента, уровень инфляции составил 7,4 процента.2
Основными задачами активизации инновационной деятельности в научно - технической и производственной сферах республики являются повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг, диверсификация и совершенствование структуры производства и экспорта, перевод экономики на инновационную модель развития.
Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 г. № 916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство», в 2010 году была проведена III Республиканская ярмарка инновационных идей, технологий и проектов, на которой было представлено более 600 разработок.
Наиболее широко были представлены разработки в сфере промышленности - 240, сельского хозяйства - 200, фармацевтики и здравоохранения - 100, информационных технологий
2 И.А.Каримов. Наша главная задача-дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. -Т.: Узбекистан,2010.-43-44с.
- 40, образования и науки - 30.
В ходе ярмарки между разработчиками научно-технической продукции и потребителями было заключено 456 соглашений на закупку новой продукции и технологий на общую сумму 10,6 млрд. сумов. Контракты включали, в том числе, 331 договоров на поставку инновационной продукции в 2010 году на 6,7 млрд. сумов и 125 протоколов намерений на разработку инновационной продукции в 20102012 годах на 3,9 млрд. сумов.
На сегодняшний день в стране сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов государства, частного бизнеса и научного сообщества на активизацию инновационной деятельности. Признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата, существенное улучшение институциональной базы, в том числе инновационной деятельности, меры принятые по развитию науки и образования будут способствовать развитию этих процессов.
Наличие указанных предпосылок дает основание полагать, что рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности позволит эффективно использовать конкурентные преимущества, связанные с реализацией образовательного и научно
- технического потенциала для обеспечения роста конкурентоспособности национальной экономики.
Развитие современной экономики характеризуется сочетанием разных тенденций, которые разнонаправлено влияют на динамику показателей, традиционно используемых в экономическом анализе.
Главными задачами перевода экономики на инновационную модель развития являются: модернизация промышленности на основе инноваций, приоритетное развитие обрабатывающих, наукоемких отраслей экономики, увеличение ее доли в экспорте, снижение показателей материалоемкости и энергоемкости производства;
создание национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний, построение адекватной инновационной инфраструк-
туры (центры трансфера технологий, технико-внедренческие зоны, система фондов начального финансирования инновационных проектов и т.д.) и выбор приоритетов инновационного развития; повышение доли отечественной промышленной продукции во внутреннем потреблении, создание новых рабочих мест, повышение социальной привлекательности научно-технической деятельности;
интеграция национальной экономики в мировую инновационную систему, завоевание своего места в интеллектуальном секторе глобальной экономики.
При этом системной проблемой является необходимость создания постоянно действующего механизма определения и корректировки приоритетов инновационного развития.
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности можно отнести следующее:
прямое финансирование; предоставление индивидуальным изобретателям, малым внедренческим и частным предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
создание сети технологических бизнес -инкубаторов, технопарков, инженерных и информационно-консалтинговых центров и т. п.
Разнообразие целей, преследуемых при осуществлении инновационного процесса, возможность альтернативных путей их реализации и применение одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с различной эффективностью влияют на поиск и выбор потенциальных источников и методов финансирования. Поэтому решение задачи привлечения финансовых ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, может быть обеспечено наилучшим образом лишь в том случае, если самые разные источники финансирования будут осознаны и адресно использованы применительно к различным этапам жизненного цикла инновации. Для эффективного управления инновационной деятельностью на предприятии следует сформировать систему регуляторов мотивации, адекватную ценности интеллектуальной собственности, заложенной в инновационной идее.
Таким образом, успешное решение этих актуальных проблем обеспечит стимулирование и реализацию инновационной модели развития национальной экономики в интересах роста ее конкурентоспособности на мировом рынке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.А.Каримов. Наша главная задача-дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. - Т.: Узбекистан, 2010.
2. Махкамова М.А. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности / Экономическое обозрение.- Т.: 2003. - №12. - С. 29-31
3. Хасанова Г.Ж. Инновационная политика государства как фактор конкурентоспособности промышленных предприятий // Рынок, деньги и кредит. - Т.: 2005, №2
4. Промышленность Узбекистана. Статистический сборник 2009 г.