Научная статья на тему 'Стилистические особенности эклектики в центральной части города Ростова-на-Дону на рубеже XIX – XX веков'

Стилистические особенности эклектики в центральной части города Ростова-на-Дону на рубеже XIX – XX веков Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1285
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ЭКЛЕКТИКА / АРХИТЕКТУРА / ЗДАНИЕ / ФОРМА / CITY​​ / ECLECTIC ARCHITECTURE / BUILDING / SHAPE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Москаленко Ирина Александровна

Статья посвящена особенностям эклектики в центральной части города Ростова-на-Дону на рубеже XIX – XX веков. В российской архитектуре в 1840-1850 гг. преобладала эклектика. Всё многообразие её разновидности сводится в российской архитектуре к двум разновидностям: первая из них восходит к ордерной традиции (неогрек, ренессанс, барокко, рококо, пампеянский), а вторая к неклассическому наследию (византийский, русский, готический, романский стили). В ростовской архитектуре получили распространение обе разновидности. Этому способствовало не только многообразие жизни города, интенсивное развитие торговли промышленности, порождающие разнообразие новых типов зданий, но и технический прогресс, благодаря которому изменились средства производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Москаленко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stylistic features of eclecticism in the central part of the city of Rostov-on-Don at the turn of XIX XX centuries

The article is devoted to the peculiarities of eclecticism in the central part of the city of Rostov-on-Don at the turn of the XIX XX centuries. The Russian architecture in the years 1840-1850. prevailing eclecticism. All the variety of its variants is reduced in the Russian architecture in two varieties: the first of which dates back to the tradition of a warrant (neogrek, Renaissance, Baroque, Rococo, pampeyansky), and the second to the non-classical heritage (Byzantine, Russian, Gothic, Romanesque styles). In Rostov architecture became widespread both varieties. This was facilitated not only the diversity of life in the city, the intensive development of trade industry, generating a variety of new types of buildings, but also the technical progress by which the means of production have changed.

Текст научной работы на тему «Стилистические особенности эклектики в центральной части города Ростова-на-Дону на рубеже XIX – XX веков»

Стилистические особенности эклектики в центральной части города Ростова-на-Дону на рубеже XIX - XX веков.

И.А. Москаленко

Эклектика при своём возникновении вдохновлялась тремя основными идеями - антиакадемизмом, апологией средневековья и национальным колоритом, то есть фактически эстетикой романтизма.

В российской архитектуре в 1840-1850 гг. преобладала эклектика. Всё многообразие её разновидности сводится в российской архитектуре к двум разновидностям: первая из них восходит к ордерной традиции (неогрек, ренессанс, барокко, рококо, пампеянский), а вторая - к неклассическому наследию (византийский, русский, готический, романский стили).

Наступило архитектурное безвременье.

В ростовской архитектуре получили распространение обе разновидности. Этом способствовало не только многообразие жизни города, интенсивное развитие торговли промышленности, порождающие разнообразие новых типов зданий, но и технический прогресс, благодаря которому изменились средства производства.

Эклектичный метод получил распространение более широкое, чем когда-либо, но не определял всего разнообразия её явлений. Более точен, -как указывает А.В. Иконников, - термин «архитектура выбора», основанный на новой направленности постклассического историзма.

В этот период эклектика заявляет себя не только в оформлении интерьеров, но и в декоре фасадов, стилизованных в «готическом», «древнерусском» и др.

Приобретению «столичности» города способствовали ряд зданий построенный по проектам, приглашенного петербуржца академика Померанцева Александра Никаноровича, среди которых здание Городской Думы, доходный дом Генч-Оглуева, гостиница «Большая Московская» (в

соавторстве с Н.Н. Дурбахом). Все, кто проектирует и строит в последующее время на Большой Садовой, подтягиваются к заданному А.Н. Померанцевым высотному масштабу и, безусловно, профессиональному уровню.

В ростовских постройках проявляются стилевые предпочтения Померанцева, где академик использовал отечественное наследие как «мотив», проявившийся в сочетании разнообразных форм классической архитектуры, сложной компоновке элементов фасадов и декорирующих их деталей.

Построенный в 1881г. доходный дом купца С. Ф. Генч-Оглуева стал первой постройкой Померанцева в Ростове. Выполнявший ряд функций, как и все здания подобного типа, доходный дом включал в себя: на первом этаже - торговые ряды, на втором и третьем - конторы и квартиры, сдаваемые в наём. Здание расположено на пересечении ул. Большой Садовой и проспекта Семашко.

За успешной первой работой последовала вторая, на здание для армянского попечительского общества, впоследствии ставшее гостиницей «Большая Московская», в проектировании активно участвовал Н.Н. Дурбах, который работал в Ростове и Нахичевани-на-Дону.

Здание расположено в рядовой квартальной застройке, на ул. Большой Садовой, завершено строительством в 1896 году.

Разрабатывая тему фасадов в этой постройке, зодчий тяготеет к академическому направлению. Композиция фасада симметрична и состоит из пяти частей. Центральная, с входом, выделена крытым балконом-навесом на литых стойках, перекрывающим всю ширину тротуара...Боковые раскреповки, фланкирующие фасад, выделены рядом элементов: пилястры коринфского ордера, объединяющие 3 и 4 этажи, ажурный кованый балкон на уровне 3 этажа на всю ширину раскреповки аттиковое завершение с центральной частью в виде фронтона, возвышающееся над рядовым поясом аттика.

Центральная часть фасада представляет собой декоративный портик, образованный спаренными колоннами композитного ордера и пилястрами, объединяющими третий и четвертый этажи. Завершает композицию прямоугольный аттик с наложенным на него треугольным фронтоном. Архитектор также использует изменение размера окон: от огромных витрин первого этажа к меньшим размерам окон верхних этажей.

В отделке фасада архитектор использует рустовку и накладной декор в виде картушей, венков, филёнок.

Одним из красивейших зданий города является Дом городской управы (Думы), построенный также по проекту архитектора Померанцева в 18971899 гг. Функции здание были распределены следующим образом: с четвёртого этажа по второй разместились городские учреждения, городская дума и управа, первый этаж сдан в аренду под торговые помещения.

Высокие затраты на постройку здания было связано с рядом причин: «купечество, которое составляет значительную часть городской думы, заботится о своём престиже и не жалеет денег на строительство и украшение; строители как обычно завышают расходы в процессе производства работ; не всё ладится с ценой подрядов...Так или иначе, здание заняло своё место в застройке и, наверное больше, в культуре города.

Эта третье здание мастера построено на пересечении ул. Большой Садовой и проспекта Семашко, расположено на против здания С.Ф. Генч-Оглуева завершая квартал.

Три здания, построенные 1883-1899гг. архитектором Померанцевым оказали огромное влияние на архитектуру и архитектурную культуру города.

Постройками Померанцева был задан архитектурно-пространственный масштаб ул.Б.Садовой, который затем поддержали здания начала ХХ века, отражавшие стилистику модерна и неоклассики (здание Волжско-Камского банка, здания «Проводник», Государственный банк и другие).

В Ростове в конце XIX века стали широко применять формы других стилей. Так использовались сочетания форм классицизма, барокко,

ренессанса и других стилей. В этот период построек выдержанных в формах одного стиля практически не было.

Характерными чертами для городской архитектуры были пышность, своеобразная «барочность», пластичность архитектурного декора, завершения сложной конфигурации, башни и шатровые покрытия, богатство фасадов, отражающие вкус разбогатевших заказчиков, для которых облик здания становится своеобразной вывеской их состоятельности рекламным щитом владельца.

Есть примеры зданий в «готическом стиле» (дом консула Мартина Джона; дом М.М. Занфирова, 1890 г., дом Ф. Юркова, 1890г.).

Проектировали для ростовских заказчиков и в так называемом, «восточном стиле». Это постройка 1870 г., известная как городская баня, и дом В.С. Кушнарёва.

Среди прочего выделялся здание доходного дома К.М. Чернова. Доходный дом К.М. Чернова изначально 3-х этажный был надстроен на два этажа. После обследования здания выполненного гражданским инженером Ф.С. Ясинским, принято решение об использовании облегчённых конструкции для надстройки 4 и 5 этажей. В результате надстройку выполнили из конструкций представляющих собой следующее - набор железобетонных тонких рам, промежутки между которыми были заполнены пробковым «кирпичом». Кроме того в угловой части здания стена обогнула купол, а примыкающие к нему раскреповки были завершены над карнизом аттиками с скульптурными навершиями. Также инженером центральные раскреповки главных фасадов были завершены высокими парапетами. А над самим карнизом поднялся ряд колонн, объединенных антаблементом с гирляндами, которые в свою очередь завершались островерхими фиалами.

Монументальность зданию предавали двухъярусные пилястровые порталы, которые украшали центр и края парадных фасадов.

Литература

1. Кириченко, Е.И. Архитектура 1830-1910-х гг. / Е.И. Кириченко -Москва, 1978.

2. Стр.74 Кукушин, В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону.: ГинГо, 1996. - 126с.

3. Есаулов, Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницына. - Ростов-на-Дону, 1999. - 288с. - ISBN 5-84560433-8.

4. Ребайн, Я.А. Ростов-на-Дону / Я.А. Ребайн. - М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства. - 1950.

5. Волошинова, Л.Ф. Перекресток столетий. Судьбы улиц,

площадей, зодчих / Л.Ф. Волошинова. - Ростов-на-Дону.: Донской

Издательский дом, 2004 - 225с.

6. Ушаков Ю.С., Славина Т.А. История русской архитектуры / Т.А. Славина, Ю.С. Ушаков. - Санкт-Петербург.: Стройиздат. - 1994

7. Зильберова И.Ю., Петров К.С. Проблемы реконструкции жилых

зданий различных периодов постройки [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 ч.1. - Режим доступа:

http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1119 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Зильберова И.Ю., Высоковская Л.В. Особенности

проектирования в России [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 ч.1. - Режим доступа:

http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1081 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Sam Hall Kaplan A Tour of Eclectic L.A. Architecture [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://articles.latimes.com/1987-03-14/news/vw-9569 1 architectural-tours (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. англ.

10. Brendan Sainsbury Cuba’s eclectic architecture [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bbc.com/travel/feature/20121018-cubas-eclectic-architecture (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. Англ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.