УДК 72. 035/036 DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-4-53-61
Ю.В. ПЕТРУСЕНКО,
Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета
СИНТЕЗ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА В АРХИТЕКТУРЕ «КИРПИЧНОГО СТИЛЯ» КОНТОРЫ КУПЦА Н.А. ПАНИНА
В статье рассматриваются архитектурно-художественные особенности облика конторы купца Н.А Панина в г. Ростове-на-Дону. Целью настоящей работы является выявление архитектурно-художественных особенностей конторы купца Н.А Панина, проведение детального анализа пластики фасадов, в которых прослеживается синтез готического и «псевдорусского» стилей. Здание бывшей конторы Панина располагается в исторической части города, на пересечении старейших улиц - ул. Береговой и пер. Почтового (ныне Островского). Проблемой данного исследования стало выявление особенностей пластического оформления фасадов с использованием композиционных приемов и кирпичного декора, характерных для направления эклектики, сочетающего в пластическом оформлении фасадов зданий мотивы различных стилей. Работа актуальна, т. к. здание недостаточно исследовано на данный момент. Является одним из объектов культурного наследия г. Ростова-на-Дону, создано по проекту Н.М. Соколова, объекты которого формируют историческую часть города.
Ключевые слова: контора; архитектура; синтез; готика; «псевдорусский» стиль; архитектурно-художественные, конструктивные особенности.
Для цитирования: Петрусенко Ю.В. Синтез элементов декора в архитектуре «кирпичного стиля» конторы купца Н.А. Панина // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 4. С. 53-61. DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-4-53-61
Y.V. PETRUSENKO Southern Federal University
DECORATIVE ELEMENTS IN BRICK STYLE ARCHITECTURE IN N.A. PANIN'S BUILDING
The aim of this work is to identify the architectural and artistic features of A.N. Panin's building and carry out a detailed analysis of plastic facades, which represent a synthesis of gothic and pseudo-Russian styles. The building locates in the historic part of Rostov-on-Don, at the intersection of the oldest streets of the city - Beregovvya and Pochtovyi (now Ostrov-skii) streets in Rostov-on-Don. The study identifies the features of plastic facade design using composite techniques and brick decoration, characteristic of eclecticism, which combines different styles in the plastic design of facades. The object has not been studied enough at the moment, although it is one of the cultural heritage objects designed by N. M. Sokolov, whose objects form the historical part of Rostov-on-Don.
Keywords: architecture; synthesis; Gothic; pseudo-Russian style; architectural and artistic design.
For citation: Petrusenko Y.V. Sintez elementov dekora v arkhitekture "kirpich-nogo stilya" kontory kuptsa N.A. Panina [Decorative elements in brick style architecture in N.A. Panin's building]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-
© Петрусенко Ю.В., 2019
stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 21.
No. 4. Pp. 53-61.
DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-4-53-61
В конце XIX - начале XX в. архитектура Ростова-на-Дону, как и в большинстве городов юга России, достигла завершенности и целостности застройки. Ростов, благодаря своему удачному месторасположению - на перекрестке торговых дорог, в этот период получил бурное развитие. «Центральная часть города Ростова-на-Дону на планировочном уровне сформирована сеткой улиц и проспектов, ориентирующих город вдоль реки Дон. Участки, поделенные на отдельные усадьбы, объединяются в сплошную квартальную застройку» [1, с. 268-270]. Исторически сложилось так, что при проектировании и строительстве Ростова-на-Дону улицы города были проложены параллельно Дону, а переулки, пересекающие улицы и проспекты, перпендикулярно. Спускаясь ближе к Дону, улицы именовались спусками. Называли городские магистрали либо по географическим признакам, либо по именам православных святых, либо по именам знаменитых россиян [2].
В центре города находились многочисленные дома и конторы купцов. Настоящая статья посвящена изучению архитектурно-художественных особенностей облика конторы купца Н.А. Панина, анализу элементов декора его фасадов. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью данного здания, являющегося одним из объектов культурного наследия г. Ростова-на-Дону, объектом творчества архитектора Николая Матвеевича Соколова, постройки которого формируют историческую часть города и являются объектами охраны. Исследование предпринято с целью заполнения недостающих деталей и создания более подробной и целостной картины рассматриваемого объекта. Целью данной работы является рассмотрение и изучение архитектурно-художественных особенностей конторы купца Н.А Панина, проведение детального анализа, исследование особенностей готического и «псевдорусского» стилей и применение характерных элементов на рассматриваемом объекте. Метод исследования основан на поисках в архиве комитета по охране памятников Ростовской области, фотофиксации объекта, натурном исследовании, изучении общей и специальной литературы.
Рассматриваемое здание связано с именем купца первой гильдии Николая Алексеевича Панина - «гвоздильного короля» Ростова, потомственного почетного гражданина города. Н.А. Панин принадлежал к довольно многочисленной староверческой общине Ростова [2, с. 6].
Набережная к концу XIX в. во время навигации представляла собой самое оживленное место Ростова, здесь находились корпуса хлебных амбаров, склады железа, меди и скобяного товара, каменного угля, лесные биржи, таможня, биржи по торговле рыбой и многое другое. Здесь же была проложена товарная ветка Юго-Восточной железной дороги, что было удобно для погрузки-выгрузки товара [2].
Здание бывшей конторы Панина располагается в исторической части Ростова-на-Дону (рис. 1, 2) на пересечении старейших улиц города - ул. Береговой и пер. Почтового (ныне Островского), в квартале, ограниченном с юга ул. Береговой, с запада - пер. Островского, с севера - ул. Тургеневской, с во-
стока - пер. Халтуринским. Застройка квартала представлена разнородными по стилистике, композиционному решению и архитектурной пластике фасадов зданиями.
Рис. 1. Контора купца Н.А. Панина [3]. Вид с ул. Береговой. Фото Ю.В. Петрусенко, 2018 г.
Рис. 2. Контора купца Н.А. Панина. Вид с пер. Халтуринского. Фото Ю.В. Петрусенко, 2018 г.
По своей типологии и первоначальному назначению здание относится к строениям конторского типа [2, с. 7]. Здание конторы предположительно построено в конце XIX в., точной даты нет, но известно, что это одно из первых зданий по проекту Николая Матвеевича Соколова, который был городским архитектором в этот период (1887-1906 гг.). Натурное обследование показало, что
стены данного объекта выполнены из красного кирпича старого образца на сложном растворе. Архитектурно-художественный облик представлен двумя ярко выраженными парадными фасадами - южным, обращенным на ул. Береговую (рис. 3), и восточным, обращенным на пер. Халтуринский (рис. 4) [4]. В их оформлении использованы композиционные приемы и архитектурный декор, характерные для эклектики - архитектурного направления, сочетающего в пластическом оформлении фасадов зданий мотивы разных архитектурных стилей.
Рис. 4. Контора купца Н.А. Панина. Вид с пер. Халтуринского. Фото Ю.В. Петрусенко, 2018 г.
«Для эклектики накладной декор, заимствуемый из архитектуры древних времен и компонуемый в соответствии с определенными принципами, -основа основ системы стиля» [5, с. 35]. Эклектика отличается переусложненностью, а иногда и «механическим» смешением архитектурных форм различных стилей. Постройки эклектики в городах Юга России отличаются «многообразием стилей», широким применением имитации форм и материалов. В 1870-1890-е гг. свое развитие получает «бесстилевая» архитектура, или архитектура «кирпичного стиля». В городах Юга России конца XIX в. «кирпичный стиль» стал определяющим в строительстве. «Новаторство "кирпичного" стиля паллиативно, он тоже - эклектика. Художественность для него остается синонимом украшения» [Там же, с. 165]. Эклектика проявила себя в двух формах - это эклектизм и стилизаторство. По словам Е.А. Кириченко, «..."эклектика" - часто отождествляется или путается с "эклектизмом" - одной из двух ее ипостасей (второй было "стилизаторство")...» [Там же, с. 38]. Отличие эклектизма в том, что на фасадах здания сочетаются формы, заимствованные из различных стилей, а стилизаторство, наоборот, предполагает выдержанность форм определенного стиля в пределах одного элемента - фасада, интерьера. «Стилизаторство - столь же характерное проявление равнозначности эклектики, как и эклектизм. Если фасад одного дома выдержан в "русском" стиле, то другой может быть "готическим", "мавританским», "китайским", "венецианским" - любым» [Там же]. Стилизаторство характерно для строительства дворцов, музеев, театров, а эклектизм получил распространение в массовом строительстве - доходных домах, школах, больницах и др. В большинстве зданий эклектического направления архитекторы активно работают с формой силуэта объекта, для чего применяют крыши сложной конфигурации, используя в композиции башни и шатровые покрытия [1]. Ведущим художественным средством стиля стала архитектурно-декоративная пластика фасадов зданий, которые выполнялись в основном из красного кирпича. Пластика и рельефность фасадов создавались за счет выступов ступенчатости кладки, частичного скругления краев кирпича. К концу XIX - началу XX в. архитекторы применяют сочетание форм нескольких стилей. В декорировании многих домов используется сочетание готики, барокко, классицизма, ренессанса. Построек, выдержанных в формах одного стиля, в этот период практически нет.
В данном исследовании рассматривается здание конторы купца Н.А. Панина, выполненное в «кирпичном стиле», характерном для направления эклектики, сочетающего в пластическом оформлении фасадов зданий мотивы таких архитектурных стилей, как готика и «русский» стиль. «Русский» стиль - условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX - начала XX в., основанных на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины XIX - начала XX в., связанное с поиском самобытного национального стиля, до сих пор неточны, а отдельные явления, существовавшие в рамках этого направления, не дифференцированы [6]. Одним из пер-
вых течений, возникших в рамках «псевдорусского» стиля, является зародившийся в 1830-е гг. «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Другому направлению псевдорусского стиля, возникшему под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры [7].
«Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в XIX-XX вв. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества» [8]. В начале ХХ в. вся совокупность явлений в архитектуре XIX в., связанная с поиском русской национальной самобытности, стала называться «псевдорусский» стиль, этот термин был введен В.Я. Курбатовым [9] и был противопоставлен «неорусскому стилю» [8]. Е.И. Кириченко считала, что «русский» стиль («псевдорусский») является одним из архитектурных течений эклектики, а «неорусский» стиль как направление модерна [7]. «Псевдорусский» стиль является общим определением различных направлений историзма в русской архитектуре XIX - начала XX в. Он основывается на древнерусском зодчестве и народном искусстве [10]. Псевдорусский стиль возник по причине возросшего интереса к национальной архитектуре. Данный стиль демонстрирует интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Можно отметить и способность стиля к слиянию. Он легко сочетался с другими архитектурными стилями, например готикой, псевдоготикой или модерном [Там же].
«Псевдорусский» стиль имеет свои характерные черты, по которым его определяют. Преобладающие цвета данного стиля - бежевый, белый и красный. Крыши высокие шатровые, с двумя скатами. Строгие вертикальные и горизонтальные линии, изредка дополняющиеся плавными изгибами. Форма зданий в основном представлена множеством разных объемов. Оконные проемы мелкие, но частые, преобладают прямоугольные формы. Иногда закругляются кверху [8]. Для пластики фасада характерно применение лопаток (простых и двойных), арочных поясов, поясов ниш, стрельчатых порталов, бровок над окнами, композиций «двойных» и «тройных» окон, аркатурных поясов [11].
Архитектурный стиль готика зародился во Франции и получил распространение по всей Западной Европе в период с конца XII по начало XVI в. [12]. Для готики характерны вертикальные линии, подчёркивающие возвышенность и красоту созданных сооружений. Здания, возведённые в стиле готика, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь, подчеркивая вертикаль [13], что прослеживается на фасадах рассматриваемого объекта конторы купца Н.А. Панина. Декору готического стиля присущи высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой, арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов [14]. В рассматриваемом здании декор готики не прослеживается, основной упор на изобилие прямых вертикальных линий, стремящихся вверх, придающих зданию монументальность и строгость.
Характерные черты «псевдорусского» и готического направления можно проследить в здании конторы купца Н.А. Панина. В единой композиции фасадов доминируют слабо выступающие раскреповки, завершённые тре-
угольными фронтонами, создающими своеобразный силуэт здания, подчеркивая его вертикаль, что характерно для готики. Края раскреповок и простенки второго этажа оформлены лопатками и каплевидными вставками в верхней части и декоративными кронштейнами над междуэтажной тягой, что является характерной особенностью пластики фасадов «псевдорусского» стиля. Массивность нижнего этажа достигается горизонтальной рустовкой и прямоугольными широкими с дугообразным верхом проёмами с декоративными замками. Узкие прямоугольные высокие окна, сдвоенные по крайним раскреповкам, обрамлённые кирпичным декором, - один из элементов, характерных для «псевдорусского» стиля. Архитектурно-художественный облик здания сформирован междуэтажным и подоконным поясами, полуколоннами с капителями кубышками (это древнерусский декоративно-конструктивный элемент в виде массивного короткого столба) и декоративными архивольтами, придающими акцент сдвоенным окнам. Фризовый пояс, карниз, подоконные вставки и ниши второго этажа, строенные полуциркульные филёнки на щипцах раскреповок также формируют облик здания [3]. Цвета, использованные при оформлении фасадов, красный и белый, что является характерным для «псевдорусского» стиля.
Несмотря на небольшую высоту (два этажа), здание конторы воспринимается ярко, выделяясь в застройке квартала пропорциональностью форм и рельефностью архитектурного декора, гармоничным сочетанием отдельных архитектурных деталей фасада [2, с. 7]. Исследуемый объект является памятником последней четверти XIX в. - интересный образец промышленного здания, одна из немногих сохранившихся построек ростовского порта. Ближайшее окружение объекта культурного наследия формирует застройка различного функционального назначения, возведенная в более поздний период развития города. Объемно-пространственная структура замещена высотной современной застройкой, историческая застройка сохранилась лишь в северной части квартала [Там же, с. 7-8].
Результаты исследования
1. При изучении архитектурно-художественного облика конторы купца Н.А Панина, построенной по проекту городского архитектора Николая Матвеевича Соколова, на основании проведенного анализа архитектурно-художественных особенностей были выявлены характерные черты «псевдорусского» и готического стилей. Фасады здания по стилистике однородны, решены в «кирпичном стиле», характерном для периода конца XIX - начала XX в. в творчестве архитектора Соколова. Этому периоду присуще смешение архитектурных форм различных стилей в пластике фасадов для достижения большей художественной выразительности.
2. В единой композиции фасадов конторы купца Н.А. Панина доминируют слабо выступающие раскреповки, завершённые треугольными фронтонами, создающими своеобразный силуэт здания, композиционно стремящийся вверх, создавая вертикаль, подчеркивая прямые линии пластики фасадов, что характерно для готики. Форма крыши с выступающими треугольными фронтонами - один из характерных элементов «псевдорусского» стиля.
3. Пластика и рельефность фасадов конторы купца Н.А. Панина создавалась за счет выступов ступенчатости кладки, частичного скругления краев кирпича, членения фасада плоскими вертикальными пилястрами.
4. На плоскости фасадов - преобладание строгих вертикальных и горизонтальных линий, изредка с плавными изгибами, что является одной из характерных особенностей «псевдорусского» стиля.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что архитектурно-художественному облику конторы купца Н.А. Панина присущ синтез элементов декора стиля готика и «псевдорусского» стиля в рамках эклектики, что было характерно для конца XIX - начала XX в. в постройках Юга России.
Библиографический список
1. Есаулов Г.В. Архитектура Юга России: от истории к современности. Очерк. Москва : Архитектура-С, 2016. 568 с.
2. Акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Контора Н.А.Панина» (г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 17/1, пер. Островского, литер А).
3. Улица Береговая // Ростовские улицы : исторический справочник / сост. М.Б. Мартиро-сова ; Донская государственная публичная библиотека. Ростов-на-Дону, 2018. URL : http://www.donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2773 (дата обращения: 10.10.2018).
4. Охранное обязательство № 189-14 на объект культурного наследия регионального значения «Контора Н.А. Панина, 1880-е гг.» от 3.09.2014 г.
5. КириченкоЕ.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. Москва : Искусство, 1982. 399 с.
6. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. Москва : Наука, 1979. 320 с.
7. Кириченко Е.И. Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII - нач. XX в. Москва : Галарт : АСТ, Б. г. [1997]; Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. Москва : Искусство, 1978. 399 с.
8. Соловьев А. Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развития. URL : http://fb.ru/article/220276/psevdorusskiy-stil-ego-harakternyie-chertyi-i-osobennosti-razvitiya (дата обращения: 26.11.18).
9. КурбатовВ.Я. О русском стиле для современных построек // Зодчий. 1910. № 30. С. 311.
10. Блохина И. Псевдорусский стиль; Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. Москва : АСТ, 2014. 400 с.
11. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1986.
12. Всеобщая история искусств. Т. 2. Москва : Искусство, 1960.
13. Готический стиль в архитектуре: описание и фотопримеры. URL : https://rehouz.info/ goticheskij-stil-v-arxitekture (дата обращения: 20.10.2018).
14. Томан Рольф, Беднорц Ахим. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / пер. А. Блейз. Москва : Konemann, 1998, 2000.
References
1. Esaulov G.V. Arkhitektura Yuga Rossii: ot istorii k sovremennosti [Architecture of Southern Russia: from history to the present]. Moscow: Arkhitektura-S, 2016. 568 p. (rus)
2. Akt gosudarstvennoi istoriko-kul'turnoi ekspertizy proekta zon okhrany ob"ekta kul'turnogo naslediya regional'nogo znacheniya "Kontora N.A.Panina" (g. Rostov-na-Donu, ul. Bere-govaya, 17/1, per. Ostrovskogo, liter A) [Act of state historical and cultural examination of the cultural heritage object N.A. Panin's building in Rostov-on-Don]. (rus)
3. Martirosova M.B. Ulitsa Beregovaya. Rostovskie ulitsy: istoricheskii spravochnik [Bere-govaya street In: Rostov streets: historical reference book]. Available: www.donvrem.dspl.ru/ archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2773 (rus)
4. Okhrannoe obyazatel'stvo N 189-14 na ob"ekt kul'turnogo naslediya regional'nogo znacheniya 'Kontora N.A.Pamna, 1880-e gg.' ot 3.09.2014 g [Security obligation N 189-14 of 03.09.2014 for N.A. Panin's building, the cultural heritage object of the regional value, the 1880s]. 2014. (rus)
5. Kirichenko E.I. Russkaya arkhitektura 1830-1910-kh godov [Russian architecture in 1830-1910]. Moscow: Iskusstvo, 1982. 399p. (rus)
6. Borisova E.A. Russkaya arkhitektura vtoroi poloviny XIX veka [Russian architecture of the 19th century]. Moscow: Nauka, 1979. 320 p. (rus)
7. Kirichenko E.I. Russkii stil': Poiski vyrazheniya nats. samobytnosti. Narodnost' i natsion-al'nost'. Traditsii drevnerusskogo i narodnogo iskusstva v russkom iskusstve XVIII - nach. XX v. [Russian style: a search for national originalities. Traditions of old Russian and folk art in the 18th and early 20th centuries]. Moscow: Galart, AST, 1997. (rus)
8. Soloviev A. Psevdorusskii stil', ego kharakternye cherty i osobennosti razvitiya [Pseudo-Russian style, its characteristics and development]. Available: http://fb.ru/article/220276/ psevdorusskiy-stil-ego-harakternyie-chertyi-i-osobennosti-razvitiya (rus)
9. Kurbatov V.Y. O russkom stile dlya sovremennykh postroek [Russian style of modern buildings]. Zodchii. 1910. No. 30. P. 311. (rus)
10. Blokhina I. Psevdorusskii stil'. Arkhitektura: Vsemirnaya istoriya arkhitektury i stilei [Pseudo-Russian style. Architecture: world history of architecture and styles]. AST, 2014. 400 p. (rus)
11. Rappoport P.A. Zodchestvo Drevnei Rusi [Architecture of ancient Russia]. Leningrad: Nauka, 1986. (rus)
12. Vseobshchaya istoriya iskusstv. Tom 2 [Universal art history], vol. 2. Moscow: Iskusstvo, 1960. (rus)
13. Goticheskii stil' v arkhitekture: opisanie i foto-primery [Gothic style in architecture]. Available: https://rehouz.info/goticheskij-stil-v-arxitekture (rus)
14. Rolf Toman, Achim Bednorz. Gothic. Architecture. Sculpture. Painting. Konemann, 1998.
Сведения об авторе
Петрусенко Юлия Викторовна, аспирант, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, miss. smiyukha21@yandex. ru
Author Details
Yuliya V. Petrusenko, Research Assistant, Southern Federal University, 75, Gorky Str., 344082, Rostov-on-Don, Russia, miss.smiyukha21@yandex.ru