_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 7.035
Т.В. Ремеле
магистр 2 курса «ШАДИ» факультета Донской Государственный Технический Университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ПАМЯТНИКИ СТИЛЯ НЕОГРЕК В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
Аннотация
Актуальность. Стиль неогрек как одно из направлений в архитектуре эклектики до настоящего времени почти не изучался в контексте отечественного зодчества. В рамках исследования провинциальной архитектуры памятники неогрека, как правило, относят к классицизму или неоклассицизму. Между тем этот неостиль обладает своей историей, собственной спецификой и вполне узнаваемыми чертами. В Ростове сохранился целый ряд объектов архитектурного наследия, которые полностью либо частично могут быть связаны с неогреком. Причины широко обращения к нему следует искать в историческом прошлом Ростова с его крупной греческой диаспорой. В настоящей статье впервые в комплексе анализируются ростовские постройки стиля неогрек, предпринята попытка выделить их особенности. Памятники, относящиеся к концу XIX в., можно рассматривать как «чистый» неогрек, в то время как среди построек начала XX века выделяются две линии - здания в стиле неогрек и здания с элементами стиля неогрек
Цель. Выявить и проанализировать памятники неогрека в Ростове, определить их особенности.
Выводы. Рассмотренные примеры позволяют прийти к заключению, что среди памятников архитектуры конца XIX - начала XX века в Ростове-на-Дону неогрек занимает важное место, будучи представлен как жилыми, так и общественными зданиями. Демонстрируя общие черты, характерные для этого стиля, ростовские постройки образуют две группы - здания, выдержанные целиком в стилистике неогрека, и здания, фасады которых включают элементы неогрека. К особенностям стиля неогрек в Ростове можно также отнести широкое использование многофигурных повествовательных рельефов в декоре фасадов.
Ключевые слова.
Архитектура Ростова периода эклектики и модерна, неогрек, неостиль, эклектика, ордер.
Неогрек - это стиль, которым вдохновлялись зодчие в середине XIX - начале XX века. Основная его идея - возвращение к классическим образам Греции, точное воспроизведение греческой классики и пропорций, отчищенные от наслоений, привнесенных римской архитектурой и итальянским ренессансом [6]. Характерно, что в рамках этого стиля предпочтение отдавалось ионическому и дорическому ордерам и почти никогда не использовался коринфский.
Одной из первых построек в этом стиле можно назвать возведенные в 1788-1791 гг. берлинские Бранденбургские ворота К.Г.Лангханса. Первыми архитекторами, которые дали этому стилю «самостоятельную жизнь», принято считать француза Анри Лабруста (1801-1875) и немца Лео Фон Кленце (1784—1864).
В России стиль нашёл широкое отражение в архитектуре Москвы. Об этом пишет в своей статье В. В. Седов: «Стиль получил совершенно неожиданное продолжение. Он жил долго, он накатывал на город двумя волнами. Первая волна стиля неогрек пришла в Москву в 1860-х годах и схлынула только в 1880-1890-е годы...». В Санкт-Петербурге стиль не прижился, но постройки здесь все же есть (Новый Эрмитаж Л.фон Кленце). При императорском дворе Николая I А.И. Штакеншнейдер возвел несколько зданий в стиле неогрек в окрестностях столицы, среди них чистотой форм выделяется Бельведер в Петергофе, а остальные ближе к помпейским формам (павильоны Царицын и Озерки близ Петергофа). В начале XX века элементы неогрека оказываются востребованными в рамках классицизирующего модерна, а затем находят применение в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
неоклассицизме.
Ростов-на-Дону к середине XIX столетия бурно развивался в экономическом и культурном плане. Конечно же, это отражалось и в архитектуре. Активное формирование греческой диаспоры в городе началось во второй половине 1830-х годов. Известно, что в формировании ростовского купечества важная роль принадлежала именно грекам. В конце XIX века они являлись владельцами крупного табачного бизнеса (Асланиди, Кундури, Ламбро) и хлебной торговли (Вальяно, Маврогордато, Скараманга). В городе имелись улицы, населенные преимущественно греками, а на углу Малой Садовой (ныне ул. Суворова) и Ткачевского (ныне пер.Университетский) сформировался греческий квартал с Благовещенской греческой церковью, выполненной в стилистике неогрека (не сохранилась).
В российской архитектуре в 1840-1890 гг. преобладала эклектика, делившаяся на две разновидности. Первая восходит к ордерной традиции (неоренессанс, необарокко, неорококо, классицизирующая эклектика, неогрек,), а вторая - к неклассическому наследию (русский, византийский стили, неоготика, неороманика и т.д.).
В ростовской архитектуре получили распространение обе разновидности. Поскольку в научной литературе проблемам развития стиля «неогрек» в архитектуре российской провинции уделено пока ещё недостаточно внимания, нам трудно выделить его особенности. До сегодняшнего дня изучение архитектуры и градостроительства конца XIX - XX вв. проводилось посредством описания объектов. Наибольшее место в исследованиях, посвящённых этому периоду, уделялось пластике архитектурных объемов, что было предопределено расширением возможностей строительных конструкций и материалов.
Можно выделить несколько зданий в центральной части города, выполненных в стиле неогрек, среди которых построенные по проектам Н.А.Дорошенко особняки - А.Великановой и П.Козловой (ул. Серафимовича, 15, построенный в период 1884 - 1890 гг., в соавторстве с Н.М.Соколовым) и Н.Е.Врангеля (пер. Газетный, 8, 1885 г.). В публикации «Неогрек в творчестве Николая Дорошенко» Е.М.Кишкинова подробно рассмотрела эти особняки [7], поэтому в настоящей статье мы не уделяем им внимания.
Неогрек, как и любой другой стиль, испытывал на себе влияние принципов формообразования эклектики, а со временем модерна и ар-деко, и приобретал новые черты организации пространства, переходя к асимметрии планов, а впоследствии и фасадов. Тенденция к компактности плана привела к усилению роли холла и отказу от коридорной системы. Следуя новым особенностям внутренней планировки, парадный вход и портики с фронтонами, украшенными акротериями, сместились к краю композиции. Активно использовались полные антаблементы и дорические фризы с триглифами. Декоративное убранство характеризуется скульптурными изображениями в виде сфинксов, грифонов, кариатид, герм и орнаментов -меандра, волны, солнца.
Одним из показательных зданий в стиле неогрек является здание по адресу: ул. Социалистическая, 118, принадлежавшее А.Я. Фельдману, относившееся к доходным домам. В 1915 г. в здании по указанному адресу располагалось Общество для хранения и заклада движимого имущества в г. Ростове-на-Дону.
Здание на невысоком цоколе, сложной конфигурации в плане, кирпичное, 3-х этажное (верхний этаж мансардный) с подвалом и многоскатной крышей.
Центр главного фасада композиционно выделен незначительно выступающим ризалитом в одну ось, увенчанным фронтоном, наложенным на ступенчатый аттик, силуэт которого обогащен волютами. Возможно, аттик завершался ныне утраченным акротерием по центру (по аналогии с аттиками боковых ризалитов). На уровне первого этажа в центральном ризалите размещен вход. Боковые значительно раскрепованные ризалиты вмещают в уровне верхнего этажа лоджии в две оси, а в уровне нижнего этажа -слева проезд во двор, справа - входную группу в глубине лоджии. На фасад лоджия выходит «палладиевым» проемом с аркой в центре и горизонтальными отрезками антаблемента по краям. Арка опирается на ордерные столбы. Антревольты арки декорированы рельефными дубовыми ветвями, на которые наложены картуши, архитрав портала - меандром. Профилированный архивольт дополнен замковым камнем в виде кронштейна. Перекрытие лоджии украшено фризом с «волной». Оба боковых ризалита завершают аттики с раскреповками в центре и по краям и глухими балюстрадами в заглублениях между ними. Над центральными раскреповками размещены акротерии. Крылья здания между центральным и боковыми ризалитами включают по три оси.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
Оконные проемы прямоугольные. Между окнами в уровне первого этажа размещены пучки пилястр. Ризалиты в уровне первого этажа также рустованы, оконные проемы фланкированы одиночными пилястрами. В уровне второго этажа оконные проемы также прямоугольные, но дополненные профилированными наличниками. Между окнами в крыльях здания размещены пилястры, стволы которых приблизительно на одной трети высоты перехвачены поясками «плетенки». Капители, оформленные стилизованными пальмовыми листьями и поясками ионического киматия, зрительно поддерживают архитрав. В пучки с этими «большими» пилястрами объединены «малые» пилястры, по высоте совпадающие с оконными проемами и поддерживающие «малый» архитрав над окнами. Капители этих пилястр декорированы каннелюрами и иониками, а базы опираются на цоколь. «Малый» архитрав на всем протяжении украшен «волной». В подоконных нишах, разделенных вертикальной перемычкой на две филенки, размещены рельефные восьмилучевые «солнца». В лоджиях боковых ризалитов расположено по два окна, в простенки между ними в компонованы гермы, поддерживающие стилизованные ионические капители, на которые опираются декорированные акантом волюты на пьедесталах, украшенных розеткой. Между венчающими все здание архитравом и карнизом тянется «большой» фриз, украшенный в ризалитах рельефными венками, соединенными гирляндами, а в крыльях - лавровыми гирляндами. Над окнами второго этажа всего здания, включая ризалиты и крылья, проходит «малый» фриз, разделенный на филенки, по ширине соответствующие оконным проемам. Они заполнены композициями с фигурами путти, занимающихся различными видами деятельности. Это - аллегорические изображения науки, искусств, промышленности, сельского хозяйства и торговли. Акротерии, меандр, «волна», «солнце», гермы - элементы, характерные для стиля неогрек.
Одним из красивейших зданий города является особняк Н.Е.Парамонова, построенный по проекту, приглашённого московского зодчего, Л.Ф. Эберга в 1914 году. Сейчас действующая библиотека Южного Федерального Университета (ул. Пушкинская, 148). В оформлении фасадов присутствуют характерные для неогрека ионическая лоджия, акротерии, атриумный зал. Можно предположить, что автор проекта применил свои навыки, которые получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В целом особняк Парамонова выполнен в стиле неоклассицизм с элементами неогрека.
Расположенное рядом с ним здание Городских начальных училищ имени Е.Т.Парамонова (ул. Пушкинская, 140; 1913 г., архитектор Г.Н.Васильев; ныне здесь размещается Северо-Кавказский научный центр Высшей школы) можно отнести к «чистому» стилю неогрек. «Здание училищ имени Е.Т. Парамонова является одним из лучших школьных зданий в Ростове-на-Дону. Это двухэтажный дом, построенный в греческом стиле... Каждое училище имело светлый рекреационный зал, отдельные парадные входы и гардеробные. При училищах находится большой двор, часть которого была отведена под площадку для детских игр, а часть - под древонасаждения» - сообщал в 1913 г. «Приазовский край». Отдельно стоящее двухэтажное здание, размещенное с отступом от красной линии улицы, свободно расположено на участке. План тяготеет к квадрату, первоначальная планировка не сохранилась. парадный вход расположен по центральной оси здания. Главный фасад симметричен, раскрепован двумя ризалитами слева и справа, включающими по четыре оси. Центральная часть заглублена, завершена щипцом и включает три оси. Оконные проемы прямоугольные. Нижний этаж обработан ленточным рустом. Окна боковых ризалитов разделены полуколоннами дорического ордера без эхинов, окна центральной части - полуколоннами с эхинами и абаками. В интерколумниях над окнами находятся прямоугольные поля, заполненные рельефными многофигурными композициями, повествующими об обучении искусствам. Венчающий карниз профилирован, архитрав над полуколоннами ризалитов украшен меандром и розетками. Ярусы здания разделены междуэтажным карнизом. Декоративные мотивы и трактовка ордерных форм соответствуют стилю неогрек периода модерна.
Одновременно с этой постройкой в 1913 г. на Большой Садовой, 51 появилось здание электробиографа «Миниатюры» (архитектор В.В.Попов). Газета «Приазовский край» сообщала: «Вчера закончена постройка нового грандиозного театра-биографа, рассчитанного на 1200 зрителей. Здание театра выстроено архитектором Поповым из железа и бетона по последнему слову техники, причём будка для механика совершенно изолирована от зрительного зала, что является весьма важным в пожарном отношении. Кроме
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
того, новый театр отличается прекрасными художественными работами, которые выполнены известным живописцем Вейдовским. Открытие театра последует 15 апреля». Это здание пострадало во время Великой Отечественной войны, затем было радикально изменено реконструкцией 1982-1983 гг. под руководством архитектора Е.И.Миронова, еще раз реконструировалось в 2015 г. Ныне его занимает патриотический центр «Победа». Полутороэтажное здание имеет асимметричный главный фасад. Парадный вход и проезд во двор находится в ризалите, размещенном слева. Главный вход с арочным проемом находится левее центра. Рядом с ним - узкая часть фасада в одну ось, с проездом во двор. Простенок над главным входом акцентирован упрощенными пилястрами, в уровне капителей украшенных гирляндой. Между ними находится четырехчастное окно, в простенках которого на монументальных кронштейнах в виде волют установлены четыре скульптуры кариатид, визуально поддерживающих отрезок карниза. Выше размещен аттик с дугообразным завершением. Ритм протяженного правого крыла фасада определяют арочные витражные окна, разделенные упрощенными каннелированными ионическими пилястрами. Изначально здание имело выраженный цокольный этаж, отсутствовал аттик, над профилированным карнизом, поддерживаемым кронштейнами, возвышались тумбы парапета. Над проездом во двор размещалось два окна (ныне одно). Арочные окна основного этажа завершали замковые камни с маскаронами, а в простенках находились каннелированные пилястры ионического ордера. Между архитравом и замковыми камнями находились филенки, заполненные многофигурными сюжетными рельефами, к сожалению, ныне утраченными. Над парадным входом размещался балкон, в простенках окон-дверей которого находились сохранившиеся ныне кариатиды, а слева и справа от него - мощные кронштейны, оформленные листьями аканта. Укрупненный ионический ордер, антикизирующие рельефы, «портик кариатид» позволяют отнести это здание в его первоначальном виде к стилю неогрек, испытавшему влияние модерна, что сказывается в асимметрии фасада.
Список использованной литературы:
1. Волошинова Л.Ф. Пушкинская улица / Л. Ф. Волошинова. - Ростов-на-Дону : Донской издательский дом, 1999. - 171, [4] с. : ил. - (Судьбы улиц, площадей, зодчих).
2. Волошинова Л.Ф. Архитектор Ростово-Нахичеванского градоначальства. К 130-летию со дня рождения В. В. Попова. - http://www.donvrem.dspLm/Fües/artide/m19/2/art.aspx?art_id=1302
3. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону.- Ростов-на-Дону: Малыш, 1999.
4. Есаулов Г.В. Региональное своеобразие юга России. Архитектурно-художественные традиции. Памятники архитектуры и культуры и их роль в формировании культурного ландшафта региона // Архитектура России: Региональное своеобразие: Доклады и выступления на V Всероссийской научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону, 3 -7 октября 1994 г. /Минстрой России. М.: ГП ЦПП, 1995.
5. Лобжанидзе В., Лаптев Г. Путешествие по старому Ростову. - Ростов н/Д: Донагрейн, 1997. - 186 с.
6. Нащокина М. В Античность в русской архитектурной теории 30—50-х годов XIX века // Архитектурное наследство. - М., 1988, № 36. - С. 119-129.
7. Кишкинова, Е.М. Стиль неогрек в творчестве Николая Дорошенко // Международная заочная научно-практическая конференция "Наука и образование в XXI веке". Тамбов, 2013 г. - с. 73-79.
© Ремеле Т.В.,2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК159.98
Н.И. Родомакина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
психологический факультет, магистратура 3 курс.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Аннотация
В статье рассматривается проблема готовности спортсменов к соревнованиям. По результатам анализа литературы были выделены основные факторы, оказывающие влияние на оптимизацию психологического состояния спортсменов перед соревнованиями: оптимальное эмоциональное возбуждение, психоэмоциональная гибкость (быстрый переход от пассивных состояний к мобилизации функциональных ресурсов и наоборот), высокая концентрированность на задаче (помехоустойчивость, способность быстро оценивать ситуацию и выбирать оптимальный ответ). В соответствии с выделенными факторамиготовности к соревнованиям была разработана программа, направленная на оптимизацию психоэмоционального состояния. Программа позволила повысить нервно-психическую устойчивость, волевой потенциал, улучшить эмоциональное и функциональное состояние спортсменов. Обучение легкоатлетов приёмам управления внимания, концентрации, волевой регуляции, саморегуляции тревоги и других эмоциональных состояний обеспечивает положительную динамику готовности к соревнованиям.
Ключевые слова
Готовность к соревнованиям, психоэмоциональное состояние, эмоциональная саморегуляция.
OPTIMIZATION OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF ATHLETES ATHLETES IN THE PRE-SEASON
The article considers the problem of athletes' readiness for competitions. Based on the results of the analysis of the literature, the main factors influencing the optimization of the psychological state of athletes before the competition were identified: optimum emotional stimulation, psycho-emotional flexibility (rapid transition from passive states to mobilization of functional resources and vice versa), high concentration on the task (noise immunity, ability to quickly assess the situation And choose the optimal answer). In accordance with the selected factors of the preparedness for the competition, a program was developed aimed at optimizing the psychoemotional state. The program allowed to increase neuropsychic stability, strong-willed potential, improve the emotional and functional state of athletes. Training athletes in managing attention, concentration, volitional regulation, self-regulation of anxiety and other emotional states provides a positive dynamics of readiness for competitions.
Keywords
Readiness for competitions, psychoemotional state, emotional self-regulation/
Проблема изучения психики спортсменов, управления ею, организации психологической подготовки очень сложны и затрагивают все стороны тренировочного процесса - тактическую, техническую, физическую и теоретическую подготовку. И если совсем недавно содержание психологической подготовки ограничивалось настройкой перед выступлением, регуляцией предстартовых состояний спортсмена, созданием психической готовности, то сейчас задачи психологической подготовки неизмеримо расширились и связаны с развитием и формированием личности спортсмена, воспитанием специфических качеств, развитием способности к саморегуляции и самоконтролю, созданием благоприятного психологического климата в команде, благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменами.