СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 57.011 статья поступила 30.07.2024
М.В. Доронина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ В НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
В данной статье проводится исследование научной картины мира в условиях современной действительности. Отмечается, что необходимость подобного действия имеет основополагающее практическое значение для укрепления теоретической базы научно-исследовательского механизма. Также выяснилось, что, оценивая и определяя методологические подходы в изучении научного материала, ревизия гипотез и теорий наделяет стиль научного мышления функцией критика-аналитика. Автором статьи сообщается, что специфика научного мирового представления и используемая стилистика теоретического мышления являются необходимыми составляющими циклического развития научного процесса. Отмечается, что роль человека в результате научной деятельности адекватно воспринимается субъектом познания при условии овладения им определённым уровнем культуры, научной картины мира и научного стиля мышления. В заключении делается вывод, что стиль научного мышления - система, требовательная к содержанию, но толерантная к смысловому наполнению научных предметов.
Ключевые слова: научная картина мира, стиль мышления, системно-философское понимание, человеческий фактор, научный метод, человеческая деятельность, объективизация, мир обозрения, онтологические теории, уровни культуры, субъект познания, материальный мир, исследовательские процессы.
M.V. Doronina,
Northern Trans-Ural State Agricultural University
THE STYLE OF THINKING IN THE SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD
This article examines the scientific picture of the world in the context of modern reality. It is noted that the need for such an action is of fundamental practical importance for strengthening the theoretical basis of the research mechanism. It also turned out that by evaluating and defining methodological approaches in the study of scientific material, the revision of hypotheses and theories gives the style of scientific thinking the function of a critic-analyst. The author of the article reports that the specifics of the scientific world view and the style of theoretical thinking used are necessary components of the cyclical development of the scientific process. It is noted that the role of a person as a result of scientific activity is adequately perceived by the subject of cognition, provided that he masters a certain level of culture, a scientific picture of the world and a scientific style of thinking. In conclusion, it is concluded that the style of scientific thinking is a system demanding of content, but tolerant of the semantic content of scientific subjects.
Key words: scientific picture of the world, style of thinking, systemic philosophical understanding, human factor, scientific method, human activity, objectification, the world of observation, ontological theories, levels of culture, the subject of cognition, the material world, research processes.
Изучение научной картины мира в условиях современной действительности достигает наибольшей эффективности при использовании всего комплекса методологических процедур и решений. Необходимость подобного действия имеет основополагающее практическое значение для укрепления теоретической базы научно-исследовательского механизма. Вопрос интерпретации полученных данных с последующим обучением и передачей найденных ответов всегда зависел от компетентности и стиля мышления исследователя [4].
Стиль мышления в науке определяется как сложноструктурированная и функционально продвинутая форма познания, имеющая строгую систему мировоззренческих взглядов, регулирующих и запрещающих возникающие мыслительные прорывы в форме гипотез, теорий или идей. Стиль мышления научной картины как правило находится в приоритетном превосходстве над другими видами мышления, так как оперирует высшими категориями и определениями научного сообщества. Адресность научного стиля мышления зависит от первостепенности научных открытий. Сегодня преобладание медико-биологических дисциплин явно оказывает воздействие на стиль и риторику научного стиля мышления. Однако включение и симбиоз элементов системно-философского понимания на почве возникающих открытий накладывает на происходящие закономерности объяснимые поправки. Скорость возникающих новых изменений невелика, а внедрение новых принципов и методологических находок плавно и неотступно меняет научную картину мира. Отсюда присутствие одновременно на высоте научного олимпа различных видов и форм научного мышления в течение продолжительного времени.
Оценивая и определяя методологические подходы в изучении научного материала, ревизия гипотез и теорий наделяет стиль научного мышления функцией критика-аналитика, способного производить экспертизу и рецензировать возникающие парадигмы. Отбор и сортировка суждений, гипотез и выбор категорий возложены на функцию селекции научно-исследовательских новинок. Оформляя научные знания в оболочку языковых или цифровых знаков, стиль научного мышления подключает вербальную функцию. В поиске новых направленностей, свежих методических находок и ориентиров перспективных изучений помогает научное проведение и аналитическая интуиция [6].
К пониманию научного познания возможно прийти, объединяя науку и общество в форме воспроизведения и создания новых предметных компетенций, не исключая из этого подхода и человеческую форму субъективного познания. Такой подход позволяет человеку выразить свои субъективные общественные отношения и закрепить свою индивидуальность на всеобщем объекте человеческой цивилизации. В истории науки и про-мышленно-технического совершенствования был относительно разделенный период, когда технологическая сторона деятельности подчиняла себе человеческий фактор. Такие периоды, когда человеческий фактор был преобразующим в структуре общественных отношений, выступали на первый план развития общественных отношений. Сущность современного этапа развития общества состоит в том, что технология деятельности и человеческий фактор оказываются необходимо связанными и тесно взаимопроникающими. Новые виды научно-индустриальной технологии объективно предполагают всестороннее развитие, творческую активность и постоянное саморазвитие человеческого фактора на почве производства как необходимого для существования и прогресса условия саморазвития общества. Эти процессы находят отражение и в структуре научно-познавательной деятельности, а ценность такого развития имеет неоспоримое преимущество. Если научные представления мироустройства и формы мышления раньше представлялись как внешняя предпосылка научной деятельности, то сегодня становится очевидным его глубокое внутреннее взаимообогащение научными теориями и типами научных умозаключений как субъективной формы деятельности и научного метода, как способа научных технологий и объективного фактора многосторонней деятельности. По сути, специфика научного мирового представления и используемая стилистика теоретического мышления являются необходимыми составляющими циклического развития научного процесса [5].
Темы социокультурных форм, через которые постоянно осуществляется соединение объективных предпосылок, объективной стороны деятельности с субъективным, человеческим фактором науки всегда специфичны и актуальны.
Процесс научного познания находится в тождественной близости с объектом при истинном исходе его изучения, но также может свидетельствовать об удачных результатах ранней деятельности, которые строятся изначально по требованиям самого объективного мира и по сути своей представляют реальные объектные цели [3].
В познании научного среза информации, точнее в его начальной стадии формирования, можно гипотетически рассматривать три вида операционального исследования: аспект - предметность или сущность вопроса исследования, метод - операциональность или форма и глубина изучения вопроса, стиль - образец или границы познаваемости объекта, а в идеале исследовательская цель. При более глубоком подходе к этому методу триединства заметно различие этих первичных контекстов научного познания, становится более понятна их формализованная логика и искусственное включение в структуру субъекта для развития объектного отношения. Научная картина мира и стиль мышления в результате человеческой деятельности представляются тесно связанными субъективной стороной и объективированы в виде независимого мыслительного образа, типов деятельности или стереотипов её продуктов [7].
Научные картины мира по сути своей - это структуры теоретического онтогенеза научной мысли, выполняющие систематизацию и упорядочение поступающей информации, осуществляющие поиск и отбор методологического материала, корректирующие мировоззренческие направления предполагаемых и существующих исследовательских процессов.
Анализ исследований, проводимых современной наукой, определил область применения достижений фундаментальных учений технического направления как скелетного основания, которое помогает расставить приоритеты при постановке задач эмпирического характера и находить логичные решения теоретических вопросов. Научная картина мира сегодня - это настоящий ускоритель активности совершенствования науки в теме структурной методологической надстройки. Интерес теоретиков-ученых и практиков от науки, да и настоящих профессионалов-тружеников к проблемам, разрабатываемым по данной теме, усиливается год от года [2].
Однако существует определенный нюанс использования научной картины мира, заключенный в его онтологическом положении, создаваемый предпосылками для требуемой объективизации в конкретике эмпирических границ для получения необходимых знаний в построении научных теорий с последующим введением в культурные составляющие изучаемого вопроса. Подобный механизм работает почти всегда, когда требуется повлиять на мировоззрение людей, осуществляя смещение фокуса их внимания и ориентирования посредством научных открытий.
Единение разнородных онтологических теорий без ущемления их свойств и правил позволяет использовать весь спектр обнаруженных качественных решений и многообразие поисковых алгоритмов, подчеркивая тем самым многогранность применения найденных научных теорий на практике [8].
Каждая научная гипотеза может стать частью более сложного целого, и каждая конкретизирует внутри себя принципы глобального теоретического эволюционизма, осуществляющего цементирование знаний и приобщение к научным дисциплинам. Современная научная картина мира воплощает идеалы открытой рациональности, и её мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различных и во многом альтернативных культурных традиций. Научное развитие выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторический вызов всему человечеству, стоящих перед современной цивилизацией. Общекультурный смысл научной картины мира определяется её включением в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей развития цивилизации [1].
Теории в обезличенной форме являют собой результат, не связанный с объективным мышлением, и не имеют контакта с целью. Если представить теории как чисто объектные формы, результаты деятельности, лишённые связи с объективной мыслительной формой и как абсолютно утратившие связь с целями осуществленной деятельности, то такие теории предстанут таинственными предметами, реликтовыми образованиями, нуждающимися в особом исследовании и изучении. Данные «теоретические находки» или иные результаты науки окажутся своего рода знаковым осадком деятельности, выключенным из её дальнейшего функционирования, недоступным для субъекта познания, начинающего очередной цикл развития. Теории, как и любые другие продукты культурной деятельности человека, существуют и соединяются с живой научно-познавательной деятельностью до тех пор, пока не утрачивают единства своего предметного содержания с социокультурным смыслом. Именно через научную картину мира и стиль научного мышления результаты, предшествующие деятельности, получают объективизацию не просто как предметы природного происхождения материального мира, но и как предметы мира человека и его культуры [9].
Деятельно овладевая предметами культуры или культурными образцами, человек раскрывает их структурное смысловое содержание, формирует в себе соответствующие качества и обогащает себя как личность. Однако такое познание может проходить неадекватно культурной сущности человека. Подлинно-культурные отношения к предмету предполагают включение всего богатства человеческой сущности, воплощённой в нём, а это означает необходимость владения не только его утилитарной функцией и операциональным действием с ним, но и всем богатством его социальных значений, освоение того культурного пути или научного опыта, ценностных представлений цели, которые приводят к созданию данного предмета. За любым созданием в обществе предметов надо видеть человека, общество и перспективу дальнейшего совершенствования и развития человечества.
Результаты научной деятельности адекватно воспринимаются субъектом познания при условии овладения ими на определённом уровне культуры, научной картины мира и научного стиля мышления. Научная картина мира и стиль научного мышления включаются в научную деятельность на условиях наибольшего усиления структуризации и системности предмета исследования [10]. В объективированном предмете объективная мыслительная форма и образцы деятельности, совершенствуясь, достигают в субъективных формах осознанности. Возрастание роли научной картины мира и стиля научного мышления в активизации человеческой науки должно также пониматься не только как процесс, разворачивающийся в сфере воспитания, обучения, сознания, но и как процесс реального вычленения в социальной действительности новых культурно-творческих сторон общественной деятельности людей, объективных мыслительных форм, новых форм передового опыта и передовых образцов трудового характера.
Таким образом, стиль научного мышления - это система, требовательная к содержанию и характеру научного объекта, но толерантная к смысловому наполнению научных предметов, поскольку исторический период развития нашей цивилизации относительно далек от завершения, благодаря своему аккумулятивно-собирательному свойству она впитывает любые научно-исследовательские импульсы и сигнализирует о степени научности мирового сообщества.
Библиографический список
1. Ангелина, И. А. Методология и методы научных исследований : учебное пособие / И. А. Ангелина. - Донецк : ДонНУЭТ имени Туган-Барановского, 2019. - 179 с. - Текст : непосредственный.
2. Гладышев, В. И. Философия : краткое изложение систематического курса : учебное пособие / В. И. Гладышев, Е. Е. Нагорных, С. А. Погуляева. - Челябинск : ЮУрГАУ, 2016. - 114 с. - Текст : непосредственный.
3. Доронина, М. В. Об особенностях экологического стиля мышления / М. В. Доронина. - Текст : непосредственный // Аграрный вестник Урала. - 2016. - № 1 (143). - С. 67-71.
4. Доронина, М. В. О структуре общетеоретических оснований современной науки / М. В. Доронина, В. И. Табуркин. - Текст : непосредственный // Астраханский вестник экологического образования. - 2017. - № 2(40). - С. 35-42.
5. Морозов, В. В. История и философия науки и техники : учебное пособие / В. В. Морозов. - Железногорск : СПСА, 2019. - 221 с. - Текст : непосредственный.
6. Некрасова, Н. А. История и философия науки : учебник / Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, А. С. Некрасов. - Москва : РУТ (МИИТ), 2020. - 480 с. - Текст : непосредственный.
7. Никитина, Е. А. Философия науки (основные проблемы) : учебное пособие / Е. А. Никитина. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : РТУ МИРЭА, 2022. - 117 с. - Текст : непосредственный.
8. Филиппова, О. В. Научный стиль как объект теории, методики и практики обучения русскому языку : учебное пособие / О. В. Филиппова, Е. А. Дрянгина. - Саранск : МГУ имени Н. П. Огарева, 2023. - 112 с. - Текст : непосредственный.
9. Шахгериев, М. А. Естественно-научная картина мира : учебное пособие / М. А. Шахгериев. - Грозный : ЧГПУ, 2020. - 160 с. - Текст : непосредственный.
10. Черных, С. И. Философия естествознания : учебное пособие / С. И. Черных. -Новосибирск : НГАУ, 2021. - 172 с. - Текст : непосредственный.
References
1. Angelina, I. A. Metodologiya i metody nauchnyh issledovanij : uchebnoe posobie / I. A. Angelina. - Doneck : DonNUET imeni Tugan-Baranovskogo, 2019. - 179 s. - Tekst : ne-posredstvennyj.
2. Gladyshev, V. I. Filosofiya : kratkoe izlozhenie sistematicheskogo kursa : uchebnoe posobie / V. I. Gladyshev, E. E. Nagornyh, S. A. Pogulyaeva. - Chelyabinsk : YuurGAU, 2016.
- 114 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Doronina, M. V. Ob osobennostyah ekologicheskogo stilya myshleniya / M. V. Do-ronina. - Tekst : neposredstvennyj // Agrarnyj vestnik Urala. - 2016. - № 1 (143). - S. 67-71.
4. Doronina, M. V. O strukture obshcheteoreticheskih osnovanij sovremennoj nauki / M. V. Doronina, V. I. Taburkin. - Tekst : neposredstvennyj // Astrahanskij vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. - 2017. - № 2(40). - S. 35-42.
5. Morozov, V. V. Istoriya i filosofiya nauki i tekhniki : uchebnoe posobie / V. V. Moro-zov. - Zheleznogorsk : SPSA, 2019. - 221 s. - Tekst : neposredstvennyj.
6. Nekrasova, N. A. Istoriya i filosofiya nauki : uchebnik / N. A. Nekrasova, S. I. Nekra-sov, A. S. Nekrasov. - Moskva : RUT (MIIT), 2020. - 480 s. - Tekst : neposredstvennyj.
7. Nikitina, E. A. Filosofiya nauki (osnovnye problemy) : uchebnoe posobie / E. A. Nikitina.
- 4-e izd., ispr. i dop. - Moskva : RTU MIREA, 2022. - 117 s. - Tekst : neposredstvennyj.
8. Filippova, O. V. Nauchnyj stil' kak ob"ekt teorii, metodiki i praktiki obucheniya russ-komu yazyku : uchebnoe posobie / O. V. Filippova, E. A. Dryangina. - Saransk : MGU imeni N. P. Ogareva, 2023. - 112 s. - Tekst : neposredstvennyj.
9. Shahgeriev, M. A. Estestvenno-nauchnaya kartina mira : uchebnoe posobie / M. A. Shahgeriev. - Groznyj : CHGPU, 2020. - 160 s. - Tekst : neposredstvennyj.
10. Chernyh, S. I. Filosofiya estestvoznaniya : uchebnoe posobie / S. I. Chernyh. - Novosibirsk : NGAU, 2021. - 172 s. - Tekst : neposredstvennyj.
Контактная информация:
Доронина Марина Вячеславовна. E-mail: [email protected]