Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС'

КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир инноваций
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / ЭКСТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕНСИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / МЕРА ВОСПРИЯТИЯ / РАЦИОНАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / СИНТЕЗ ЗНАНИЙ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК / ЧУВСТВЕННО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / AN INTEGRATED APPROACH / SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD / EXTENSIVE DEVELOPMENT / INTENSIVE CHANGES / STYLE OF THINKING / PHILOSOPHICAL METHODOLOGY / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / MEASURE OF PERCEPTION / RATIONAL AND THEORETICAL KNOWLEDGE / SYNTHESIS OF KNOWLEDGE / DIFFERENTIATION AND INTEGRATION OF SCIENCES / SENSORY-EMPIRICAL KNOWLEDGE / PHYSICAL PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Доронина М. В.

В данной статье исследуется комплексный характер научной картины мира и научно-технический прогресс. Изучается процесс познания с двух научно-обусловленных позиций, рассматриваются положительные и отрицательные моменты при использовании экстенсивного или интенсивного направлений исследования, их методологические трудности при изучении научной картины. Отмечается процесс структуризации при сборе научных данных, у которого есть промежуточные итоги, но он не имеет абсолютной величины, поэтому автор говорит о сложном, комплексном и вариативном характере единой картины мира. Комплексность единой картины мира видится в проявлении не только различных уровней в существующей и функционирующей научной картине мира, но и в сочетании качественно различающихся её составляющих. Рассматривается научная картина мира как систематизированное понятийное воспроизведение объективного мира, пространственно-материальной структуры субъекта. Автором отмечается, что научно-технический прогресс вносит существенные изменения как во взаимоотношения человеческой цивилизации, так и в среду его обитания. В заключении делается вывод, что научная картина мира является эффективным фактором ускорения научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX NATURE OF THE SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD AND SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS

This article examines the complex nature of the scientific picture of the world and scientific and technological progress. The process of cognition is studied from two scientifically determined positions, positive and negative aspects are considered when using extensive or intensive research directions, their methodological difficulties in studying the scientific picture. The process of structuring in the collection of scientific data is noted, which has intermediate results, but does not have an absolute value, therefore the author speaks about the complex, complex and variable nature of a single picture of the world. The complexity of a single picture of the world is seen in the manifestation not only of different levels in the existing and functioning scientific picture of the world, but also in a combination of qualitatively different components of it. The scientific picture of the world is considered as a systematized conceptual reproduction of the objective world, the spatial and material structure of the subject. The author notes that scientific and technological progress makes significant changes both in the relationship of humancivilization and in its habitat. In conclusion, it is concluded that the scientific picture of the world is an effective factor in accelerating scientific and technological progress.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 57.011 статья поступила 02.04.2024

М.В. Доронина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

В данной статье исследуется комплексный характер научной картины мира и научно-технический прогресс. Изучается процесс познания с двух научно-обусловленных позиций, рассматриваются положительные и отрицательные моменты при использовании экстенсивного или интенсивного направлений исследования, их методологические трудности при изучении научной картины. Отмечается процесс структуризации при сборе научных данных, у которого есть промежуточные итоги, но он не имеет абсолютной величины, поэтому автор говорит о сложном, комплексном и вариативном характере единой картины мира. Комплексность единой картины мира видится в проявлении не только различных уровней в существующей и функционирующей научной картине мира, но и в сочетании качественно различающихся её составляющих. Рассматривается научная картина мира как систематизированное понятийное воспроизведение объективного мира, пространственно-материальной структуры субъекта. Автором отмечается, что научно-технический прогресс вносит существенные изменения как во взаимоотношения человеческой цивилизации, так и в среду его обитания. В заключении делается вывод, что научная картина мира является эффективным фактором ускорения научно-технического прогресса.

Ключевые слова, комплексный подход, научная картина мира, экстенсивное развитие, интенсивные изменения, стиль мышления, философская методология, научно-технический прогресс, мера восприятия, рационально-теоретическое знание, синтез знаний, дифференциация и интеграция наук, чувственно-эмпирические знания, физическая картина мира.

M.V. Doronina,

Northern Trans-Ural State Agricultural University

THE COMPLEX NATURE OF THE SCIENTIFIC PICTURE

OF THE WORLD AND SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS

This article examines the complex nature of the scientific picture of the world and scientific and technological progress. The process of cognition is studied from two scientifically determined positions, positive and negative aspects are considered when using extensive or intensive research directions, their methodological difficulties in studying the scientific picture. The process of structuring in the collection of scientific data is noted, which has intermediate results, but does not have an absolute value, therefore the author speaks about the complex, complex and variable nature of a single picture of the world. The complexity of a single picture of the world is seen in the manifestation not only of different levels in the existing and functioning scientific picture of the world, but also in a combination of qualitatively different components of it. The scientific picture of the world is considered as a systematized conceptual reproduction of the objective world, the spatial and material structure of the subject. The author notes that scientific and technological progress makes significant changes both in the relationship of human

civilization and in its habitat. In conclusion, it is concluded that the scientific picture of the world is an effective factor in accelerating scientific and technological progress.

Key words: an integrated approach, scientific picture of the world, extensive development, intensive changes, style of thinking, philosophical methodology, scientific and technological progress, measure of perception, rational and theoretical knowledge, synthesis of knowledge, differentiation and integration of sciences, sensory-empirical knowledge, physical picture of the world.

Исследуя существующий материальный мир, человек подвергает его анализу для выяснения причинно-следственных аспектов изучаемых событий и характеристик объектов в различных историко-временных фазах их существования и формирует научную картину мира, закладывая почву для методологической основы науки будущих периодов. Процесс познания, анализирования и исследования материального мира, как правило, протекает в двух научно-обусловленных направлениях. Первое - экстенсивное направление, когда развитие научных знаний преображает научную картину в качественном и количественном аспекте; форма и содержание связей на различных уровнях образования материальных объектов испытывают значительные изменения, а логико-гносеологические связи отстраиваются заново, подстраиваясь под последние коммуникативные требования. Экстенсивное направление порождает определенные методологические трудности в преобразовании научных картин, которые проявляются при объединении научных результатов из различных областей знания, например, биологического окружающего мира с социальной реальностью, практических достижений из области физики с биологическими инновациями [3]. Отделение от различных частнонаучных картин мира единых общих оснований и методологических руководств и их промежуточная систематизация по определенным гносеологическим принципам позволяют нам дать общую научную картину мира. Благодаря экстенсивному развитию картина научного мира испытывает глубокую и интенсивную трансформацию системы познания сущности материальных объектов, меняя субъективную систему методологических исследований. Формирование единой научной картины мира определяет образование совместного типа мышления, который начинает популяризировать нарастающие достижения научной картины мира [5].

Общая манера, стиль мыслительных выражений как правило могут подпитываться из общих методологических решений философии, заимствуя иногда целые схемы или принципы. На первых этапах существования это вполне допустимые заимствования, и они не являются самоцелью методологической модернизации при рассмотрении этого явления на уровне одной отдельной научной дисциплины. Однако при рассмотрении проблемы в целом становится заметным процесс выравнивания межуровневого показателя познания существующего научного мира [4].

При рассмотрении общего стиля мышления и мировой научной картины заметен процесс структурирования наработанного материала, однако присутствие динамики и постоянного изменения собранных данных, полученных материалов не дает увидеть окончательную или завершенную картину. Процесс их структуризации имеет промежуточные итоги, но у него нет абсолютной величины, поэтому мы говорим о сложном, комплексном и вариативном характере единой картины мира, систематизация и логическое упорядочивание элементов которой являются вторичными процессами, результатами рефлексии над достигнутым уровнем развития научного познания.

Понятие комплексности здесь вводится не случайно. Оно подразумевает единое системное качество такого сложного многообразного объекта, который составлен из разнокачественных и относительно автономных компонентов. В таком общем значении комплексность употребляется в тех частных науках, в которых она строго определена и в этом же значении используется в словосочетаниях, таких как комплексная картина мира, комплексный подход и т.д. Поэтому имеются предпосылки понимать комплексность и

проблему единой картины мира как форму, испытывающую потребность в комплексном подходе к её разрешению.

При таковом комплексном подходе, а в особенности при междисциплинарном подходе к изучению какой-либо области явлений необходимое сочетание методов разных наук рассматривается лишь как начало создания стратегического шага в целостной теоретической картине этих явлений. В силу своих особенностей научная теория лишена комплексного характера, свойственного соответствующему ей подходу. При создании единой картины дело обстоит несколько иначе. Такая картина может рассматриваться как предельный разумный результат комплексного подхода к миру, подразумевающего связанность тех научных, прежде всего, общественных и естественных, а также технических и логико-математических дисциплин. Подобное единое описание природы, мира в целом всегда носит незавершённый характер и является синтезом ряда относительно полных, исторически переходящих картин мира [2]. В отличие от теории, каждая из них не «снимает» междисциплинарности, приводящей к структурированию комплексного подхода, и из-за неравномерности развития встраиваемых элементов в системе научного знания, вызванного неодинаковым уровнем проникновения в разных науках в сущность природы и мира, помогает создать уникальный узор и цветность в изучаемой картине.

Комплексность единой картины мира проявляется не только в наличии различных уровней в существующей и функционирующей научной картине мира, но и в сочетании качественно различающихся (по происхождению и содержанию) её составляющих, в единстве присущих ей противоположностей, таких как определённость и неопределённость, наглядность и размытость и т.д. В философско-методологическом плане это означает, что в комплексном подходе, основанием которому, в свою очередь, служит единая картина мира, находят свое выражение противоречия единого и многого, абсолютного и относительного [9]. Комплексный подход не может быть абсолютно полным, выражая абсолютную истину целиком и полностью, он не может быть абсолютно завершённым.

Научная картина мира представляет немаловажное место в достижении максимально возможных темпов развития технического и научного прогресса, поэтому всё возрастающий интерес философов к изучению научной картины мира исторически обусловлен и необходим, требует тщательного анализа и точного отбора научных фактов [1]. Научная картина мира - это матричный синтез идеализированных объектов, формируемых в результате отражения природных материальных структур, общественных процессов, человека, процессов познания и т.д. Иначе говоря, под научной картиной мира можно понимать систематизированное понятийное воспроизведение объективного мира, пространственно-материальной структуры субъекта.

Научная картина мира включает в себя в качестве естественнонаучного базиса понятия и принципы теоретического познания в преобразованном виде. Сущность этого преобразования заключается в особой форме философского переосмысления конкретно-научного знания, в обобщении разобщенных научных представлений в единое целое [10]. Научная картина мира включает в себя и такой целостный аспект осознания и переживания воздействующего на человека действительного мира, который отражается на уровне тонкого чувственного познания в форме мировосприятия и миросозерцания. Это та сторона научной картины мира, которая определяет наглядность образа действительности. Таким образом, научная картина мира - это компонент мировоззрения, выражающий целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, которая формируется в результате философского обобщения и синтеза рационально-теоретического и чувственно-эмпирического знания [6].

Согласно современным представлениям, научная картина мира обогащается с момента ее появления и уже стала основой синтеза современных знаний, что создаёт основу для более адекватного и объективно обусловленного практического её применения.

Одной из особенностей современного научно-технического прогресса является все возрастающий синтез знаний, который ведет к потребности в обобщающих идеях, в уяс-

нении связей и переходов между различными науками, важнейшими научными теориями, в понимании науки и практики в целом. Научная картина мира, выступая как одно из средств интеграции знаний, способствует синтезу знаний, выработке синтетического стиля мышления.

Темпы дальнейшего ускорения и развития научной картины мира зависят и от внешних условий (степени и темпа сближения умственного и физического труда), которые отчасти обеспечивают структурно-организационными мерами, а в главном - успехами существующего прогресса. В данном случае становится заметной циклическая причинно-следственная связь научной картины мира и научно-технического прогресса, характерные для зрелой, органической системы, которая ещё более усиливает темпы синтеза теории и практики, науки и производства.

Научная картина мира является и предпосылкой дальнейшей дифференциации знания, в частности, для создания новых научных направлений и теорий, а также методологических совершенствований, позволяющих охватить предметные объекты смежных областей научного знания. Но в любом случае факт усиления дифференциации и интеграции наук на современном этапе познания приводит к явному возрастанию логико-методологических функций научной картины мира, выражающейся в необходимости постоянно уточнять быстро меняющуюся и развивающуюся взаимосвязь наук между собой, а также более гибко и точно формировать взаимодействие науки с практической составляющей.

Накапливая и обобщая опыт предыдущей познавательной деятельности и, вместе с тем, изучая текущий современный уровень развития науки и практики, научная картина мира способна удовлетворять запросы духовного и материального производства, стимулировать разработку текущих научных проблем и пролонгировать стержень науки будущего, играя роль исследовательской программы, обеспечивающей постановку теоретических задач и выбор средств для их решения, определять общее направление научных исследований и характер взаимосвязи науки с производством, степень социализации и адаптирования научных новинок. В связи с современной научно-технической революцией гносеологическая и связанная с ней эвристическая функции научной картины мира приобретают всё большее значение и оказывают влияние на процессы развития общества и природного материального мира [7].

Научно-технический прогресс вносит существенные изменения во взаимоотношения человеческой цивилизации со средой его обитания, активно актуализируя экологическую проблему, возрастание онтологической функции научной картины мира. Глобальные проблемы современности ставят в качестве неотложной задачи потребность выработки в рамках современной картины мира концепции единого видения мира как единственно перспективного мировоззрения будущего [8].

Таким образом, научная картина мира, включая в себя многосторонние грани и аспекты научной философской мысли в их всеобъемлющем единстве, оказывает живое влияние на творческую активность не только теоретиков, но и практиков, является эффективным фактором ускорения научно-технического прогресса, позволяя действовать ученым различных научных дисциплин в едином теоретико-правовом и логико-гносеологическом поле.

Библиографический список

1. Гусев, Д. А. Естественнонаучная картина мира (исторические и философские аспекты) : учебное пособие / Д. А. Гусев, Е. Г. Волкова, А. С. Маслаков. - Москва : Прометей, 2020. - 472 с. - Текст : непосредственный.

2. Гусейханов, М. К. Естественнонаучные картины мира : учебное пособие / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов, Ф. М. Гусейханова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 212 с. - Текст : непосредственный.

3. Доронина, М. В. Природа : системно-философское осмысление / М. В. Доронина, В. И. Табуркин. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2017. - 123 с. - Текст : непосредственный.

4. Доронина, М. В. Методология науки : становление, системность, основания, функции / М. В. Доронина, В. И. Табуркин ; Государственный аграрный университет Северного Зауралья. - Тюмень : Бюро+, 2019. - 148 с. - Текст : непосредственный.

5. Излученко, Т. В. Философия : учебное пособие / Т. В. Излученко. - Красноярск : СФУ, 2019. — 264 с. — Текст : непосредственный.

6. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс : учебник / В. А. Канке. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Логос, 2020. - 444 с. - Текст : непосредственный.

7. Лебедев, С. А. Философия и методология науки : монография / С. А. Лебедев. -Москва : Академический Проект, 2021. - 626 с. - Текст : непосредственный.

8. Ракитский, Б. В. Наука о бытии человечества (общество и человек в обществе). Раздел 2 / Б. В. Ракитский. - Москва : Пробел-2000, 2021. - 544 с. - Текст : непосредственный.

9. Светлов, В. А. История научного метода : учебное пособие / В. А. Светлов. -Москва : Академический Проект, 2020. - 700 с. - Текст : непосредственный.

10. Черных, С. И. Философия естествознания : учебное пособие / С. И. Черных. -Новосибирск : НГАУ, 2021. - 172 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Gusev, D. A. Estestvennonauchnaya kartina mira (istoricheskie i filosofskie aspekty) : uchebnoe posobie / D. A. Gusev, E. G. Volkova, A. S. Maslakov. - Moskva : Prometej, 2020. -472 s. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Gusejhanov, M. K. Estestvennonauchnye kartiny mira : uchebnoe posobie / M. K. Gusejhanov, O. R. Radzhabov, F. M. Gusejhanova. - 2-e izd., pererab. i dop. - Sankt-Peterburg : Lan', 2022. - 212 s. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Doronina, M. V. Priroda : sistemno-filosofskoe osmyslenie / M. V. Doronina, V. I. Taburkin. - Tyumen' : Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2017. -123 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Doronina, M. V. Metodologiya nauki : stanovlenie, sistemnost', osnovaniya, funkcii / M. V. Doronina, V. I. Taburkin ; Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya. -Tyumen' : Byuro+, 2019. - 148 s. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Izluchenko, T. V. Filosofiya : uchebnoe posobie / T. V. Izluchenko. - Krasnoyarsk : SFU, 2019. — 264 s. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Kanke, V. A. Filosofiya. Istoricheskij i sistematicheskij kurs : uchebnik / V. A. Kanke. - 6-e izd., pererab. i dop. - Moskva : Logos, 2020. - 444 s. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Lebedev, S. A. Filosofiya i metodologiya nauki : monografiya / S. A. Lebedev. - Moskva : Akademicheskij Proekt, 2021. - 626 s. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Rakitskij, B. V. Nauka o bytii chelovechestva (obshchestvo i chelovek v obshchestve). Razdel 2 / B. V. Rakitskij. - Moskva : Probel-2000, 2021. - 544 s. - Tekst : neposredstvennyj.

9. Svetlov, V. A. Istoriya nauchnogo metoda : uchebnoe posobie / V. A. Svetlov. - Moskva : Akademicheskij Proekt, 2020. - 700 s. - Tekst : neposredstvennyj.

10. CHernyh, S. I. Filosofiya estestvoznaniya : uchebnoe posobie / S. I. CHernyh. - Novosibirsk : NGAU, 2021. - 172 s. - Tekst : neposredstvennyj.

Контактная информация:

Доронина Марина Вячеславовна. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.