1 См ., напр .: Джемелинский В. А. Совершенствование форм участия населения в охране правопорядка с учетом возможностей участковых пунктов полиции // Теория и практика общественного развития . 2014 . № 18 . С . 104-106 ; Егоры-шев С. В. Современные формы и особенности участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка // Рос . следователь . 2008. № 11. С . 33-36 ; и т д
2 Об участии населения в охране общественного порядка на территории Костромской области : закон Костромской области от 14 октября 1997 г . № 11 // Северная правда . 1997. 25 окт .
3 Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка : закон г Москвы от 28 мая 2001 г № 9 // Тверская, 13. 2001. 16-22 мая ; Вестник Мэрии Москвы . 2001. № 19 ; Ведомости Московской городской Думы . 2001. № 5, ст 43
4 Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 8 ноября 2001 г. № 760-95: ред . от 25 ноября 2002 г. // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга . 2001. 16 нояб . ; Вестник Администрации Санкт-Петербурга 2001 27 дек
5 Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае : закон Краснодарского края от 28 июня
2007 г. № 1267-КЗ . URL: http://base . garant . ru/70627294/ (дата обращения: 02 .05 .2015) .
6 Об участии граждан в охране общественного порядка : федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ : в ред . от 31 декабря 2014 г. URL: http://base . garant . ru/70627294/ (дата обращения: 02 .05 .2015) .
7 Пеструилов А. С. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан в обеспечении общественной безопасности: теоретико-правовой анализ понятия // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе : мат-лы междунар . науч . -практ . конф . , 20-21 сентября 2012 г. Новороссийск, 2012 . С . 574-577.
8 Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае : закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ .
9 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка : федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 70-ФЗ . URL: http://www. consultant . ru/document/cons_doc_LAW_161216/ (дата обращения: 16 05 2015)
10 Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае : закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ .
УДК 316 © Л. В. Карнаушенко, 2016
Стихийная социализация в процессе формирования правовой идеологии российской молодежи
Л. В. Карнаушенко
Трансформационные процессы затронули основные социальные институты и подсистемы российского общества. Масштабным изменениям подверглась и социализация, выполняющая ключевые функции в процессе преемственности и смены поколений. Рост влияния стихийной социализации, осуществляемой, как правило, посредством СМИ и Интернета, ставит под угрозу формирование правовой идеологии, следовательно, и сам институт права.
Ключевые слова: право, правовая идеология, молодежь, социализация, стихийная социализация, информационные технологии, Интернет, СМИ.
В современном российском обществе сложилась неоднозначная ситуация в сфере формирования правовой идеологии молодежи . Благодаря существенным изменениям механизмов социализации и социального развития подрастающего поколения, произошедшим в 1990-2000-е гг. , оказались поставлены под сомнение институциональные инструменты передачи социального опыта, а шире — основы процесса преемственности и смены поколений, векторы социального развития . Масштабные трансформации социокультурной сферы вкупе с процессом
деидеологизации задали тревожный тренд, касающийся молодежного сознания . Между тем отказ от всякого идеологического воздействия на молодежь чреват рядом негативных моментов, связанных с формированием духовно-нравственного вакуума в молодежной среде, отсутствием смысложизненных ценностей, высоких общественных идеалов и т д На этом фоне возникают благоприятные условия для развития социальных отклонений — криминального, преступного поведения, криминализации сознания и формирования антисоциальных практик
части молодежи. Эффективное противодействие социальным отклонениям возможно, главным образом, в социокультурной системе общества и ее инструментами. Одним из таких элементов выступает правовая идеология, положение которой в системе культуры выглядит далеко не лучшим образом в настоящее время
Как правило, исследователи считают правовую идеологию структурным элементом правового сознания . Место и роль правовой идеологии в социокультурной системе российского общества позволяют рассуждать об определенном уровне общественного сознания, отражающем явления правовой действительности посредством системы идей, убеждений и т. п. , имеющих рациональный характер и предполагающих готовую оценку явлениям и процессам правового характера Как справедливо отмечают исследователи, сущность правовой идеологии раскрывается через содержательный аспект — это всегда совокупность идей о праве; деятельный аспект способствует формированию социально желаемых оценок и правовых ценностей, а также выработке правовых установок; при субъектном аспекте субъектом выступает носитель правосознания Стоит также отметить, что правовая идеология представляет собой рациональное отражение правового бытия, представленное совокупностью идей, созданных посредством взаимонаправленного воздействия личности, общества и государства для легитимации действий государственной власти по формированию ценностей и идеалов, консолидирующих общество 2 .
По мере усложнения социальной жизни конца XX — начала XXI вв . меняют привычный облик, обретают новые функциональные характеристики, диверсифицируются ключевые структурные элементы общества, системы духовной культуры . Данные процессы затронули и правовую идеологию По мнению А. Ф. Байкова, «помимо традиционных структурных элементов правовой идеологии, таких как: а) понятия и представления о праве и правовых явлениях общества; б) юридические идеи, категории, направленные на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни; в) теории и учения, характеризующие взятую в развитии правовую систему; г) взгляды мировоззренческого порядка, господствующие юридические доктрины, необходимо дополнить элементный состав правовой идеологии следующими ее составными частями: правосфера государства; правосфера общества; правосфера других субъектов права; правовое сознание; правовое самосознание и правовые представления» 3 .
А . Ф. Байков справедливо акцентирует внимание на тенденциях модернизации представлений о государстве и институте права в условиях трансформирующегося общества начала XXI в . , повлекшими за
собой расширение смысловой нагрузки и понятия «правовая идеология» Однако не меньшую эвристическую значимость имеет и комплекс индикаторов, позволяющий четко идентифицировать правовую идеологию среди других элементов социокультурной системы . В частности, по мнению исследователей, правовая идеология:
— представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, является высшей точкой идеологической системы (задает стратегическое направление и границы действий носителей идеологии);
— носит духовно-практический характер, который обусловлен особенностями проявления сознания и предполагает материализацию идей в русле определенной целенаправленности, т е правовая идеология, выступая совокупностью концептуальных идей, реализуется посредством программы действий;
— затрагивает все стороны жизни общества и государства, находящиеся в сфере правового регулирования;
— закрепляет определенный гносеологический идеал, к которому должно стремиться общество и государство в своем развитии;
— выполняет интегрирующую, познавательную, образовательную, воспитательную функции и др.4
Стоит отметить, что сущность и структурные характеристики правовой идеологии наряду с ее функциональной направленностью позволяют утверждать, что процесс ее усвоения, особенно подрастающим поколением, сопряжен с рядом серьезных проблем — даже в условиях стабильно функционирующей системы социализации, воспитания, социального развития Социокультурный «формат» правовой идеологии весьма сложен и крайне тяжело усваивается лабильным молодежным сознанием «Взрослое» общество, как правило, не стремится адаптировать многоуровневые идеолого-коммуникативные конструкты для восприятия молодежью, вследствие чего нередко наблюдается отторжение основ правовой идеологии молодежью В частности, за время существования независимого Российского государства так и не был принят федеральный закон, регламентирующий проведение государственной молодежной политики по единым стандартам, критериям во всех субъектах РФ. Одним из негативных последствий сложившейся ситуации стало отсутствие концептуальных основ теоретической и практической работы управленческих структур различных уровней, направленной на воспитание, социализацию молодежи, формирование ее гражданских качеств .
Ситуация многократно осложняется в условиях трансформирующегося общества, со значительно ко-
леблющимся функциональным репертуаром основных социальных институтов и подсистем Высокие скорости социальных изменений с неизбежностью влияют на традиционные социальные институты и процессы, при этом нередко деструктивно Молодежь в этой ситуации оказывается в двойне сложном положении: ее маргинальный, переходный статус (уже не дети, еще не взрослые) осложняется состоянием риска и неопределенности в обществе, что приводит к отсутствию «единых правил игры». Нередко современная молодежь часто просто не понимает, что от нее хочет взрослое общество, не осознает и не принимает мотивацию социума, кажущуюся ей чуждой
Как отмечают исследователи, молодому поколению приходится особенно нелегко в обществе, когда старые ценностно-нормативные, мировоззренческие, морально-нравственные, социально-коммуникативные основы утрачивают свое значение, а новые только находятся в стадии становления и обретения социальной значимости Молодежи, в отличие от взрослых, необходимо осваивать и усваивать принципы стабильного существования во взрослом социуме, некие «правила игры», которые в условиях трансформаций выглядят весьма зыбкими и переменчивыми 5 .
Такая ситуация сложилась в России начала XXI в. с одним из ключевых социальных процессов — социализацией молодежи Как оказалось, научно-технический прогресс и развитие информационно-компьютерных технологий способны оказывать деструктивно-дезорганизационное воздействие на социализацию молодежи, снижать влияние традиционных агентов и структурных элементов социали-зационного процесса, замещая их так называемыми «стихийными» В чем же проявляется опасность стихийных составляющих процесса социализации молодежи в современной России, особенно в контексте проблемы усвоения правовой идеологии?
Как отмечают исследователи, в целом социа-лизационный процесс не выглядит чем-то единым и монолитным и распадается на ряд структурных элементов. По мнению И. С. Кона, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности 6 .
Классик отечественной социологии молодежи В. Т. Лисовский считал, что существуют как минимум три системы социализации Первая, так называемая направленная социализация, создается социальной системой Вторая — система «стихийной» социализации Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростко-
вые компании), так и влияние СМИ, книг, искусства и т. д . И третья система — самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений Лисовский отстаивал убеждение в том, что социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта 7.
Стоит отметить, что по мере развития социального и модернизационного процессов изменился и облик социализации молодежи . Если на протяжении десятилетий институты семьи и образования во многом определяли облик социализационных процессов, то в начале XXI в. ситуация принципиально изменилась С одной стороны, стали нарастать тенденции кризиса институтов семьи и образования, «формат» которых уже соответствовал условиям трансформирующегося общества риска С другой стороны, новый социотехнический и со-циокоммуникативный облик общества предоставил множество стимулов не только для коммуникативных, но и социальных действий Меняются характер и особенности передачи не только информации, но и шире — социального опыта, знаний, ценностей, норм, традиций и т д Агенты социализации утрачивают «монополию», в том числе на сообщение социально значимой информации и временную блокировку антисоциальной и асоциальной, с тем чтобы такие данные не угрожали формированию личности молодого человека Молодежи сейчас предоставлена практически полная свобода выбора форм, видов и способов коммуникации, чем она и пользуется
Рост социальной значимости Интернета, информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий разрушил систему распространения информации и предоставил самым разным слоям и группам населения (в том числе криминалитету, девиантам) возможности трансляции информации, репрезентации своего образа жизни, своих идей и пр Например, с помощью ведения блогов и личных страниц в социальных сетях любой человек вполне может рассчитывать на определенную часть массовой, многомиллионной аудитории, куда входит молодежь, и для которой Интернет является самым популярным средством массовой коммуникации
Как отмечают исследователи, Интернет и виртуальная реальность в целом, созданная с помощью новых информационных технологий, становятся мощным агентом вторичной социализации человека Специфика социализации в обществе интернет-коммуникаций состоит во все большей опосредо-ванности влияния ее агентов . Усиление тенденции к гиперразвитию «опосредованной социальности», проявляющееся в возрастании роли различных посредников (прежде всего, технического плана) в со-
циальных процессах, влияет и на процесс социализации, поскольку она все больше подпадает под влияние симуляционных образований, искажающих действительные социальные связи и отношения 8 .
Информационно-компьютерные, телекоммуникационные технологии выдвигают стихийную социализацию на первый план, так как молодежь в большинстве своем начинает осваивать самые разнообразные пласты информации, приобщаться к различным социальным и культурным феноменам без ведома агентов социализации, а часто вопреки и им Тяга молодежи ко всему запретному объясняется ее социально-психологической природой, именно в этом возрасте особенно проявляются юношеский максимализм, неприятие советов и мнений взрослых, стремление к самореализации и самоидентификации различными способами, в некоторых случаях — асоциальными и антисоциальными.
Необходимо отметить, что специфика стихийной социализации проявляется в четырех параметрах:
1) стихийная социализация — процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членов социума;
2) стихийная социализация — процесс научения, т. е . бессистемное овладение человеком (благодаря языку, обычаям, традициям и пр.) репертуара-ми поведения и способностью представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира»;
3) стихийная социализация — процесс конти-нуильный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом (даже находясь в уединении);
4) стихийная социализация имеет целостный характер, ибо человек как ее объект испытывает влияние социума во всех аспектах своего развития и самоизменения (позитивное или негативное); как субъект он в той или иной мере приспосабливается и обособляется в социуме во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни 9 .
Стихийная социализация в современном обществе выглядит как вполне закономерное последствие происходящих масштабных трансформаций основных социальных институтов, подсистем общества Стихийная социализация — атрибутивная характеристика глобального информационного общества, в которое интегрируется российский социум в конце XX — начале XXI в . В связи с этим конституируется общий тренд социального взросления нынешней и будущей российской молодежи. Происходящие изменения детерминируют генезис ряда проблем, связанных со сферой сознания подрастающего поколения, в частности, сферой, где репрезентируются установки и структуры института права
Формирование правовой идеологии в условиях современного российского общества со-
пряжено с действием ряда дисфункционально-дезорганизационных факторов, непосредственно связанных с процессом стихийной социализации, особенно неконтролируемым усвоением социально значимой информации
Так, вследствие специфического информационного воздействия нарушается традиционная система взаимодействия в обществе по линии «личность — общество — государство». Осознавая нелегитимность и во многом антисоциальный характер информации, идущей от СМИ и Интернета, люди уже совсем по-другому относятся к государству и обществу. Особенно острая проблемная ситуация наблюдается в молодежной среде, где априори сильны протестные настроения по отношению к взрослому обществу, власти, государственным структурам. Государство и общество утрачивают в представлениях молодежи лидирующие позиции, авторитет, и во многом это происходит вследствие неконтролируемых процессов в системе массовой коммуникации, информационной неразберихи и утраты контроля со стороны взрослого общества над содержанием сообщений
В настоящее время в коммуникационной системе российского общества сложилась ситуация, характеризующаяся возросшей численностью непроверенных, ложных, провокационных сообщений Это характерно не только для Интернета, но и для ряда СМИ, часть из которых специализируется на распространении слухов, сплетен и пр некачественной информации Вместе с тем трансляция содержания правовой идеологии должна опираться на стабильное информационно-коммуникационное пространство, отличающееся функциональными, а не дисфункциональными характеристиками. Ложная, ангажированная информация — препятствие трансляции установок и конструктов правовой идеологии Для общества крайне опасно заражение коммуникационной системы «информационным вирусом», некачественной информацией, ибо в основе социа-лизационного процесса — общение и обмен информацией между его субъектами и объектами Стоит отметить, что молодежь чувствует и распознает негативные аспекты коммуникационной системы, при этом ложь и дезинформация входят в привычку, не осуждаются обществом, а выглядят как некий стиль жизни современного поколения . В этих условиях попытки продвижения правовой идеологии изначально обрекаются на неудачу
Наличие значительного сегмента ложной, непроверенной, провокационной информации приводит к тому, что ключевые компоненты правовой идеологии подвергаются деформации, сомнению основы института права, представления о праве На наш взгляд, увеличение сегмента некачественной
информации является индикатором общей деморализации социума, духовно-нравственного кризиса Различные коммуникаторы, пользуясь расширившимися возможностями трансляции новостей, сообщений, а также их комментирования, искажают ключевые представления о праве, ставят их под сомнение Подвергаются отрицательному воздействию также и общие мировоззренческие взгляды, основанные на праве
Свою роль играет и массовая потребительская культура, которая оказывает весьма серьезное давление на сознание людей, особенно подрастающего поколения, нередко формирует антиправовые и антисоциальные установки посредством произведений художественной культуры — сериалов, фильмов, романов, реалити-шоу, музыкальных произведений и т. д .
Таким образом, рост социальной значимости стихийной социализации на фоне нарастающей дис-функциональности коммуникационной системы общества значительно усложняет формирование правовой идеологии Прежде всего, нужно принимать во внимание сложность данного явления (как по структуре, так и по содержанию), что требует использования различных форм и способов трансляции установок и конструктов правовой идеологии Необходим творческий подход, который должен опираться как на широкомасштабную сеть исследований молодежного сознания в целях адаптации транслируемого материала для аудитории, так и на решимость и волю государства, его управленческих структур Однако в современной России сказывается отсутствие единого федерального закона о молодежной политике, вследствие чего нет четкого понимания стратегии работы с молодежью, осознания необходимости формирования правовой идеологии в аспекте противодействия девиациям и преступному поведению.
Кроме того, государство и общество не могут справиться с нарастающим негативным воздействием деморализации интернет-коммуникации, что нивелирует правовые установки, ценности, модели поведения В современной России ощущается идеологический вакуум (и, как следствие, мировоззренческий, ценностный), являющийся результатом
разрушения советской идеологии и отказом от формирования ее альтернативы В итоге, в сложном положении оказались и другие виды идеологии, в том числе правовая . Следствием сложившейся ситуации выступает нарастающее с каждым годом негативное воздействие криминализированного сознания и криминализированных социальных практик (взяточничество, оправдание девиантного и преступного поведения и т д ), что в первую очередь негативно сказывается на подрастающем поколении, его сознании, мировоззрении, ценностях, мироощущении, идеалах и т п И наконец, проблему формирования правовой идеологии современной российской молодежи не решить, если не преодолеть формализма в отношении к делу многих представителей государственных управленческих структур, когда действия часто подменяют собой результат (о чем свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу с молодежью, но не представляющие четких и однозначных критериев объективной оценки эффективности данной деятельности)
1 Цыганкова Д. Ю. Правовая идеология и информационная функция государства: теоретико-правовой аспект : дис . ... канд . юрид . наук. М . , 2012. С. 3-4 .
2 Там же . С . 5 .
3 Байков А. Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства : дис . ... канд. юрид . наук. Екатеринбург, 2006. С. 4.
4 Цыганкова Д. Ю. Указ . соч. С. 6 .
5 Кудактина А. И. Политическая социализация российских школьников в условиях социокоммуникативных трансформаций начала XXI в . : дис . ... канд . социол . наук . Краснодар, 2014 С 3-4
6 Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение . 2004. № 1. С 141 .
7 Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // CREDO NEW. Теоретический журнал . 2002. № 1 . URL: http://credonew.ru/content/view/260/27/ (дата обращения: 23.05.2015).
8 Чистяков А. В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций: социокультурный анализ : дис . д-ра социол . наук. Ростов н/Д, 2006. С . 3-5 .
9 Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика . Психология . 2009. Вып. 3 . С. 7-16.