Научная статья на тему 'Стихийная социализация в процессе формирования правовой идеологии российской молодежи'

Стихийная социализация в процессе формирования правовой идеологии российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1594
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / LEGAL IDEOLOGY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СТИХИЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SPONTANEOUS SOCIALIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СМИ / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карнаушенко Леонид Владимирович

Трансформационные процессы затронули основные социальные институты и подсистемы российского общества. Масштабным изменениям подверглась и социализация, выполняющая ключевые функции в процессе преемственности и смены поколений. Рост влияния стихийной социализации, осуществляемой, как правило, посредством СМИ и Интернета, ставит под угрозу формирование правовой идеологии, следовательно, и сам институт права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spontaneous socialization in forming legal ideology of the Russian youth

Transformation processes influenced the main social institutions and subsystems of the Russian society. Socialization playing the key role in the continuity and generation shift also underwent large-scale changes. The increasing influence of spontaneous socialization, as a rule carried out by mass media and Internet, threatens formation of legal ideology, and therefore, the institution of law itself.

Текст научной работы на тему «Стихийная социализация в процессе формирования правовой идеологии российской молодежи»

1 См ., напр .: Джемелинский В. А. Совершенствование форм участия населения в охране правопорядка с учетом возможностей участковых пунктов полиции // Теория и практика общественного развития . 2014 . № 18 . С . 104-106 ; Егоры-шев С. В. Современные формы и особенности участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка // Рос . следователь . 2008. № 11. С . 33-36 ; и т д

2 Об участии населения в охране общественного порядка на территории Костромской области : закон Костромской области от 14 октября 1997 г . № 11 // Северная правда . 1997. 25 окт .

3 Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка : закон г Москвы от 28 мая 2001 г № 9 // Тверская, 13. 2001. 16-22 мая ; Вестник Мэрии Москвы . 2001. № 19 ; Ведомости Московской городской Думы . 2001. № 5, ст 43

4 Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 8 ноября 2001 г. № 760-95: ред . от 25 ноября 2002 г. // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга . 2001. 16 нояб . ; Вестник Администрации Санкт-Петербурга 2001 27 дек

5 Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае : закон Краснодарского края от 28 июня

2007 г. № 1267-КЗ . URL: http://base . garant . ru/70627294/ (дата обращения: 02 .05 .2015) .

6 Об участии граждан в охране общественного порядка : федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ : в ред . от 31 декабря 2014 г. URL: http://base . garant . ru/70627294/ (дата обращения: 02 .05 .2015) .

7 Пеструилов А. С. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан в обеспечении общественной безопасности: теоретико-правовой анализ понятия // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе : мат-лы междунар . науч . -практ . конф . , 20-21 сентября 2012 г. Новороссийск, 2012 . С . 574-577.

8 Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае : закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ .

9 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка : федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 70-ФЗ . URL: http://www. consultant . ru/document/cons_doc_LAW_161216/ (дата обращения: 16 05 2015)

10 Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае : закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ .

УДК 316 © Л. В. Карнаушенко, 2016

Стихийная социализация в процессе формирования правовой идеологии российской молодежи

Л. В. Карнаушенко

Трансформационные процессы затронули основные социальные институты и подсистемы российского общества. Масштабным изменениям подверглась и социализация, выполняющая ключевые функции в процессе преемственности и смены поколений. Рост влияния стихийной социализации, осуществляемой, как правило, посредством СМИ и Интернета, ставит под угрозу формирование правовой идеологии, следовательно, и сам институт права.

Ключевые слова: право, правовая идеология, молодежь, социализация, стихийная социализация, информационные технологии, Интернет, СМИ.

В современном российском обществе сложилась неоднозначная ситуация в сфере формирования правовой идеологии молодежи . Благодаря существенным изменениям механизмов социализации и социального развития подрастающего поколения, произошедшим в 1990-2000-е гг. , оказались поставлены под сомнение институциональные инструменты передачи социального опыта, а шире — основы процесса преемственности и смены поколений, векторы социального развития . Масштабные трансформации социокультурной сферы вкупе с процессом

деидеологизации задали тревожный тренд, касающийся молодежного сознания . Между тем отказ от всякого идеологического воздействия на молодежь чреват рядом негативных моментов, связанных с формированием духовно-нравственного вакуума в молодежной среде, отсутствием смысложизненных ценностей, высоких общественных идеалов и т д На этом фоне возникают благоприятные условия для развития социальных отклонений — криминального, преступного поведения, криминализации сознания и формирования антисоциальных практик

части молодежи. Эффективное противодействие социальным отклонениям возможно, главным образом, в социокультурной системе общества и ее инструментами. Одним из таких элементов выступает правовая идеология, положение которой в системе культуры выглядит далеко не лучшим образом в настоящее время

Как правило, исследователи считают правовую идеологию структурным элементом правового сознания . Место и роль правовой идеологии в социокультурной системе российского общества позволяют рассуждать об определенном уровне общественного сознания, отражающем явления правовой действительности посредством системы идей, убеждений и т. п. , имеющих рациональный характер и предполагающих готовую оценку явлениям и процессам правового характера Как справедливо отмечают исследователи, сущность правовой идеологии раскрывается через содержательный аспект — это всегда совокупность идей о праве; деятельный аспект способствует формированию социально желаемых оценок и правовых ценностей, а также выработке правовых установок; при субъектном аспекте субъектом выступает носитель правосознания Стоит также отметить, что правовая идеология представляет собой рациональное отражение правового бытия, представленное совокупностью идей, созданных посредством взаимонаправленного воздействия личности, общества и государства для легитимации действий государственной власти по формированию ценностей и идеалов, консолидирующих общество 2 .

По мере усложнения социальной жизни конца XX — начала XXI вв . меняют привычный облик, обретают новые функциональные характеристики, диверсифицируются ключевые структурные элементы общества, системы духовной культуры . Данные процессы затронули и правовую идеологию По мнению А. Ф. Байкова, «помимо традиционных структурных элементов правовой идеологии, таких как: а) понятия и представления о праве и правовых явлениях общества; б) юридические идеи, категории, направленные на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни; в) теории и учения, характеризующие взятую в развитии правовую систему; г) взгляды мировоззренческого порядка, господствующие юридические доктрины, необходимо дополнить элементный состав правовой идеологии следующими ее составными частями: правосфера государства; правосфера общества; правосфера других субъектов права; правовое сознание; правовое самосознание и правовые представления» 3 .

А . Ф. Байков справедливо акцентирует внимание на тенденциях модернизации представлений о государстве и институте права в условиях трансформирующегося общества начала XXI в . , повлекшими за

собой расширение смысловой нагрузки и понятия «правовая идеология» Однако не меньшую эвристическую значимость имеет и комплекс индикаторов, позволяющий четко идентифицировать правовую идеологию среди других элементов социокультурной системы . В частности, по мнению исследователей, правовая идеология:

— представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, является высшей точкой идеологической системы (задает стратегическое направление и границы действий носителей идеологии);

— носит духовно-практический характер, который обусловлен особенностями проявления сознания и предполагает материализацию идей в русле определенной целенаправленности, т е правовая идеология, выступая совокупностью концептуальных идей, реализуется посредством программы действий;

— затрагивает все стороны жизни общества и государства, находящиеся в сфере правового регулирования;

— закрепляет определенный гносеологический идеал, к которому должно стремиться общество и государство в своем развитии;

— выполняет интегрирующую, познавательную, образовательную, воспитательную функции и др.4

Стоит отметить, что сущность и структурные характеристики правовой идеологии наряду с ее функциональной направленностью позволяют утверждать, что процесс ее усвоения, особенно подрастающим поколением, сопряжен с рядом серьезных проблем — даже в условиях стабильно функционирующей системы социализации, воспитания, социального развития Социокультурный «формат» правовой идеологии весьма сложен и крайне тяжело усваивается лабильным молодежным сознанием «Взрослое» общество, как правило, не стремится адаптировать многоуровневые идеолого-коммуникативные конструкты для восприятия молодежью, вследствие чего нередко наблюдается отторжение основ правовой идеологии молодежью В частности, за время существования независимого Российского государства так и не был принят федеральный закон, регламентирующий проведение государственной молодежной политики по единым стандартам, критериям во всех субъектах РФ. Одним из негативных последствий сложившейся ситуации стало отсутствие концептуальных основ теоретической и практической работы управленческих структур различных уровней, направленной на воспитание, социализацию молодежи, формирование ее гражданских качеств .

Ситуация многократно осложняется в условиях трансформирующегося общества, со значительно ко-

леблющимся функциональным репертуаром основных социальных институтов и подсистем Высокие скорости социальных изменений с неизбежностью влияют на традиционные социальные институты и процессы, при этом нередко деструктивно Молодежь в этой ситуации оказывается в двойне сложном положении: ее маргинальный, переходный статус (уже не дети, еще не взрослые) осложняется состоянием риска и неопределенности в обществе, что приводит к отсутствию «единых правил игры». Нередко современная молодежь часто просто не понимает, что от нее хочет взрослое общество, не осознает и не принимает мотивацию социума, кажущуюся ей чуждой

Как отмечают исследователи, молодому поколению приходится особенно нелегко в обществе, когда старые ценностно-нормативные, мировоззренческие, морально-нравственные, социально-коммуникативные основы утрачивают свое значение, а новые только находятся в стадии становления и обретения социальной значимости Молодежи, в отличие от взрослых, необходимо осваивать и усваивать принципы стабильного существования во взрослом социуме, некие «правила игры», которые в условиях трансформаций выглядят весьма зыбкими и переменчивыми 5 .

Такая ситуация сложилась в России начала XXI в. с одним из ключевых социальных процессов — социализацией молодежи Как оказалось, научно-технический прогресс и развитие информационно-компьютерных технологий способны оказывать деструктивно-дезорганизационное воздействие на социализацию молодежи, снижать влияние традиционных агентов и структурных элементов социали-зационного процесса, замещая их так называемыми «стихийными» В чем же проявляется опасность стихийных составляющих процесса социализации молодежи в современной России, особенно в контексте проблемы усвоения правовой идеологии?

Как отмечают исследователи, в целом социа-лизационный процесс не выглядит чем-то единым и монолитным и распадается на ряд структурных элементов. По мнению И. С. Кона, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности 6 .

Классик отечественной социологии молодежи В. Т. Лисовский считал, что существуют как минимум три системы социализации Первая, так называемая направленная социализация, создается социальной системой Вторая — система «стихийной» социализации Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростко-

вые компании), так и влияние СМИ, книг, искусства и т. д . И третья система — самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений Лисовский отстаивал убеждение в том, что социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта 7.

Стоит отметить, что по мере развития социального и модернизационного процессов изменился и облик социализации молодежи . Если на протяжении десятилетий институты семьи и образования во многом определяли облик социализационных процессов, то в начале XXI в. ситуация принципиально изменилась С одной стороны, стали нарастать тенденции кризиса институтов семьи и образования, «формат» которых уже соответствовал условиям трансформирующегося общества риска С другой стороны, новый социотехнический и со-циокоммуникативный облик общества предоставил множество стимулов не только для коммуникативных, но и социальных действий Меняются характер и особенности передачи не только информации, но и шире — социального опыта, знаний, ценностей, норм, традиций и т д Агенты социализации утрачивают «монополию», в том числе на сообщение социально значимой информации и временную блокировку антисоциальной и асоциальной, с тем чтобы такие данные не угрожали формированию личности молодого человека Молодежи сейчас предоставлена практически полная свобода выбора форм, видов и способов коммуникации, чем она и пользуется

Рост социальной значимости Интернета, информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий разрушил систему распространения информации и предоставил самым разным слоям и группам населения (в том числе криминалитету, девиантам) возможности трансляции информации, репрезентации своего образа жизни, своих идей и пр Например, с помощью ведения блогов и личных страниц в социальных сетях любой человек вполне может рассчитывать на определенную часть массовой, многомиллионной аудитории, куда входит молодежь, и для которой Интернет является самым популярным средством массовой коммуникации

Как отмечают исследователи, Интернет и виртуальная реальность в целом, созданная с помощью новых информационных технологий, становятся мощным агентом вторичной социализации человека Специфика социализации в обществе интернет-коммуникаций состоит во все большей опосредо-ванности влияния ее агентов . Усиление тенденции к гиперразвитию «опосредованной социальности», проявляющееся в возрастании роли различных посредников (прежде всего, технического плана) в со-

циальных процессах, влияет и на процесс социализации, поскольку она все больше подпадает под влияние симуляционных образований, искажающих действительные социальные связи и отношения 8 .

Информационно-компьютерные, телекоммуникационные технологии выдвигают стихийную социализацию на первый план, так как молодежь в большинстве своем начинает осваивать самые разнообразные пласты информации, приобщаться к различным социальным и культурным феноменам без ведома агентов социализации, а часто вопреки и им Тяга молодежи ко всему запретному объясняется ее социально-психологической природой, именно в этом возрасте особенно проявляются юношеский максимализм, неприятие советов и мнений взрослых, стремление к самореализации и самоидентификации различными способами, в некоторых случаях — асоциальными и антисоциальными.

Необходимо отметить, что специфика стихийной социализации проявляется в четырех параметрах:

1) стихийная социализация — процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членов социума;

2) стихийная социализация — процесс научения, т. е . бессистемное овладение человеком (благодаря языку, обычаям, традициям и пр.) репертуара-ми поведения и способностью представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира»;

3) стихийная социализация — процесс конти-нуильный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом (даже находясь в уединении);

4) стихийная социализация имеет целостный характер, ибо человек как ее объект испытывает влияние социума во всех аспектах своего развития и самоизменения (позитивное или негативное); как субъект он в той или иной мере приспосабливается и обособляется в социуме во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни 9 .

Стихийная социализация в современном обществе выглядит как вполне закономерное последствие происходящих масштабных трансформаций основных социальных институтов, подсистем общества Стихийная социализация — атрибутивная характеристика глобального информационного общества, в которое интегрируется российский социум в конце XX — начале XXI в . В связи с этим конституируется общий тренд социального взросления нынешней и будущей российской молодежи. Происходящие изменения детерминируют генезис ряда проблем, связанных со сферой сознания подрастающего поколения, в частности, сферой, где репрезентируются установки и структуры института права

Формирование правовой идеологии в условиях современного российского общества со-

пряжено с действием ряда дисфункционально-дезорганизационных факторов, непосредственно связанных с процессом стихийной социализации, особенно неконтролируемым усвоением социально значимой информации

Так, вследствие специфического информационного воздействия нарушается традиционная система взаимодействия в обществе по линии «личность — общество — государство». Осознавая нелегитимность и во многом антисоциальный характер информации, идущей от СМИ и Интернета, люди уже совсем по-другому относятся к государству и обществу. Особенно острая проблемная ситуация наблюдается в молодежной среде, где априори сильны протестные настроения по отношению к взрослому обществу, власти, государственным структурам. Государство и общество утрачивают в представлениях молодежи лидирующие позиции, авторитет, и во многом это происходит вследствие неконтролируемых процессов в системе массовой коммуникации, информационной неразберихи и утраты контроля со стороны взрослого общества над содержанием сообщений

В настоящее время в коммуникационной системе российского общества сложилась ситуация, характеризующаяся возросшей численностью непроверенных, ложных, провокационных сообщений Это характерно не только для Интернета, но и для ряда СМИ, часть из которых специализируется на распространении слухов, сплетен и пр некачественной информации Вместе с тем трансляция содержания правовой идеологии должна опираться на стабильное информационно-коммуникационное пространство, отличающееся функциональными, а не дисфункциональными характеристиками. Ложная, ангажированная информация — препятствие трансляции установок и конструктов правовой идеологии Для общества крайне опасно заражение коммуникационной системы «информационным вирусом», некачественной информацией, ибо в основе социа-лизационного процесса — общение и обмен информацией между его субъектами и объектами Стоит отметить, что молодежь чувствует и распознает негативные аспекты коммуникационной системы, при этом ложь и дезинформация входят в привычку, не осуждаются обществом, а выглядят как некий стиль жизни современного поколения . В этих условиях попытки продвижения правовой идеологии изначально обрекаются на неудачу

Наличие значительного сегмента ложной, непроверенной, провокационной информации приводит к тому, что ключевые компоненты правовой идеологии подвергаются деформации, сомнению основы института права, представления о праве На наш взгляд, увеличение сегмента некачественной

информации является индикатором общей деморализации социума, духовно-нравственного кризиса Различные коммуникаторы, пользуясь расширившимися возможностями трансляции новостей, сообщений, а также их комментирования, искажают ключевые представления о праве, ставят их под сомнение Подвергаются отрицательному воздействию также и общие мировоззренческие взгляды, основанные на праве

Свою роль играет и массовая потребительская культура, которая оказывает весьма серьезное давление на сознание людей, особенно подрастающего поколения, нередко формирует антиправовые и антисоциальные установки посредством произведений художественной культуры — сериалов, фильмов, романов, реалити-шоу, музыкальных произведений и т. д .

Таким образом, рост социальной значимости стихийной социализации на фоне нарастающей дис-функциональности коммуникационной системы общества значительно усложняет формирование правовой идеологии Прежде всего, нужно принимать во внимание сложность данного явления (как по структуре, так и по содержанию), что требует использования различных форм и способов трансляции установок и конструктов правовой идеологии Необходим творческий подход, который должен опираться как на широкомасштабную сеть исследований молодежного сознания в целях адаптации транслируемого материала для аудитории, так и на решимость и волю государства, его управленческих структур Однако в современной России сказывается отсутствие единого федерального закона о молодежной политике, вследствие чего нет четкого понимания стратегии работы с молодежью, осознания необходимости формирования правовой идеологии в аспекте противодействия девиациям и преступному поведению.

Кроме того, государство и общество не могут справиться с нарастающим негативным воздействием деморализации интернет-коммуникации, что нивелирует правовые установки, ценности, модели поведения В современной России ощущается идеологический вакуум (и, как следствие, мировоззренческий, ценностный), являющийся результатом

разрушения советской идеологии и отказом от формирования ее альтернативы В итоге, в сложном положении оказались и другие виды идеологии, в том числе правовая . Следствием сложившейся ситуации выступает нарастающее с каждым годом негативное воздействие криминализированного сознания и криминализированных социальных практик (взяточничество, оправдание девиантного и преступного поведения и т д ), что в первую очередь негативно сказывается на подрастающем поколении, его сознании, мировоззрении, ценностях, мироощущении, идеалах и т п И наконец, проблему формирования правовой идеологии современной российской молодежи не решить, если не преодолеть формализма в отношении к делу многих представителей государственных управленческих структур, когда действия часто подменяют собой результат (о чем свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу с молодежью, но не представляющие четких и однозначных критериев объективной оценки эффективности данной деятельности)

1 Цыганкова Д. Ю. Правовая идеология и информационная функция государства: теоретико-правовой аспект : дис . ... канд . юрид . наук. М . , 2012. С. 3-4 .

2 Там же . С . 5 .

3 Байков А. Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства : дис . ... канд. юрид . наук. Екатеринбург, 2006. С. 4.

4 Цыганкова Д. Ю. Указ . соч. С. 6 .

5 Кудактина А. И. Политическая социализация российских школьников в условиях социокоммуникативных трансформаций начала XXI в . : дис . ... канд . социол . наук . Краснодар, 2014 С 3-4

6 Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение . 2004. № 1. С 141 .

7 Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // CREDO NEW. Теоретический журнал . 2002. № 1 . URL: http://credonew.ru/content/view/260/27/ (дата обращения: 23.05.2015).

8 Чистяков А. В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций: социокультурный анализ : дис . д-ра социол . наук. Ростов н/Д, 2006. С . 3-5 .

9 Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика . Психология . 2009. Вып. 3 . С. 7-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.