Евгений КУБЯКИН
СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье рассматриваются особенности процесса социализации российской молодежи в XXI в. Автор исследует основные аспекты влияния трансформационных процессов системы массовой коммуникации и становления глобального информационного общества на социализацию молодых россиян.
In the article the main features of process of socialization of the Russian youth in the 21st century are considered. The author investigates the basic aspects of influence of transformational processes of system of mass communication and formation of the global information society on socialization of young Russians.
Ключевые слова:
молодежь, социализация, система массовой коммуникации, информационное общество, глобализация, Интернет; youth, socialization, mass communication system, information society, globalization, Internet.
КУБЯКИН
Евгений Олегович — к.соц.н., старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России tspopz@yandex.ru
Проблема социализации российской молодежи приобретает особую актуальность и остроту в условиях трансформаций в социокоммуникативной сфере, «информационной революции», становления глобального информационного общества. Исследователи все чаще констатируют, что под воздействием ряда социальных и социокультурных факторов произошла смена приоритетов в системе социализирующих механизмов молодежи. Если раньше процесс социализации носил «классический» характер, в нем основную роль играли семья, образовательные учреждения, то сейчас на ведущие роли вышли СМК. Вместо постепенного приобщения молодежи к пластам информации, происходит ее стихийное усвоение, что отрицательно сказывается на процессе социализации. Взрослое общество вследствие прогресса коммуникативных технологий, их всепроникающего глобального статуса фактически лишилось социализирующей инициативы и рычагов управления процессом социализации молодежи. В 1990-х—2000-х гг. многие взрослые уже не могут дать исчерпывающее объяснение, как же правильно нужно жить и кем должен стать молодой человек. Кто он, успешный россиянин? Этот вопрос многих взрослых ставит в тупик, ведь государство и общество так и не смогли сформировать непротиворечивый комплекс требований/ожиданий в этой сфере.
Конечно, отклоняющаяся социализация не может рассматриваться только как результат превалирования стихийных элементов социализационного процесса, прежде всего СМК. Безусловно, свою роль играет и общая негативная социально-экономическая и социокультурная ситуация в российском обществе в 1990-2000-х гг. Однако имеет смысл подробнее рассмотреть особенности влияния социокоммуникативных факторов на процесс социализации российской молодежи, учитывая процессы информатизации и глобализации, актуальные для современного этапа общественного развития.
М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги отмечают: роль массовой коммуникации в социализации молодежи, в формировании ее мировоззрения неоспорима, особенно в век всеобщей информатизации. В каждом государстве массовые коммуникации являются либо конструктивным, либо деструктивным средством формирования массового сознания, ценностных ориентаций, политических и общегражданских установок молодого поколения. В последнее десятилетие в
России, как и во всем мире, интенсивное развитие электронной информационной технологии внесло существенные коррективы во влияние традиционных СМИ на молодежь, что проявляется в следующем:
— в аспекте тематического содержания характер информационного воздействия на молодежь из массового превращается в индивидуализированный;
— возможности традиционных СМИ директивно определять направленность и содержание информационного потока в адрес молодежи как пассивного объекта непосредственного воздействия уступают место избирательности, при которой характер коммуникации уже во многом определяется не источником, а потребителем; т.е. объект пассивного восприятия информации трансформируется в субъект активного выбора информации, а традиционные СМИ — в агента удовлетворения информационных запросов молодежи;
— степень информационной свободы нового поколения увеличивается семимильными шагами за счет интенсивного развития и широкого распространения электронных технологий: компьютера, Интернета, мобильного телефона, мобильных электронных носителей информации;
— в результате резко уменьшается потенциал государственных институтов в формировании массового сознания, мировоззрения молодого поколения1.
В.А. Луков констатирует, что в современной России институты социализации (семья, школа, средства массовой информации, армия, общественные объединения и т.д.) разобщены, выступают как конкурирующие или вовсе не связанные между собой образования, находящиеся к тому же в неравных условиях для распространения своего воздействия. Электронные СМИ контролируют значительную часть досуга молодежи и выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, ценностных ориентаций, социальных установок новых поколений. Для трети молодых людей просмотр телепередач — преимущественное занятие в свободное время2.
И.О. Ганченко и И.Н. Гривенная отме-
1 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. — М., 2010, с. 112-113.
2 Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования, 1998, № 8, с. 32.
чают, что в современную эпоху глобальной информатизации влияние СМИ на формирование картины мира человека становится определяющим. СМИ непрерывно усиливают свое «мягкое давление» и влияние на психику человека, его образовательный и культурный потенциал, личное поведение и жизненные интересы. Особую тревогу вызывает тот факт, что в последние два десятилетия в России наблюдается увеличение объемов массовой информации, содержащей возможности негативного воздействия на общественное сознание и психику людей.
Сегодня с уверенностью можно констатировать, что средства массовой информации (в особенности Интернет и DVD, радио и в еще большей степени — телевидение) являются важным агентом социализации. Принимая во внимание, что основным механизмом взросления является присвоение каких-либо ценностей, правил, образцов поведения, и учитывая, что молодой человек при этом ориентируется на успешность демонстрируемого варианта поведения и легкость копирования представляемых образцов, именно СМИ во многом определяют те стереотипы поведения, которым склонны подражать молодые люди. Все сказанное делает масс-медиа мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм или отклонения от них3.
В.И. Добрынина и Т.Н. Кухтевич рассматривают СМИ как значимый современный институт социализации, отмечая при этом его дисфункциональность, поскольку транслируемые СМИ информационные потоки изобилуют актами агрессии и насилия, зачастую нравственно не осуждают экстремизм, разного рода девиантные формы поведения. В этих условиях создается простор для влияния на молодежь тех сил, которые заинтересованы в использовании молодежи в своекорыстных политических целях4.
3 Ганченко И.О., Гривенная Е.Н. Влияние СМИ на формирование агрессивных моделей поведения в студенческой среде // Феноменология и профилактика девиантного поведения : материалы всероссийской научно-практической конференции. — Краснодар, 2007.
4 Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Современный российский молодежный экстремизм и тенденции его институционализации // Тезисы докладов II Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения—2005» «Будущее России: стратегии развития».
В плане воздействия на молодежь роль СМИ следует видеть не столько в возможности регулировать стили жизни и картину мира, сколько в придании значения тем или иным событиям и лицам, которые не находятся в непосредственном окружении «обыкновенного человека» и составляют для него фрагменты макросоциальной ситуации, неподвластной ему и достаточно отдаленной от него. В конечном счете можно говорить о воздействии СМИ на глубинные пласты человеческого восприятия мира.
В то же время не все ученые разделяют тезис о преобладающем влиянии СМИ на социализацию молодежи. Так, А.В. Сафарян убежден, что власть СМИ проявляется во внешних признаках социализации, мало затрагивая содержание внутренней жизни человека. В своем выборе жизненного пути, стиля жизни определенная часть людей, конечно, реагирует на информацию и культурные коды, образцы поведения, навязываемые СМИ, но, во-первых, это не касается всех, во-вторых, выбор осуществляется на перекрестке различных влияний, и наибольшие из них по значимости в молодом возрасте представляют родные и круг друзей. Влияние СМИ заметно, если импульсы, идущие из них, оказываются в резонансе с тем, что доминирует в личности в данной ситуации. Иными словами, и здесь императивной является не власть СМИ, а дихотомия «свой — чужой»1.
Однако стоит констатировать, что большинство исследователей все же убеждены в значительном влиянии СМИ, а шире — СМК, включая Интернет, на процесс социализации российской молодежи. Дело даже не в том, что масс-медиа представляют собой важный элемент процесса стихийной социализации молодежи, нивелирующий значимость традиционных агентов социализации — семьи, образовательных учреждений. И едва ли не самое главное: прогресс коммуникативных технологий приводит к возникновению новой социокоммуникативной реальности, широкого социокультурного контекста, в котором проходит социализация нынешней российской молодежи. Очевидно, что социализация молодых россиян осуществляется в условиях становления гло-
1 Сафарян А.В. СМИ как «четвертая власть» и институт социализации // Власть, 2008, № 5, с. 65.
бального информационного общества. В информационном обществе СМК (едва ли не в первую очередь — Интернет) играют важную роль в социальных процессах, в т.ч. и в социализации молодежи. В ходе усвоения социальных ценностей, норм, образцов поведения, деятельности молодой человек как бы «впитывает», пропускает сквозь призму личностного реагирования всю значимую для него информацию. В сегодняшней России ситуация осложняется еще и тем, что в роли «значимых других» для молодежи все чаще выступают СМК, часть из которых практически не контролируется государством.
Сложность заключается даже не в информационной перегрузке молодежи и хаотичном наслоении в ее сознании самой разнообразной информации, что приводит к отклонениям в процессе социализации. Основная проблема — усвоение нежелательной информации с точки зрения социализационного и воспитательного процесса2. Например, в настоящее время Интернет, «желтые» СМИ, а также ряд российских центральных телеканалов сформировали некий культ сексуальности, замешанный на эротических сценах, порой граничащих с аморальностью и разнузданностью. В Интернете к тому же всякий желающий подросток и даже ребенок сможет ознакомиться с порнографическими материалами, сценами сексуального насилия. Также проблемой является бесконтрольное усвоение молодежью, подрастающим поколением нецензурной брани и криминального жаргона, знакомство с материалами, пропагандирующими потребление алкоголя, наркотиков, описывающими преимущества такого образа жизни. Не может не вызывать беспокойства информация о специфике взрывчатых веществ, ядов, возможностях их изготовления и применения. Несложно найти в сети Интернет радикальную религиозную литературу, вступить во взаимодействие с различного рода сектами. Сложившаяся ситуация не может вызывать тревогу и озабоченность общественности, ученых, политиков.
Сейчас в Интернете публикуется са-
2 Исаев H.A., Паньков С.Л. Противодействие распространению наркотиков посредством глобальной сети Интернет // Девиантное поведение и Интернет (опыт социологического анализа) : сб. науч. статей / под ред. М.Е. Поздняковой, Л.В. Карнаушенко. - М., 2008, с. 25.
мая разнообразная информация, в т.ч. противоречащая правовым и моральным нормам поведения. Виртуальная среда предлагает много материалов, от которых следует ограждать несовершеннолетних, чего, к сожалению, на практике не происходит. Молодежь в наибольшей степени подвержена воздействию Интернета, потому что в этой среде особенно много любителей острых ощущений, бунтарей, одиноких, любопытных, доверчивых -таковы социально-возрастные особенности молодежи. Молодежь также отличает тяга ко всему новому и вообще романтизация новизны. Именно поэтому молодежь в числе первых реагирует и начинает использовать самые разнообразные культурные и коммуникативные стимулы, такие как Интернет.
Таким образом, процесс социализации российской молодежи в условиях социальных и социокультурных трансформаций, становления глобального информационного общества выглядит весьма противоречиво. Наряду со стабильно функционирующими элементами, мы отмечаем множество признаков дис-функциональности, отклонений в этом процессе. Касаясь дисфункций процесса социализации, А.Б. Гнутов указывает на существование четырех групп факторов: социально-экономических, социально-правовых, социально-политических и институциональных. Оказывая воздействие на все группы населения, каждый из этих факторов по-своему влияет на молодежь как особую социально-демографическую группу в процессе ее воспроизводства. Особое влияние на молодых людей оказывает социально-экономическая политика государства, отражающаяся на их социально-экономическом статусе и положении в общественной структуре, способствуя, в частности, углублению расслоения внутри данной социально-демографической группы. Молодежь, интегрируясь в структуру общества, приобретает и изменяет собственный социальный статус, что находит отражение в характере ее идентификации с различными социальными группами. Следует учитывать, что субъективные предпочтения молодежи определяются социальными условиями становления молодого поколения, которые детерминируют сущностные характеристики процесса его социализации, оказывают влияние на харак-
тер освоения молодыми людьми базовых ценностей общества, в т.ч. и норм права, особенности интеграции молодежи в правовую систему общества1.
Институты семьи и образования в современном российском обществе в силу влияния посттрансформационного кризиса характеризуются дисфункциональным состоянием, препятствующим нормальному выполнению ими функции агентов социализации, в частности в аспекте формирования гражданских качеств молодежи. В современном российском обществе сложился дисфункциональный тип социализации молодежи, характеризующийся превалированием стихийной составляющей социализации, что влечет за собой сокращение объема воспроизводства гражданских ценностей при сопутствующем расширенном формировании как индивидуально-достижи-тельных, так и нигилистических, криминогенных личностных ориентаций. Это способствует закреплению и расширенному воспроизводству атмосферы социальной неопределенности, аномии и риска в обществе, является фактором социальной дестабилизации и препятствием для становления гражданского общества и правовой государственности.
Более десяти лет пореформенной действительности в условиях нарастающего кризиса семьи и образования как основных агентов социализации, идеологического вакуума и активного навязывания СМИ стандартов потребительства и массовой культуры, дискредитированности старых культурных моделей, ассоциируемых с патриотизмом и гражданственностью, роста индивидуализма и отчуждения от государства, социальной разобщенности создали социокультурный контекст, осложняющий процесс социализации.
Приходится констатировать, что значительная часть молодежи, достигая психологической и социальной зрелости, остается практически индифферентной в гражданском и политическом плане, представителями «поколения пепси», не дорожащими гражданскими ценностями и свободами, не желающими и не умеющими брать на себя личную гражданскую
1 Гнутов А.Б. Социализация молодежи в пореформенном российском обществе: аспекты формирования гражданских качеств : дис. ...к.соц.н. — Краснодар, 2007, с. 88—89.
ответственность за свое отношение к обществу и за происходящее в обществе1.
Дисфункциональность, отклонения социализационных траекторий приводят к нескольким негативным эффектам, в результате действия которых взрослое общество не достигает необходимых показателей социального воспроизводства, замещения стареющего населения полноценными членами общества, т.е. молодежью, успешно прошедшей стадию социализации.
Стоит обратить внимание на духовно-нравственный вакуум, свойственный многим молодым людям. В результате сбоев в процессе социализации молодые россияне демонстрируют причудливые социокультурные ориентации, где налицо смещение понятий добра и зла, чести и бесчестия и т.п. Учитывая невысокие показатели религиозности в молодежной среде, приходится признать, что у многих молодых россиян просто нет никакого «идейного стержня» — ни идеологического, ни религиозного, ни мировоззренческого или философского. Духовно-нравственный вакуум, в свою очередь, предполагает еще два эффекта, тесно с ним связанных.
Первое — «отсутствие иммунитета», незащищенность от рисков включения в криминальный мир и криминальную культуру. Представители криминального мира — ретрансляторы, носители, про-
1 Там же, с. 3—4.
пагандисты криминальной идеологии, мировоззрения и стиля жизни активно воздействуют на не сопротивляющееся сознание молодежи. К сожалению, очень часто духовно-нравственный вакуум заполняется криминальной культурой, происходит социальная деградация молодого человека.
Второе — незащищенность от рисков включения в экстремистские движения. Несмотря на некую схожесть в аспекте противоправных деяний и мировоззренческих позиций криминальной и экстремистской культур, все же стоит отметить гораздо больший «протестный» потенциал, антисоциальную направленность экстремизма. В России ежегодно проходят процессы по делу молодых людей, совершивших тяжкие преступления на почве экстремизма. В 2010 г. Россию шокировал феномен «приморских партизан», которые совершали нападения на сотрудников правоохранительных органов. Этот случай еще раз убедительно продемонстрировал, что духовно-нравственный вакуум молодежного сознания, постоянные «метания», поиск себя и возможностей самореализации в целом ряде случаев приводят к тяжелым девиациям, общественно опасному поведению. Безусловно, данная ситуация в принципе была бы невозможна, если бы в нашей стране нормально функционировала система социализации молодежи.