СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ** В НАУКЕ
УДК 340 ББК 67.05
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10132
ГОСУДАРСТВО И ПРОЦЕСС ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
Актуальные риски
Леонид Владимирович КАРНАУШЕНКО, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история государства и права;
история учений о праве и государстве
Аннотация. В современных условиях институт государства претерпевает существенные изменения, которые затрагивают его ключевые сферы, подсистемы, функциональные элементы. Трансформация института государства с неизбежностью затрагивает и сферу права, особенно его социокультурные, духовно-нравственные основы, что в свою очередь осложняет процесс правовой социализации молодежи, нередко оказывающейся дезориентированной. Сложившаяся ситуация характеризуется рядом негативных последствий, проявляющихся как на макро-, так и на микроуровне социальной реальности XXI в.
Ключевые слова: молодежь, молодежное сознание, право, правовая социализация, правовая культура, правовые идеалы, эталоны правомерного поведения, социальные институты.
Annotation. In modern conditions, the Institute of the state is undergoing significant changes that affect its key areas, subsystems, functional elements. The transformation of the institution of the state inevitably affects the sphere of law, especially its socio-cultural, spiritual and moral foundations, which in turn complicates the process of legal socialization of young people, who often find themselves disoriented. The current situation is characterized by a number of negative conseguences, manifested both at the macro and micro levels of the social reality of the XXI century.
Keywords: youth, youth consciousness, law, legal socialization, legal culture, legal ideals, standards of lawful behavior, social institutions.
В XXI в. институт государства претерпевает существенные изменения, связанные с общемировой модернизационной динамикой. Глобализация и информатизация социального пространства приводят к генезису новых геополитических реалий, в которые оказывается интегрирован и институт государства.
Как отмечает А.В. Клеутина, «в современном глобализирующемся мире, который позициони-
руется как начальный этап формирования планетарной цивилизации, имеют место некоторые общие тенденции развития государства как способа существования общества, как наиболее крупной политической организации. В настоящий момент усиливается трансграничная перспектива» [2, с. 3—4].
Сложившиеся условия в обществе XXI в. создают риски для государственного суверенитета
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
15
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ** В НАУКЕ
в традиционном его понимании, сформировавшемся на протяжении длительной истории существования института государства. Между тем, как указывают исследователи, «в условиях глобализированного мира, когда на мировой арене, кроме государства, действуют транснациональные компании, неправительственные и межправительственные организации и другие международные институты, происходит естественный процесс ограничения суверенитета национального государства вышеназванными институтами» [3, с. 5].
Как представляется, многие аспекты угроз суверенитету государства локализуются в коммуникативной сфере, поскольку благодаря действию нескольких факторов внешней среды (в отношении к национальному государству) происходит утрата доминирующих позиций по отношению к отдельным социальным группам, в первую очередь к молодежи. Именно блокировка социальных коммуникаций от старших поколений к подрастающим в условиях XXI в. является одним из рискогенных факторов для института государства. Подобный отрицательный эффект непосредственно связан с общемировыми процессами глобализации и информатизации, нарастающей информационной перегрузкой сознания аудитории.
Динамика функционального репертуара государства в современных условиях представляет собой одну из перспективных гносеологических проблем, над решением которой сосредоточивается наука и практика социального управления. Особый интерес к государству объясняется тем, что оно занимает ключевое положение в матрице социальных институтов. От успешного функционирования института государства существенно (порой — критически) зависят социальные явления и процессы, социальные организации, актуальные формы социальной структуры. Спектр целей и задач, на решение которых направлен институт государства, весьма широк и одновременно сложен для обществоведческого анализа.
Сущность гносеологической проблемы применительно к исследованию института государства составляют не только собственно его динамические характеристики в рамках глобальных трансформационных процессов, но и то обстоятельство, что данный институт выполняет множество явных, а также и латентных функций. По мере активизации процессов социальной динамики (на макро- и микроуровне социальной реальности) в начале XXI в. функциональный ре-
пертуар государства расширяется, а сам институт постепенно перестраивается в целях удовлетворения новых социальных потребностей, соответствующих реалиям XXI в., по мере интеграции социума в глобальную информационную миросистему. В этих условиях наблюдается смешение явных и латентных функций института государства, что осложняет его положение в трансформирующемся социуме.
Одной из системных проблем современного государства становится резкая интенсификация массово-коммуникативных потоков, что порождает ряд проблем частного характера, вместе с тем, детерминированных более широким соци-етальным противоречием. Основная сложность ситуации видится во взаимосвязи трансформаций системы социальной коммуникации, на протяжении веков транслировавшей социальное и культурное наследие от старших поколений к младшим. Именно посредством коммуникативных процессов осуществлялись социализация и воспитание, носившие во многом регламентированный, строго упорядоченный характер: старшее поколение «дозировало» транслируемую на сознание молодежи необходимую информацию, отдавая предпочтение той, которая непосредственно участвовала в социализации и воспитании.
Вместе с тем в последние десятилетия, по мере развития мобильной связи, Интернета, спутникового телевидения и т.п., интенсификация коммуникативных потоков становится неизбежной, как следствие объективного развития техник и технологий приема и передачи информации. Институт государства в XXI в. оказывается зачастую не в состоянии должным образом реагировать на возникающие угрозы, стремительно изменяющиеся социальные потребности, ожидания, ценности, идеалы, особенно подрастающего поколения, чей инновационный потенциал в силу социально-возрастных особенностей значительно выше, чем у взрослых. Закономерным результатом подобного дисфункционального состояния становится дезорганизация социализации и воспитания, нарастающий разрыв, отчуждение поколений, конфликт «отцов» и «детей», а в итоге — подрыв стабильности института государства.
Отмеченные обстоятельства касаются как в целом социализационного процесса, так и его структурных элементов, различных составляющих, в том числе и правовой социализации. Следует обратить внимание на то, что в сфере правовой социализации сформировалось устойчи-
16
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ** В НАУКЕ
вое противоречие, могущее иметь весьма негативные последствия как для молодежи, таки для государства в целом. Анализируя специфику проблемной ситуации, необходимо обратить внимание на то, что именно «правовая социализация личности предполагает выработку представлений у человека о своей социальной роли и месте в жизни общества. В ходе правовой социализации личность приобретает правовую нормативность, которая включает не только определенный уровень правовых знаний, но и определенную установку. От имеющихся правовых знаний и зависит правовое поведение личности» [4, с. 192-199].
Обстановка, сложившаяся в современном российском обществе, диктует необходимость анализа ряда ментальных и поведенческих закономерностей, свойственных молодым россиянам. В частности, одним из серьезных препятствий на пути правовой социализации, осуществляющейся посредством трансляции социально-правовой информации на сознание подрастающего поколения, являются серьезные позиции криминальной контркультуры. Это обстоятельство серьезно осложняет процесс правовой социализации, так как актуализируется ряд барьеров на пути усвоения молодежью социальноправовой информации.
По мнению Д. В. Столяренко, «бытие российского общества закрепилось в обыденном сознании «неправовым», что требует осмысления целей, характера, направленности, сущности правовой социализации личности в российском обществе как процесса вхождения личности в правовое пространство и как формы воспроизводства ее социальности. Необходимо выяснить, какой степенью социальной значимости обладает правовая социализация в конкретных социальных отношениях, каким образом индивид испытывает влияние права и как воспринимает и делает внутренними имманентными структурами собственной деятельности правовые нормы» [5, с. 40].
Процесс трансляции правовых норм на сознание подрастающего поколения с целью изменения его установок, убеждений, ценностей априори представляет собой весьма сложную задачу. Ключевым эффектом подобного коммуникативного воздействия следует признать то, что это «способствует появлению у человека правовых убеждений, когда внешние для него социальные правила становятся его внутренними регуляторами, обусловливающими как «позитивную», так и «негативную» направленность обществен-
ного поведения. Индивид принимает доминирующие в сообществе стандарты и стратегии, в соответствии с которыми происходит его выбор ценностно-смысловых ориентиров правового поведения» [1, с. 59—67].
Правовая социализация выступает элементом социализационного процесса, рассматриваемого в целом как органическое единство взаимодействующих элементов и подсистем, стихийных и целенаправленных процессов. Вместе с тем именно правовая социализация характеризуется рядом уникальных черт, формирующих особые требования, которым, в частности, должны отвечать мероприятия государства и общества. В комплексе данных мероприятий следует отметить:
■ сложность для усвоения социокультурного, мировоззренческого, аксиологического содержания (по сравнению с традиционной социализацией);
■ принципиальное несоответствие системе социокультурных координат части криминализированного населения современной России;
■ устойчивая потребность в направляющей,
координирующей, упорядочивающей роли государства, чего зачастую не наблюдается в российском обществе (например, отсутствие федерального закона о государственной молодежной политике начиная с 1991 г.);
■ духовно-нравственный вакуум на фоне де-идеологизации, а также снижения значимости общечеловеческих ценностей, морально-нравственных устоев вследствие массовизациии «коммерческой индустриализации» культуры.
В ситуации с трансляцией правовой культуры современному государству следует искать баланс, не допуская, с одной стороны, значительной формализации, бюрократизации управления процессом правовой социализации, с другой стороны, необходимо препятствовать различного рода флуктуациям, угрожающим дезорганизацией процесса преемственности и смены поколений и, как следствие, подвергающих риску социальный порядок, обеспечение которого является одним из стратегических направлений функционирования данного социального института.
Необходимо сосредоточить внимание на оптимизации работы структур государственной власти с подрастающим поколением. В после-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
17
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ В НАУКЕ
дние годы теоретические и эмпирические исследования демонстрируют нарастающие проблемы во взаимопонимании между взрослым обществом и молодежью. В подобных условиях не приходится рассуждать о достаточно эффективном процессе социализации, тем более о такой разновидности социализационного процесса, как правовая социализация, которая предполагает, с одной стороны, достаточно высокий уровень общей культуры, интеллекта реципиентов, т.е. молодежи (что практически исключает нынешнее кризисное состояние института образования), с другой стороны, требует и оптимальной функциональной оснащенности управленческих структур, ответственных за подобное социально-правовое воздействие на сознание молодежи.
Следует заметить, что трансляция содержательного смысла норм права (от старших поколений к младшим) требует взвешенного и осторожного подхода, так как именно молодежь в силу своих возрастных и психологических особенностей является достаточно закрытой и «отчужденной» от репрезентативной культуры общества. В таких условиях действовать традиционным способом весьма неблагоразумно, поскольку «защитные барьеры», имеющиеся в лабильном сознании молодежи, надежно ограждают ее от «социокультурно чуждой» информации, противоречащей ее ценностям, идеалам, мировоззрению и мироощущению.
Отметим, что данные конструкты в молодежном сознании во многом ориентированы на материальный успех, обогащение любыми доступными средствами. В силу особенностей своего статуса молодежь также характеризуется инфантильностью и ярко выраженным гедонизмом, что также предполагает приоритет досуга над трудовой деятельностью и гипертрофированные материальные потребности, подавляющие духовные.
Подобные установки современной российской молодежи создают определенные риски, связанные с потенциальным отторжением норм права как барьеров, препятствующих обогащению, «беззаботной жизни». При этом ни один из элементов духовной сферы (религия, мораль и проч.) не обладает достаточным «сдерживающим» потенциалом в аспекте правомерного поведения. Многие молодые люди, особенно проживающие в далекой провинции, весьма расчетливо оценивают свои перспективы в плане карьеры, получения престижного образования, повышения социального статуса и т.д.
Сложность положения проявляется в том, что скептическая оценка молодежи относительно собственных перспектив формируется как на рациональном (скептическое мировосприятие), так и на эмоционально-чувственном уровнях (трагическое или ожесточенное мироощущение). Необходимо понимать, что подобная парадоксальная рационально-эмоциональная оценка формируется даже несмотря на то, что молодежи, как ни одной другой социально-демографической группе, присущ жизненный оптимизм и наличие особой инновационной жизненной энергии. В этой ситуации действенным выходом из затруднительного положения для молодых людей зачастую видится криминальный путь — как в одиночных действиях, так и в составе организованных преступных сообществ с контркультурной криминальной идеологией.
Учитывая отмеченные обстоятельства, правовая социализация молодежи в условиях российского общества начала XXI в. оказывается подверженной существенным рисками неусво-ения социально-правовой информации. Одна группа рисков связана с сознательным отторжением молодежью правовой действительности вследствие криминализации сознания, интеграции в социокультурное пространство криминальных молодежных объединений, развитых бытовых контактов с криминалитетом. Другая группа рисков рассматривается как прямое следствие кризисного состояния институтов образования, семьи, массовой коммуникации, ответственных за передачу культурного, цивилизационного наследия, за установление и поддержание с подрастающим поколением эффективных контактов.
Кризисные явления в духовной сфере российского общества, доминирование образцов массовой культуры потребления, растущая бытовая агрессивность не позволяют молодежи в должной мере интегрироваться в социальноправовую систему, усваивать и осознавать правовое наследие российского общества. Зачастую именно в молодежной среде доминируют установки жизни «по понятиям», а не согласно нормам права.
Вследствие сложившейся ситуации в российском обществе государственным управленческим структурам целесообразно искать пути и способы повышения эффективности воспитательного воздействия на молодежь с целью оптимизации, в том числе, и процесса правовой социализации. Одновременно следует принять во внимание тот факт, что при существенной
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
18 -----------------------------------------------------------------------------------------
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ** В НАУКЕ
блокировке многих каналов восходящей вертикальной мобильности сложно ожидать сколько-нибудь заметного улучшения ситуации с правовой социализацией молодежи.
Комплексные социально-управленческие решения в российском обществе начала XXI в. пока не находят должного признания; слабо используется потенциал эмпирических исследований, особенно при оценке состояния и тенденций развития сознания молодежи. Однако без подобной информации крайне сложно осуществлять эффективное управление молодежной политикой, в том числе и правовой социализацией подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Гуляихин В.Н., Широ С. В. Концептуальные подходы к теории и практике правовой социализации человека // Право и образование. 2012. № 8.
2. Клеутына А.В. Сущностные характеристики современного государства: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2009.
3. Любашиц В.Я. Эволюция государства как политико-правового института: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2005.
4. Радченко Т.А. Правовая социализация личности // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 4.
5. Сшоляренко Д.В. Правовая социализация: социально-философский аспект // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА»
предлагает комплекс услуг по изданию учебников, учебных пособий, авторских монографий
Тематика:
естественные науки, гуманитарные науки, общественные науки, широкая тематика, искусствоведение, история, политология, юриспруденция
Труды, вышедшие в свет в нашем издательстве, получают импакт-фактор РИНЦ.
В стоимость издания входят:
■ редакционно-издательские услуги; ■ печать тиража;
■ передача 16 экземпляров в Книжную палату (ИТАР ТАСС).
Рукопись измеряется из расчета:
TNR 14 шрифт, 1,5 интервал, направляется в файле WORD.
Весь комплекс услуг занимает от двух до трех недель.
Издательство оказывает эффективное содействие в продвижении издания на книжные рынки России и других стран.
Адрес издательства: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1.
Тел.: 8-499-740-60-15. Тел./факс: 8-499-740-60-14; [email protected]; www.unity-dana.ru
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018
-------------------------------------------------------------------------------------- 19