УДК 378
СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ КАК СТРУКТУРНОЙ ЧАСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА
© 2015 Ю.В.Андросова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 19.11.2014
В данной статье проводится анализ ценностных ориентаций студентов первого курса вуза на основе методики М.Рокича. Автор указывает на необходимость проведения целенаправленной работы со студентами - будущими учителями по формированию профессионально-педагогической системы ценностей. Ключевые слова: мировоззрение личности, система ценностей, ценность, профессионально-педагогическая система ценностей.
Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации»: «Педагогические работники обязаны развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни»1. Выполнение данного положения подразумевает опору обучения и воспитания молодого поколения на общечеловеческие, гуманистические и высшие духовные ценности, что в свою очередь связано со степенью сформированности системы ценностей подрастающего поколения. Система ценностей начинает складываться в раннем детстве под влиянием семьи, социальной среды, образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, а также личного опыта субъекта (маленького человека). В период школьного обучения процесс формирования системы ценностей интенсифицируется и, предположительно, что к моменту окончания школы, в целом завершается. Роль каждого учителя в данном процессе невозможно переоценить. Учитель, взаимодействуя с учащимся, имеет возможность влиять на приобретение школьниками общественно-значимых ценностей. Являясь частью мировоззрения человека, система ценностей оказывает влияние на поступки, желания, стремления и поведение личности. Таким образом, развитая, сформированная система ценностей человека влияет на всю его жизнь. Поэтому, современному обществу требуются учителя, обладающие
° Андросова Юлия Владимировна, ассистент кафедры иностранных языков. E-mail: donskaya [email protected]
1 Новый Федеральный закон "Об образовании в Россий-
ской Федерации". - СПб.: Питер, 2014. - 240с. - С. 93.
правильно сформированной базовой системой ценностей, которая отвечает потребностям общества. Воспитать и обучить будущего учителя, в свою очередь, может только профессионал -преподаватель вуза, обладающей сложившейся системой ценностей (высших духовных, общечеловеческих, профессиональных) и способный целенаправленно собственным примером ежедневно прививать, передавать эти ценности студентам. Таким образом, трудно переоценить необходимость организации учебной и воспитательной работы в школе и педагогическом вузе с учётом направленности на формирование и обучение формированию мировоззрения, в том числе и системы ценностей как его структурной части. С тем, чтобы придать процессу формирования системы ценностей в педагогическом вузе планомерный и целенаправленный характер нами поставлена задача изучить степень сформи-рованности данной системы у студентов первого курса разных направлений подготовки.
В философской, психологической и педагогической литературе существует несколько определений понятия «ценность». Для исследуемой нами проблемы наиболее удачным мы сочли следующее определение. Ценности - это то, что человек ценит в своей жизни, в окружающем мире, людях, материальной и духовной культуре людей, чем особенно дорожит и чему он придаёт наиболее важное значение2. Система ценностей личности выстраивается в определённую иерархию, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности: творчество, любовь, свобода, страдание, счастье. Самая главная ценность человека - жизнь. В настоящее время наблюдается тенденция отсутствия «в опыте под-
2 Психологический словарь / Р.С.Немов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с. - С. 472.
растающего поколения непосредственного ощущения жизни как ценности»3. Этот тревожный сигнал, свидетельствует о том, что образовательная система уделяет недостаточно внимания процессу приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям и к традиционным ценностям российского общества на всех этапах обучения.
По мнению М.С.Кагана иерархия ценностей это динамическая структура, в которой «на её вершину выдвигается то один вид ценностей, то другой»4. Разделяя точку зрения Н.В.Чутковой, что учителю необходимы такие педагогические ценности, как: понимание социальной важности профессии учителя, ориентация на реализацию потенциальных возможностей ученика, его развитие, восприятие творческого характера профессиональной деятельности как ценности, отметим, что не менее важна для учителя ориентация на саморазвитие, расширение своего образования, кругозора, общей культуры5. А.В.Чумакова считает наиболее значимыми следующие педагогические ценности: человеческие (ребёнок как главная педагогическая ценность и учитель, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи, поддержке, творческая индивидуальность и т.д.); духовные (педагогический опыт человека, педагогические теории, способ педагогического мышления и др.); практические (педагогические технологии, образовательные системы, способы деятельности и др.); личностные (педагогические способности, индивидуальные качества учителя, идеалы учителя)6. А.В.Тукшумская и О.А.Бахчиева полагают, что «демократизм, признание ценности личности, идеи народности и свободы в образовании, стремление учителя служить примером ученикам во всём - вот те духовные ценности, на которые должно быть ориентировано профессиональное педагогическое образование»7. По мнению Е.А.Петуховой,
3 Кривцова, С.В. Школа может помочь растущему поколению преодолеть кризис смысла? / С.В.Кривцова // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №4 - С.15
4 Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с. - С. 133.
5 Чуткова, Н.В. Учитель: личность и деятельность / Н.В.Чуткова / Сб. материалов студ. педагог. чтений; под ред. Алексеевой Е.Ю., Старковой Е.А. - М.: Ди-рект-Медиа, 2014. - С. 153
6 Чумакова, А.В. Педагогические ценности учителя XXI века / А.В.Чумакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - №6 - С. 368
7 Тукшумская, А.В. Духовно-нравственные ценности
современного учителя / А.В.Тукшумская, О.А.Бахчиева
// Перспективы науки. - 2013. - №3. - С. 206
творчество также входит в состав педагогических ценностей, так как «способности педагога могут и должны проявляться через творчество, которое влияет на личностную профессиональную траекторию»8. Данные авторы также выделяют среди необходимых черт, присущих педагогу-профессионалу следующие: общительность, отзывчивость, терпеливость, порядочность, честность, эрудированность, педагогическая активность. Для нас представляет интерес более полная классификация профессионально-педагогических ценностей, данная А.В.Чумаковой Мировоззрение будущего учителя должно включать определённые педагогические ценности, необходимые в его дальнейшей профессиональной деятельности, а формировать систему педагогических ценностей возможно, используя базовую систему терминальных ценностей личности, в которую входят высшие духовные ценности, общечеловеческие ценности. По мнению Л.В.Вершининой терминальные ценности инициируют становление потребностей педагога, поскольку они выступают в качестве предмета данных потребностей. Своим возникновением ценности, как известно, обязаны потребностям человека. Инструментальные ценности служат достижением ценностей-целей. Несмотря на такое разграничение ценностей, возможен переход целей в средства и наоборот9.
Проанализировав существующие классификации профессионально-педагогических ценностей, нам удалось из восемнадцати терминальных ценностей теста Рокича выделить базовые ценности, которыми учитель должен обладать в первую очередь. К ним, по нашему мнению, относятся: активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное призвание, познание, развитие, счастье других, творчество, уверенность в себе. Говоря об инструментальных ценностях, можно выделить образованность, ответственность, самоконтроль, терпимость, широту взглядов, чуткость, честность. Данные ценности мы и будем рассматривать при анализе проведённого нами тестирования. Конечно, мировоззрение учителя должно включать и другие представленные в тесте Рокича ценности, но выделенные выше ценности система ценностей учителя должна включать обязательно. Активная дея-
8 Петухова, Е.А. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность / Е.А.Петухова // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - Т.1. - о№2(78). - С. 69.
9 Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя: монография / Л.В.Вершинина. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2009. - 258 с. - С.138 - 139.
тельная жизнь, интересная работа, общественное призвание - это ценности профессиональной самореализации, без которых сама работа по полученной профессии теряет смысл. Познание и развитие также должны занимать высокие позиции в иерархии ценностей будущего учителя, так как сама профессия учителя предполагает постоянное саморазвитие, принятие новых знаний. Счастье других должно быть важно будущему учителю, так как именно он будет обучать и воспитывать подрастающее поколение, а значит не может быть равнодушен к судьбам других людей. Согласимся с Е.А.Петуховой, что творчество также необходимо учителю, так как «творчески работающий педагог является профессионалом, который умело сочетает традиционные методы обучения с инновационными»10. Не стоит говорить о том, что педагог должен обладать уверенностью в себе. З.Н.Курлянд выделяя компоненты профессиональной устойчивости учителя, отметил, что в мотивационный компонент входит уверенность в себе как в учителе11. Инструментальные ценности выделены в соответствии с терминальными. Образованность и широта взглядов соответствуют познанию и развитию, ответственность и самоконтроль - уверенности в себе, терпимость, чуткость - счастью других. Честность также должна занимать определённое место в системе ценностей будущего учителя, так как учитель нечестный, неискренний никогда не заслужит доверие учащихся. Без доверия нет взаимопонимания учителя и ученика, а значит, нет и стремления сотрудничать, идти на контакт, продуктивно работать вместе в урочное и внеурочное время.
Чтобы сформировать необходимую будущему учителю систему ценностей, необходимо знать какая базовая система ценностей сложилась у учащихся к моменту поступления в высшее учебное заведение, т.е. какой набор ценностей имеет студент первого курса. Для определения системы ценностей студентов первого курса (2013 г.) мы провели опрос на основе методики изучения ценностных ориентаций М.Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей. В списках испытуемый присваивал каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор ин-
10 Петухова, Е.А. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность / Е.А.Петухова // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - Т.1. - №2(78). - С. 69
11 Коротаева, А.С. Профессиональные ценности учителя: вчера, сегодня, завтра / А.С.Коротаева // Проблемы
и перспективы развития образования в России. - 2011. - №10. - С. 324
струментальных ценностей. Терминальные ценности - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности -убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации12. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. В эксперименте участвовало 230 студентов ПГСГА.
В попытке проследить особенности, если они присутствуют, ценностных предпочтений первокурсников будущих учителей и первокурсников, выбравших непедагогические специальности, мы провели сравнительный анализ выявленных закономерностей. Необходимость такого анализа связана с предположением о том, что мировоззрение человека может иметь особенности, связанные с профессиональной деятельностью или подготовкой к ней. Таким образом, для анализа выделены три группы: студенты непедагогического направления, студенты педагогического направления и студенты психолого-педагогического направления. Ниже будут указаны позиции, которые являются общими или различаются среди этих трёх групп.
Анализ терминальных ценностей студентов показал, что такие ценности, как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, образовали группу ценностей, которая занимает первые позиции в иерархии ценностей студентов. Для нашего исследования интересна позиция активной деятельной жизни. Здесь у респондентов наблюдается разность значений: позиции данной ценности в разных группах варьируются от 6 до 13-го места. Ещё большая вариация наблюдается в ситуации с интересной работой как ценностью. Позиции распределились от 4-го места до 13-го. Следующая анализируемая ценность - творчество - занимает места от 5-го до 16-го. Такая же ситуация разброса значений наблюдается и в случае с другими интересными для нашего исследования ценностями: общественным призванием, познанием, развитием, счастьем других, уверенностью в себе. Практически все респонденты единодушны в оценке такой ценности, как красота природы и искусства, которая занимает последние позиции.
Далее рассмотрим результаты по инструментальным ценностям. Первые позиции вновь занимает группа ценностей: воспитанность, жизнерадостность, честность. Далее мнения респон-
12 Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: в 2 томах. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т. 1 - 312 с. - С. 25.
дентов разделяются. Образованность занимает места от 2-го до 7-го. В ситуации с ответственностью вновь наблюдается разброс значений от 1-го до 7-го места. Та же тенденция наблюдается и при анализе позиций таких ценностей как самоконтроль, терпимость, широта взглядов, чуткость, причём несовпадение ранговых значений увеличивается. Интересна позиция самоконтроля, как ценности. В разных группах она варьируется от 7-го до 16-го места. Такие ценности, как высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других студенты всех групп отнесли на последние позиции.
Проанализировав результаты проведённого эксперимента по терминальным ценностям можно выделить одну чётко оформившуюся группу ценностей, которая находится на вершине иерархии ценностей студентов первого курса. В данную группу вошли такие ценности, как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей. Интересные для нашего исследования ценности: активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное призвание, познание, развитие, счастье других, творчество, уверенность в себе занимают в иерархии ценностей, в среднем, места с 7-го по 15-е. Анализ инструментальных ценностей показал, что студенты первого курса на первые позиции поставили определённую группу ценностей: воспитанность, жизнерадостность, честность. Далее мнения респондентов разделились, но на последние позиции они единодушно поставили следующие ценности: высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других.
Таким образом, обозначенные нами базовые ценности, необходимые будущему учителю в его дальнейшей деятельности, в иерархии ценностей
студентов первого курса не имеют чётко определённого «яруса», как, например, в ситуации с блоком ценностей, занимающих первые позиции (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей). Повторный опрос студентов первого курса показал, что система ценностей, сформированная у респондентов в школе, устойчива, так как в целом, результаты, полученные в ходе второго опроса практически не отличаются от результатов первого опроса. За учебный год иерархия ценностей студентов первого курса практически не изменилась. Это говорит о том, что без проведения со студентами целенаправленной работы по формированию профессионально-педагогической системы ценностей, ситуация, предположительно, и в дальнейшем останется неизменной. Исходя из этого, мы считаем возможным утверждать, что необходимо проводить планомерную работу по изменению существующей системы ценностей студентов -будущих учителей. Обозначенные базовые ценности, необходимые для планомерного и целенаправленного формирования системы профессионально-педагогических ценностей, по нашему мнению, должны занимать определённый «ярус» (сразу после первого блока ценностей: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей) в системе ценностей студентов.
Основываясь на предположении, что мировоззрение человека может иметь особенности, связанные с профессиональной деятельностью или подготовкой к ней, в дальнейшем мы планируем целенаправленно выстраивать систему подготовки будущих учителей с целью формирования профессионально-педагогической системы ценностей студентов.
FORMATION DEGREE OF FIRST YEAR STUDENTS' SYSTEM OF VALUES AS A STRUCTURAL PART OF THE OUTLOOK
© 2015 Y.V.Androsova°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
In this article value orientations of Academy first year students are analyzed on the basis of method by M. Rokich. The author points out the need of targeted work with students - future teachers with the aim of building professional and pedagogical system of values.
Key words: outlook of personality, system of values, value, professional and pedagogical system of values.
° Yulia Vladimirovna Androsova, Assistant professor of Department of foreign languages. E-mail: donskaya [email protected]