Ценностные ориентации преподавателей физической культуры Valuable orientations of teachers of physical culture
УДК 331.1
Краев Юрий Валериевич,
кандидат психологических наук, Заведующий кафедрой Физического воспитания, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Krayev Yury V.,
candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Physical Training, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow
Аннотация: Исследование ценностных ориентаций преподавателей физической культуры выявило ее высокое соответствие требованиям педагогической деятельности. Система ценностных ориентаций преподавателей отличается зрелостью и «профессиональным» характером. Наиболее значимыми «ценностями-целями» являются здоровье, материально обеспеченная жизнь, активная деятельность, жизненная мудрость, интересная работа, дружба, а среди «ценностей-целей» особенно высокое значение придается воспитанности, честности, ответственности, деловой эффективности и чуткости по отношению к другим людям. Результаты исследования свидетельствуют, что преподаватели физической культуры характеризуются достаточно высокой планкой жизненных притязаний (по уровню целей) и требовательностью по отношению к себе (по оценке значимости личностных свойств).
Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, преподаватели физической культуры.
Keywords: agricultural land, state cadastral registration, land protection, legal regulation, Unified State Real Estate Register, land plot, regulatory acts.
Введение
Ценностные ориентации являются «вершиной» мотивационно-смысловой сферы личности. Они определяют ее направленность и активность, мировоззрение и я-концепцию, обуславливают меру личностной и профессиональной эффективности. По сути, ценностные
ориентации - одна из «стержневых» характеристик и личности в целом, и профессионала, в частности.
В связи с этим, в русле психологического сопровождения профессионального становления специалиста необходим анализ ценностных ориентаций с позиций их «приемлемости» в конкретном виде профессиональной деятельности. Так, например, в ряде «человекоориентированных», «помогающих» профессий важна ярко выраженная гуманистическая ориентация, направленность на благополучие и развитие других людей.
Профессия преподавателя также подразумевает необходимость ставить акценты на формирование личностного и профессионального потенциала будущих специалистов.
В настоящее время проблема ценностных ориентаций преподавателей физической культуры вузов - практически не изучена. Об этом свидетельствует отсутствие статей, посвященных изучению ценностной сферы личности данного контингента специалистов.
Обнаружены лишь немногочисленные исследования ценностных ориентаций педагогов общеобразовательных организаций, а также студентов соответствующей специализации [1, 3].
В частности, в работе Р.С. Ленина констатируется, что будущих учителей физической культуры характерна низкая ориентация на общечеловеческие ценности и ценности педагогической профессии [2].
Однако данная система ценностей может быть не характерна для работающих специалистов в сфере физической культуры. Это связано с тем, что далеко не все студенты идут работать по специальности, а только наиболее высокомотивированные.
Следует отметить, что ценностная позиция преподавателя физической культуры может иметь большое значения для становления личности специалиста любого профиля, т.к. в рамках данного предмета формируется наиболее жизненно-важная ценность - ценность здоровья и здорового образа жизни.
МЕТОДИКА
В исследовании принимали участие 50 преподавателей физической культуры разного пола, возраста и стажа работы (работающих в различных вузах Москвы и Санкт-Петербурга).
Применялась широко известная методика М. Рокича «Ценностные ориентации», которая позволяет определить значимость для личности терминальных (ценностей-целей, на достижение которых направлен человек) и инструментальных (ценностей-средств, посредством которых он рассчитывает достичь ценности-цели) ценностей.
Поскольку обычно применяющаяся процедура ранжирования ценностей дает слишком высокую вариацию (связанную с индивидуальной иерархией ценностной сферы отдельных личностей), в данном случае применялась шкальная оценка (испытуемые должны были оценить значимость каждой ценности по 10-балльной шкале).
Полученные данные обрабатывались методами вариационной статистики (определение средних арифметических и стандартных отклонений).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Анализ результатов изучения терминальных ценностных ориентаций преподавателей физической культуры (таблица 1) свидетельствует, что для них характерна достаточно высокая «планка жизненных целей».
Таблица 1.
Терминальные ценностные ориентации преподавателей физической культуры
Показатели JT±a Ранг
1. Активная деятельность 9v41±0.6 3
2. Жизненная мудрость 9-,22±0.S 4
3. Здоровье 9,87=1=0,2 1
4. Интересная работа 9Д5±0;8 5
5. Красота природы и искусства 5 Д 7±G_6 18
6. Любовь 6v82±0.7 13
7. Материально обеспеченная жизнь 9,52±0.5 2
8. Наличие хороших и верных друзей 9,Q8±0.9 6
9. Общественное признание &,92±0;S 12
10. Познание 5,45±G.6 15
11 .Продуктивная жнзнь 7,<52±0.7 10
12.Развитие S?82±0.9 8
13 .Развлечения 5;3 6±0.6 16
14. Свобода 5,22±0.5 17
15. Счастливая семейная жизнь S,48±G_9 9
16. Счастье других 5,91±0.7 14
17. Творчество 7,3 8±0_,8 11
15."Уверенность в себе S,99±0.9 7
Интегральный показатель («планка притязаний») 7,<59±0.7
Вершину иерархии терминальных ценностных ориентаций образуют направленность на достижение таких жизненных ориентиров, как хорошее здоровье, материально обеспеченная жизнь, активная деятельность, жизненная мудрость, интересная работа, дружба.
Также в зоне высоких значений находятся такие ценности, как уверенность в себе, личностный рост, семейная жизнь, продуктивная жизнь и творчество.
Довольно большое значение для респондентов имеют общественное признание и любовь.
Относительно невысокое значение (в зоне среднего диапазона выраженности) для преподавателей физической культуры имеют такие ценности, как счастье других, познание, развлечения, свобода, а также красота природы и искусства.
Обнаружены некоторые сходства и различия в сфере ценностных ориентаций у преподавателей физической культуры вузов и студентов - будущих учителей физической культуры. По данным Р.С. Ленина [2], верхушку иерархии ценностных ориентаций студентов образуют здоровье, любовь, семейная жизнь, дружба, активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, а низшую степень - познание, счастье других, творчество, красота природы и искусства.
Преподаватели, по сравнению со студентами, характеризуются гораздо более зрелой и «профессиональной» системой ценностных ориентаций. В то же время, для них так же слабо актуальны ценности познания и счастья других людей.
Результаты исследования также свидетельствуют в пользу высокой требовательности преподавателей физической культуры к самим себе, что отражает интегральный показатель выраженности инструментальных ценностных ориентаций (таблица 2).
Таблинл2
Инструментальные ценностные ораевтацнп аре пода вате л ей физической культуры
Показатели ЛГ=сг Ранг
Аккуратность (чистоплотность) 7,07=fc0rS 15
В оспитанность 9,â2=fcCL3 1
Высокие запросы 2,7Й±0 А IS
Жизнерадостность 8,74=fcCLS ö
Исполнительность 7,3 8=fcCL9 13
Независимость 7,24=±CL9 14
Непримиримость к недостаткам г, себе и в других 4,S8=fcCL5 17
Оор азованность 8,5&±£L9 7
Ответств енно сть 9,22=fc£L7 3
Рационализм 7,7 l=tO.S 10
С амоконтроль 7,44±CL9 12
Смелость в отстаивании своего мнения н взглядов 8,12=fcCL9 9
Твердая воля 7,65=fcCL7 11
Терпимость 8,3 3=fcCLÖ S
Честность 9,58=fcCL4 2
Чуткость 9,15=fcCL7 5
Широта взглядов 5,S2=fcCL4 16
Эффективность в делах 9,2 l=fcCL7 4
Интегральный показатель («требовательность») 7,ä8=fc£L6
Вершину иерархии инструментальных ценностных ориентаций преподавателей физической культуры образуют ценности воспитанности, честности, ответственности, деловой эффективности и чуткости по отношению к другим людям.
Также достаточно большое значение имеют жизнерадостность, образованность, терпимость к окружающим и смелость в отстаивании своего мнения и взглядов.
Минимальное значение имеют широта взглядов, непримиримость к недостаткам в себе и в других и высокие запросы от жизни.
Остальные качества находятся на границе высокого и среднего уровней выраженности.
В целом, преподаватели физической культуры характеризуются довольно высоким требованиям к личностным чертам.
Иерархия инструментальных ценностей преподавателей физической культуры и студентов - будущих учителей физической культуры оказалась во многом сходной.
ВЫВОДЫ
В целом, преподаватели физической культуры обладают развитой и «профессионально-целесообразной» системой ценностных ориентаций, что говорит о профессиональной зрелости их личности.
В отношении терминальных ценностей позитивным моментом является высокая значимость ценностей хорошего здоровья, активной деятельности, жизненной мудрости, интересной работы, развития, продуктивной жизни и творчества; в отношении инструментальных ценностей - ориентация большинства из них на такие явно высоко востребованные в педагогической деятельности характеристики, как воспитанность, честность, ответственность, деловая эффективность, чуткость, образованность и терпимость по отношению к окружающим.
Список использованной литературы
1. Карпова Е.Е., Акамов В.В., Шукшина Т.И. Профессиональные ценностные ориентации у будущих учителей физической культуры в области безопасности жизнедеятельности // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 15-17.
2. Ленин Р.С. Ценностные ориентации будущих учителей физической культуры на педагогические ценности // В мире научных открытий: Научно-практический рецензируемый журнал. - 2013. - № 11-12(47). - С. 249-260.
3. Чесноков А.Ф. Анализ ценностных ориентаций педагогов физической культуры // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2007. - № 1. - С. 185-189.
4. Краев Ю.В. Соотношение профессиональной мотивации и удовлетворенности своей деятельностью у преподавателей физической культуры // Московский экономический журнал. 2018. №2. С.1.
5. Краев Ю.В., Солдатова Г.В. Удовлетворенность преподавателей физической культуры своей профессиональной деятельностью // Современный ученый. 2017. №7. С.59-61.
6. Краев В.М., Тихонов А.И. Противодействие обману в кадровой работе. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь : Логос. — 2017. — 29с.
7. Краев В.М., Тихонов А.И. Риск-менеджмент в управлении кадрами // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2 (21). С. 22-25.