ЦЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
ГОЛУБЕВА Т.Б., МАСЛЕННИКОВА С.Ф.
В статье показана ценность ответственного поведения для общества и необходимость его формирования у студентов технических вузов. Приведены результаты исследования отношения студентов к ответственности как инструментальной ценности и выявлена положительная динамика их изменений в процессе учебной деятельности.
In article value of responsible behaviour for a society and necessity of its formation at students of technical colleges is shown. Results of is-following of the relation of students of responsibility as are led to tool value and positive dynamics of their changes in process of educational activity is revealed.
В основные задачи высшего профессионального образования «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» включены не только подготовка компетентного работника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и формирование высоконравственной личности, обладающей «чувством ответственности за судьбу страны, ее социально - экономическое процветание» [8].
Требование к формированию социальной ответственности у выпускников вузов обосновано тем, что в современных исторических условиях проблема ответственности и её антипода - безответственного поведения - приобретает особую актуальность.
Известно, что в области политики с утерей социальной ответственности теряется не только значимость такого нравственного чувства как патриотизм, но и в целом способность к жизни в демократическом обществе, о чём предупреждал ещё И.А. Ильин: «Народ, лишённый чувства ответственности, неспособен к народоправству: он поведёт себя безответственно и погубит всё дело. И пока это чувство в нём не воспитано - взваливать на него бремя народоправства можно только сослепу, от доктринёрства и от своей собственной безответственности» [5].
В сфере экономики и бизнеса исчезновение чувства ответственности меняет качество трудовых ресурсов. Остроактуальными становятся проблемы управления организациями, мотивирования труда, борьбы с криминальными проявлениями, а всевозможные кодексы корпоративного поведения в виде собраний моральных, юридических, технических, профессиональных и организационных норм оказываются эффективными только при наличии нравственной ответственности у членов организации.
В сфере науки в связи с внедрением ряда открытий в военное производство, появлением экологически опасных мощных технологий, новых продуктов с недостаточно изученными последствиями их применения встают проблемы нравственной ответственности учёных не только перед своими современниками, но и перед будущими поколениями людей.
В идеологии на почве безответственного поведения культивируются ценности общества потребления с безразличным отношением индивидов друг к другу. В сфере культуры при отсутствии социальной ответственности её деятелей распространяются нигилистические течения с их отрицанием общечеловеческих ценностей, прежде всего в виде атаки на традиционные семейные ценности, росте наркотизации общества и других негативных явлениях.
Спецификой настоящего момента является и то, что впервые за всю историю человеческой цивилизации серьёзное влияние на жизнь людей начинает оказывать стремительно и непредсказуемо развивающаяся информационная среда. Уже выявлены некоторые негативные последствия применения компьютерных технологий для общества в виде сбоев в работе
информационных систем, угрожающих масштабными бедствиями; психологических зависимостей у части пользователей, подрыву их интереса к другим людям и общению с ними с последующим обрушением связей.
Описанные явления приводят к представлениям о том, что концепт нравственной ответственности должен занять центральное место в жизни общества, он должен быть значим для членов общества, обладать для них некой ценностью. Особенно, если речь идёт о руководителях производства, воспитываемых в технических вузах, ведь ответственность согласно Г. Ленку, есть функция власти, знания и влияния [10].
С точки зрения социологии управления, ответственность - это, во-первых, обязательство исполнения особых задач, которыми наделяются подчинённые; во-вторых, необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях и поступках. Ответственность должностного лица - это необходимость отвечать за свои действия, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, задержку и слабую работу в направлении поставленных целей, неполное использование предоставленных прав в рамках установленных должностной инструкцией [9].
В общественном сознании правовая и нравственная ответственность оказываются связанными с необходимостью выбора способов действия, его реализации, реакции на осуществлённое действие через анализ последствий. При этом в рамках законодательства гражданин несёт ответственность при наступлении юридически установленных отрицательных последствий действий после прохождения установленной законом процедуры, а в рамках нравственности ответственность наступает как через общественную реакцию, так и через внутренние регуляторы поведения человека, связанные с его системой личностных ценностей.
Профессор И.К. Джерелиевская в монографии «Человек в социокультурной реальности» определяет личностные ценности как осознанные общие смысловые образования, определяющие нравственную позицию человека, и помогающие ему совершить поступок, который в отличие от бесконечного числа действий, производимых им, есть акт нравственного самоопределения. Именно личностные ценности закрепляют единство и самотождество личности в значительных отрезках времени, надолго определяя ее стержень, ее нравственность [4].
Классифицируя все многообразие выделенных исследователями ценностей, М. Рокич выделяет терминальные и инструментальные ценности. Согласно его классификации ответственность можно отнести к инструментальной ценности [3].
В проведённых социологических опросах мы пытались выяснить отношение первокурсников технических вузов к ответственности как инструментальной ценности, а также сформиро-ванность у них чувства ответственности за состояние собственных дел.
В ноябре 2007 года анонимный опрос (организованный Т.Б. Голубевой) проводился среди 138 первокурсников Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ). В ходе анкетирования респондентам предлагалось выбрать и расставить в порядке убывания их приоритетности пять наиболее значимых для них жизненных ценностей из тринадцати предложенных: религия, патриотизм, деньги, участие в политической жизни, комфорт, безопасность, здоровье, семья, образование, карьера, здоровый образ жизни, любовь, отдых в хорошей компании. Данные опроса показали, что ценности личного благополучия (здоровье, семья, любовь, образование с последующей карьерой) доминируют в сознании современных студентов.
В ходе анкетирования респондентам также было предложено оценить состояние собственного здоровья. Признали его отличным 12% первокурсников, около 60% посчитали его хорошим, каждый четвёртый - удовлетворительным. Остальные опрошенные оценили его неудовлетворительно. Наиболее распространённой причиной своих недугов студентами названы ОРЗ и ОРВИ (40,8%), наличие или отсутствие которых, в основном, определяется образом
жизни. Однако здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций занял всего лишь 78 места, пропустив вперёд такие ценности как карьера, деньги и безопасность. Причём ценность здорового образа жизни у опрошенных девушек - будущих матерей и хранительниц домашних очагов - оказалась существенно ниже, чем у юношей. Выяснилось, что причины своих болезней первокурсники часто видят в сложной экологической обстановке, некачественной и недоступной медицинской помощи, наследственных факторах, таким образом, перекладывая ответственность за состояние своего здоровья на независящие лично от них обстоятельства [2].
Следующие этапы нашего исследования (организованные С.Ф. Масленниковой) с применением модифицированного опросника М. Рокича [3] были осуществлены в сентябре 2008 года - мае 2009 года в одной и той же группе студентов. Данные по второму этапу, проводившемуся в первую сессию - критическое для первокурсников время - несколько отличаются от результатов, полученных в «спокойные» межсессионные периоды (I и III этапы).
В сентябре 2008 года по вопросам об их отношении к терминальным и инструментальным ценностям было опрошено 111 первокурсников УГЛТУ. В качестве терминальных были предложены следующие виды ценностей:
- активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
- любовь;
- материальное благополучие (отсутствие материальных затруднений);
- дружба (наличие хороших и верных друзей);
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие);
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- развлечения;
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония).
Респондентам предлагалось проранжировать предложенные терминальные ценности. Некоторые, на наш взгляд, наиболее важные результаты анкетирования сведены в таблице 1.
Таблица 1. Место терминальных ценностей (по М. Рокичу) у первокурсников
(сентябрь 2008 года)
Место Ценность % респондентов, поставивших ценность на первые пять мест
1 Здоровье 74,7
2 Любовь 61,3
3 Дружба 55,9
4 Счастливая семейная жизнь 53,2
5 Свобода 37,8
5 Уверенность в себе 37,8
5 Материальное благополучие 37,8
6 Развитие 35,1
7 Жизненная мудрость 34,2
8 Активная, деятельная жизнь 27,9
9 Интересная работа 27,0
9 Познание 27,0
10 Продуктивная жизнь 26,1
11 Общественное признание 22,5
12 Развлечение 10,8
13 Творчество 9,9
13 Счастье других 9,9
14 Культура 6,3
15 Красота природы и искусства 4,5
16 Искусство 0,9
Как видно, на первые позиции снова встали ценности личного благополучия, что, на наш взгляд, может свидетельствовать о несоциализированности бывших абитуриентов и их возможной инфантилизации.
Ещё раз подтверждена высокая ценность здоровья для молодёжи. С аксиологической точки зрения интересно определение феномена здоровья, предложенное профессором В.А. Канке: антропологическое здоровье - это «интегральная ценность человека, назначение которой состоит в обеспечении ему максимально насыщенной в ценностном отношении продолжительной жизни» [7]. Однако у наших респондентов выделяется противоречие между высокой ценностью здоровья и низкими ценностями активной, деятельной жизни и продуктивной жизни с её максимально полным использованием своих возможностей, реализации возможностей своей творческой деятельности.
Высокой ценностью для опрошенных обладают отношения с ближайшим окружением -любовь, дружба, семья. Однако выделяется противоречие между высокими ценностями отношений с ближайшим окружением и низким уровнем таких ценностей как счастье других и культура, что заставляет сомневаться в способностях респондентов создавать гармоничные отношения с другими людьми. Чилийский философ Дарио Салас Соммэр считает подобное соотношение опасным, так как в будущем оно может привести к формированию синдрома желания незаслуженного: «Хотеть быть любимым, не пытаясь любить самому; требовать, но не давать ничего взамен; искать дружбы, не предлагая своей; ждать справедливости, не заслужив её, - вот проявления синдрома желания незаслуженного...» [12].
Ценность свободы оценена студентами довольно высоко и занимает пятое место в иерархии терминальных ценностей наших респондентов. В работе «Путь к очевидности» И.А. Ильин писал о том, что все душевные способности даются человеку «для благого и ответственного служения» [6]. Свобода же есть его искусство определять свою жизнь в заданных обстоятельствах в соответствии со своим признанием и ответственностью перед людьми и миром: «многое в настоящем и будущем даётся мне как готовое и неизменимое, но мой личный образ действий зависит от моего призвания и от моей ответственности» [6]. Исполнение этого положения определяется степенью духовной зрелости человека.
Вызывает обеспокоенность отношение респондентов к ценности красоты природы и искусства, то есть переживания прекрасного, эстетического в природе и искусстве, занявших последние места в иерархии ценностей первокурсников. Между тем широко известно о роли
эстетического в создании гармонии внутреннего мира. Так, Гегель считал, что лишь эстетическое может обеспечить единство и внутреннюю целостность духовности, а такие понятия, как истина и добро без красоты не вполне совершенны: «...высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте. Ни в одной области нельзя быть духовно развитым . не обладая эстетическим чувством» [1].
По результатам последующих этапов получены сведения о динамике изменения отношений студентов к социально значимым ценностям. Некоторые данные представлены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика изменения отношений студентов технического вуза к инструментальным ценностям
Инструментальная ценность % респондентов от общего числа, выделивших ценность
сентябрь 2008 г. январь 2009 г. май 2009 г.
Воспитанность 43,2 61,4 64,6
Са мостоятельность 37,8 45,6 37,5
Ответственность 35,1 64, 9 70,8
Честность 31,5 36,8 40,0
Из общих результатов анкетирования вытекают выводы о том, что некоторые ценности у первокурсников в процессе обучения в вузе мало поддаются корригированию и отношение к ним терпит определённые колебания, однако, ответственность характеризуется стабильным повышением значимости. Интересно отношение респондентов к самостоятельности, которая в обыденном сознании молодых людей связана с независимостью и свободой. Если в начале обучения в вузе ответственность для первокурсников имела несколько меньшую значимость, чем самостоятельность, то в дальнейшем это соотношение претерпевает кардинальные изменения в сторону повышения ценности ответственности, что свидетельствует о возрастании духовной зрелости опрошенных первокурсников. О последнем явлении можно судить и по росту числа респондентов позитивно относящихся к воспитанности, связанной с общей культурой человека. В лучшую сторону меняется и отношение учащихся к такому востребованному работодателями деловому качеству личности как честность.
Таким образом, в ходе поисковой работы выявлено, что такая инструментальная ценность как ответственность, по мнению студентов, в процессе обучения претерпевает позитивные изменения. Так как ответственность - это не элементарная, а интегральная ценность [7], то полученные результаты можно объяснить целым комплексом организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, существующих в вузах.
К организационно-педагогическим условиям можно отнести, во-первых, повышенную по сравнению со средней школой роль самостоятельной работы с индивидуальной ответственностью за её результаты; во-вторых, необходимость обустраивать свой быт и организовывать свой досуг и самому отвечать за собственные просчёты. Таким образом, обретаемая молодым человеком в высшей школе свобода от мелочной опеки со стороны взрослых способствует пониманию инструментальной ценности ответственного поведения для создания, как собственного благополучия, так и благополучия своего малого круга общения.
В качестве психолого-педагогических условий формирования ответственности в техническом вузе можно выделить, во-первых, постепенно складывающиеся отношения социального партнёрства со всеми участниками образовательного процесса - другими студентами, преподавателями, представителями администрации и общественных организаций; во-вторых, элек-тивность обучения с предоставлением обучающимся определённой свободы в выборе форм,
методов, источников, средств, сроков, места обучения, оценивания результатов обучения; в-третьих, изучение дисциплин Учебного плана. К ним, на наш взгляд, в первую очередь следует отнести изучение предметов гуманитарного блока, прежде всего культурологических, с их ярко выраженной аксиологической направленностью. Результаты наших исследований доказывают, что освоение художественных ценностей в процессе изучения дисциплин культурологического цикла могут существенно изменить отношение молодёжи как к терминальным, так и к инструментальным ценностям, в том числе к ответственности [11]. Естественнонаучные же дисциплины формируют у обучающихся научное мышление с анализом проблемных ситуаций и способностью предвидеть последствия (технические, технологические, экологические, экономические, социальные и др.) собственных действий, что также способствует формированию социально-ответственного поведения.
Библиографический список
1. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет [Текст]: В 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М., 1970. Т.1. - С.212.
2. Голубева Т.Б., Кривокорытова Т.В. Место семьи в иерархии жизненных ценностей студентов [Текст]/ Т.Б. Голубева, Т.В. Кривокорытова // Семья и будущее России: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2008. - С.29.
3. Гущина Т.Н. Я и мои ценности [Текст] / Т.Н. Гущина. - М.: АРКТИ, 2008. - 128с.
4. Джерелиевская И.К. Человек в социокультурной реальности [Текст]: Монография / И.К. Джерелиевская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - С. 75-76.
5. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1 [Текст] / И.А. Ильин. - М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 191.
6. Ильин И.А. Путь к очевидности [Текст] / И.А. Ильин. - М.: Республика, 1993. - С. 300-306.
7. Канке В.А. Современная этика: учебник [Текст] / В.А. Канке. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. - 394 с.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] / сост. Т.И. Тюляева // Гражданское образование в российской школе - М.: Апрель, 2003. - С. 9-23.
9. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.И. Кравченко, И.О. Тюрина.-М.: Академический Проект, 2005. - С. 241.
10. Ленк Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии [Текст] / Г. Ленк // Вопросы философии - М., 1998. - № 11- С. 30-42.
11. Масленникова С.Ф. Зачем нужна культурология в техническом вузе [Текст] / С.Ф. Масленникова // Формирование научного мышления у молодёжи: Сборник статей по материалам регионального семинара «Школа-ВУЗ. Непрерывное образование: проблемы и решения»/ Под научн. ред. Т.Б. Голубевой - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2009. - С. 37-42.
12. Соммэр С.Д. Мораль XXI века: Пер. с исп./ Д.С. Соммэр. - М.: ООО Издательский дом «София», 2004.- С. 420-421.
Ключевые слова: ответственность, личностные ценности, терминальные и инструментальные ценности.
Keywords: responsibility, personal values, terminal and tool values.