Научная статья на тему 'Подготовка психологов образования к работе с подростками группы риска'

Подготовка психологов образования к работе с подростками группы риска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДРОСТКИ "ГРУППЫ РИСКА" / ДЕТИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / TEENAGERS OF «RISK GROUP» / A PREPARATION DIRECTION / A PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL EDUCATION / FORMATION PSYCHOLOGY / CHILDREN IN A DIFFICULT VITAL SITUATION / A BACHELOR DEGREE / A MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Марина Алексеевна

В статье представлен опыт подготовки бакалавров и магистров, компетентных в области психологической профилактики отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, коррекции отклонений в их поведении. Раскрываются инновационные возможности стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 – «психолого-педагогическое образование» – для целевой подготовки учащихся к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и подростками группы риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PSYCHOLOGISTS OF FORMATION TO WORK WITH TEENAGERS OF «RISK GROUP»

In article experience of preparation of bachelors and the masters competent of area of psychological preventive maintenance of deviations in psychosocial development of children and teenagers, correction of deviations in their behaviour is presented. Innovative possibilities of the standard of the higher vocational training in a direction of preparation 050400 – «psihologo-pedagogical education» – for target preparation of pupils for work with children who have appeared in a difficult vital situation, and teenagers of «risk group» reveal.

Текст научной работы на тему «Подготовка психологов образования к работе с подростками группы риска»

М.А. Егорова

ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

Ключевые слова: направление подготовки, психолого-педагогическое образование, психология образования, подростки «группы риска», дети в трудной жизненной ситуации, бакалавриат, магистратура.

Аннотация: В статье представлен опыт подготовки бакалавров и магистров, компетентных в области психологической профилактики отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, коррекции отклонений в их поведении. Раскрываются инновационные возможности стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 - «психолого-педагогическое образование» - для целевой подготовки учащихся к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и подростками группы риска.

Изменения прорывного характера в современном образовании и задаваемые новыми стандартами результаты невозможны без объединения интеллектуальных, информационных, материальных ресурсов образовательных учреждений. Это предопределено идеологией Болонского соглашения, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Законом об образовании РФ. Так, одним из механизмов обеспечения открытости, доступности, непрерывности и академической мобильности выступает стажировочная площадка «для ... распространения моделей образовательных систем ... и государственно-общественного управления образованием» [2, раздел XII]. Такие площадки должны быть созданы во всех федеральных округах. Став «ядром» инновационных процессов, стажировочная площадка позволит гарантированно подготовить учащихся, обладающих необходимыми компетенциями. Например, выпускник бакалавриата и магистратуры по направлению 050400 - «Психолого-педагогическое образование» приобретает знания о различных диагностических и коррекционно-развивающих методах, образовательных программах и методиках. И, главное, у студентов формируется рефлексивность, то есть оценочно-критическое отношение к процессу и результату свой деятельности. Развитое сетевое взаимодействие стимулирует образовательные учреждения к продуктивной работе в рамках системно-деятельностной парадигмы и симтемному формированию у учащихся всех компонентов компетенций - функциональных знаний и профессионально-личностной готовности к решению учебно-производственных задач. Такой подход все более вытесняет традиционный учебный процесс, при котором знания постигаются в университетских аудиториях, а представления о решении профессиональных задач возникают из наблюдений за работой специалистов в школах и детских садах.

Факультет психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета в 2013 году проведет четвертый набор бакалавров и магистрантов по направлению «Психолого-педагогическое образование»; состоялся первый выпуск магистров. Можно сделать промежуточные выводы и определить «точки роста» образовательных программ. К достижениям мы относим решение задачи внедрения в учебный процесс практико-ориентированных технологий [1]. Это стало возможным, во-первых, благодаря развитию широкой сети базовых учреждений практики не только в московском регионе, но и в Ленинградской области (на основе Договора о сотрудничестве МГППУ - СПбгУ, факультет психологии), и в ряде европейских университетов (Первый Римский университет, Плов-дивский университет, консорциум университетов Финляндии).

Проблемным остается вопрос о заинтересованности учреждений в приеме студентов на практику. Узковедомственный подход уже не является преобладающим; неожиданным подтверждением недальновидности такого подхода для многих стало введение в качестве показателя эффективности работы вузов «среднего балла по ЕГЭ зачисленных студентов». Первой реакцией вузов было недоумение и даже протест против такой оценки эффективности: «Как вуз может отвечать за результативность работы школы?» Для непедагогических вузов данная дискуссия может продолжаться. Что касается вузов, входящих в УМО1 по

1 УМО - учебно-методическое объединение.

направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», этот показатель следует признать правомерным, хотя и преждевременным. Дело в том, что мы несем ответственность за качество подготовки будущих учителей, воспитателей, психологов, социальных работников, которые, в свою очередь, обеспечивают уровень подготовки наших потенциальных абитуриентов (то есть определяют эффективность вуза).

Вторым вариантом внедрения практико-ориентированных технологий стали занятия, проводимые в интерактивной форме. В ФГОС ВПО 050400 в п.7.3 VII раздела «Требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата» указано, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП2 бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий» [6]. В ООП магистратуры интерактивные формы составляют не менее сорока процентов аудиторных занятий.

Помимо оговоренных в Стандарте и ставших привычными формами учебных занятий, нами проводятся оригинальные открытые консультации. Занятие проходит в двух аудиториях: в одной, оборудованной как психологическая консультация, преподаватель - практический психолог проводит консультационный прием ребенка. Затем результаты обследования психолог обсуждает с родителями. Консультацию с письменного разрешения родителей записывает видеокамера, а прямая трансляция идет в другую, учебную аудиторию к студентам. По окончании консультации преподаватель обсуждает с учащимися просматриваемую ситуацию, решая учебные задачи, доступные для образовательного уровня бакалавров или магистрантов. Из записей отдельных консультаций создаются в определенном формате так называемые кейсы ситуаций, работа с которыми продолжается в форме активного проблемно-ситуационного анализа конкретных психолого-педагогических задач.

В каком направлении и для решения каких задач предстоит дорабатывать ООП психо-лого-педагогического направления? Разработчики ФГОС ВПО 050400 на заседаниях Президиума и Совета УМО разъяснили, что вариативная часть всех модулей определяется и содержательно наполняется вузами. Это позволяет привнести в учебный процесс региональную специфику социально-экономической и культурной жизни, готовить бакалавров и магистрантов, компетентных в актуальной проблематике образования, социальной сферы, культуры и здравоохранения.

МГППУ, учрежденный Департаментом образования г. Москва, призван решать вышеназванные проблемы в столичном мегаполисе, где интенсивно порождаются разнообразные вызовы времени. Оценить вызовы и адекватно ответить на них трудно даже личностно сформированному индивиду. Особая тревога возникает за подростков, психологические особенности которых ориентируют на новые опыты и зачастую опасные пробы. Подростки, в силу сложных взаимообусловленных негативных объективных и субъективных причин, рискуют оказаться в жизненной ситуации, выход из которой найти самостоятельно не в состоянии. В Постановлении Правительства Москвы от 25.03.2008 г. N 195-ПП «О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг.» подобные ситуации квалифицируются как трудные. К ока-

2 ООП - основная образовательная программа.

завшимся в подобной ситуации детям относятся: оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающие в малоимущих семьях; с отклонением в поведении [4].

Отсутствие квалифицированной психолого-педагогической помощи или ее недостаточный уровень, пренебрежение интересами ребенка3 уполномоченными службами социального патроната, здравоохранения с большой вероятностью подталкивает детей вышеперечисленных категорий (подростки с таким поведением относятся к так называемой группе риска [7]) к проявлению на первом этапе асоциальных намерений, далее - к готовности перейти грань культуральных социальных норм и, как следствие, - преступление норм закона. Отметим, что именно поведенческие девиации являются центральным критерием отнесения ребенка к группе риска.

Согласно международным законам, дети и подростки, находящиеся в группе риска, характеризуются следующим образом: ребенок группы риска постоянно проживает или вынужден длительно находиться в потенциально опасной ситуации в семейной и/или общественной жизни. Ребенок группы риска не имеет или крайне ограничен в правах, закрепленных международной «Конвенцией о правах ребенка» в следующих областях: поддержание физического здоровья и оптимальных условий развития; право ребенка быть частью семьи; право на образование; социальное и эмоциональное здоровье; принадлежность к обществу; защита и право на самовыражение. К факторам, усиливающим риск, относятся экономические трудности, семейный кризис (болезнь или смерть одного из родителей, развод), иммиграция, принадлежность к социальному меньшинству, различного рода «школьные болезни», физическая или умственная ограниченность, переход в другую школу, жизнь в экономически неблагополучной или опасной среде.

Государственная поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и подростков группы риска отражена в упомянутых документах и в Указе Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1 января 2013 года. Пункт 4 Указа предписывает «Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и институтами гражданского общества реализовать комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение доступа граждан к информации об этой категории детей» [5].

МГППУ активно включен в реализацию общенациональных задач защиты детства. Так, подготовка специалистов для работы с особыми категориями детей и подростков ведется в рамках профиля бакалавриата «психология образования» и в ряде магистерских программ. В учебные планы бакалавриата введены дисциплины, освоение которых обеспечивает развитие у выпускников (педагогов-психологов образовательных учреждений) необходимых компетенций для эффективной работы в области профилактики социального сиротства. Укажем ключевые дисциплины: социокультурные факторы и проблемы современного образования; психология девиантного подростка; профилактика зависимостей у подростка; общение и социализация подростка; психология семьи; воспитание младших школьников с особенностями в развитии; дети с трудностями в обучении; обучение и воспитание детей-

3 Конвенция ООН о правах ребёнка детализирует индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

сирот; дети в трудной жизненной ситуации; проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы; социализация подростка и риски асоциального поведения; профилактика дезадаптации к средней школе; психологический тренинг с подростками.

В учреждениях психолого-медико-социальной помощи, в общеобразовательных школах и детских домах проводятся практические занятия, учебная и производственная практики. В результате освоения дисциплин студенты знают факторы отнесения ребенка к категории группы риска; особенности психического развития ребенка в условиях социальной депривации; взаимообусловленность общего и специфического в развитии ребенка; способы сравнительного анализа развития детей в различных социальных ситуациях; принципы и методы психопрофилактической работы с детьми различных возрастов в образовательном учреждении; основы возрастно-психологического консультирования детей и подростков; основы семейного консультирования; нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков. В результате освоения дисциплин студенты умеют анализировать индивидуальный вариант развития ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации; проводить коррекционно-развивающие и психопрофилактические занятия с детьми и подростками; планировать и проводить педагогическую работу по социализации детей и подростков. В результате освоения дисциплин студенты демонстрируют способность и готовность участвовать в работе консилиума (ПМПК образовательного учреждения) по определению пути жизнеустройства ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации; к паритетному личностно ориентированному сотрудничеству; постоянному самообразованию и повышению профессиональной квалификации.

В настоящее время кафедра педагогической психологии разрабатывает новую магистерскую программу «Психологическое сопровождение жизнеустройства детей-сирот» для целевого вклада в решение острых социальных проблем. Бакалавры со второго, а магистранты с первого курса включаются в научную деятельность, тематика которой определяется приоритетными задачами столичного и общероссийского образования. На протяжении нескольких лет разрабатывается тема психологического сопровождения обучения и воспитания детей и подростков группы риска. Например, аспирант С.И. Миронова (г. Магадан) под руководством автора статьи исследует проблему психологической готовности девушек - воспитанниц детского дома к материнству; в исследовании принимают участие 135 девушек (70 человек в контрольной группе и 65 - в экспериментальной) учреждений Магаданской области и г. Москвы.

Результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод о том, что негативный опыт проживания в родной семье обусловливает нереалистичные представления девушек-сирот о структурных компонентах семьи, и, что важно, о себе самой. Чем негативнее семейный опыт девушки-сироты (жестокое обращение, поступление в детский дом по причине лишения матери родительских прав, отсутствие в семье отца), тем более нереалистичен, идеализирован образ матери и отца, а также образ себя как будущей матери. Де-вушке-сироте сложно развести представления о родной матери, чей образ расплывчат и окутан романтическим ореолом, с представлениями о себе в роли матери. В большинстве случаев девушки-сироты субъективно готовы стать матерью, но пережитая в детстве психологическая травма потери матери и отца лишает возможности быть объективными по отношению к себе, они слабо осознают свои переживания и не в состоянии ими управлять. Девушки-сироты, которым своевременно не была оказана психологическая помощь, испытывают страх повторить путь родной матери и, в то же время, огромную потребность любить ее. Причем чаще побеждает вторая мотивация, так как ребенок всегда ищет защиты и безопасности, признания и любви [3].

Результаты исследования помогли научно обосновать профессиональные компетенции специалистов (бакалавров и магистрантов), готовящихся к работе детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и с подростками группы риска. Первый опыт и результаты работы по новому ФГОС ВПО 050400 позволяют отметить его широкий образова-

тельный потенциал и возможность подготовки конкурентно способных психологов образования.

1. Егорова, М.А. Как подготовить грамотного психолога [Текст] / М.А. Егорова // Учительская газета. 2012. №5.

С.19.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) [Электронный ресурс]. - URL : http: //www. garant.ru / products/ipo/prime/doc/55070647/.

3. М.А. Егорова, С.И. Миронова. Психологическая готовность к материнству девушек, воспитанниц интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 79-S5.

4. Постановление Правительства Москвы от 25 марта 200S г. N 195-ПП «О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 200S-2017 гг.» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2S9444/.

5. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1 января 2013 года». [Электронный ресурс]. - URL : http://kremlin.ru/acts/17234.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по

направлению 050400 - Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 10/prm376-1 .pdf.

7. Шульга, Т.И., Олиференко, Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. -М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.