М.А. Егорова
ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА
Ключевые слова: направление подготовки, психолого-педагогическое образование, психология образования, подростки «группы риска», дети в трудной жизненной ситуации, бакалавриат, магистратура.
Аннотация: В статье представлен опыт подготовки бакалавров и магистров, компетентных в области психологической профилактики отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, коррекции отклонений в их поведении. Раскрываются инновационные возможности стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 - «психолого-педагогическое образование» - для целевой подготовки учащихся к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и подростками группы риска.
Изменения прорывного характера в современном образовании и задаваемые новыми стандартами результаты невозможны без объединения интеллектуальных, информационных, материальных ресурсов образовательных учреждений. Это предопределено идеологией Болонского соглашения, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Законом об образовании РФ. Так, одним из механизмов обеспечения открытости, доступности, непрерывности и академической мобильности выступает стажировочная площадка «для ... распространения моделей образовательных систем ... и государственно-общественного управления образованием» [2, раздел XII]. Такие площадки должны быть созданы во всех федеральных округах. Став «ядром» инновационных процессов, стажировочная площадка позволит гарантированно подготовить учащихся, обладающих необходимыми компетенциями. Например, выпускник бакалавриата и магистратуры по направлению 050400 - «Психолого-педагогическое образование» приобретает знания о различных диагностических и коррекционно-развивающих методах, образовательных программах и методиках. И, главное, у студентов формируется рефлексивность, то есть оценочно-критическое отношение к процессу и результату свой деятельности. Развитое сетевое взаимодействие стимулирует образовательные учреждения к продуктивной работе в рамках системно-деятельностной парадигмы и симтемному формированию у учащихся всех компонентов компетенций - функциональных знаний и профессионально-личностной готовности к решению учебно-производственных задач. Такой подход все более вытесняет традиционный учебный процесс, при котором знания постигаются в университетских аудиториях, а представления о решении профессиональных задач возникают из наблюдений за работой специалистов в школах и детских садах.
Факультет психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета в 2013 году проведет четвертый набор бакалавров и магистрантов по направлению «Психолого-педагогическое образование»; состоялся первый выпуск магистров. Можно сделать промежуточные выводы и определить «точки роста» образовательных программ. К достижениям мы относим решение задачи внедрения в учебный процесс практико-ориентированных технологий [1]. Это стало возможным, во-первых, благодаря развитию широкой сети базовых учреждений практики не только в московском регионе, но и в Ленинградской области (на основе Договора о сотрудничестве МГППУ - СПбгУ, факультет психологии), и в ряде европейских университетов (Первый Римский университет, Плов-дивский университет, консорциум университетов Финляндии).
Проблемным остается вопрос о заинтересованности учреждений в приеме студентов на практику. Узковедомственный подход уже не является преобладающим; неожиданным подтверждением недальновидности такого подхода для многих стало введение в качестве показателя эффективности работы вузов «среднего балла по ЕГЭ зачисленных студентов». Первой реакцией вузов было недоумение и даже протест против такой оценки эффективности: «Как вуз может отвечать за результативность работы школы?» Для непедагогических вузов данная дискуссия может продолжаться. Что касается вузов, входящих в УМО1 по
1 УМО - учебно-методическое объединение.
направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», этот показатель следует признать правомерным, хотя и преждевременным. Дело в том, что мы несем ответственность за качество подготовки будущих учителей, воспитателей, психологов, социальных работников, которые, в свою очередь, обеспечивают уровень подготовки наших потенциальных абитуриентов (то есть определяют эффективность вуза).
Вторым вариантом внедрения практико-ориентированных технологий стали занятия, проводимые в интерактивной форме. В ФГОС ВПО 050400 в п.7.3 VII раздела «Требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата» указано, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП2 бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий» [6]. В ООП магистратуры интерактивные формы составляют не менее сорока процентов аудиторных занятий.
Помимо оговоренных в Стандарте и ставших привычными формами учебных занятий, нами проводятся оригинальные открытые консультации. Занятие проходит в двух аудиториях: в одной, оборудованной как психологическая консультация, преподаватель - практический психолог проводит консультационный прием ребенка. Затем результаты обследования психолог обсуждает с родителями. Консультацию с письменного разрешения родителей записывает видеокамера, а прямая трансляция идет в другую, учебную аудиторию к студентам. По окончании консультации преподаватель обсуждает с учащимися просматриваемую ситуацию, решая учебные задачи, доступные для образовательного уровня бакалавров или магистрантов. Из записей отдельных консультаций создаются в определенном формате так называемые кейсы ситуаций, работа с которыми продолжается в форме активного проблемно-ситуационного анализа конкретных психолого-педагогических задач.
В каком направлении и для решения каких задач предстоит дорабатывать ООП психо-лого-педагогического направления? Разработчики ФГОС ВПО 050400 на заседаниях Президиума и Совета УМО разъяснили, что вариативная часть всех модулей определяется и содержательно наполняется вузами. Это позволяет привнести в учебный процесс региональную специфику социально-экономической и культурной жизни, готовить бакалавров и магистрантов, компетентных в актуальной проблематике образования, социальной сферы, культуры и здравоохранения.
МГППУ, учрежденный Департаментом образования г. Москва, призван решать вышеназванные проблемы в столичном мегаполисе, где интенсивно порождаются разнообразные вызовы времени. Оценить вызовы и адекватно ответить на них трудно даже личностно сформированному индивиду. Особая тревога возникает за подростков, психологические особенности которых ориентируют на новые опыты и зачастую опасные пробы. Подростки, в силу сложных взаимообусловленных негативных объективных и субъективных причин, рискуют оказаться в жизненной ситуации, выход из которой найти самостоятельно не в состоянии. В Постановлении Правительства Москвы от 25.03.2008 г. N 195-ПП «О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг.» подобные ситуации квалифицируются как трудные. К ока-
2 ООП - основная образовательная программа.
завшимся в подобной ситуации детям относятся: оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающие в малоимущих семьях; с отклонением в поведении [4].
Отсутствие квалифицированной психолого-педагогической помощи или ее недостаточный уровень, пренебрежение интересами ребенка3 уполномоченными службами социального патроната, здравоохранения с большой вероятностью подталкивает детей вышеперечисленных категорий (подростки с таким поведением относятся к так называемой группе риска [7]) к проявлению на первом этапе асоциальных намерений, далее - к готовности перейти грань культуральных социальных норм и, как следствие, - преступление норм закона. Отметим, что именно поведенческие девиации являются центральным критерием отнесения ребенка к группе риска.
Согласно международным законам, дети и подростки, находящиеся в группе риска, характеризуются следующим образом: ребенок группы риска постоянно проживает или вынужден длительно находиться в потенциально опасной ситуации в семейной и/или общественной жизни. Ребенок группы риска не имеет или крайне ограничен в правах, закрепленных международной «Конвенцией о правах ребенка» в следующих областях: поддержание физического здоровья и оптимальных условий развития; право ребенка быть частью семьи; право на образование; социальное и эмоциональное здоровье; принадлежность к обществу; защита и право на самовыражение. К факторам, усиливающим риск, относятся экономические трудности, семейный кризис (болезнь или смерть одного из родителей, развод), иммиграция, принадлежность к социальному меньшинству, различного рода «школьные болезни», физическая или умственная ограниченность, переход в другую школу, жизнь в экономически неблагополучной или опасной среде.
Государственная поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и подростков группы риска отражена в упомянутых документах и в Указе Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1 января 2013 года. Пункт 4 Указа предписывает «Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и институтами гражданского общества реализовать комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение доступа граждан к информации об этой категории детей» [5].
МГППУ активно включен в реализацию общенациональных задач защиты детства. Так, подготовка специалистов для работы с особыми категориями детей и подростков ведется в рамках профиля бакалавриата «психология образования» и в ряде магистерских программ. В учебные планы бакалавриата введены дисциплины, освоение которых обеспечивает развитие у выпускников (педагогов-психологов образовательных учреждений) необходимых компетенций для эффективной работы в области профилактики социального сиротства. Укажем ключевые дисциплины: социокультурные факторы и проблемы современного образования; психология девиантного подростка; профилактика зависимостей у подростка; общение и социализация подростка; психология семьи; воспитание младших школьников с особенностями в развитии; дети с трудностями в обучении; обучение и воспитание детей-
3 Конвенция ООН о правах ребёнка детализирует индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
сирот; дети в трудной жизненной ситуации; проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы; социализация подростка и риски асоциального поведения; профилактика дезадаптации к средней школе; психологический тренинг с подростками.
В учреждениях психолого-медико-социальной помощи, в общеобразовательных школах и детских домах проводятся практические занятия, учебная и производственная практики. В результате освоения дисциплин студенты знают факторы отнесения ребенка к категории группы риска; особенности психического развития ребенка в условиях социальной депривации; взаимообусловленность общего и специфического в развитии ребенка; способы сравнительного анализа развития детей в различных социальных ситуациях; принципы и методы психопрофилактической работы с детьми различных возрастов в образовательном учреждении; основы возрастно-психологического консультирования детей и подростков; основы семейного консультирования; нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков. В результате освоения дисциплин студенты умеют анализировать индивидуальный вариант развития ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации; проводить коррекционно-развивающие и психопрофилактические занятия с детьми и подростками; планировать и проводить педагогическую работу по социализации детей и подростков. В результате освоения дисциплин студенты демонстрируют способность и готовность участвовать в работе консилиума (ПМПК образовательного учреждения) по определению пути жизнеустройства ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации; к паритетному личностно ориентированному сотрудничеству; постоянному самообразованию и повышению профессиональной квалификации.
В настоящее время кафедра педагогической психологии разрабатывает новую магистерскую программу «Психологическое сопровождение жизнеустройства детей-сирот» для целевого вклада в решение острых социальных проблем. Бакалавры со второго, а магистранты с первого курса включаются в научную деятельность, тематика которой определяется приоритетными задачами столичного и общероссийского образования. На протяжении нескольких лет разрабатывается тема психологического сопровождения обучения и воспитания детей и подростков группы риска. Например, аспирант С.И. Миронова (г. Магадан) под руководством автора статьи исследует проблему психологической готовности девушек - воспитанниц детского дома к материнству; в исследовании принимают участие 135 девушек (70 человек в контрольной группе и 65 - в экспериментальной) учреждений Магаданской области и г. Москвы.
Результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод о том, что негативный опыт проживания в родной семье обусловливает нереалистичные представления девушек-сирот о структурных компонентах семьи, и, что важно, о себе самой. Чем негативнее семейный опыт девушки-сироты (жестокое обращение, поступление в детский дом по причине лишения матери родительских прав, отсутствие в семье отца), тем более нереалистичен, идеализирован образ матери и отца, а также образ себя как будущей матери. Де-вушке-сироте сложно развести представления о родной матери, чей образ расплывчат и окутан романтическим ореолом, с представлениями о себе в роли матери. В большинстве случаев девушки-сироты субъективно готовы стать матерью, но пережитая в детстве психологическая травма потери матери и отца лишает возможности быть объективными по отношению к себе, они слабо осознают свои переживания и не в состоянии ими управлять. Девушки-сироты, которым своевременно не была оказана психологическая помощь, испытывают страх повторить путь родной матери и, в то же время, огромную потребность любить ее. Причем чаще побеждает вторая мотивация, так как ребенок всегда ищет защиты и безопасности, признания и любви [3].
Результаты исследования помогли научно обосновать профессиональные компетенции специалистов (бакалавров и магистрантов), готовящихся к работе детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и с подростками группы риска. Первый опыт и результаты работы по новому ФГОС ВПО 050400 позволяют отметить его широкий образова-
тельный потенциал и возможность подготовки конкурентно способных психологов образования.
1. Егорова, М.А. Как подготовить грамотного психолога [Текст] / М.А. Егорова // Учительская газета. 2012. №5.
С.19.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) [Электронный ресурс]. - URL : http: //www. garant.ru / products/ipo/prime/doc/55070647/.
3. М.А. Егорова, С.И. Миронова. Психологическая готовность к материнству девушек, воспитанниц интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 79-S5.
4. Постановление Правительства Москвы от 25 марта 200S г. N 195-ПП «О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 200S-2017 гг.» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2S9444/.
5. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1 января 2013 года». [Электронный ресурс]. - URL : http://kremlin.ru/acts/17234.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по
направлению 050400 - Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 10/prm376-1 .pdf.
7. Шульга, Т.И., Олиференко, Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. -М., 1997.