Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 159.9.072
Статус психологической интимности в юношеском возрасте: изучение и коррекция
В. И. Рерке
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Т. В. Глазкова
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
Аннотация. Ведение. В работе рассмотрена проблема коррекции низкого статуса психологической интимности в юношеском возрасте методом комплексной сказкотерапии. Материалы и методы. Представлены результаты диагностики и коррекции статуса психологической интимности в юношеском возрасте (N=128). Методы исследования: Методика определения статусов психологической интимности (В. Р. Орестова, В. А. Мохов), опросник для диагностики способности к эмпатии (В. В. Бойко); методы математико-статистической обработки и интерпретация данных (ф-критерий углового преобразования Фишера).
Результаты исследования. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал преобладание стереотипного статуса психологической интимности в юношеском возрасте, что говорит о поверхностном характере взаимоотношений. Из этого следует, что необходимо развивать глубину взаимоотношений. Преобладает заниженный уровень эмпатических способностей, что свидетельствует о необходимости развития эмпатии для улучшения глубины взаимоотношений. В данной работе предлагается коррекционная программа, разработанная на основе метода комплексной сказкотерапии и учёта социально-психологических особенностей юношеского возраста.
Обсуждение и заключения. Проведённые эксперименты показали адекватность разработанной программы и её практическую применимость к обозначенной проблеме. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с более глубоким изучением психолого-педагогической коррекции низкого статуса психологической интимности у обучающихся «группы риска» методом комплексной сказкотерапии.
Ключевые
слова: психологическая интимность, эмпатия, интимный ста-
тус; прединтимный, стереотипный статусы; юношеский возраст, коррекция, сказкотерапия.
Для цитирования: Рерке В. И., Глазкова Т. В. Статус психологической интимности
в юношеском возрасте: изучение и коррекция // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 476-488. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-476-488
Дата поступления статьи в редакцию:
1 июля 2019 г- Введение
Обращаясь к феномену психологической интимности, важно отметить, что данное фундаментальное понятие, используется в исследованиях межличностных отношений [8; 13; 18]. В последнее время интерес к его изучению заметно возрос как в России, так и за рубежом. Однако исследования в рамках изучения, а тем более коррекции психологической интимности не получили должного освещения. Мы решили восполнить этот пробел и обратиться к изучению и коррекции статуса психологической интимности в юношеском возрасте.
Особенно остро проблема изучения психологической интимности стоит в наше время, когда люди вынуждены устанавливать множество поверхностных связей, которым не свойственна глубина взаимоотношений. Отсутствие подлинно интимных связей негативно сказывается на развитии личности в юношеском возрасте. На данном возрастном этапе развивается рефлексия, юноши и девушки анализируют себя, идентифицируют с определённым образом «Я», осознают свою уникальность. У них появляется потребность быть понятым, открывать свои чувства другим людям, понимать их. Появляется потребность в психологической интимности с близким человеком, желание завести верных, понимающих друзей [1].
В своей работе для психолого-педагогической коррекции низкого статуса психологической интимности мы выбрали сказкотерапию как наиболее подходящий метод для воздействия на данную составляющую психического развития юношей и девушек.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы коррекции низкого статуса психологической интимности в юношеском возрасте посредством метода комплексной сказкотерапии.
Обзор литературы
Рассмотрев публикации по данной проблематике, мы выделили несколько направлений, в русле которых изучается феномен психологической интимности. Прежде всего, статусы психологической интимности берут своё начало в теории становления идентичности Э. Эриксона. Автор отмечал связь интимности с психическим и физическим благополучием [6]. На основе этого положения
Дж. Боулби формулирует свою теорию привязанности. По его мнению, интимность выполняет функцию психологической защищённости, является способностью доверять и опираться на других людей, когда этого требует ситуация, и знание того, на кого стоит опереться [2].
Несмотря на множество работ, посвящённых изучению близости, сам термин зачастую вводится без уточнения. Среди исследователей, которые дают определение данному феномену, единства во мнениях нет. В конечном итоге можно утверждать, что психологическая близость - многоуровневое понятие, которое рассматривается как стадия развития отношений [12]; межличностный процесс, включающий в себя самораскрытие [7; 9; 15]; включение Другого в свою Я-концепцию [11]; чувство или состояние [14]; а также как черта личности [10].
В научной литературе понятия «близость» и «интимность» используются как синонимичные. Так, близость воспринимается более широко и отличается от интимности в качественном плане - отсутствием романтического и сексуального компонента, а также меньшей интенсивностью [16]. Ф. Шейвер определяет близость как межличностный процесс передачи личной информации, чувств, как сопереживание со стороны другого человека [17].
В то же время Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева считают, что интимность включает в себя различные аспекты человеческой жизни: психический, эмоциональный, социальный и духовный. Интимность подразумевает разделение с кем-то своей жизни, переживание любви, нежности и близости [4].
В свою очередь, понятие «статус психологической интимности» определяется на основании трёх базовых критериев: наличие или отсутствие дружеских отношений со сверстниками обоих полов; наличие или отсутствие длительных, сопровождающихся принятием обязательств, отношений любви с противоположным полом; глубина взаимоотношений [5].
Таким образом, работа с научной литературой позволила нам сконструировать следующее определение. Психологическая интимность - это феномен эмоциональной связи с другим человеком; способность человека, которая определяет характер взаимоотношений дружбы и любви, её формирование необходимо для психологического благополучия человека.
Сформированность психологической интимности важна в жизни каждого человека, она является показателем зрелости личности, её здорового развития. Несформированная психологическая интимность может повлечь за собой нарушение дальнейшего развития личности. Для развития психологической интимности важна способность к эмпатии, которая является значимой в формировании межличностных взаимоотношений. Близость с кем-либо является основой становления, развития, поэтому важно научиться вовремя выявлять отклонения и проводить своевременную коррекцию статусов психологической интимности.
Методы и материалы исследования
В исследовании приняли участие 128 обучающихся гимназии в возрасте от 15 до 16 лет. Контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ) идентичны по составу, в каждой - по 64 человека.
Методы исследования: методика определения статусов психологической интимности (В. Р. Орестова, В. А. Мохов), опросник для диагностики способ-
ности к эмпатии (В. В. Бойко); методы математико-статистической обработки и интерпретации данных (ф-критерий углового преобразования Фишера).
Методика определения статусов психологической интимности В. Р. Оре-стовой и В. А. Мохова позволяет выявить наличие дружеских отношений со сверстниками обоих полов; наличие длительных, сопровождающихся принятием обязательств любовных отношений с противоположным полом, глубину взаимоотношений.
Опросник диагностики способности к эмпатии В. В. Бойко применялся с целью изучения направленности внимания, восприятия и мышления эмпати-рующего на другого человека, способности создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности; умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнёра.
Результаты исследования
Обратимся к результатам диагностики по методике определения статусов психологической интимности (рис. 1). На рисунке видно, что статусы, в отношении которых можно говорить о подлинной интимности (интимный, предин-тимный), в сумме составляют 29 % в обеих группах. Этим статусам характерна глубина взаимоотношений, восприятие отношений с близким другом или любимым человеком как значимой стороны духовной жизни. У 57 % респондентов ЭГ и 50 % КГ выявлен стереотипный статус психологической интимности, что означает поверхностный характер взаимоотношений, слабую степень самораскрытия и низкий интерес к внутреннему миру партнёра, отсутствие длительных, сопровождающихся принятием обязательств отношений любви с противоположным полом. Псевдоинтимный статус установлен у 7 % обучающихся ЭГ и 14 % респондентов КГ. Обучающимся КГ соответствует наличие лишь поверхностных отношений дружбы и любви, которые, на первый взгляд, кажутся прочными. Изолированный статус имеют 7 % опрошенных как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Этот статус характеризуется недостатком и слабостью межличностных отношений, неспособностью или нежеланием их устанавливать.
Рис. 1. Результаты диагностики статусов психологической интимности (в %) Fig. 1. Diagnostic results of psychological intimacy statuses (in %).
Представим результаты диагностики эмпатических способностей. Так, 57 % обучающимся ЭГ свойственен заниженный уровень эмпатических способностей, в КГ данный уровень выявлен у 64 % респондентов, что свидетельствует о слабо развитой эмоциональной отзывчивости, чувствительности по отношению к другим людям, неспособности прогнозировать поведение другого человека, поставить себя на его место. Средний уровень эмпатических способностей диагностирован у 14 % опрошенных ЭГ и 22 % учеников КГ. Данным респондентам характерны эмоциональная отзывчивость, понимание мотивов поступков партнёра, умение прогнозировать дальнейшие действия человека, способность создать атмосферу доброжелательности. Очень низкий уровень установлен у 29 % обучающихся ЭГ и 14 % респондентов КГ. Этому уровню эмпатических способностей характерно отсутствие интереса к переживаниям партнёра, непонимание мотивов его поступков, неспособность сопереживать, соучаствовать. Очень высокий уровень выявлен не был.
Рис. 2. Результаты диагностики уровня эмпатических способностей (в %) Fig. 2. Diagnostic results of the level of empathic abilities (in %).
Рассмотрим особенности соответствия уровней эмпатических способностей по отношению к статусам психологической интимности в экспериментальной и контрольной группах. Интимный статус отличается только средним и заниженным уровнями, которые составляют по 50 % в ЭГ. В контрольной группе интимный статус среднего уровня диагностирован у 67 % респондентов, низкий уровень установлен у 33 % испытуемых. Прединтимному статусу ЭГ соответствуют такие же результаты, как и по интимному статусу. В КГ пре-динтимный статус среднего уровня выявлен у всех испытуемых (100 %), он соотносится со средним уровнем способности к эмпатии. Стоит отметить, что средний уровень эмпатических способностей наблюдается только у интимного и прединтимного статусов. У стереотипного статуса в ЭГ заниженный уровень эмпатических способностей составляет 62 %, и очень низкий уровень выявлен у 38 % учеников.
В КГ стереотипный статус психологической интимности выявлен у 86 % респондентов. Стоит отметить, что псевдоинтимному статусу соответствует заниженный уровень эмпатических способностей в ЭГ, он диагностирован у 100 % испытуемых. Изолированному статусу психологической интимности характерен очень низкий уровень эмпатических способностей (установлен у 100 %) участников ЭГ. В КГ изолированный статус выражен 24 % обучающихся, уровень эмпатических способностей занижен.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что юношеству в большей степени характерен стереотипный статус психологической интимности, что говорит о недостаточной развитости глубины взаимоотношений, их поверхностности. Такой результат свидетельствует о необходимости развития глубины межличностных взаимоотношений, формирования ценности отношений с близкими людьми как значимой стороны духовной жизни, способности самораскрытия и потребности в раскрытии внутреннего мира партнёра, взаимной доверительности в отношениях. Средний уровень эмпатических способностей характерен только для интимного и прединтимного статусов, что свидетельствует о необходимости развития эмпатии для улучшения глубины взаимоотношений, понимания психического состояния другого человека, а также эмоционального отреагирования. На основе высокого уровня эмпатии формируется интимный статус, который проявляется в способности устанавливать близкие, продолжительные отношения с друзьями и характеризуется глубиной отношений. Значимых различий между экспериментальной и контрольной группой выявлено не было.
На основании полученных данных была разработана программа коррекции низкого статуса психологической интимности в юношеском возрасте посредством метода комплексной сказкотерапии, основанная на программе Т. Д. Зин-кевич-Евстигнеевой [3].
Коррекция заключается в развитии навыков рефлексии, способности к эм-патии, изменении приоритетов и мотивов в построении межличностных взаимоотношений.
Цель программы - коррекция низкого статуса психологической интимности в юношеском возрасте посредством метода комплексной сказкотерапии.
Задачи: развить у юношей и девушек навыки рефлексии; развить у юношей и девушек способность к эмпатии; скорректировать приоритеты и мотивы юношей и девушек в выстраивании межличностных взаимоотношений.
Темы сказкотерапевтических занятий:
1. «Введение в диалог с внутренним миром». Цель - ознакомить юношей и девушек с направлением предстоящей совместной работы; развитие навыков рефлексии;
2. «Дружба». Цель - познакомить юношей и девушек с понятием «дружба»; коррекция приоритетов и мотивов юношей и девушек в выстраивании межличностных взаимоотношений; развитие способности к эмпатии.
3. «Любовь». Цель - развить у юношей и девушек навыки рефлексии; коррекция приоритетов и мотивов юношей и девушек в выстраивании межличностных взаимоотношений.
4. «Особенности взаимоотношений разных сторон внутреннего мира». Цель - развитие навыков бесконфликтного взаимодействия, навыков рефлек-
сии, способности к эмпатии.
5. «Как научиться доверять?». Цель - развить способность к эмпатии, навыки рефлексии.
6. «Ресурсы сказочной страны». Цель - развить навыки рефлексии и эмпатии.
7. «Взаимоотношения между полами». Цель - коррекция приоритетов и мотивов юношей и девушек в выстраивании межличностных взаимоотношений с противоположным полом.
8. «Как стать другом». Цель - развить навыки рефлексии, способности к эмпатии, коррекция приоритетов и мотивов в выстраивании межличностных взаимоотношений.
9. «Конференция в сказочной стране». Цель - развить навыки взаимодействия в микрогруппах, рефлексии и способности к эмпатии.
10. «Узор судьбы». Цель - развить навыки рефлексии, подведение итогов реализации программы.
Занятия проводились 1 раз в неделю от 40 минут до 80 минут в день в течение учебного года с обучающимися экспериментальной группы.
Обсуждение результатов
Для оценки эффективности программы мы провели контрольный эксперимент.
В результате повторной диагностики мы выявили, какие изменения произошли в контрольной и экспериментальной группах в мотивах обучающихся к выстраиванию межличностных взаимоотношений, отношении обучающихся к дружеским взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, приоритетах в отношениях любви с противоположным полом, глубине взаимоотношений, способностях к эмпатии.
Опишем сравнительные результаты по методике определения статусов психологической интимности. Так, анализируя таблицу 1, можно заметить, что сумма статусов, в отношении которых можно говорить о подлинной интимности (интимный, прединтимный), возросла от исходного значения в экспериментальной группе на 34,5 %, а в контрольной группе на 14,5 %.
Таблица 1
Сравнительные результаты диагностики статусов психологической
интимности
Table 1
Comparative results of the diagnostics of psychological intimacy
statuses
Статус интимности Группа
Экспериментальная Контрольная
До После До После
Интимный 14,5% 21,5% 21,5% 21,5%
Прединтимный 14,5% 42,5% 7% 21,5%
Стереотипный 57% 29% 50% 42,5%
Псевдоинтимный 7% 0% 14,5% 14,5%
Изолированный 7% 7% 7% 0%
Для оценки достоверности различий между процентными долями двух выборок мы использовали угловое преобразование Фишера. При расчётах учитывались результаты только тех обучающихся, которым изначально не был характерен интимный и прединтимный статусы психологической интимности. Таким образом, в определении углового преобразования Фишера участвовали 71 % от общего количества испытуемых в каждой группе.
Таблица 2
Таблица для расчета ф* критерия при сопоставлении двух групп испытуемых по процентной доле перешедших от низкого статуса к подлинно интимному статусу психологической интимности
Table 2
Table for calculation of ф* criterion when comparing two groups of subjects by the percentage of those having transitioned from a low status to a truly intimate status of psychological intimacy
Группа Есть «эффект» Нет «эффекта»
% доля % доля
Экспериментальная 50% 50%
Контрольная 20% 80%
Данные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых наметилась тенденция к изменению статуса психологической интимности, проявляется уровень интимный, прединтимный.
При расчётах учитывались результаты только тех обучающихся, которым изначально не был характерен интимный и прединтимный статусы психологической интимности. Таким образом, в определении углового преобразования Фишера участвовали 71 % от общего количества испытуемых в каждой группе.
Понимая под «эффектом» переход от низкого статуса (стереотипный, псевдоинтимный, изолированный) к подлинно интимному статусу психологической интимности (интимный, прединтимный), мы сформулировали следующие гипотезы: Н0 - доля лиц, перешедших от низкого статуса к подлинно интимному статусу психологической интимности, в экспериментальной группе не больше, чем в контрольной группе; Н1 - доля лиц, перешедших от низкого статуса к подлинно интимному статусу психологической интимности, в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе.
Используя данные, приведённые в таблице 2, мы вычислили эмпирическое значение ф* (ф*эмп = 1,44).
Анализируя данные, приведённые на рисунке 3, мы видим, что полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне незначимости. Гипотеза Н0 принимается, а Н1 отвергается.
1.44 1.64 2.31
Рис. 3. Ось значимости ф*
Fig.3. The axis of y*significance
Данные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых наметилась тенденция к изменению статуса психологической интимности, проявляется уровень интимный, прединтимный. Предложенная программа оказала положительное влияние: обучающиеся экспериментальной группы стали устанавливать дружеские отношения с противоположным полом, в дружбе стали ценить в первую очередь духовную близость, возросла глубина взаимоотношений, степень самораскрытия и потребность в раскрытии внутреннего мира партнёра.
В контрольной группе также наблюдается сокращение низкого статуса психологической интимности.
Обработка сравнительных результатов опросника для диагностики эмпа-тических способностей показала, что в целом уровень эмпатических способностей в экспериментальной группе возрос. Средний уровень увеличился на 29 %, а очень низкий сократился на 29 %. В контрольной группе также наблюдается повышение уровня эмпатических способностей, однако в меньшей мере - средний уровень возрос на 14 %, а заниженный сократился на это же количество процентов, значение очень низкого уровня осталось прежним. Очень высокий уровень в обеих группах выявлен не был.
Можно заметить положительное влияние программы коррекции на уровень эмпатических способностей. Результаты контрольного эксперимента подтверждают предположение о закономерности соответствия более высокого уровня способности к эмпатии интимному и прединтимному статусам психологической интимности. Соответственно, низким статусам психологической интимности (стереотипный, прединтимный, изолированный) соответствуют более низкие уровни способности к эмпатии. Подобные данные подтверждают правильность нашего выбора развивать способность к эмпатии с целью коррекции низкого статуса психологической интимности.
Обсуждение и заключения
1. Статус психологической интимности в юношеском возрасте развит недостаточно. Лишь 14 % юношей обладают глубиной взаимоотношений, что говорит о необходимости развития рефлексии и эмпатии.
2. Статусы психологической интимности были выявлены в следующем соотношении: интимный и прединтимный, стереотипный и псевдоинтимный. Эти результаты говорят о том, что большинство отношений носят поверхностный характер.
3. Высокий уровень способности к эмпатии установлен не был, что свиде-
тельствует о неспособности к эмоциональному отклику на переживания другого человека, пониманию партнёра, сочувствию и сопереживанию на высоком уровне. Данные результаты свидетельствуют об отсутствии интереса к переживаниям партнёра у опрошенных, непонимании мотивов поступков других людей, неспособности сопереживать, соучаствовать, разделять чужие чувства. Следует отметить, что средний уровень способности к эмпатии характерен только интимному и прединтимному статусам психологической интимности. Подобная закономерность позволяет выдвинуть предположение о необходимости развития способности к эмпатии в целях коррекции низкого статуса психологической интимности в юношеском возрасте.
4. Разработанная и апробированная нами программа коррекции статуса психологической интимности основана на методе комплексной сказкотерапии. Основу программы составляют сказкотерапевтические занятия, ориентированные на развитие навыков рефлексии, способности к эмпатии, изменении приоритетов и мотивов в построении межличностных взаимоотношений. Анализ результатов вычисления углового преобразования Фишера показал положительную тенденцию к изменению статуса психологической интимности. Средний уровень эмпатических способностей в экспериментальной группе возрос на 29 %. Подтвердилась закономерность соответствия более высокого уровня способности к эмпатии интимному и прединтимному статусам психологической интимности. Подобные результаты доказывают правильность нашего выбора развивать способность к эмпатии с целью коррекции низкого статуса психологической интимности.
Таким образом, можно заключить, что полученные результаты подтверждают эффективность метода комплексной сказкотерапии в применении к решению проблемы коррекции низкого статуса психологической интимности в юношеском возрасте.
Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с более глубоким изучением психолого-педагогической коррекции низкого статуса психологической интимности у обучающихся «группы риска» методом комплексной сказ-котерапии.
Заявленный вклад авторов
Рерке В. И.:
- составление плана исследования, написание аналитической части, подготовка статьи к публикации.
Глазкова Т. В.:
- подготовка библиографического списка, помощь в интерпретации результатов исследования, оформление статьи, аннотирование.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум [2-е зд., испр. и доп.]. М.: Юрайт, 2014. 811 с.
2. Боулби Дж. Привязанность : пер. с англ. М. : Гардарики, 2003. 477 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб : Речь, 2008. С. 189-193.
4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Интимность : монография. М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2012. С. 112-162.
5. Пуговкина О. Д., Шильникова З. Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия//Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 2. С. 18-28.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Прогресс, 1996. С. 289-302.
7. Attachment in adulthood: structure, dynamic and change / Ed. by Miculincer M., Shaver Ph. New York :The Guilford Press, 2007. Pp. 423-441.
8. Handbook of Interpersonal Psychology: Theory, Research, Assessment, and Therapeutic Interventions / Edited by L. M. Horowitz, S. Strack. Hoboken, NJ : Wiley, 2011. Pp. 256-301.
9. Kelly M. The Seven Levels of Intimacy: The Art of Loving and the Joy of Being Loved. Beacon Publishing, 2007. Pp. 109-153.
10. Martin J., Ashby J. Perfectionism and Fear of Intimacy: Implications for Relationships // The Family Journal. 2004. Vol. 12. N 4. Pp. 368-374. DOI: 10.1177/1066480704267279.
11. Mashek D. J., Aron, А., Boncimino, M.Confusions of Self With Close Others // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. N 3. Pp. 382-392. DOI: 10.1177/0146167202250220.
12. Parks M.R., Floyd K. Meanings for Closeness and Intimacy in Friendship// Journal of SocialandPersonalRelationships.1996.Vol. 13.pp.85-107.D0I:10.1177/0265407596131005.
13.Regan P. Close Relationships. N.Y. : Routledge, 2011. Pp. 121-189.
14. Register L., Henley T. The Phenomenology of Intimacy // Journal of Social and Personal Relationships. 1992. Vol. 9. N 4. Pp. 467-481.
15. Rerke Viktoria I.; Sukhostavska Yuliia V.; Krasheninnikova Natalia A.; Khvataeva Nataliya P.; Sakharova Natalia S.; Rogozhnikova Raisa A. Ethno mediation in international conflicts prevention in conditions of polyethnic educational environment// Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39 (N° 20): P. 9.
16. Rholes W. S., Simpson J. A., Friedman M. Avoidant Attachment and the Experience of Parenting // Personality and Social Psychology Bulletin. 2006. Vol. 32. N° 3. Pp. 275-285. DOI: 10.1177/0146167205280910.
17. Thelen M., Vander Wal J., ThomasA., HarmonR. Fear of Intimacy among Dating Couples // Behavior Modification. 2000. Vol. 24. pp. 223-240. DOI: 10.1177/0145445500242004.
18. Xu X., Lewandowski G., & Aron A. (2016). The self-expansion model and optimal relationship development. In C. Knee & H. Reis (Eds.). Positive Approaches to Optimal Relationship Development. Cambridge: Cambridge University Press. 20016. Pp. 79-100 DOI:10.1017/CBO9781316212653.005.
The Status of Psychological Intimacy in Adolescence: Study and Correction
T. V. Glazkova
Irkutsk State University, Irkutsk V. I. Rerke
Irkutsk Institute of Education Development, Irkutsk
Abstract. The paper considers the problem of correcting the low status ofpsychological intimacy in adolescence by the method of complex fairy tales. Materials and methods. The results of diagnosis and correction of the status ofpsychological intimacy in adolescence are presented (N=128). The methods applied in the study include the method of determining the status ofpsychological intimacy (V. P. Arestova, B. A. Mokhov), the questionnaire for diagnosing the empathic ability (V. V. Boiko); methods of mathematical-statistical processing and interpretation of data (f- criterion of Fisher angular transformation).
Results of study: The analysis of the results of the preliminary experiment has shown that the stereotypical status of psychological intimacy in adolescence predominates, which is indicative of superficial relationships. Consequently, it is necessary to develop the depth of the relationships. The predominant level of empathic abilities is low, therefore, the empathy should be developed to deepen the relationships. In this paper, we propose a correction program, which is based on the method of the complex fairy tale therapy and takes into account the socio-psychological characteristics of adolescence.
Discussion and conclusions. The experiments have shown the adequacy of the developed program and its practical applicability to the problem. The prospects for further research into the problem are associated with a deeper study of the psychological and pedagogical correction of the low status ofpsychological intimacy in the students of "risk group" by the method of complex fairy tales.
Keywords: psychological intimacy; empathy, intimate status; pre-intimate, stereotypical status, adolescence, correction, therapy.
Рерке
Виктория Игоревна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии
ORCID: 0000-0002-7722-8287
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6
тел.: +7(3952)200739
e-mail: [email protected]
Глазкова
Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук, заведующий сектором общего и дополнительного образования
ORCID 0000-0001-9718-4544
Институт развития образования Иркутской области
664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А
тел.:8(3952)500904 e-mail: [email protected]
Rerke
Viktoriya Igorevna
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of the Social Pedagogy and Psychology Department
ORCID: 0000-0002-7722-8287
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, Russia, 664011
tel.: +7(3952)200739
e-mail: [email protected]
Glazkova
Tatiana Vladimirovna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Centre for General and Additional Education
ORCID 0000-0001-9718-4544
Institute of Education Development of Irkutsk Region
10-A, Krasnokazachiya St, Irkutsk, Russia, 664007
tel.: +7(3952)500904 e-mail: [email protected]