РАЗДЕЛ XI ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 136.09
В. В. Полякова
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРИЗНАКОВ ЭМПАТИИ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ
В подростковом возрасте становление личности происходит через интенсивное познание подростком своего «Я» через других людей [11]. В этот период подростки, юноши стремятся к близким, дружеским отношениям, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками. Такие отношения немыслимы без развития эмпатии, которая необходима для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия [6]. Эмпатия несет функцию приспособления и защиты в межличностных отношениях [12].
Мы, вслед за И. М. Юсуповым (интегративный подход), рассматриваем эмпатию как сложное психическое явление, имеющее социально-психологическое происхождение и многоуровневую структуру, с представленностью на сознательном и бессознательном уровнях психики. Эмпатия реализуется в форме процесса, свойства, состояния и означает способность проникать во внутренний мир другого человека либо антропоморфизированно-го объекта, понимать его мысли, чувства, состояния, сопереживать им, а также реагировать в ответ на них [11]. Именно ответное реагирование делает эмпатию механизмом, формирующим поведение человека в социуме. Одной из важнейших функций. Эмпатия, являясь детерминантой альтруистического поведения [4], становится частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей, следовательно, успешной социализации взрослеющего подростка.
Основа эмпатии закладывается в раннем детском возрасте на основе взаимоотношений с базовыми фигурами. Установление младенцем эмоционального контакта с матерью, формирование у него доверия, ощущения безопасности, чувства непрерывности существования, которое основывается на непрерывности ухода, заботы, внимания со стороны тех, без кого он не может выжить - все это необходимо для развития эмпатии [1]. Первичные реакции эмпатии являются врожденными и рано проявляются в онтогенезе, тогда как дальнейшее развитие эмпатия требует определенного социального опы-
та. По А. Валлону (1967), младенец реагирует на изменение эмоционального состояния окружающих сходными эмоциональными реакциями, его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения - такую связь описывают как синтонию, внеинтеллектуальное созвучие (К. Обуховский, Л. Мерфи и др.). По Л. Б. Мерфи, эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла. Х. Л. Рош и Е. С. Бордин указывают, что эмпатия наиболее успешно формируется ребенка при соблюдении баланса между потребностями родителей и ребенка. В неполных, дисфункциональных семьях формирование эмпатии зачастую бывает нарушено [4].
В ряде зарубежных и отечественных исследований, посвященных подростковому и юношескому возрастам, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака [11, 2]. «Если будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание, то в период взрослости эмпа-тийное реагирование на окружение не вызывает отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям» [11]. Стимулирование эмпатийных переживаний у испытуемых способствовало возникновению у них действенной помощи и усилению просоциального поведения.
Это свойство эмпатии лежит в основе программ по ее коррекции у лиц с отклоняющимся поведением [5 и др.] Однако до сих пор проблема степени и структуры распространения эмпатии у девиантных подростков остается недостаточно исследованной. Актуальность таких исследований связана с обоснованием и структурированием воздействия на их поведение через формирование эмпатии.
Можно предполагать, что эмпатические тенденции в поведении связаны с особенностями временной перспективы. Способность к вчувствованию, вслушиванию в другого человека связана с возможностью быть здесь и сейчас [3], а ориентация на просоциальное поведение - с пониманием возможности своего воздействия на ситуацию, предвидение последствий свого поведения, т.е. с ориентацией на будущее.
В. С. Хомик и А. А. Кроник исследовали отношение к настоящему и будущему у детей с отклоняющимся поведением (возраст 15-17 лет) и заключили, что благополучных юношей отличает акцентирование ценности настоящего времени, а девиантов гедонистическое отношение к нему Юноши с отклоняющимся поведением переживают текущее время как менее значимое и полезное, более скучное и пустое, непривлекательное [10]. Ю. А. Васильева показала, что лицам с социально-неадаптивными формами поведения присуща аморфность временной перспективы, большая обращенность в прошлое, центрированность на настоящем и меньшая направлен-
ность в будущее по сравнению со своими сверстниками [3]. В исследованиях А. И. Федорова [9] показано, что у зависимых старшеклассников, склонных к различным видам аддиктивного поведения, преобладает внешний локус субъективного контроля, короткая временная перспектива, размытое представление о будущем.
Итак, эмпатия и временная перспектива в их взаимосвязи - важные цели для психологического воздействия на юных людей с отклоняющимся поведением. Цель настоящего исследования - изучение компонентов эмпатии и временной перспективы у девиантных подростков, разработка на основе полученных результатов программы формирования эмпатии как основы профилактики отклонений в поведении у подростков и эмпирическая оценка эффективности программы.
Диагностика общего уровня эмпатии и ее структуры
Были сформированы группы подростков 14-17 лет с девиантным и нормальным поведением. Первая группа включала 75 подростков, состоящих на учете в детской комнате милиции, из них 45 юношей и 30 девушек. Вторая включала 87 юных людей того же возраста без отклонений в поведении, из них 30 юношей и 57 девушек.
Для диагностики общего развития эмпатии и отдельных ее компонентов применяли методики: Меграбиана-Эпштейна «Исследование уровня эмпа-тии», Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей», Юсупова «Диагностика эмпатических тенденций». Для изучения временной перспективы применяли методику «Исследование временной перспективы» Зимбардо.
Сравнение групп проводили с помощью Ц-критерия Манна-Уитни. Структурные взаимосвязи компонентов эмпатии и временной перспективы у подростков с девиантным поведением по сравнению с нормой выявляли путем факторного анализа [7]. Для предварительного определения числа факторов, исходные признаки обрабатывали с использованием анализа главных компонент, при этом применили критерий отсеивания Р. Кетелла. При факторизации матрицы корреляций использовали метод главных осей.
Для всех составляющих эмпатии по Юсупову (к родителям, старикам, детям, животным художественным произведениям и незнакомцам) выявлены достоверные различия между группами подростков с девиантным поведением и без отклонений в поведении. Все компоненты эмпатии по Юсупову, а также основной показатель эмпатии по методике Бойко и эмпатия по методике Меграбиана у девиантов снижены. У подростков с девиантным поведением снижены также эмоциональный канал эмпатии, который представляет собой способность сопереживать, входить в эмоциональный резонанс с окружающими, и идентификация - умение понять другого путем сопереживаний, постановки себя на место партнера, основанное на легкости, подвижность и гибкость эмоций, способности к подражанию. Рациональ-
ный канал эмпатии (способность к когнитивному осознанному познанию других), установки, способствующие эмпатии (убеждения, касающиеся проявлений любопытства, интереса, сочувствия к партнерам в коммуникации) и проникающая способность эмпатии (расслабленность, открытость, доверие в общении) равно развиты у подростков с нормальным и отклоняющимся поведением. Таким образом, можно полагать, что у девиантных подростков ослабление эмпатии связано с эмоциональными нарушениями.
У подростков с девиантным поведением менее выражены гедонистическое настоящее, будущее и позитивное прошлое. Таким образом, у них меньше целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение результата в будущем; меньше психологических ресурсов, опоры, заключающихся в позитивном опыте, связях с семьей, и менее выражено стремление жить здесь и сейчас, получая удовольствие от жизни. Первое место в структуре временной перспективы у подростков с девиантным поведением занимает негативное прошлое, что, скорее всего, указывает на наличие непере-работанного травматичного опыта.
Статистически достоверных различий между дисперсиями для всех изучаемых показателей не выявлено (р >0.05), что позволило использовать факторный анализ для выделения групп взаимосвязанных переменных. Выделены три группы переменных, охватывающих 50,87% данных для девиантных подростков и 52,75% для подростков с нормальным поведением: первый фактор - эмпатия к окружающим, второй фактор - формы проявления эмпатии и третий фактор - восприятия времени.
Первый фактор для девиантных подростков, включает проявления эмпатии по отношению к родителям, детям, старикам, художественным произведениям, незнакомцам. При направленном воздействии на любой из этих компонентов, будут повышаться практически все составляющие эмпатии. У подростков с нормальным поведением составляющими фактора эмпатии к окружающим являются только эмпатия к старикам и детям.
Второй фактор у девиантных подростков состоит из интуитивного канала эмпатии, установок на эмпатию и идентификации. Для подростков без отклонений в поведении этот фактор объединяет эмпатию к художественным произведениям, рациональный канал, эмоциональный канал и установки, способствующие эмпатии.
Третий фактор восприятия времени у девиантов входят гедонистическое и фаталистическое настоящее и отрицательно с ними связанная проникающая способность эмпатии. Чем выше у девиантов ориентация на получение сиюминутного удовольствия и безразличие к происходящему в их жизни (вследствие установки на то, что повлиять на будущее они не в силах), тем больше их напряженность в межличностных контактах, недоверие, тем ниже способность к свободному «энергетическому» и эмоциональному обмену Этот феномен может быть связан с обесцениванием настоящего на фоне слабой сформированности перспективы будущего, характерной
для девиантных подростков [9]. Фактор восприятия времени у подростков с нормальным поведением включает иные компоненты: негативное прошлое, фаталистическое настоящее и интуитивный канал эмпатии. С возрастанием негативного отношения к своему прошлому и чувства беспомощности по отношению к будущему, когнитивной установки на то, что активные действия бесполезны, подростки без отклонений в поведении увеличивают способность действовать в условиях дефицита исходной информации о партнерах по коммуникации, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Это может быть адаптивным компенсаторным механизмом.
Будущее у девиантных подростков не связано с компонентами эмпатии, по нашему мнению, это указывает на ранние нарушения отношений с базовыми фигурами [1], что разрушает связь между эмпатией как компонентом привязанности и формированием перспективы будущего. Таким образом, можно предполагать, что формирование перспективы будущего для этих подростков не происходит через отношения эмпатии, и требует отдельного направленного воздействия.
Метод формирования эмпатии как основа профилактики отклонений в поведении у подростков
В результате проведенного психодиагностического исследования выявлены следующие основные направления коррекционной работы:
1) формирование социально-ориентированных признаков эмпатии.
2) формирование компонентов временной перспективы.
На основании анализа полученных результатов для детей с отклонениями в поведении определены основные стратегии, повышающие и понижающие эффективность воздействия.
Эффективно: для формирования эмпатии формировать установки, способствующие эмпатии, для формирования эмпатии пользоваться интуитивным каналом, отдельно формировать перспективу будущего, отдельно работать с прошлым жизненным опытом, для формирования общей эмпатии равнозначно можно воздействовать на любой из следующих компонентов эм-патии - эмпатию к родителям, старикам, детям, незнакомцам, художественным произведениям, для формирования эмпатии пользоваться идентификацией.
Не эффективно: для формирования проникающей способности эмпатии центрироваться на настоящем.
Сучетом вышеперечисленных требований сформирована обучающая кор-рекционно-развивающая программа формирования социально-ориентированных признаков эмпатии «Психологический обмен» [11], потому данная программа является ранней профилактикой отклонений в поведении в период подросткового кризиса.
Цели программы: интегрирование структурных компонентов эмпатичес-кого взаимодействия в формировании со-переживательных чувств у подро-
стка; формирование перспективы будущего, принятие событий прошлого жизненного опыта.
Данная программа рассчитана на реализацию в системе дополнительного образования, а так же она может быть реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Возраст участников 14 - 18 лет. Состоит из трех блоков: «Проникновение в мир другого», «Осознание своих действий», «Альтруистическая ответственность».
1 блок - «Проникновение в мир другого». Цель: формирование и развитие сопонимания, чувства расположения к другому, чувства симпатии к близким людям, другу, понимания эмоционального состояния другого.
2 блок - «Осознание своих действий». Цель: предупреждение асоциального поведения у детей, формирование навыков «Я-высказывания», трансформация принципа удовольствия в конструктивно-позитивную деятельность, принятие событий прошлого жизненного опыта.
3 блок - «Альтруистическая ответственность». Цель: формирование позитивных альтруистических стратегий, формирование перспективы будущего.
Группа не более 12 человек, программа состоит из 11 трехчасовых занятий. Структура занятий включает: рефлексию прошлого занятия; разминку; информационную часть; игры, упражнения, и т. д.; самоотчет; релаксацию; домашнее задание. Тренинговые упражнения подобраны с учетом особенностей выборки подростков с отклонениями в поведении.
Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы формирования социально-ориентированных признаков эмпатии.
Для выявления воздействия коррекционно-развивающей программы на уровень эмпатии, ее составляющих и временную перспективу выборки девиантов и подростков с нормальным поведением они были разделены случайным образом (с помощью процедуры рандомизации) на контрольную и экспериментальную группы. В контрольной группе проводились занятия, а экспериментальная присутствовала только на диагностических этапах. В этих группах различия в первом и втором тестировании выявляли с использованием U-критерия Манна-Уитни, а различия результатов первого и второго тестирования внутри групп - с помощью Т-критерия Вилкоксона.
До экспериментального воздействия контрольная и экспериментальная группа не различались, как для девиантных подростков, так и для подростков с нормальным поведением. После проведения серии занятий в контрольной группе девиантов по сравнению с экспериментальной группой увеличились все компоненты эмпатии (эмпатия к родителям, животным, старикам, детям, художественным произведениям, незнакомцам), в контрольной группе подростков с нормальным поведением - те же компоненты, за исключением эмпатии к художественным произведениям. У подростков с де-виантным поведением, в сравнении с экспериментальной группой, усили-
лось функционирование эмоционального и интуитивного каналов эмпатии, механизма, идентификации, у подростков без отклонений в поведении -только интуитивного канала. Эмоциональный канал и идентификация у де-виантных подростков снижены относительно нормы. Из составляющих временной перспективы для всех подростков увеличился фактор будущего.
Проконтролировать факторы естественного развития групп и фоновых событий позволило выявление различий между показателями эмпатии и факторами временной перспективы в каждой из групп в первом и втором тестировании. У подростков с отклоняющимся поведением, не участвовавших в тренинге, усилился рациональный канал эмпатии. По-видимому, в ходе социальной адаптации подростков с девиантным поведением - это их «сильная сторона», за счет которой они могут самостоятельно приспосабливаться к социальной среде, наращивать компетентность коммуникации. То, что оно происходит в обоих группах, говорит о важности этого процесса. Усиление же эмоционального канала эмпатии, недостаточно развитого у подростков с отклоняющимся поведением, произошло только у девиантов, участвовавших в программе. В контрольной группе девиантов возросли все компоненты Э., за исключением эмпатии к старикам, основной показатель эмпатии, снизилось негативное отношение к своему прошлому, и усилилась ориентация на будущее.
В группе подростков без отклонений в поведении, не подвергавшихся контрольному воздействию, снизилась общая эмпатия, прежде всего, за счет такого его компонента, как эмпатия к родителям; кроме того, уменьшилось восприятие своего прошлого как позитивного. Вероятно, это связано с особенностями подросткового возраста и отражает процесс преодоления рамок родительской семьи ради выхода в «большой мир», сопровождающийся временным, обесцениванием семейных ценностей, полученного в семье опыта. В группе девиантов это явление не наблюдается, что связано изначальным ослаблением у трудных подростков связи с собственной семьей, не дающей необходимой поддержки и заботы. В контрольной группе подростков без отклонений в поведении возросла эмпатия к незнакомцам, усилились установки, способствующие эмпатии, увеличился основной показатель эм-патии и увеличилась ориентация на будущее. Не произошло изменений в эмоциональном канале эмпатии, что связано с изначальной сформирован-ностью эмоциональной сферы и эмоциональных составляющих эмпатии у этих подростков. Большее воздействие программа оказала на рациональную сферу, путем формирования способствующих эмпатии установок. Кроме того, в контрольной группе не произошло снижение показателей, как в экспериментальной. Это результат формирующего воздействия программы.
Для благополучных подростков отмечено меньшее, в целом, воздействие программы на разные составляющие эмпатии. По-видимому, это объясняется как меньшей связанностью у них различных компонентов, что было показано в первой части нашего исследования, так и с отсутствием дефици-
та эмпатии в этой группе. Максимальное воздействие программы на подростков с девиантным поведением подтверждает ее эффективность как средства профилактики отклонений в поведении у подростков.
Библиографический список
1. Боулби, Д. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
2. Бреслав, Г. М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 41-47.
3. Васильева, Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. -1997. Т. 18. - № 2. - С. 58-78.
4. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. -1975. - № 2. - С. 147-157.
5. Григори, Н. Связующая нить: программа коррекции детско-родительских отношений // Школьный психолог. - 2000. - № 28. - С. 1-16.
6. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994. -144 с. - С. 64.
7. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
8. Психологические технологии работы с подростками с отклонениями в поведении / Автор-составитель В. В. Полякова. - Новосибирск: Изд-во НИПКиРО, 2007. - 96 с.
9. Федоров, А. И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход: Автореф. дис. ... канд. пс. наук. - М., 1996.
10. Хомик, В. С., Кроник А. А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. -1988. - № 1. - С. 98-106.
11. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. ... д-ра. психол. наук. - СПб. 1995. - 252 с.
12. Worringer, Wilhelm.: Abstraction and Empathy. New York: International Universities Press, 1953.
13. Быструшкин, С. К., Айзман, Р. И. Особенности адаптивных реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - с. 216 - 221
14. Петрова, Т. В. Система возможных причин негативных последствий в половом воспитании младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 259 - 270
УДК 37.801
О. Д. Плахотина
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С СДВГ
Постановка проблемы
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится одной из серьезных проблем, с которой сталкивается современная школа. Данное расстройство поведения, характеризующееся повышенной