и на основе ее показателей улучшать качество научно-исследовательских, образовательных, социокультурных услуг, оказываемых опорным вузом.
Примечания:
1. Проблемы доступности образования. Серия "Научные проекты НИСП - IISP Working Papers WP3/2003/01. - М.: НИСП, 2003. - С. 155.
2. Скрипкина A.B. Стратегия и механизмы формирования имиджа вузов социокультурной сферы : дис.... докт. пед. наук. - Ставрополь, 2012. - 292 с.
3. Субетто А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования: грани госполитики. - Кострома : КГПУ, 1995. - 332 с.
4. Тарабановская Е.А. Этатические основы системы управления // Проблемы управления каче-
ством образования в гуманитарном вузе : материалы XV Международной научно-методической конференции, 29 октября 2010 года. - СПб. : СПбГУП, 2010. - С. 83.
5. Харченко Л.Н. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 281 с.
6. Харченко Л.Н. Научно-методическое обеспечение качества образовательных услуг. - М. : Ди-рект-Медиа, 2014. - 211 с.
7. Харченко Л.Н. Аргументы в пользу становления модели эффективного вуза / Известия ВГПУ. Серия "Педагогические науки". - 2013. - №7(82). - С. 53-57.
8. Щекотихин В.Н. Этатизм и его роль в укреплении российской государственности: зарубежный опыт и российские тенденции // Вестник ВолГУ. -2008.-№1.-С. 116.
THE STATUS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS MEMBERS FORMING THE BASES OF LEGAL LITERACY IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Masesanz Elena Petrovna, Postgraduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don
The article is devoted to the problem of formation of legal culture among children of senior preschool age. Analyzed documents that reveal the importance of pre-school education: the Constitution of the Russian Federation, Federal Law "On education in Russian Federation ", Decree of the Government of the Russian Federation "On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020", the decree of the President of the Russian Federation "About measures on realization of state policy in education and science".
Keywords: legal regulation; implementation of the constitutional norm; the strategic aspect; the system of preschool education.
УДК 37.01 СТА ТУСДОШКОЛЬНОЙОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ КАК УЧА СТНИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРА СТА
Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы документы, раскрывающие значимость дошкольного образования: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" Распоряжение Правительства Российской Федерации "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Ключевые слова: правовое регулирование; реализация прав; конституционная норма; стратегический аспект; система дошкольного образования.
ВАК РФ 13.00.02
© Масесьянц Е.П., 2017
МА СЕСЬЯНЦ Елена Петровна, аспирант, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону Е!епа-та5е5]ап с@гатЫег. г и
Основы правового регулирования дошкольного образования в Российской Федерации заложены Конституцией РФ, которая в ст. 43 гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права. [1]
Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений. Более детальная регламентация осуществляется на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации". [11]
Стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [7] В числе задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" поставлена задача достижения стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. [9] Одним из новшеств Федерального закона № 273-Ф3 применительно к дошкольному образованию стало отнесение последнего к системе общего образования. Законодательной новеллой является определение в Федеральном законе №273-Ф3 самого понятия "дошкольное образование". Закон Российской Федерации "Об образовании" не содержал чёткого определения данного термина, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Федеральный закон №273-Ф3 конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе:
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Федеральный закон №273-Ф3 делаетакцент на общеразвивающие цели дошкольного образования. Дошкольный возраст - это возраст ускоренного физического и психического развития ребёнка, формирования в нём общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников. Эти приоритеты в дошкольном
образовании чётко прослеживаются в Федеральном законе, закладывая фундамент архитектуры содержания дошкольного образования.
Вопросы, касающиеся родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательныхучрежденияхи компенсации родительской платы, в Федеральном законе №273-Ф3 претерпели некоторые изменения по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
Так, Федеральный закон скорректировал перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется без взимания платы. Если раньше к таким категориям относились посещающие государственные и муниципальные образовательныеучреждения дети с ограниченными возможностями здоровья, то сейчас этот перечень был расширен посредством включения в него детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а категория детей с ограниченными возможностями здоровья заменены категорией "дети-инвалиды".
Федеральный закон №273-Ф3 не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход, оставляя это на усмотрение органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми. Однако ч.4 ст.65 предусматривает недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребёнком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.
Ещё одно направление в Федеральном законе №273-Ф3 в части присмотра и ухода - право учредителя снижать размер родительской платы или не взимать её с отдельных категорий родителей (законных представителей). При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций. Таким образом, законодатель закрепил сложившуюся во многих субъектах Российской Федерации практику установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы.
Федеральный закон №273-Ф3, затрагивая полномочия органов местного самоуправления, оставил за ними и прежде закрепленное
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
*
80
полномочие по учёту детей, имеющих право на получение общего образования, однако расширил его за счёт включения форм получения образования, определённых детей. При этом Закон предусмотрел обязанность родителей (законных представителей) информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.
Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона №273-Ф3, дошкольной образовательной организацией признаётся образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Таким образом, указанный Федеральный закон определяет общие параметры правового статуса дошкольной образовательной организации; специфика её деятельности устанавливается с учётом подзаконных нормативных правовых актов на локальном уровне (самой организацией).
Виды дошкольных учреждений, к которым относятся:
- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от двух месяцев до трёх лет; создаёт условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);
- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от пяти до семи лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразователь-ныхучреждениях);
- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);
- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
-детский садобщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
- центр развития ребёнка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое).
Кроме того, Уста в п редусматри вает возможность создания в дошкольных образовательных организациях:
- групп по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Продолжительность работы таких групп варьируется (полный день, сокращённый день, продлённый день, кратковременное или круглосуточное пребывание).
Перечень видов дошкольных образовательных организаций сформулирован исчерпывающим образом, однако он не может рассмат-
риваться как закрытый. Федеральный закон № 273-Ф3 не содержит понятия "вид образовательной организации", оперируя термином "тип образовательной организации" в привязке к образовательной программе, реализуемой этой образовательной организацией [11].
Таким образом, вопросы определения видов образовательных организаций в целом и дошкольных образовательных организаций в частности, а также критериев отнесения к тем или иным видам остаются открытыми.
Дошкольные образовательные организации в процессе своей деятельности являются участниками различных правоотношений, регулируемых нормами самых разных отраслей права: гражданского, административного, трудового, финансового, налогового и др. Приобретая статус юридического лица, любое общественное образование, в том числе и образовательная организация, приобретает целый массив прав и обязанностей, составляющих существо её правосубъектности как участника гражданского оборота. Совокупность прав и обязанностей дошкольной образовательной организации и составляет основу её правового статуса.
Правообладание обособленным имуществом является важнейшим признаком юридического лица. Имущество может принадлежать образовательной организации на праве собственности или ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, оперативного управления и др.). Следует отметить, что подавляющая часть образовательных организаций, предназначенных для осуществления особой социальной функции, составляющей существо современного государства, создана государством и органами местного самоуправления. Поэтому большинство из таких организаций (как правило, учреждения разных типов) обладают имуществом на ином вещном праве, нежели право собственности. Такое имущество, оставаясь в собственности государства (муниципалитетов), что позволяет собственнику осуществлять контроль за целевым использованием имущества и обязывает его финансировать деятельность организации в п редусмотренн ых за конодател ьством формах, передается для осуществления установленной деятельности. Однако это не исключает иных источников формирования имущества и финансирования деятельности.
Дошкольные образовательные организации в пределахсвоей ограниченной правоспособности обладают правом на совершение гражданско-правовых сделок и осуществление
деятельности, не запрещённой законом. Это в полной мере относится и к деятельности предпринимательской. Таким организациям, хотя и в ограниченных пределах (для достижения целей) дозволено осуществлять приносящую доход деятельность.
Во многом введение для образовательных учреждений возможности осуществления предпринимательской деятельности было связано с недостаточностью государственного (муниципального) финансирования уставной деятельности. Как правило, коммерческая деятельность образовательных организаций рассматривается как негативный социально-экономический и гражданско-правовой феномен. Однако реалии развития правовой и государственной действительности диктуют необходимость определённой корректировки традиционных подходов к деятельности организаций образования. Хотя по-прежнему нельзя рассматривать образовательные организации в качестве полноценных коммерческих юридических лиц (этому препятствуют нормы Федерального закона №273-Ф3 и установленные ими ограничения, а также целевая некоммерческая направленность деятельности организаций образования [11]), такие организации обладают достаточно широкими возможностями по привлечению дополнительных финансовых средств на коммерческой основе.
Большой объём прав дошкольных образовательных организаций лежит в плоскости самостоятельно осуществляемой ими хозяйственной деятельности. Такие организации имеют самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, вправе иметь печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
В хозяйственном обороте образовательные организации, как и любые иные, выступают посредством деятельности органов управления. Если образовательные организации, не являющиеся государственными или муниципальными, свободны в определении органов управления (в рамках установленных законодательством норм для организаций тех или иных организационно-правовых форм), то в отношении организаций, учреждённых органами государственной власти или местного самоуправления, действуют положения Устава: руководитель государственной и муниципальной образовательной организации может быть избран коллективом образовательной организации с последующим утверждением учредителем либо назначен учредителем.
Образовательные организации могут обладать исключительными правами имуществен-
ЪС
ил
ъс о
ил
<
С1 ил
*
82
ного характера: они могут иметь права на результаты творческой деятельности - авторское, патентное и др.
Рассматривая вопрос об обязанностях образовательных организаций, необходимо соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере деятельности организации; нормы, предусмотренные Уставом организации. Данная обязанность позволяет им осуществлять свою деятельность в рамках единого правового поля. Специальный (целевой) статус дошкольной образовательной организации обусловливает появление у неё обязанности осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена Уставом организации и только в тех целях, ради которых организация создана.
Образовательные организации несут конституционную обязанность платить налоги и иные установленные законодательством сборы в порядке и сроки, определённые соответствующими нормативными правовыми актами (ст.57 Конституции РФ) [1]. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 1997г. №5-П налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих функций, в связи, с чем уплата законно установленных налогов и сборов является безусловной обязанностью каждого [6]
Дошкольные образовательные организации обязаны вести учёт и предоставлять финансовую отчётность в порядке, установленном законодательством. Согласно ст.6 Федерального закона от 06 декабря 2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" все организации обязаны вести бухгалтерский учет [10]
Для работников государственных и муниципальных образовательных организаций законодательством предусмотрен целый ряд дополнительных гарантий, обязанность, обеспечить которые возлагается, втом числе на эти организации. Так, например, педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года (ст.47 Федерального закона №273-Ф3 [11]), соответственно, на образовательную организацию возлагается обязанность по обеспечению данного права.
Главной функцией дошкольных образовательных организаций является осуществление присмотра и ухода за детьми, и законодательство предусматривает целый ряд прав и обя-
занностей, направленных на полноценное и качественное осуществление ими указанной деятельности.
Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая, согласно ст.12 Федерального закона №273-Ф3, разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом примерных образовательных программ дошкольного образования [11]. При этом на образовательную организацию возлагается обязанность по обеспечению родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся возможности ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.
По общим правилам, закрепленным в ст.11 Федерального закона №273-Ф3 [11 ], федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, включают в числе таковых требования к:
- структуре программы;
- условиям реализации программы;
- результатам освоения программы.
Содержание образования определяют образовательные программы. Для уровня дошкольного образования - образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объём и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.
Таким образом, Федеральный закон №273-ФЗ предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, даёт возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций [11].
В связи с реализацией образовательных программ Федеральный закон №273-Ф3 обязывает образовательную организацию обеспечивать их выполнение в полном объёме и в
соответствии с установленными требованиями к качеству обучения, а также обеспечивать соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся [11].
Ряд обязанностей дошкольной образовательной организации призван обеспечить права обучающихся, связанные с созданием условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания. В частности, дошкольная образовательная организация должна создавать необходимые условия для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и педагогов.
Образовательная организация в известных пределах самостоятельна в осуществлении финансовой, хозяйственной деятельности. К компетенции образовательной организации отнесены: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с установленными требованиями. При этом данные права одновременно являются и обязанностями образовательной организации. Организация обязана предоставлять учредителю и общественности ежегодный открытый отчёт о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчёт о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения.
В ряду организационных прав образовательной организации - самостоятельная разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; самостоятельный подбор, приём на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; установление структуры образовательной организации, штатного расписания и др. Образовательная организация обязана обеспечить создание и ведение официального сайта в сети Интернет.
Таким образом, ряд прав и обязанностей образовательной организации лежит в плоскости информационного обеспечения. Так, на образовательную организацию возлагается обязанность обеспечить открытость и доступность информации о своей деятельности, в том числе по вопросам создания, структуры, о реализуемых образовательных программах; об оказываемых ею услугах; о руководителе и персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом
обеспечении образовательной деятельности и т.д. В целях обеспечения информирования населения по указанным параметрам организация обязана установленную информацию размещать на своем официальном сайте в сети Интернет.
Литература:
1. "Конституция Российской Федерации" ст. 43 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N б-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f 07ca7744f87beddac2947282/
2. Масесьянц Е.П. Правовые основы дошкольного образовательного учреждения по работе с несовершеннолетними детьми и профилактике безнадзорности / Е.П. Масесьянц // Наука через призму времени.- Серия "Педагогические науки".
- 2017. - №3 (З).-С. 119.
3. Масесьянц Е.П. Становление законодательства в сфере охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях / Е.П. Масесьянц // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. - Серия "Гуманитарные науки". - 2017.
— С. 41.
4. Масесьянц Е.П. Статус дошкольного образовательного учреждения как участника правоотношений по охране прав и законных интересов несовершеннолетних / Е.П. Масесьянц // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики.- Серия "Гуманитарные науки". - 2017. --С. 105.
5. Масесьянц Е.П. Формирование правовой культуры у дошкольников / Е.П. Масесьянц // KANT. -2017.-№2(23).-С. 52.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_13876/
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <0 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). [Электронный ресурс].- Режимдоступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/
8. Татаринцева Н.Е., Масесьянц Е.П. Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста / Н.Е. Татаринцева, Е.П. Масесьянц// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Серия "Педагогические науки". - 2015. - №12 (83). - С. 147.
9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ с1оситепЪ'соп5_с1ос_1_А\/\/_129346/ 10. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция). [Эпекгрон-ный ресурс]. - Режим доступа: ИИр:/Лллллл/. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
11.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/
ЪС
LU
s: ъс о ш
/THE ROLE OF METHODOLOGIES TEACHER-CHOREOGRAPHER IN THE EFFECTIVENESS OF INCREASING THE LEVEL OF CHILDRENS CHOREOGRAPHY IN MODERN SOCIAL CONDITIONS
Mikhailova Tatyana Sergeyevna, Senior Professor, Department of Folk Dance, Tyumen State Institute of Culture, Tyumen
in the article features of children's choreography are considered, based on theoretical developments and practical studies the specificity of the dance of the younger age group is determined. The author also considers the basic aspects of personality formation in the context of the influence of choreography classes at preschool and school age. Based on the work, a conclusion was made regarding the role of the methodology of the pedagogue-choreographer in the effectiveness of raising the level of children's choreography in modern social and social conditions.
Keywords: children's dance; choreography; art; play; teacher; education; choreographer.
УДК 37.02 РОЛЬ МЕТОДОЛОГИЙ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
ВАК РФ 13.00.02 В ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДЕТСКОЙ
UJ ХОРЕОГРА ФИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-
ОБЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ
< а
*
84
© Михайлова Т.С.,2017 В статье рассматриваются особенности детской хореографии, на основании
теоретических наработок и практических исследований определена специфика танца младшей возрастной группы. Также автором рассмотрены базовые аспекты формирования личности в контексте влияния занятий хореографией в дошкольном и школьном возрасте. По итогу работы сделан вывод относительно роли методологий педагога-хореографа в эффективности повышения уровня детской хореографии в современных социально-общественных условиях.
Ключевые слова: детский танец; хореография; искусство; игра; педагог; воспитание; хореограф.
МИХАЙЛОВА Татьяна Сергеевна, старший преподаватель, кафедра Народного танца, Тюменский государственный институт культуры, Тюмень ¡51га-72@Н51. ги
Множество хореографических творений рождается под воздействием танца. Огромное количество профессиональных хореографов попало под очарование детской непосредственностью, следствие чего стало создание лучших примеров искусства детского танца.
Хореографическую культуру целесообразно рассматривать в контексте современныхтеоретико-методологических подходов, сложившихся по научно-теоретическому мнению. Среди них биологическая концепция, которая рассматривает танец как таковой, возникший в результате ритуализации поведенческих стереотипов и сценариев (брачные ритуалы птиц, танцы пчел), что является проявлением общей потребности к упорядочению танцевальных движений на биологической основе, как средств передачи адаптивно ценной когнитивной информации. И действительно, сакральный характер хореографической культуры особенно свойственен первым шагам человеческой цивилизации и ныне хранится в родах и племенах, живущих на первоначальных стадиях развития.
Существует космогоническая теория, согласно которой тело (телесность) человека является первичным и через него он находит гармонию и порядок в мире. Отсюда попытки постмодерна пере-