Научная статья на тему 'Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России'

Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1421
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATION MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачатрян Лилит Самвеловна

В Российской Федерации сложилась многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования. Это позволяет предоставлять разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. В статье указывается роль дошкольных учреждений на рынке образовательных услуг РФ. Автором разработана в виде таблицы классификация дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A multifunctional network of preschool educational institutions in the Russian Federation provides a diverse range of educational services, differentiated according to age and individual characteristics of child development and needs of society. The author explains the function of preschool institutions on the education market in Russia. The study develops a tabular classification of preschool educational institutions

Текст научной работы на тему «Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России»

УДК 338.46:37

Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг

России

Хачатрян Лилит Самвеловна, аспирант кафедры «Экономика и предпринимательство»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

lyulik13@rambler. ru

A multifunctional network of preschool educational institutions in the Russian Federation provides a diverse range of educational services, differentiated according to age and individual characteristics of child development and needs of society. The author explains the function of preschool institutions on the education market in Russia. The study develops a tabular classification of preschool educational institutions.

В Российской Федерации сложилась многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования. Это позволяет предоставлять разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. В статье указывается роль дошкольных учреждений на рынке образовательных услуг РФ. Автором разработана в виде таблицы классификация дошкольных образовательных учреждений.

Key Words: preschool educational institutions, educational services, education market

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольные образовательные

учреждения, рынок образовательных услуг

Образование - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение, а также совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. Основной путь получения образования - обучение в системе различных учебных заведений, поэтому принято говорить о системе образования. В систему образования Российской Федерации входят дошкольное, общее и профессиональное образование.

В Российской Федерации сейчас сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. В системе образования РФ существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) (табл. 1).

Таблица 1

Классификация ДОУ

Классификационные признаки Виды ДОУ

1. С учетом решаемого спектра задач 1. Детский сад предшкольной подготовки 2. Детский сад для детей раннего возраста 3. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников 4. Детский сад компенсирующего вида 5. Детский сад инклюзивного вида 6. Детский сад комбинированного вида 7. Центр развития ребенка - детский сад 8. Центр коррекции - детский сад 9. Центр развития ребенка

2. С учетом реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1. ДОУ реализующие только инвариантную (обязательную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования 2. ДОУ, реализующие вариативную (дополнительную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования

3. С учетом возраста воспитанников 1 2 3 ДОУ с 2-х месяцев ДОУ с 2-х лет ДОУ с 5-ти лет

4. По принципу платности 1 2 3 Полностью бесплатные ДОУ Частично платные ДОУ Полностью платные ДОУ

5. С учетом реализации методик воспитания 1 2 3 4 ДОУ, работающие по классической методике ДОУ, работающие по методике Монтессори ДОУ, работающие по Вальдорфской методике ДОУ, работающие по методике Зайцева

6. С учетом продолжительности пребывания воспитанников в ДОУ 1 2 3 4 ДОУ с пребыванием от 2-4 часов ДОУ с пребыванием от 8 -12 ДОУ с пребывание более 12 часов Интернаты (с пребыванием более 5 суток)

7. По источникам финансирования 1 2 3 Муниципальные ДОУ Ведомственные ДОУ Частные ДОУ

По состоянию на 1 января 2008 года в России функционировало более 45 тыс. дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывалось 4906,3 тыс. детей. Следует отметить, что общее количество дошкольных образовательных учреждений

снизилось по сравнению с 2002 годом (в 2002 году этот показатель составлял 48,9 учреждений). На рис. 1 показано примерное соотношение количества ДОУ в городских и сельских поселениях.

Рис. 1. Число дошкольных образовательных учреждений (тыс. единиц) [5]

По данным 2007 года, в ДОУ на 1000 детей в возрасте 1-6 лет приходилось 565 мест, имели возможность посещать ДОУ 59% детей в возрасте от 1-6 лет, из которых 66% приходятся на ДОУ в городах и поселках городского типа и 42% в сельской местности. Численность детей, стоящих на учете для определения в ДОУ, в 2002 году составляла 404,9 тыс. человек, а в 2007 году - 2232,5 тыс. человек.

В таблице 2 отражено распределение численности воспитанников по видам ДОУ, из которой следует, что самые посещаемые ДОУ - это детские сады.

Таблица 2

Распределение численности воспитанников в ДОУ по назначению [5]

(на конец года; тысяч человек)

Виды ДОУ 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Детские сады 2009,8 1906,6 1891,5 1896,1 1962,1 1668,7

Детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников 493,4 553,2 603,8 641,4 658,2 1024,5

Детские сады компенсирующего вида 128,6 133,7 133,8 137,2 134,8 148,9

Детские сады присмотра и оздоровления 90,6 88,6 87,6 86,8 86,7 57,6

Детские сады комбинированного вида 1273,6 1309,4 1327,9 1348,4 1414,0 1263,8

Центры развития ребенка 271,2 329,7 378,0 420,6 457,4 564,2

Детские сады компенсирующего вида и учреждения с группами компенсирующего назначения 418,9 434,5 442,7 447,2 457,7 456,3

Распределение детей в дошкольных образовательных учреждениях по возрасту отражено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение детей в ДОУ по возрасту [5]

(по состоянию на конец года)

Показатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. человек 4267,3 4321,3 4422,6 4530,4 4713,2 4906,3

В том числе: До полутора лет включительно 36,4 36,9 33,9 30,0 27,0

В процентах от общей 0, 9 0, 9 0, 8 0, 7 0, 6

численности воспитанников Свыше полутора до 3-х лет 796,7 829,6 876,0 903,3 919,3

В процентах от общей численности воспитанников 18,7 19,2 19,8 19,9 19,5

3 года и старше 3434,2 3454,8 3512,7 3597,1 3766,9 4105,4

В процентах от общей численности воспитанников 80,5 79,9 79,4 79,4 79,9 83,7

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с действующим законодательством в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и должна составлять:

• от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;

• от 1 года до 3 лет - 15 детей;

• от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

• двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;

• любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

• любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей.

В виду того что наблюдается недостаток ДОУ, часть детей принимается на коммерческой основе или за дополнительные взносы. Но даже большие деньги не могут обеспечить ребенку полноценных условий для пребывания в детском саду, на которые

рассчитывают его родители. Детские сады недопустимо переполнены. По свидетельству

главного врача Центра Госсанэпиднадзора Томска А. В. Шихина [3], вместо предусмотренных законодательными нормативами 15 малышей ясельные группы посещают 25 человек. А в более старших возрастных группах количество детей достигает 30-35 человек вместо положенных 20.

Как следует из табл. 3, наиболее востребованы места в группах от 3 до 7 лет, эти группы, как правило, всегда укомплектованы. Это связано с тем, что в соответствии с действующим законодательством родителям предоставляется отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, и до достижения этого возраста дети, как правило, воспитываются в домашних условиях. По мнению большинства родителей, только в ДОУ ребенок может полноценно развиваться, там закладываются его будущие школьные успехи. Поэтому даже те родители, которые не работают, тоже стараются определить ребенка в детский сад.

Инфраструктуру системы дошкольного образования образуют подведомственные органам управления образованием учреждения или иные организации, выполняющие по отношению к образовательным учреждениям обслуживающие функции и обеспечивающие их деятельность.

К организациям инфраструктуры относятся: транспортные, ремонтно-строительные организации; комбинаты питания; жилищный фонд; дома и базы отдыха;

спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные организации; спортивные сооружения;

издательские и полиграфические организации; информационные центры; библиотеки;

психолого-медико-педагогические службы;

• другие организации.

Дошкольные образовательные учреждения имеют право оказывать семье образовательные услуги не только в рамках общих программ воспитания, образования и развития, но и так называемые дополнительные образовательные услуги. Как правило, они являются платными и становятся важным инструментом экономической деятельности

ДОУ.

Содержание программы дополнительного образования коллектив учреждения и его руководитель выбирают самостоятельно, исходя из потребностей и запросов семей детей, посещающих детский сад. В сложившейся ситуации очень важна задача создания системы контроля качества таких услуг, которая определяла бы требования к материальнотехнической базе, условиям педагогического процесса, уровню квалификации специалиста, проводящего занятия с детьми дошкольного возраста.

Финансирование ДОУ планируется и реализуется на нормативной основе (рис.

2).

Прямое

финансирование

Рис. 2. Схема финансирования дошкольных образовательных учреждений

Механизм нормативного финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

— финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

— органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы финансирования субъекта федерации;

— органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования.

Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей ребенка) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В структуре семейных инвестиций в дошкольное образование и воспитание выделялись следующие статьи расходов:

— поступление в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ): официальный вступительный взнос; неформальные платежи и подарки за прием;

— посещение ДОУ: официальная плата; неформальные платежи и подарки за особое отношение к ребенку; взносы на ремонт, охрану, покупку оборудования, инвентаря и т.п.;

— оплата дополнительных занятий в саду; сборы на праздники и коллективные подарки педагогам;

— частное воспитание и образование: плата фирмам и частным лицам за услуги прогулочных групп; плата фирмам за услуги няни, гувернера и т. п.; оплата услуг нянь, гувернеров, преподавателей и др.;

— дополнительное образование: плата за посещение учреждений дополнительного образования (УДО); неформальные платежи и подарки за особое отношение к ребенку в УДО;

— подготовка к школе: официальная плата за подготовку к школе; плата частным лицам за подготовку к школе; плата за медицинское обследование перед школой; приобретение книг, канцелярских товаров и т.д.

Распределение расходов домашних хозяйств, связанных с дошкольным образованием наглядно отражено в табл. 4.

Таблица 4

Распределение расходов домашних хозяйств, связанных с дошкольным образованием [4] (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств 2007 года, _____________________________________в процентах)____________________________________

Статьи расходов Все домохозяйства, имеющие детей в возрасте до 9 лет, участвующих в дошкольных образовательных программах В том числе имеющие детей в возрасте

до 3 лет 3-4 года 5-6 лет 7-8 лет

Расходы, связанные с участием детей в возрасте до 9 лет, участвующие в дошкольных образовательных программах

в том числе: расходы, связанные с 100 100 100 100 100

посещением ДОУ из них: 89,1 95,5 91,2 86,6 87,5

плата за посещение ДОУ 73,5 76,6 78,5 69,4 69,9

покупка обучающих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

программ, плата за материалы или оборудование для 3,0 3,4 2,2 3,5 3,8

занятий питание (организованное) 4,6 6,1 4,2 4,5 7,5

спонсорские взносы, подарки воспитателям и т. п. 5,3 7,1 3,6 6,3 4,3

расходы на оплату доп.

занятий в ДОУ и учреждениях для культурного и физического развития 10,9 4,5 8,8 13,4 12,5

из них оплата занятий по

организованной коллективной форме или по 10,3 4,5 8,7 12,4 11,0

индивидуальной программе

Часть затрат установлено законодательством и является обязательной, а часть, особенно теневая, связана со сложившимися в семье отношениями к процессу воспитания и образования ребенка (например, подарки педагогам от родителей нередко могут преподноситься в знак уважения).

Проведенные при непосредственном участии автора исследования позволили выявить следующие проблемы развития ДОУ.

1. Увеличивается количество ДОУ, в которых численность детей превышает число мест.

2. Сохраняется очередность на устройство детей в ДОУ.

3. Растет число детей вынужденно не посещающих ДОУ.

4. Растут расходы на неформальные платежи.

5. Растет разница стартовых возможностей детей на момент поступления в начальную школу.

Актуальность вопроса по созданию для каждого дошкольника адекватной среды его развития обусловлена рядом правовых, социальных, педагогических, медицинских, экономических проблем.

Общество заинтересовано в высоком уровне «качества нации», важнейшей предпосылкой которого является состояние развития детей дошкольного возраста как на этапе младенчества (возраст ребенка 0-1 год), так и последующих возрастных периодах его жизни до поступления в школу. Проблема дошкольного образования как важнейший фактор демографического поведения населения с одной стороны, и как доминантный фактор развития человека (человеческого капитала) является объективно актуальной независимо от социальной и экономической ситуации. Она актуализируется в условиях демографического кризиса, в условиях административного, экономического реформирования.

Неравенство доступа к дошкольному образованию создает условия неравенства стартовых возможностей для детей: ребенок будет не готов к обучению в начальной школе, не будет адекватно развиваться как личность, потому что каждый из возрастных периодов в дошкольном возрасте является исключительно благоприятным для развития ребенка. Таким образом, проблема организации дошкольного образования становится одной из приоритетных для социально-экономического развития страны.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

2. Закон Московской области от 27 июля 2006 года № 136/2006-03 «Об образовании» (принят постановлением Мособлдумы от 12 июля 2006 года № 15/187-П)

3. Аромштам М.С. Очередь на горшок // Новая газета. 1 октября 2007 года. № 75.

4. Галицкий Е.Б., Левин М.И. Затраты семей на образование детей //Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

5. Социальное положение и уровень жизни населения России. М: Росстат, 2008.

УДК 378.2; 33

Сервис как стратегическое направление модернизации образования

Ривчун Татьяна Евгеньевна, к.э.н., проректор,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

rivchun@mail.ru

The authors discuss the methodological and organizational aspects of the reform for the vocational education in the field of service as a strategic direction of the improvement for the education system in Russia.

В статье рассматриваются методические и организационные аспекты реформирования профессионального образования в области сервиса как одного из стратегических направлений модернизации российской системы образования.

Key Words: professional education, service, upgrade, improvement strategy

Ключевые слова: профессиональное образование, сервис, модернизация,

стратегическое направление

Современные преобразования, возникающие под воздействием краткосрочных и долгосрочных изменений в технике, технологиях, институтах и сознании людей, характерны для различных по политическому устройству социально-экономических систем всех развитых стран. В экономической науке существует целый ряд концепций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.