ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЧИСЛАХ
А.А. Лимарь, воспитатель МДОУ д/с № 42 «Тополёк» (Россия, пос. Светлый)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10711
Аннотация. В данной статье были рассмотрены актуальные проблемы дошкольного образования: законодательные аспекты деятельности, типология дошкольных учреждений по направлениям реализации программ дошкольного образования, по времени пребывания детей в учреждении, по форме собственности дошкольного учреждения, показатели анализа статистических показателей дошкольных учреждений, дошкольного образования. Выделены основные проблемы сферы образования дошкольников, этапы анализа статистических данных.
Ключевые слова: дошкольное образование, развитие, учреждения, воспитание, Ставропольский край, динамика.
Дошкольное образование считается первой ступенью образования ребенка, так как именно в этот период обеспечивается всестороннее развитие (физическое, художественно-эстетическое, интеллектуальное, творческое, речевое, коммуникативное и т.п.) ребенка, происходит приобщение к культурным ценностям, формирование мировоззрения, интересов, собственного мнения, прививается нравственность, этикет. Многие научных исследования показывают, что дети, которые получили качественное воспитание в дошкольном возрасте, продолжают обучение в высших заведениях. Но при этом многие страны не принимают необходимых мер на законодательном уровне для воспитания и образования детей дошкольного возраста. В нашей стране дошкольное образование не является общеобязательным, однако Правительство предпринимает необходимые меры, чтобы для детей образование было общедоступным и гарантированно бесплатным.
Дошкольное образовательное учреждение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 представляет собой тип образовательного учреждения, осуществляющего реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования. В учреждении на законодательном уровне воспитание, обучение, развитие, уход, присмотр, и оздоровление могут получать де-
ти в возрасте от 2 до 7 лет. Статьей 43 п. 2 в соответствии с Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования [1].
Дошкольные учреждения могут быть подразделены в зависимости от классификационных признаков на:
1. Направления реализации программ дошкольного образования:
- детский сад для детей от младшего дошкольного до подготовительного возраста (группы общеразвивающей направленности);
- детский сад для детей раннего возраста (от двух месяцев до 3 лет), создающий условия для ранней социализации и адаптации детей;
- детский сад для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с возможностями создания групп компенсирующей и комбинированной направленности с целью приоритетного обучения детей (при учете их возможностей);
- детский сад присмотра и оздоровления создает специализированную группу с целью оздоровления детей, с приоритетом оздоровительных, санитарно-гигиенических, профилактических мероприятий;
- детский сад компенсирующего типа создает дополнительно группу квалификационной коррекции недостатков физического или психического развития детей с
ограниченными возможностями (одной и более категории детей);
- детский сад комбинированного типа сочетает в структуре образования несколько типов групп (общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные, комбинированные);
- детский сад общеразвивающего вида с одним приоритетным направлением развития (познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое);
- центр развития ребенка - это детский сад общеразвивающего вида с несколькими направлениями развития;
2. По времени пребывания детей в учреждении:
- режим полного дня (группы 12 часового пребывания);
- режим сокращенного дня (группы 810 часового пребывания);
- режим продленного дня (группы 14 часового пребывания);
- режим кратковременного дня (группы пребывания от 3 до 5 часов);
- режим круглосуточного пребывания;
3. По форме собственности дошкольного учреждения:
- государственная собственность;
- муниципальная собственность;
- частная собственность;
- другие формы собственности (например, собственность общественных объединений, иностранных инвесторов, смешанная форма в сочетании нескольких видов собственности).
В России большинство детских садов являются объектами муниципальной собственности.
В 2015 г. в Ставропольском крае насчитывалось 838 дошкольных учреждений, из них 45% учреждений расположены в городской местности и 55% - в сельской. При этом численность детей составило в анализируемый период 124,6 тыс. детей в возрасте от 2 до 7 лет [2].
В 2015-2016 гг. наблюдается резкое увеличение численности частных детских садов.
В 2017 г. общее число организаций, осуществляющих дошкольное образование, уход и присмотр за детьми, насчиты-
вает 48,6 тыс. с численностью воспитанников 7477,9 тыс. детей. Из этого числа организаций дошкольными образовательными организациями являются 37,3 тыс. организаций с воспитанниками в 6600,1 тыс. детей. Общее число групп кратковременного пребывания насчитывает 12,5 тыс. с численностью воспитанников 175,1 тыс. [3].
Расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений дошкольного и общего образования в федеральном бюджете по плану должны составлять 17,2 млрд. рублей, в 2019-2020 гг. - по 16,8 млрд. рублей. При этом доступность дошкольного образования для детей младшего возраста составляет в 2017 г. 77,7% в плане до конца 2020 г. планируется повысить показатель до 100% за счет создания в каждом учреждении группы для детей младшего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) [1]. Показатель рассчитывался отношением детей, получающих образование в дошкольных учреждениях к общему числу детей данного возраста. Базой данных расчетов послужил бюджет для граждан к Федеральному закону № 362 о федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов от 5 декабря 2017 г.
Расходы бюджета Ставропольского края на дошкольное образование равны 6064,65; 5020,63 и 3938,54 млн. руб. в 2014-2016 гг. соответственно. По консолидированному бюджету по всей стране расходы на образование в 2016 г. составили 2545787,46 млн. руб. [4] (из них 4,7% доли приходится на Северо-Кавказский федеральный округ, при этом наибольшие расходы при этом в Республике Дагестан, Ставропольском крае и Чеченской Республике).
Статистика дошкольного образования включает следующие основные показатели:
- материальная база учреждения (совокупность зданий и оборудования, используемые для организации образовательного процесса);
- обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях (мест на 100 детей) рассчитывается отношением числа
мест в дошкольных образовательных учреждениях к численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет без учета детей, обучающихся в школе;
- обеспеченность детей дошкольными учреждениями оценивается отношением числа воспитанников дошкольных учреждений к численности детей в возрасте 1-6 лет за вычетом школьников;
- обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (число детей на 100 мест) - это отношение числа мест в дошкольных учреждениях к численности воспитанников (коэффициент доступности);
- расходы на образование из регионального консолидированного бюджета в расчете на 1 дошкольника.
Основными проблемами дошкольного образования в РФ остаются недостаток мест в дошкольных учреждениях из-за роста численности детей, высокая потребность в высококвалифицированных кадрах, высокий рост детей с ограниченными возможностями по сравнению с созданием на базе общеразвивающих учреждений групп компенсирующей направленности, увеличение детей, обучающихся на инклюзивном образовании, недостаточное освоение детьми русского языка по причине многонациональности детей, разработка дополнительных подходов к удовлетворению потребностей воспитанников и их родителей необходимость инновационной
использование высокотехнологичных информационных средств обучения и развития дошкольников, степень компетентности студентов высших учебных заведений, ориентированность не на предметную деятельность, а на потребности самого воспитанника и др.
Важным этапом анализа является сводка и группировка. Сводка - это последовательность операций по обобщению единичных фактов в сведение их в совокупность с целью выявления типичных черт и закономерностей. Расчленение множества единиц множества на группы по определенным признакам. Изменения величин можно отобразить статистическими графиками (с помощью условного отображения числовых величин и их соотношений).
Динамика изменения показателей хронологического ряда может изображаться изменением уровнем ряда (сравнение показателя отчетного периода с предыдущим - базисным уровнем). Абсолютный прирост показывает темпы увеличения или уменьшения показателя за анализируемый период времени. Темп роста - это отношение показателя в отчетном периоде к базисному, выраженное в процентах. Темп прироста рассчитывается отношением абсолютного прироста показателя к базисному показателю.
Показатели структуры (доля, удельный вес) показывает вес отдельного показателя в общей сумме (объеме).
составляющей образовательного процесса,
Библиографический список
1. http://www.comuhant.m - «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты.
2. http://stavstat.gks.ru - Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу.
3. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- М., Р76 2018 - 522 с.
4. http://openbudsk.ru - Открытый бюджет Ставропольского края.
PRESCHOOL EDUCATION IN NUMBERS
E.A. Limar, teacher MDOU d/s n 42 Topolek (Russia, Svetly)
Abstract. In this article the actual problems of preschool education were considered: legislative aspects of activity, typology of preschool institutions in the directions of implementation of programs of preschool education, on time of stay of children in establishment, in the form of property of preschool institution, indicators of the analysis of statistical indicators of preschool institutions, preschool education. The main problems of preschool education, stages of analysis of statistical data.
Keywords: preschool education, development, institutions, education, Stavropol region, dynamics.