Научная статья на тему 'Стартовое устройство для запуска свободнолетающих моделей БПЛА'

Стартовое устройство для запуска свободнолетающих моделей БПЛА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1019
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТОВОЕ УСТРОЙСТВО / ЗАПУСК / БПЛА / STARTING DEVICE / START / UAV

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Турчанов А. М., Никитевич Н. В., Ромушкин А. Ю., Никушкин Н. В.

Приведён обзор стартовых устройств для запуска моделей БПЛА, а также представлены собственные разработки авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STARTING DEVICE FOR STARTING FREEFLY MODELS UAV

The article provides an overview of the launch device for launching models of the UAV, as well as the own developments of the authors.

Текст научной работы на тему «Стартовое устройство для запуска свободнолетающих моделей БПЛА»

УДК 629.7.03-111

СТАРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА СВОБОДНОЛЕТАЮЩИХ

МОДЕЛЕЙ БПЛА

А. М. Турчанов, Н. В. Никитевич, А. Ю. Ромушкин, Н. В. Никушкин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Приведён обзор стартовых устройств для запуска моделей БПЛА, а также представлены собственные разработки авторов.

Ключевые слова: Стартовое устройство, запуск, БПЛА.

STARTING DEVICE FOR STARTING FREEFLY MODELS UAV A. M. Turchanov, N. V. Nikitevich, A. Y. Romushkin, N. V. Nikushkin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article provides an overview of the launch device for launching models of the UAV, as well as the own developments of the authors.

Keywords: starting device, the start, the UAV.

При исследовании свободно летающих моделей планеров, самолётов, экранопланов встаёт вопрос о их запуске. Данный вопрос актуален тем, что при исследовании, как правило, необходимо выполнить большое количество пусков при этом обеспечив постоянные для этих пусков параметры: начальный импульс, угол начальной траектории, положение модели по рысканью крену и тангажу и др.

На сегодняшний день существует несколько способов реализации броска [1-3]. Первый способ: запуск модели рукой (рис. 1).

4

Рис. 1. БПЛА WASP [1]

К достоинствам данного способа можно отнести простоту и отсутствие необходимости использования дополнительных средств. К минусам относятся не постоянство условий пуска, так как сложно каждый раз одинаково метнуть модель одинаково.

Второй способ: запуск модели с леера (рис. 2). К достоинствам можно отнести простоту способа и возможность запуска больших моделей, которые тяжело метаются рукой. К недостаткам относятся не постоянность условий пуска и отсутствие возможности исследования моделей экранопланов.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1

Рис. 2. Схема двух шнуровой резиновой катапульты [2]

Третий способ: создание специального пускового устройства (катапульты). Катапульта, как более сложное инженерное сооружение, может отвечать всем необходимым требованиям и в зависимости от своих размеров позволяет исследовать модели любых размеров и конфигураций, рис. 3.

Рис. 3. БПЛА ОгЪНег [3]

Первым вариантом стала катапульта для конкурса объявленного УИЦ «АИСТ» (учебно-исследовательский центр «Аэрокосмических исследований студентов») факультета гражданской авиации и таможенного дела. Условия конкурса требовали создания катапульты для запуска микромоделей летательных аппаратов. Катапульта представляла собой трёх опорную конструкцию из двух ножек и направляющей, рис. 4.

Рис. 4. Катапульта для запуска микромоделей ЛА

Пусковое устройство обеспечивало постоянный начальный импульс и угол начальной траектории. К недостаткам можно отнести то, что положение по углу рыскания обеспечивалось навыками запускающего, а положение по тангажу, в большей степени, зависело от качества изготовленной модели.

В развитие темы пусковых устройств было принято решение создания катапульты с разгонной направляющей. Наличие направляющей обеспечило бы постоянство параметров пуска и ориентации модели в пространстве.

Главной проблемой при проектировании данных устройств стало решение проблемы трения разгонного блока по направляющей. Рассматривались две альтернативных конструкции движения по направляющей - скольжения, рис. 5 и качения, рис. 6, 7.

Рис. 5. Конструкция движения Рис. 6. Конструкция движения

по направляющей скольжения по направляющей качения (в сборе)

Рис. 7. Конструкция движения по направляющей качения (тележка в металлических направляющих)

Конструкции позволяют метать различные по размерам, весу и конфигурациям модели, регулируя усилие натяжения резинового амортизатора.

Библиографические ссылки

1. БПЛА WASP [Электронный ресурс]. URL: http://www.laserlocation.ru/catalog/aircraft/ UAV/3311/ (дата обращения: 03.03.2016).

2. Калужинов И. В., Яценко В. А. Двухшнуровая резиновая катапульта для запуска в полет беспилотного летательного аппарата // Открытые информационные и компьютерные интегрированные технологии. 2011. № 51. С. 75-82.

3. БПЛА Orbiter [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru/print:page,1,29512-bplaorbiter.html (дата обращения: 03.03.2016).

4. Никушкин Н. В., Чирков П. Р., Кацура А. В., Аешина Л. А. Динамическая устойчивость адаптивной панели крыла экраноплана / Вестник СибГАУ. 2011. № 1(34). С. 116-120.

© Турчанов А. М., Никитевич Н. В., Ромушкин А. Ю., Никушкин Н. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.