Проектирование и производство летательных аппаратов, космические исследования и проекты
нято допущение, что КА находится в исправном состоянии и все нарушения работы систем и их элементов являются следствием только воздействия со стороны ДИН.
Результаты исследований показали, что для составления модели функционирования можно ограничиться моделированием работы четырех бортовых систем (ЦС, СЭС, СОТР и СУД) и моделированием работы ДИН как одной из БС. Функционирование остальных систем и элементов КА учитывается ком-
плексом ограничений и требований к параметрам их функционирования.
На основе результатов проведенных исследований разработана структурная схема математической модели функционирования КА с ДИН.
Библиографическая ссылка
1. Кислицкий М. И. Концепция двойного использования космических аппаратов // Вестник СибГАУ. Вып. 2(35). 2011. С. 119-124.
M. I. Kislitsky
Arsenal Design Bureau named after M. V. Frunze (Federal State Unitary Enterprise), Russia, Saint-Petersburg
ABOUT ADDITIONAL PAYLOAD IMPACT ASSESSMENT INFLUENCE TO SPACECRAFT OPERATION
The additional payload, placed at the spacecraft, has an influence on the spacecraft's parameters and operation. The analysis of this influence is fulfilled. The structural scheme of mathematical model of spacecraft with additional payload operation is offered.
© KHramEHH M. H., 2011
УДК 621
Д. А. Климовский, Е. Д. Крылов, А. В. Шатов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
РАЗРАБОТКА СТАРТОВОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Представлена конструкция стартового устройства для беспилотного летательного аппарата (БПЛА).
Современные беспилотные летательные аппараты обладают тяговооруженностью меньше единицы. Ири этом нагрузка на крыло достигает значительных величин. Иоэтому для запуска беспилотного аппарата ему необходимо сообщить определенную начальную скорость. Для разгона БИЛА нужно стартовое устройство, которое обеспечит начальную скорость, достаточную для стабильного полета.
Стартовое устройство должно соответствовать следующим требованиям:
- обеспечивать стартовую скорость 20 м/с при массе беспилотного летательного аппарата до 5 кг.
Достижение данной скорости обеспечивает надежный запуск летательного аппарата;
- иметь вес до 20 кг, чтобы свободно транспортироваться одним человеком;
- иметь простую конфигурацию, в которой запасание требуемой энергии будет происходить в результате деформирования пружин;
- иметь габариты, позволяющие перевозить его в легковом автомобиле;
- быть безопасным на всех этапах старта.
В проекте разработана конструкция пускового устройства БИЛА (рис. 1).
Рис. 1 19
Решетневскце чтения
Устройство состоит из следующих компонентов: направляющей, каретки с адаптером, пружин, системы тросов и блоков, спускового механизма, устройства взвода и механизма складывания.
Был выполнен анализ жесткости используемых пружин с в зависимости от длины разгона l (рис. 2). Исследована зависимость быстроты набора скорости схода при различных длинах разгона и соответствующих им пружинах (рис. 3).
иад-И№
■ 1 и Г5 '
ц
Рис. 2
С помощью пакета NASTRAN выполнен анализ напряжений конструкции пускового устройства (рис. 4). Для моделирования направляющих и связующей балки использовались конечные элементы типа SOLID (твердое тело), для моделирования шарнирных узлов использовались конечные элементы типа PLATE (пластина) и RIGID (жесткая связь) с ограничением
числа степеней свободы. Результаты анализа показали допустимое отклонение угла наклона направляющих относительно друг друга при взведенном механизме. Напряжения, возникающие в конструкции, не превышают критических значений с требуемым запасом.
Рис. 3
|
Рис. 4
Данное пусковое устройство в настоящее время используется для запуска БПЛА «DELTA».
D. A. Klimovskiy, E. D. Krylov, A. V. Shatov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
DEVELOPMENT OF START DEVICE FOR UAV
Construction of launch device for the UAV is presented.
© KJIHMOBCKHH fl. A., KptrnoB E. fl., maTOB A. B., 2011
УДК 629.78:621.311
А. В. Костин
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (Национальный исследовательский университет), Россия, Самара
ОЦЕНКА СТОЙКОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ К ФАКТОРАМ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО РАЗРЯДА
Описывается разрабатываемая методика теоретической оценки стойкости бортовой аппаратуры космических аппаратов к факторам электростатического разряда. Методика позволяет оценить стойкость бортовой аппаратуры космических аппаратов к факторам электростатического разряда на этапе ее проектирования.
В связи с бурной эволюцией электроники (применением полупроводниковой техники с высокой интеграцией) вновь остро встал вопрос о защите бортовой аппаратуры (БА) космических аппаратов (КА) от воздействий электростатических разрядов (ЭСР). Классической мерой является исключение разности потенциалов между электропроводящими элементами конст-
рукции, все они соединяются между собой (металлизируются). Все электроизоляционные материалы тоже металлизируются путем нанесения токопроводящих покрытий. Металлизировать все элементы конструкции КА удается не всегда и ЭСР возникают и создают электромагнитные поля (ЭМП), которые воздействуют на БА и могут вызвать сбой последней или даже отказы.