Фешетневс^ие чтения. 2016
УДК 629.7.014-519
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА МАЛЫХ ДОЗВУКОВЫХ СКОРОСТЕЙ
А. М. Турчанов, Н. В. Никушкин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрен проект демонстрационной аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей, разработанной в УИЦ «ЛИСТ».
Ключевые слова: проект, аэродинамическая труба, дозвуковая скорость.
DEMONSTRATION OF SMALL WIND TUNNEL WITH SUBSONIC SPEEDS
A. M. Turchanov, N. V. Nikushkin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article describes the design of a wind tunnel demonstration to small subsonic speeds developed at TRC "AIST".
Keywords: project, wind tunnel, subsonic speed.
Аэродинамическая труба (AT) представляет собой лабораторную установку, которая создаёт эталонный поток заданных параметров для изучения характеристик обтекания твёрдых тел. В основе работы аэродинамической трубы лежит принцип обратимости движения потока.
Схема и основные элементы конструкции. В учебно-исследовательском центре (УИЦ) «АИСТ» института гражданской авиации и таможенного дела (ИГАиТД) разработан проект аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей со скоростью потока до 30 м/с.
Данная труба представляет собой конструкцию из четырех модулей: 1) сопло; 2) рабочая часть в виде камеры Эйфеля; 3) конический диффузор; 4) вентиляторная установка [1].
На качество потока в рабочей части большое влияние оказывает форма сопла. Наиболее эффективной формой сопла является сопло Витошинского (рис. 1).
характеристиками являются: поля скоростей и давлений и начальная турбулентность [3]. Наиболее равномерный градиент скоростей в рабочей части получается при использовании камеры Эйфеля (рис. 2).
Рис. 2. Аэродинамическая труба с камерой Эйфеля [4]
Следующим элементом за рабочей частью является диффузор. Он необходим для преобразования кинетической энергии потока в потенциальную.
Рис. 1. Профиль сопла Витошинского [2]
Элементом, определяющим ценность аэродинамической трубы, является рабочая часть. Её основными
Рис. 3. Эскиз проекта АТ УИЦ «АИСТ»
Опытные возможности аэродинамической трубы. Аэродинамическая труба УИЦ «АИСТ» (рис. 3) предоставляет следующие возможности демонстрации: дымовая визуализация потока, исследования однородности потока, демонстрация линий тока, обте-
Эксплуатация и надежность авиационной техники.
кания моделей ЛА, обтекание цилиндра и шара, оценка сопротивления тел различных форм, потоки вокруг крыла, вихри у концов крыла, исследование обтекания микромоделей ЛА различных схем и др. (рис. 5) [5].
Рис. 4. Объекты демонстрации
Библиографические ссылки
1. Брусиловский И. В. Аэродинамические схемы и характеристики осевых вентиляторов ЦАГИ : справ. пособие. М. : Недра, 1978. 198 с.
2. Харитонов А. М. Техника и методы аэрофизического эксперимента. Ч. 1. Новосибирск : НГТУ, 2005. 220 с.
3. Идельчик И. Е. Аэрогидродинамика технологических аппаратов. М. : Машиностроение, 1983. 351 с.
4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/ 66360/Аэродинамическая (дата обращения 05.09.2016).
5. Винклер К. 25 опытов по физике полёта. М. : Упедгиз, 1963. 96 с.
Reference
1. Brusilovskiy I. V. Aerodinamicheskie skhemy i kharakteristiki osevykh venitlyatorov TsAGI [The aerodynamic characteristics of the circuit and axial fans of TsAGI]. Spravochnoe posobie. M. : Nedra, 1978. 198 p.
2. Kharitonov A. M. Tekhnika i metody aerofizicheskogo eksperimenta [Techniques and methods of the experiment aerophysical]. Chast' 1. N., NGTU 2005. 220 p.
3. Idel'chik I. E. Aerogidrodinamika tekhnologicheskikh apparatov [Aerohydrodynamics technological devices]. M. : Mashinostroenie, 1983. 351 p.
4. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/66360/Aerodinamiches kaya (accessed 05.09.2016)
5. Vinkler K. 25 opytov po ffizike poleta [25 experiments on the physics of flight]. М. : Upedgiz, 1963. 96 p.
© Турчанов А. М., Никушкин Н. В., 2016
УДК 629.735.017.1
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Л. В. Фомин, О. Г. Бойко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Выполнен анализ существующей информации по оценкам рисков возникновения тяжелых авиационных происшествий по различным причинам.
Ключевые слова: риск-анализ, авиационные происшествия, методы оценки рисков, безопасность полетов, техническая эксплуатация.
ON THE IMPLEMENTATION OF THE RISK ASSESSMENT OF ACCIDENTS
L. V. Fomin, O. G. Boyko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This paper analyses existing information on risk assessments of severe accidents for various reasons.
Keywords: risk-analysis, accidents, risk assessment techniques, safety, technical operation.
Обеспечение безопасности полетов и оценка рис- Цели статьи: обзор методов оценки рисков реали-ков возникновения тяжелых авиационных происшест- зации авиационных происшествий. вий по различным причинам являются актуальной Для достижения поставленной цели в работе ре-задачей. шаются следующие задачи: