СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА
М.В. КУБЫШКО,
адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Дается историко-правовая характеристика нормативных правовых актов в сфере правового регулирований авторских прав в дореволюционный период.
Ключевые слова: авторское право, законодательство об авторском праве, исключительные права, произведение, интеллектуальная собственность, история законодательства.
FORMATION OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE FIELD OF COPYRIGHT
M.V. KUBYSHKO,
post-graduate student the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article presents the historical and legal description of of normative legal acts in the sphere of legal regulation of copyright in pre-revolutionary period.
Keywords: the copyright, the legislation on the copyright, exclusive rights, product, intellectual property, legislative history.
Обращение к истории становления отечественного авторского права показывает, что в России имеется определенный и сравнительно длительный опыт регулирования авторско-правовых отношений. Вместе с тем, развитие авторского права в России обладает определенными особенностями.
Как отмечает А.Л. Алферов, тот факт, что в России идея авторского права появилась несколько позже, чем в других странах, объясняется не сколько поздним появлением книгопечатания, сколько отсутствием читающей публики и самостоятельной литературы, т.е. социальных условий для зарождения и развития авторского права1.
В странах Западной Европы зачатки авторского права в виде издательских привилегий возникают уже вскоре после изобретения книгопечания в 1440 г. В России подобные процессы стали наблюдаться почти через столетие, когда книгопечатание стало развиваться во времена Ивана IV Грозного. В 1553 г. царь отпустил значительные средства на строительство типографии в Москве. Первая русская печатная книга «Деяния Апо-стольска и послания соборные и Святого Апостола Павла послания» увидела свет в 1564 г.2.
В дальнейшем, за счет царской казны, открывались типографии, в которых печатались исключительно книги духовного содержания славянским шрифтом. В конце XVI в. на Руси появились странствующие типограф ы-из-датели, среди которых самыми известными были Иван Вышенский и Павел Домжив-Люткович. В 1678 г. в Кремле была создана постоянно действующая типография.
Частные типографии возникают только при Петре Великом. Тогда же начинается печатание книг гражданским шрифтом и появляются люди, занимающиеся регулярным литературным трудом, — переводчики европейских книг, назначавшиеся именными указами императора. Петр I иногда сам исправлял переводы, требуя, чтобы они были написаны простым и понятным языком3.
При подобных условиях не было необходимости в получении частных привилегий на право издания, так как полностью отсутствовала всякая частная издательская деятельность, и, следовательно, не существовало конкуренции. Однако, сохранилось несколько упоминаний о даровании привилегий исключительного издания4, которые выдавались не физическим, а юридическим лицам, а именно, некоторым ученым корпорациям.
Так, с самого своего возникновения Императорская Академия наук и искусств обладала правом исключительного издания календаря и Петербургских Политических Ведомостей, а также приобретала исключительное право на все книги, напечатанные в академической типографии.
Указ 1780 г. запретил кому бы то ни было печатать месяцесловы и другие книги, которые печатались Акаде-
1 Алферов А.Л. Из истории авторского права в России // Право и полигика. 2001. № 9. С. 130.
2 Орлов А.С. Курс лекций по древнерусской литературе. М.-Л., 1939. С. 244.
3 Алферов А.Л. Указ. соч. С. 122.
4 Вишневецкий Л.М., Иванов Б.И., Левин Л.Г. Формула приоритета: возникновение и развитие авторского и патентного права. Л., 1990. С. 29.
мией. Объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 5 октября 1767 г. гласило: «С 1768 и в будущие года все выходящие из печати при Императорской Академии Наук книги, календари, ландкарты и купфер-штихи будут иметь академическое особливое здесь припечатанное клеймо на заглавном листе; а которые найдутся без клейма, те за похищенные признаны будут»5.
По мнению Т.И. Кондаковой, подобная маркировка отечественной книжной продукции не сыграла большой роли в охране издательских прав: во-первых, подобная практика была весьма непродолжительной (последнее клеймо относится в 1781 г.), во-вторых, несмотря на намерение клеймить буквально все выходящие из печати издания, Академия практически его не осуществила. Значительная часть книг тех лет не маркирована, что, по-видимому, свидетельствует о том, что администрация Академии быстро разочаровалась в своем начинании6.
Указ 1784 г. предоставлял Комиссии народных училищ исключительное право на перепечатывание книг, издававшихся для использования в народных училищах. Запрещение относительно перепечатывания календарей, было повторено в Указе 1800 г.
Начиная с Ивана Федорова, почти все издатели XVI—XVIII вв. помещали на книги особые типографские знаки, с помощью которых можно было установить имя издателя. Размещались они в нескольких местах книги: на форзаце, переплете, в нижней части титульного листа и т.д. Иногда издатели помечали книги не только клеймом, но и своей подписью каждый экземпляр, что должно было затруднить подделку книг7.
Частные типографии в России появились достаточно поздно, поэтому первые привилегии на напечатанные в русских типографиях книги возникают только в последней четверти XVIII в.
Так, была дана привилегия для печатания книг исключительно на иностранных языках Гартунгу, открывшему в 1771 г. типографию в Санкт-Петербурге. В 1776 г. по открытии второй частной типографии, была выдана привилегия книгопродавцам Вейнтбрехту и Шнору на печатание в их типографиях книг не только иностранных, но и русских. Каждая типография получила исключительное право на издание сочинений, впервые ею выпущенных. Однако, по мнению Г.Ф. Шер-шеневича, в данном случае рано говорить о литературной собственности, речь идет только о защите промышленного интереса8.
Екатерина II в 1783 г. правительственным указом санкционировала возникновение частного издательства: было разрешено «каждому по своей воле заводить оные типографии». Кроме того, повелевалось «типо-
графии для печатания книг не различать от прочих фабрик и рукоделий».
Александр I оказывал покровительство российским литераторам материальной поддержкой и почестями. Пенсии и ордена — вот те награды, которых удостаивались русские авторы того времени. Поскольку любовь к чтению только начинала зарождаться, деятельность любого сочинителя не могла иметь сколько-нибудь серьезной материальной поддержки (первым сочинителем, получившим возможность жить на литературные гонорары, стал А.С. Пушкин).
С появлением спроса на книги и отечественные литературные произведения в первой четверти XIX в. правительство осознало необходимость в законодательном регулировании отношений в области литературной деятельности. Если авторы и получали в то время вознаграждение, то преимущественно за продажу рукописей. Теперь же назрела необходимость законодательно закрепить исключительное право автора на распространение своего произведения путем печати9.
Таким образом, в современном виде авторское право в России возникает лишь в начале XIX в. Изначально права авторов на результаты творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Подобный подход основывался на теории естественного права, которая признавала за создателем произведения право собственности на достигнутый творческий результат10.
Первый нормативный акт, в котором содержались нормы авторского права, появился в России только в 1828 г. Поскольку на всем протяжении истории в России господствовала цензура, не удивительно, что именно царский «Устав о цензуре и печати», утвержденный 22 апреля 1828 г.11, включал отдельную главу «О сочинителях и издателях книг». Эта глава Цензурного устава, содержавшая нормы авторского права, состояла из 5 статей (§ 135—139) о сочинителях и издателях книг. В виде приложения к Цензурному уставу было издано того же числа Высочайше утвержденное Положение о правах сочинителей12.
5 Кондакова Т.И. К вопросу о становлении издательского права в России // Федоровские чтения. 1979. М., 1982. С. 58.
6 Там же.
7 Алферов А.Л. Указ. соч. С. 124.
8 ШершеневичГ.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. С. 122.
9 Алферов А.Л. Указ. соч. С. 125.
10 КанторовичЯ.А. Литературная собственность. С приложением всех постановлений действующего законодательства о литературной, художественной и музыкальной собственности. СПб., 1895. С. 11—18.
11 Свод законов Российской империи. Т. 14.
12 Именно Положение о правах сочинителей некоторые российские исследователи расценивают в качестве первого российского закона об авторском праве. Вишневецкий Л.М., Иванов Б.И., Левин Л.Г. Указ. соч. С. 47.
№ 3 / 2012
Вестник Московского университета МВД России
47
Цензурный устав устанавливал исключительное право сочинителей и переводчиков пользоваться своим произведением путем его издания и продажи. Это право действовало в течение жизни автора (сочинителя или переводчика) и 25 лет после его смерти. Защитой пользовались только те произведения, которые были изданы с соблюдением цензурных правил. «Напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную» (§ 17 Положения)13.
8 января 1830 г. было принято Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей14. В Положении, в частности, было закреплено: «Никто, кроме законного обладателя права, не смеет издавать его сочинения, хотя бы то было с переводом на другой язык или с присовокуплением иного заглавия, предисловия, замечаний и тому подобного, каковой поступок называется контрафакцией». Положением был расширен перечень объектов авторского права. Положение устанавливало правовую охрану на статьи в журналах, частные письма и т.д. Впоследствии к объектам авторского права были отнесены музыкальные (в Правилах о музыкальной собственности 1845 г.) и художественные произведения (в Положении о художественной собственности 1846 г.), а срок действия авторского права увеличен до 50 лет15.
В 1877 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которым был расширен перечень объектов авторского права. Положение устанавливало правовую охрану на статьи в журналах, частные письма и т.д. Впоследствии к объектам авторского права были отнесены музыкальные и художественные произведения, срок действия авторского права составил 50 лет.
В 1870-е гг. в России началось формирование системы авторских обществ — 29 ноября 1870 г. было учреждено «Собрание русских драматических писателей»16.
К концу XIX в. стало очевидно, что законодательное закрепление отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям времени. В 1877 г. нормы авторского права исключаются из цензурного законодательства и размещаются в Своде Законов Российской Империи (в качестве приложения к ст. 420 ч. 1 т. X Свода законов Российской Империи)17.
В 1897 г. Государственный Совет принимает решение о подготовке специального закона об авторском праве. Этот закон был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Как по содержанию, так и по уровню юридической техники он опережал нормативные правовые акты западноевропейских государств.
Положение об авторском праве состояло из Общей части, в которой рассматривались правовые вопросы,
касающиеся любых объектов авторского права, в частности, такие, как срок действия авторского права, правопреемство, защита прав. Отдельные главы содержали нормы об авторских правах на отдельные виды произведений, таких, как литературные, музыкальные, драматические, художественные и фотографические.
Авторские права, наравне с русскими подданными, признавались за иностранцами; понятие «литературная и художественная собственность» было заменено понятием «исключительные права». Впервые было законодательно закреплено право авторов на перевод их произведений, которое действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала.
Договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений сохраняли силу на срок не свыше 5 лет, даже если бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность.
Многие нормы Положения об авторском праве имели весьма существенное значение для дальнейшего развития авторского права в России. В целом это был прогрессивный закон, который учитывал международный опыт регулирования авторских отношений18.
Е.А. Моргунова отмечает, что как по содержанию, так и по уровню юридической техники Положение об авторском праве опережало нормативные акты западноевропейских государств19. Принятие Положения создало условия для присоединения России к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции лишь в 1995 г.).
Таким образом, по мере того, как в Российской империи сложились социальные условия для зарождения авторского права, российское законодательство прошло ускоренный путь развития от личных привилегий XVIII в. и зачатков авторского права в Цензурном уставе 1828 г. до основанного на лучших образцах западноевропейского законодательства Положения об авторском праве 1911 г.
13 Елизаров Е.А. Авторский договор в гражданском праве России // Внешнеторговое право. 2006. № 2; ЧуповаИ.Д. История авторского права в России X1X века: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 9.
14 Полн. собр. законов Российской империи: собр. 2. Т. 5. 1820. Отд. 1. СПб., 1831. С. 17.
15 Моргунова Е.А. Авторское право: учеб. пособие / отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2009. С. 23, 24.
16 Свечникова И.В. Авторское право: учебное пособие; 2-е изд., перераб и доп. М., 2010. С. 8, 9.
17 Свод Законов Российской империи. Свод Законов Гражданских. Т. X. Ч. 1. СПб., 1990. С. 61, 291—297.
18 Свечникова И.В. отмечает, что лишь некоторые положения Закона не соответствовали принципам Бернской конвенции (например, допускался свободный перевод зарубежных произведений). Свечникова И.В. Указ. соч. С. 9, 10.
19 Моргунова Е.А. Указ. соч. С. 24.