УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Н.Ю. ДАВЫДОВА, аспирант кафедры истории государства и права Орловского государственного университета
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ АВТОРСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА XVIII - НАЧАЛА XX в.
Статья раскрывает специфику формирования в России авторских правоотношений. Выявляются основные этапы развития авторского права. Анализируются особенности правового регулирования авторских отношений в России XVIII - начала XX в. Акцентируется внимание на административно-правовом регулировании авторских правоотношений, преобладавшем в России на протяжении длительного периода.
Ключевые слова: авторские правоотношения, история авторского права, цензура.
Институт авторского права является одним из важных институтов в сфере интеллектуальной собственности и существует главным образом для того, чтобы позволить обществу иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. Несмотря на то, что реформы 90-х гг. XX в. и принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации знаменовали собой существенный шаг вперед в сфере правового регулирования авторских правоотношений, нерешенным остается целый ряд проблем. Полагаем, что поиск наиболее эффективных путей их решения должен идти с учетом закономерностей эволюционирования авторских правоотношений в истории России, поскольку многие пробелы в их современном правовом регулировании имеют глубокие исторические корни.
Авторские правоотношения - «следствие действия права как социального и государственного института»1 - формировались в России как разновидность общественных отношений, возникших в результате нормативного регулирования деятельности различных субъектов в связи с созданием и распространением различных продуктов интеллектуальной деятельности.
Следует сразу же оговориться, что история авторского права в России является более короткой, нежели история авторского права многих зарубежных стран. Несмотря на то, что история авторского права в России, как и в других государствах, неразрывно связана с появлением и развитием книгопечатания, правовое регулирование отношений, связанных с произведением и распространением книгопечатной продукции, долгое время оставалось в зачаточном состоянии.
Характерным является и то обстоятельство, что долгий период авторские правоотношения рассматривались как специфичные отношения собственности. Очевидно, это в первую очередь связано с тем, что с появлением полиграфии книга стала объектом купли-продажи, и на этом этапе авторское право было направлено прежде всего на обеспечение интересов издателей. Несмотря на то, что книгопечатание появилось в России еще в середине XVI века, первые связи между правом собственности на книги и личностью автора стали устанавливаться только век спустя.
© Н.Ю. Давыдова
ПРАВО
Отметим, что в начале XVIII в. правовое положение литераторов было достаточно ограниченным, поскольку литературный труд имел почти исключительно казенный характер. При Петре I особую актуальность приобрел перевод иностранных книг, который рассматривался как дело госу -дарственной важности. Именно поэтому правительство стало поощрять свободу переводов, а для упорядочения труда переводчиков устанавливался постоянный контроль над их деятельностью, для чего в штате различных казенных заведений была учреждена соответствующая должность. По су -ществу, переводчики являлись государственными служащими и получали за свой труд жалованье, которое не зависело от объема переводов и было весьма небольшим. Но именно в этот период определились основные формы выплаты вознаграждения, сохранявшиеся на протяжении столетия. Обычно гонорар выдавался деньгами, отдельными оттисками изданного произведения, книгами. При этом никаких четких ставок авторского вознаграждения не существовало. Фактически в этот период правомочия автора были весьма ограниченными, правовая защита права собственности и авторского права на литературное произведение не предполагалась. В содержание таких правоотношений не включались и права авторов на другие объекты интеллектуальной собственности. Долгое время в содержание авторских правоотношений не включались права авторов на другие объекты, кроме литературных произведений.
Однако именно в начале XVIII века в России начинают формироваться авторские правоотношения в связи с попытками определения авторского права на книгу. Отметим, что данный процесс шел крайне медленно, поскольку основную массу литературных произведений составляли иностранные книги в оригинале либо в переводе. Развитие авторских правоотношений тормозилось тем обстоятельством, что книг отечественных авторов было немного. Примечательно, что правовое регулирование отношений, возникающих по поводу авторских прав на книги, долгое время регулировалось нормами так называемого цензурного права. Маркировка книг в этот период производилась как цензурный контроль. Хотя фактически маркировать книги и другие печатные издания стали лишь во второй половине XVIII века в типографиях Академии наук и Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Следует отметить, что маркировкой
занимались не только государственные учреждения, но и частные книготорговцы. На выпускаемых ими книгах ставились различные издательские марки или личные знаки, например в виде монограмм.
Поскольку в XVIII в. издание книг являлось государственной монополией, охрана правоотношений, возникающих в процессе книгоиздания, стала осуществляться с помощью системы привилегий. Привилегии в этот период времени имели только казенный характер. Исключительным правом на издание и продажу произведений печати в течение нескольких лет пользовались Санкт-Петербургская Академия наук, Сенат, который печатал в своей типографии правительственные документы, и Синод, контролировавший выпуск церковной литературы.
Таким образом, в XVIII - начале XIX в. авторские правоотношения возникали по инициативе определенного органа и характеризовались неравенством сторон. По своему характеру такие правоотношения были скорее не гражданско-правовыми, а административно-правовыми. До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно обусловливает начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. Во второй половине XVIII века расширяется практика сдачи в аренду казенных типографий и постепенно легализируется частное книгоиздание. В частные руки передаются типографии Артиллерийского и инженерного корпуса, Сената, Московского университета, Рижского магистрата. В период правления Екатерины II в 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках. В это же время была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом было запрещено печатать книги на русском языке, чтобы не затрагивать интересы государственной монополии.
Очевидно, что в России регулирование авторских отношений, непосредственно связанных с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты круга интересов книготорговцев и издателей и тем более авторов.
В 1776 году и в последующие три года разрешение осуществлять издательскую деятельность получили многие книготорговцы и типографщики. Особенностью этой привилегии было разрешение самовольно перепечатывать русские и иностран-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ные книги, которые выпускались в России другими издателями, и охрана от несанкционированных перепечаток изданий, впервые вышедших в их типографиях.
Указ о вольных типографиях в 1783 году был первым шагом к изменению метода правового регулирования авторских правоотношений, поскольку создал угрозу государственной монополии в издательской сфере. В то же время законодательная база не совсем четко определяла объем издательских прав частных лиц и казенных заведений. Это закономерно привело к возрастанию невольного контрафакта среди содержателей частных типографий. Также указ не запрещал типографиям перепечатывать те книги, которые были уже выпущены другой типографией, что стало обычной практикой для частных типографий. После восшествия на российский престол императора Павла в книгоиздательском деле произошли некоторые изменения. Император, отказавший от курса на «просвещенное» дворянство, взятого его матерью, ужесточил цензуру, приказал закрыть все частные типографии, оставив только казенные, запретил ввозить в Россию иностранные книги. Такие инициативы опять усилили административный характер авторских правоотношений.
Таким образом, первоначально защите подлежали имущественные интересы казенных учреждений, наделенных правом вести издательскую и книготорговую деятельность. Для этой цели использовались персонализация изданий и привилегии, которые государство использовало как цензурное средство. Привилегии выдавались только благонадежным типографщикам и книготорговцам. Нарушение прав, предоставленных привилегиями, наказывалось в административном порядке: контрафактные экземпляры книг уничтожались, а виновные в контрафакции подвергались штрафу. Переводчики и писатели, как казенные, так и частные, за свой труд....
Первоначально переводчики в качестве гонорара брали несколько экземпляров переведенных книг, а затем стали требовать денежной оплаты своего труда, и руководство типографий было вынуждено перейти на другую форму оплаты. Во второй половине XVIII в. была установлена полистная форма выплаты гонорара в денежном эквиваленте. В это же время стали заключаться первые издательские договоры. Сохранились сведения о таких ранних договорах. В частности, в сво-
ем исследовании Н.Н. Доцик описывает договор, заключенный в 1768 г. Сторонами по этому соглашению выступили Ф.А. Эммин и петербургский книгопродавец С. Л. Копнин. Данный договор отличается тщательностью и детальностью разработки. В нем четко прописывалось, какие именно произведения продаются, каким тиражом и на какую сумму их следует издавать, определялись сроки выплаты гонорара, который назначался по цене каждого отпечатанного экземпляра без переплета. Всего по сделке Эммину полагалось 10 тысяч рублей, из которых большую часть (8000 рублей) он получил в качестве аванса. В целом условия договора были невыгодны для Копнина, так как из трех произведений, указанных Эммином, было закончено лишь одно. Однако известность Эммина как писателя внушала доверие кни-готорговцу2. И это не единственный известный пример. В 1791 г. между переводчиком П. Киль-дюшевским и издателем B.C. Сопиковым был заключен договор на перевод произведения Ж.Ф. Ла-гарпа. По договору В. С. Сопиков приобрел «совершенное право собственности» на рукопись перевода, который он мог «печатать или продать, как ему угодно». Со своей стороны П. Кильдюшевс-кий обязался не печатать перевод «и никому другому позволения на то не давать»3. В целом размеры вознаграждения в зависимости от сложности переводимого текста колебались в пределах от 5 до 8 рублей за лист. Иногда по договору платилась определенная сумма за весь перевод сочинения. Переводчикам пьес гонорар начислялся не с листа, а с акта.
Новый способ оплаты литературного труда прижился и был достаточно эффективен. Очевидно, платить авторам с листа могли только те издатели, которые либо получали дотации, либо сами обладали достаточно крупным капиталом. Большинство издателей и книгопродавцев из-за недостатка постоянных оборотных средств по-прежнему вплоть до самого конца XVIII и даже в первой четверти XIX века выплачивали авторское вознаграждение книгами из своих лавок4.
Дирекция Сухопутного шляхетского кадетского корпуса разработала стандартные ставки авторского вознаграждения. Так, по штату 1761 г., служащим корпуса, занимавшимся литературным творчеством «в свободные часы», а также посторонним авторам, печатавшим свои произведения за казенный счет, выдавалось по 1 00 экземпляров
ПРАВО
сочиненной или переведенной ими книги «на календарной бумаге». Если книга сочинялась на иностранном языке, а затем печаталась в типографии корпуса в русском переводе, то ее автору и переводчику назначалось также по 100 экземпляров. Штатные сочинители и переводчики, уволенные от «положенных должностей» в корпусе, получали только 12 экземпляров3. В 1768 г. администрация Сухопутного кадетского корпуса решила сократить число выдаваемых в счет вознаграждения экземпляров до двадцати, тем самым надеясь воспрепятствовать продаже авторских экземпляров по сниженным ценам, подрывавшей монополию корпуса. В это же время с авторами начали рассчитываться деньгами.
Небольшие суммы гонораров заставляли литераторов искать другие источники доходов, а отсутствие правовых норм, регулирующих отношения между издателями и авторами, создавало условия для издательского произвола.
В определенной степени упорядочению авторских правоотношений способствовала издательская деятельность Академии наук. В частности, в 1755-1764 гг. при Академии выпускался научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Редактор Г.Ф. Миллер первым стал платить сотрудникам журнала авторское вознаграждение. В 17581766 гг. при Академии наук возникла новая типография, в которой печатались книги, предназначенные «как для удовольствия народного, так и для прибыли казенной».
Следует отметить, еще в начале XIX века основную роль в книгоиздании и книготорговле по-прежнему играли типографии. В 1813 г. в России было 55 казенных типографий, наблюдался рост частных типографий. В этот период появляются первые крупные книгоиздатели, такие как В. А. Плавильщиков, имевший книжный магазин, библиотеку и типографию. Растет число и влияние периодических изданий, в том числе общественно-политических журналов. Первым из них был «Вестник Европы» Н.М. Карамзина, с 1812 году в Петербурге стал издаваться исторический и политический журнал «Сын Отечества».
Именно в начале XIX века наметился переход от административно регулируемых авторских правоотношений к равноправным гражданским правоотношениям. В частности, Министерство народного просвещения взяло на себя охрану авторов
от произвола издателей. В 1816 г. был принят первый правовой акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было определено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего ее напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора, то есть вопрос о правах издателя впервые был поставлен в зависимость от авторского права создателя произведения - автора.
Таким образом, и в европейских странах, и в России авторские правоотношения первоначально формировались в связи с необходимостью нормативного регулирования права на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов авторских правоотношений расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.
В начале XIX века назрела необходимость ко -дификации архаичного и запутанного российского законодательства. Сложившая ситуация послужила поводом для создания кодификационной комиссии под руководством М.М. Сперанского - видного юриста и общественного деятеля. Полное собрание законов Российской империи было подготовлено и напечатано в 1830 г. На основе подготовленного материала Сперанский составил «Свод законов Российской империи» в 1 5 томах, который вступил в силу с 1 января 1835 г. Действующее гражданское законодательство было систематизировано в 9-м, 10-м и 11 -м томах Свода законов. Впервые было установлено право собственности на результаты интеллектуального творчества, что в дальнейшем послужило основой для формирования авторского и патентного права5 .
Поскольку авторские правоотношения долгое время носили административный характер, то значительную роль в их регулировании сыграло цензурное законодательство, предусматривавшее возможность широкого вмешательства государства в процесс правового регулирования авторских правоотношений.
Первым прогрессивным актом, содержащим специальные нормы, регулирующие содержание и формы авторских правоотношений, в сфере авторского права, несомненно, был Цензурный устав, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержавший специальную главу «О сочинителях и издателях книг», а в качестве приложения к нему - «Положение о правах сочинителей»6. Согласно этому Положе-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
нию сочинитель или переводчик книг имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок авторского права был установлен в течение жизни автора и 25 лет со дня его смерти, после чего произведение «становилось собственностью публики». Защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных правил, поскольку «печатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную»7.
В дальнейшем, с принятием новых положений о правах сочинителей в 1830, 1845, 1848 и 1875 годах, решались вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий, права на музыкальную и художественную собственность, а срок защиты авторского права после смерти автора был увеличен вначале до 35 лет в 1830 году, а затем до 50 лет в 1875 году. Только в 1877 году из Цензурного устава были изъяты правила об авторском праве.
Однако роль цензуры оставалась значимой для нормативного регулирования авторских правоотношений вплоть до начала ХХ века. В качестве примера приведем выдержку из телеграммы, отправленной Орловскому губернатору Балясному К.А. из Брянска от полицеймейстера Четыркина: «Гимназистка Обуховская в классах гимназии продает ученицам песни и стихи революционного содержания, между коими есть и против личности Государя Императора в оскорбительных выраже-ниях»8.
Цензура в сложное предреволюционное время принимала различные меры для воспрепятствования распространению многих произведений. Как свидетельствует копия рапорта Елецкого уездного исправника в Департамент полиции Министерства внутренних дел из Канцелярии Орловского губернатора, «в г. Ельце у некоторых интеллигентных лиц появилась басня в рукописях под заглавием «Ослы и Лев». есть слухи, что она будто бы принадлежит перу русского писателя Л.Н. Тол -стого и вышла негласно в свет..». Ответ вице-губернатора: «... предписано Елецкому уездному исправнику принять зависящие от него меры к воспрещению распространения среди населения подведомственной ему местности упомянутой басни, как появившейся в обращении без разрешения подлежащей цензуры»9
Первый самостоятельный закон об авторском
праве был принят Государственным Советом Российской империи 20 марта 1911 г.10. Он содержал Общую часть, в которой раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты и т.п., а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В отдельной главе содержались основные правила и условия издательского договора. В целом этот нормативный акт был более прогрессивным по сравнению с ранее действующими нормативными актами, регулирующими авторские правоотношения. Закон 1911 г. обеспечивал лучший уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия. Закон в значительной степени способствовал тому, чтобы авторские правоотношения стали равноправными отношениями сторон. В частности, Законом «Об авторском праве» вводились изменения в с. 21 7 Устава Гражданского судопроизводства, в соответствии с которыми дела о нарушениях авторского права могли начинаться, по усмотрению истца, или в том окружном суде, в ведомстве коего последовало нарушение сего права, или в том, ко -ему подсуден ответчик по месту жительства.
В развитии авторских правоотношений определенную роль сыграло то, что в 70-е годы Х!Х века в России началось формирование системы авторских обществ. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, которые по инициативе великого драматурга А.Н. Островского учредили 29 ноября 1870 г. «Собрание русских драматических писателей».
21 октября 1874 года на основе этого Собрания было учреждено «Общество русских драматических писателей», ставшее первым в истории России авторско-правовым обществом со своим уставом. Председателем Общества был избран А.Н. Островский. В момент основания в Общество входил 81 член, в т.ч. такие известные писатели, как И.С. Тургенев и Н.С. Лесков.
Несмотря на противоречивый и сложный путь
становления и развития дореволюционного автор- сийской империи, в том числе Закон об авторском
ского права, все вышеуказанные законодательные праве, было отменено. Последовавший после это-
акты сыграли положительную роль в совершен- го ряд декретов был направлен на обеспечение
ствовании авторских правоотношений. свободного использования произведений. По сути,
В заключение отметим, что после Октябрьс- Советское правительство стало создавать вновь
кой революции 1917 г. все законодательство Рос- нормы, регулирующие авторские правоотношения.
Примечания
1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - С. 381.
2 Доцик Н.Н. Авторское право России: XVIII - нач. XX вв: Дис. ... канд. Юрид. наук. - М., 2000. - С. 64.
3 Там же.
4 Доцик Н.Н. Возникновение авторского права в России // Вестник Московского университета МВД России. -2007. - № 3. - С. 140.
5 Толстая А.И. История государства и права России: Учебник. - М.: Юстицинформ, Омега - Л, 2010. С. 136-137.
6 Устав о цензуре : [Утв. 22 апр. 1828 г. : С прил. Штатов и Положения о правах сочинителей]. - СПб.: Деп. нар. прос., 1829.
7 Ястребова Е.Ю. К вопросу об истории охранительных правоотношений в сфере авторского права России ХК -начале ХХ в. // История государства и права. - 2007. - № 22. - С. 23.
8 ГАОО, ф. 580, ст. 1, д. 4474, л. 43, л. 46, л. 49. Канцелярия Орловского губернатора. Дело о революционном настроении народных масс; о деятельности революционных партий, о распространении нелегальной литературы и прочее.
9 ГАОО, ф. 580, ст. 1, д. 4060, л. 102 - 102 (об). Материалы о распространении в губернии басни «Ослы и Лев», приписываемой Л.Н. Толстому.
10 Закон об авторском праве. С изложением рассуждений и материалов, на коих он основан / Сост.: Коптев Д. А. -СПб.: Изд. юрид. кн. магазина Н.К. Мартынова, 1911.
Библиографический список
1. ГАОО, ф. 580, ст. 1, д. 4060, л. 102 - 102 (об). Материалы о распространении в губернии басни «Ослы и Лев», приписываемой Л.Н. Толстому.
2. ГАОО, ф. 580, ст. 1, д. 4474, л. 43, л. 46, л. 49. Канцелярия Орловского губернатора. Дело о революционном настроении народных масс; о деятельности революционных партий, о распространении нелегальной литературы и прочее.
3. Доцик Н.Н. Авторское право России: XVIII - нач. XX в: Дис. ... канд. Юрид. наук. - М., 2000. - 180 с.
4. Доцик Н.Н. Возникновение авторского права в России // Вестник Московского университета МВД России. -
2007. - № 3. - С. 139-140.
5. Закон об авторском праве. С изложением рассуждений и материалов, на коих он основан / Сост.: Коптев Д. А. -СПб.: Изд. юрид. кн. магазина Н.К. Мартынова, 1911. - 444 с.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 512 с.
7. Толстая А.И. История государства и права России: Учебник. - М.: Юстицинформ: Омега - Л, 2010. - 320 с.
8. Устав о цензуре : [Утв. 22 апр. 1828 г. : С прил. Штатов и Положения о правах сочинителей]. - СПб.: Деп. нар. прос., 1829. - 101 с.
9. Ястребова Е.Ю. К вопросу об истории охранительных правоотношений в сфере авторского права России ХК -начале ХХ в. // История государства и права. - 2007. - № 22. - С. 23.
N.Y. DAVIDOVA
ON THE EVOLUTION OF COPYRIGHT LAW RELATIONS IN THE HISTORY OF RUSSIAN
LAW XVIII-EARLY XX CENTURIES
The article reveals the specifics of the formation in Russia, copyright law relations. Identifies the main stages in the development of copyright. The peculiarities of legal regulation of copyright relations in Russia XVIII-early XX centuries. Attention focuses on the administrative and legal regulation of copyright relations prevailing in Russia for a long period.
Key words: copyright law relations, the history of copyright, censorship.