УДК 347
Оганян Валерий Арменович
Российский государственный социальный университет, г. Москва
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ РОССИИ В СРАВНЕНИИ С ОПЫТОМ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Статья посвящена комплексному исследованию развития издательского дела и авторского права в России. Анализ историко-правовых основ авторского права России позволяет сделать вывод о том, что российское законодательство заметно отставало от ведущих мировых держав. Автор определил основные этапы развития авторского права зарубежных стран и провёл сравнение с российским опытом. Обобщается опыт законодательных инициатив авторского права России на протяжении всей истории. Основное внимание в работе автор акцентирует на нормативно-правовом регулировании авторского права в историческом разрезе и возможности его развития на территории России. На основании этого автор сделал вывод о том, что именно исторические особенности государственного регулирования и нестабильность государственного режима прямо повлияли на развитие авторского права в России.
Ключевые слова: авторское право, автор, привилегии, издательское дело, произведение.
Начало истории авторского права в России связано с 1 марта 1771 г., когда в Российской империи открывается первая в её истории частная типография, получившая от государства право печатать иностранные книги с условием, что вся издаваемая литература будет проходить государственную цензуру[3].
Основанием для этого послужил сенатский указ «О даче иноземцу Гартунгу привилегии на заведение в Санкт-Петербурге вольной типографии и словолитной, для иностранных языков» [4]. По воле Екатерины II и решению Сената привилегия владельцу типографии Гартунгу была нужным и полезным делом для общества. После успешного опыта книгопечатания зарубежных книг в 1783 году было получено разрешение на печатание русскоязычной литературы. Однако в 1796 году частные типографии были лишены права книгопечатания Екатериной II, и право монопольного книгопечатания снова перешло к государству.
В 1801 году Александр I отменяет запрет на частное книгопечатание, создав возможность получения привилегии на осуществление типографического дела. Однако важным аспектом этого дозволения стала жёсткая государственная цензура, которая распространялась на всю издаваемую литературу в Российской империи. Уровень частного книгопечатания напрямую зависел от государства, которое не давало возможности создать конкуренцию между типографиями, регламентируя последних как посредников государственной воли и контроля сознания [5].
Вплоть до XIX века в России прослеживается тенденция превалирования интересов государства в печатном деле. Всё правовое регулирование произведений заключалось в государственном цензоре. Несмотря на выпуск литературы с указанием автора, формально не существовало законодательства, регламентирующего права авторов.
Таким образом, первые предпосылки к возникновению авторского права появляются на основе частного издательского дела по аналогии с
европейским опытом развития - путём выдачи привилегий на книгопечатание. Однако авторское право в России уже на начальном этапе заметно отстаёт от европейского пути развития авторских прав и их защиты.
Например, в Англии первая государственная привилегия была предоставлена Лондонской гильдии 4 мая 1557 г., получив название «copyright», что в дословном переводе означает «право на копию», которая продолжает существовать вплоть до настоящего времени в англосаксонском праве [9]. Привилегии представляли собой закреплённое за издателем право, позволяющее заниматься издательским делом. Семантика термина «privileg» происходит от латинских слов «privus» - частный. отдельный, и «lex» - закон, то есть отдельный закон, призванный оградить права конкретного человека (издателя) или нескольких людей. Привилегия предоставляла им исключительную возможность заниматься определённой деятельностью, в частности, такие права давали разрешение на издание или распространение книг [6].
Во Франции в 1547 г. король Генрих II издаёт Акт о книжных делах. Законом было запрещено печатать и продавать книги, содержание которых очерняло статус католической церкви и религии в целом. Но помимо содержавшихся в нём запретов им было закреплено предписание, согласно которому издатели были обязаны указывать на каждом печатном экземпляре не только имя издателя, но и автора.
Таким образом, на первом этапе развития авторского права Россия заметно, более чем на двести лет, отставала от европейских держав.
22 апреля 1828 г. Николаем I принимается Цензурный устав, который можно отнести к первой государственной воле, регламентирующей права авторов. Главой особенностью данного нормативно-правового акта является наличием главы «О сочинителях и издателях книг» [2].
Исходя из названия Устава, принятый документ содержал в себе ряд внушительных ограничений
© Оганян В.А., 2019
Вестник КГУ^ № 1. 2019
239
и запрещал публиковать сочинения, в которых содержалось «что-либо клонящееся к поколебанию учения православной греко-российской церкви, её преданий и обрядов, или вообще истин и догматов христианской веры». Помимо этого, запрещалось издавать «что-либо нарушающее неприкосновенность верховной самодержавной власти, или уважение к Императорскому дому, и что-либо противное коренным государственным постановлениям», и оскорбляющее «добрые нравы и благопристойность» [8].
В 1832 г. выходит в свет официальное издание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов России - Свод законов Российской империи, включающий в себя собрание всех законодательных актов страны, куда был включен Цензурный устав. Это положило начало законодательному закреплению первых положений к становлению авторского права в России, которое выглядело весьма запоздавшим по сравнению с опытом зарубежных стран.
Если в Российской империи первые законодательные инициативы в отношении авторов и издателей были реализованы в нормативно-правовых актах в XIX веке, то самые первые упоминания о регламентированных авторских правах во всём мире относятся к Венецианской республике. Считается, что первоначальная модель авторского права возникла в XV веке в этой крупнейшей морской и торговой державе того времени. В 1476 г. был принят первый Указ о патентах и привилегиях для охраны изобретений и произведений. Таким образом, получение исключительного права на книгопечатание стало возможным при помощи привилегий, которые по своей природе являлись монопольным правом на производство и распространение печатной продукции [6].
Веком ранее Соединённым Королевством был принят Статут королевы Анны (в 1710 г.), положения которого утвердили права автора. Первоочерёдной целью нормативно-правового акта была защита авторских прав, нежели издательских, в то время как в России все ещё превалировал государственный интерес и устанавливались минимальные права издателей.
В 1845 г. принимаются нормы, устанавливающие авторские права композиторов, а в 1846 г. -авторские права художников и архитекторов. С 1857 г. Цензурный устав включал в себя нормы о литературной и музыкальной собственности. Также в законе стали решаться вопросы об охране статей в журналах, частных писем и хрестоматий, тем самым увеличивая перечень охраняемых результатов интеллектуальной собственности.
В 1886 г. происходит мировое событие для авторского права - в Швейцарии была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Однако Россия
не ратифицирует международный акт в силу разногласия с национальным законодательством. Согласно конвенции, авторы могли запрещать вносить изменения в издаваемые ими книги, что не соответствовало положениям Цензурного устава. Несоответствие национальному законодательству и отсутствие заинтересованности менять имеющиеся нормы привело к отказу Российской империи присоединяться к Бернскому союзу, что в очередной раз сделало Россию отстающей от мировых держав в сфере развития авторского права и интеллектуальной собственности в целом.
Первым самостоятельным нормативно-правовым актом России в сфере регулирования отношений в области авторского права стал закон Российской империи «Об авторском праве» от 20 марта 1911 г. Акт был составлен на основе лучших образцов европейского законодательства и международных соглашений, регулирующих правоотношения с интеллектуальной собственностью. Он содержал основные понятия авторского права, перечень охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, нарушения авторских прав, средства их защиты и др.
В перечень охраняемых произведений были добавлены географические, топологические, астрономические карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические, фотографические и подобные им произведения [7].
Несмотря на учёт европейского опыта и заимствования основ авторского права зарубежных стран, Россия так и не ратифицировала Бернскую конвенцию, поскольку не все положения нового законодательства соответствовали положениям конвенции, в частности, законом допускался свободный перевод произведений без получения разрешения у автора.
После Октябрьской революции 1917 г. перестаёт существовать Российская империя, а вместе с ней теряет юридическую силу всё законодательство, включая закон «Об авторском праве» 1911 г. Дальнейшая судьба авторского права напрямую зависела от Совета народных комиссаров (далее -СНК). Так, на основании декрета СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» 1918 г. любое произведение могло быть признано достоянием республики, однако при издании произведения автор мог претендовать на получение гонорара [1].
В отличие от закона «Об авторском праве» 1911 г., Декрет не преследовал в качестве цели охрану прав автора и его наследников, напротив, целью новой власти была охрана революционных достижений. К примеру, на основании Декрета СНК в 1919 г. список признаваемых достоянием РСФСР произведений пополнили работы П.И. Чайковско-
240
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
го, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина и других известных композиторов [2]. В акте также указывалось, что наследники авторов, чьи произведения были национализированы, вознаграждаются в соответствии с текущим законом. Помимо указанного вознаграждения, в случае смерти автора право на получение материальной помощи возникало у его нуждающихся и нетрудоспособных родственников, в то время как авторское право на произведение не передавалось по наследству.
Первым советским законом об авторском праве стал закон СССР «Об авторском праве» 1925 г., в 1928 г. претерпевший некоторые изменения. В первой версии законопроекта срок действия авторского права составлял 25 лет с момента опубликования произведения, а с принятыми изменениями - всю жизнь автора и последующие 15 лет после его смерти [7].
Закон «Об авторском праве» просуществовал до 1960-х гг., вплоть до периода кодификации законодательства, где было решено выделить авторское право в виде самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик. Согласно новому, адаптированному закону, авторское право подразделялось на два вида прав: личные права, дающие право распространять произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно, право на неприкосновенность произведения, право на его опубликование и распространение, и имущественные права, дающие право на получение материальной выгоды.
Что касается периода современной России, то в 1993 г. был принят закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Согласно законодательному акту, авторские права охранялись в течение жизни автора и ещё пятидесяти лет после его смерти, с 1 января последующего года. Авторское право подразделялось на личное и имущественное, и для охраны произведения не требовалось соблюдения формальных процедур.
Закон 1993 г. действовал вплоть до принятия четвёртой части ГК РФ, работа над которой началась в 2005 г. Впоследствии ныне действующий закон объединит в себе охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Кроме того, сроки авторского права вновь были увеличены, и действуют в течение жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Проект был принят 24 ноября 2006 г., и четвёртая часть ГК РФ вступила в силу с 1 января 2008 г., где действует на территории Российской Федерации по сей день.
Проанализировав динамику развития авторского права в России, необходимо резюмировать, что законодательство в сфере защиты авторских прав заметно отставало от зарубежного развития не менее чем на два столетия, что может быть представлено в виде одной из причин существующих
проблем современного авторского права и его принятия государством и обществом.
При первой попытке признания интеллектуальной собственности частным правом в 1911 г. страну охватывает большевистская и коммунистическая идеологии, отрицающие институт интеллектуальной собственности европейского образца, тем самым отодвигая дальнейшее развитие авторского права на столетие вперёд.
Законодательство об интеллектуальной собственности советского периода характеризуется динамичностью, обусловленной как экономическими, так и политическими событиями. Идеология коммунистической партии имела прямо противоположные авторскому праву принципы, что не давало возможности развитию института интеллектуальной собственности и авторским правам.
В конечном счёте, только в конце XX - начале XXI века авторское право в России регламентировало полный объём прав автора, утвердив его как частное право и практически нивелировав участие государства в гражданских правоотношениях.
Результаты проведённого исследования позволяют сделать предположительное заключение о том, что российское авторское право не имело возможности стабильно и поэтапно развиваться в имеющихся условиях, что создавало трудности его естественному формированию. Вплоть до XX века за авторами произведений не закреплялись в полном объёме авторские имущественные и личные неимущественные права. Таким образом, исторический опыт развития авторского права в России свидетельствует о том, что институт интеллектуальной собственности долгое время оставался монопольной прерогативой государства, не давая возможности авторам произведений в полной мере пользоваться своими творческими трудами. Все исторические предпосылки авторского права образовывались и возникали заметно позднее, нежели в зарубежных странах, что обусловлено особенностями правления и государственной политикой России на протяжении всех лет.
Библиографический список
1. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. - М.: Юридическая литература, 1957. -278 с.
2. Давыдова Н.Ю. Правовое регулирование авторского права в России в 1917-1928 гг. // Учёные записки Орловского государственного университета. - Орёл: Орловский гос. ун-т им. И.С. Тургенева, 2013. - № 5 (55). - С. 168-169.
3. Плиева С. В. Исторические этапы развития авторского права в России // Бизнес в законе. -2009. - № 5. - С. 48-50.
4. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 19. - Юридический центр, 2013. - 1083 с.
Вестник КГУ^ № 1. 2019
241
5. Салицкая Е.А. Развитие отечественного законодательства в области авторского права: исторический аспект // Наука. Инновации. Образование. -2014. - № 16. - С. 265-274.
6. Соколова Т.В. Основные этапы становления и развития немецкой терминологии авторского права как науки // Омский научный вестник. -Омск: Омский гос. тех. ун-т, 2011. - № 2 (96). -С. 102-105.
7. Судариков С.А. Интеллектуальная собственность.- М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. - 796 с.
8. Утверждён устав о цензуре 1828 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.prlib.ru/ history/619216 (дата обращения: 02.11.2018).
9. История авторского права. Ч. 2. Кровавая Мэри [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://geektimes.ru/post/162011/ (дата обращения: 01.11.2018).
References
1. Antimonov B.S., Flejshic E.A. Avtorskoe pravo. - M.: YUridicheskaya literatura, 1957. - 278 s.
2. Davydova N.YU. Pravovoe regulirovanie avtorskogo prava v Rossii v 1917-1928 gg. // Uchyonye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. -
Oryol: Orlovskij gos. un-t im. I.S. Turgeneva, 2013. -№ 5 (55). - S. 168-169.
3. Plieva S.V. Istoricheskie ehtapy razvitiya avtorskogo prava v Rossii // Biznes v zakone. - 2009. -№ 5. - S. 48-50.
4. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 goda. T. 19. - YUridicheskij centr, 2013. - 1083 s.
5. Salickaya E.A. Razvitie otechestvennogo zakonodatel'stva v oblasti avtorskogo prava: istoricheskij aspekt // Nauka. Innovacii. Obrazovanie. -2014. - № 16. - S. 265-274.
6. Sokolova T.V. Osnovnye ehtapy stanovleniya i razvitiya nemeckoj terminologii avtorskogo prava kak nauki // Omskij nauchnyj vestnik. - Omsk: Omskij gos. tekh. un-t, 2011. - № 2 (96). - S. 102-105.
7. Sudarikov S.A. Intellektual'naya sobstvennost'.-M.: Izd-vo delovoj i uchebnoj literatury, 2007. - 796 s.
8. Utverzhdyon ustav o cenzure 1828 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:https:// www.prlib.ru/history/619216 (data obrashcheniya: 02.11.2018).
9. Istoriya avtorskogo prava. CH. 2. Krovavaya Mehri [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://geektimes.ru/post/162011/ (data obrashcheniya: 01.11.2018).
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
242