Научная статья на тему 'Становление творческого стиля студентов в процессе овладения навыками народно-хорового исполнительства'

Становление творческого стиля студентов в процессе овладения навыками народно-хорового исполнительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление творческого стиля студентов в процессе овладения навыками народно-хорового исполнительства»

Музыкальная культура финно-угорских народов

323

В последние десятилетия большую популярность в Мордовии приобретают фольклорные коллективы, опирающиеся на традиции музыкальной культуры финно-угорских (мордовских) народов. Создаются этноцентры, в которых дети разного возраста занимаются сбором и исследованием песенных и инструментальных образцов. В последние годы одним из основных в Мордовии стал Детский этнокультурный центр при Детской музыкальной школе № 1 г. Саранска, образованный в 2008 г. Руководитель этноцентра тесно сотрудничает с мордовской, татарской и другими диаспорами, официально зарегистрированными на территории г. Саранска.

В этом коллективе занимаются дети разных возрастов, что создает особую творческую обстановку. Музыкальный материал, избранный для интерпретации (фрагменты обрядового фольклора, песни), позволил использовать хоровое и сольное исполнение. В процессе музыкально-драматического воплощения фрагментов обрядового фольклора школьники расширили свои познания в области традиционной музыкальной культуры мордвы и родственных народов, усовершенствовали свой художественно-эстетический вкус, усвоили лучшие образцы искусства.

Таким образом, деятельность этнокультурного центра направлена на объединение детей различных национальностей, при этом фольклор выступает как универсальный язык общения разных этносов, преодолевающий стереотипы сознания и выступающий важным средством воспитания детей.

Ю. Л. Колесникова,

старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Становление творческого стиля студентов в процессе овладения навыками народно-хорового исполнительства

Проблемы развития творческого стиля профессиональной деятельности привлекают внимание многих исследователей. Большое значение эта проблема имеет для вузовского музыкального образования. Практика работы со студентами Института национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета показала, что процесс овладения навыками народно-хорового

324

Круглый стол

исполнительства в области многоголосных форм традиционной финно-угорской песенной культуры связан с различным уровнем становления творческого стиля деятельности.

Педагогика исследует сущностные характеристики стиля деятельности. Так, в работах В. А. Сластенина подчеркивается, что стиль деятельности присущ любой личности, и можно выстроить «уровневую иерархию», где низкий уровень является подражательным, копирующим другого человека. Далее каждая развивающаяся личность стремится овладеть собственным, неповторимым стилем. Для становления же творческого стиля, «для выхода за рамки привычного, известного, нормативного», на его взгляд, «необходимо овладение этим известным, уже существующим»1.

Анализ и осмысление проблемы творческого стиля деятельности раскрыло новые личностные и профессиональные возможности будущих студентов. Так, абитуриенты, поступающие по направлению подготовки «Искусство народного пения», часто имеют портфолио, состоящее из наград за выступления на различных конкурсах и фестивалях. Это позволяет предположить наличие у них некоторого уровня музыкальных профессиональных навыков и личных достижений. Особый разряд составляют абитуриенты, поступающие в вуз без начального музыкального образования, так как их учебно-профессиональная деятельность осуществляется способом «копирования по образцу».

В связи с этим мы выделили уровни творческого стиля деятельности студентов-музыкантов: копирование по образцу — непродуктивный; результат выполнения требований педагога — полупродуктивный; личностная интерпретация произведения — продуктивный; создание нового произведения — высший уровень творчества. В результате изучения этой проблемы мы обнаружили некоторое противоречие между личностной оценкой студента своих достижений в учебно-творческой деятельности и оценкой педагога уровня профессионализма студента, определяющего стиль его деятельности. Это обусловливает задачу применения образовательных технологий, снимающих выявленное противоречие.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Пед. образование и наука. 2002. № 4. С. 4—8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.