322
Круглый стол
нотных собраниях 30—60-х гг. ХХ в. («Мокш-эрзянь морот», «Мокша-мордовские песни» и др.). На рубеже ХХ—ХХ! вв. изданы сборники «Хоровые произведения», клавир музыкальной драмы «Литова», цикл «Одиннадцать фортепианных миниатюр», ряд учебно-методических пособий, содержащих избранные произведения композитора1.
Расширению научной и методической базы музыкального образования способствовали появившиеся в советское время грампластинки и фонозаписи музыки Л. П. Кирюкова. Большую роль в пропаганде творчества композитора играют мордовская музыкальная фольклористика и музыковедение, творческие коллективы, певцы и музыканты-инструменталисты, художественная самодеятельность. Творчество композитора составляет содержательную часть национально ориентированного обучения в образовательных учреждениях Мордовии всех типов.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе. Саранск, 2004. 424 с.; Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов: учеб. материалы для студентов пед. факультета / сост. И.С. Кобозева. Саранск, 1990. Ч. II. 57 е.; Гулая Т.Н., Исаева С.А. Полифонические произведения композиторов Мордовии: педагогический репертуар. Саранск, 2007. 43 с.
Э. Н. Киласония,
доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат искусствоведения
Музыкальный фольклор как средство воспитания детей
В настоящее время возрождается интерес к музыкальному фольклору, который всегда был средством духовного воспитания личности. Фольклор — не статичное искусство, а подвижное явление. При каждом новом звучании рождается оригинальный вариант исполнения той или иной песни, наигрыша. Изустность фольклора предполагает его варьированность, импровизационность, что становится важным выразительным средством. Синкретизм фольклора подразумевает органичное соединение музыки (вокальной и инструментальной), поэзии, танца и других видов искусства.
Музыкальная культура финно-угорских народов
323
В последние десятилетия большую популярность в Мордовии приобретают фольклорные коллективы, опирающиеся на традиции музыкальной культуры финно-угорских (мордовских) народов. Создаются этноцентры, в которых дети разного возраста занимаются сбором и исследованием песенных и инструментальных образцов. В последние годы одним из основных в Мордовии стал Детский этнокультурный центр при Детской музыкальной школе № 1 г. Саранска, образованный в 2008 г. Руководитель этноцентра тесно сотрудничает с мордовской, татарской и другими диаспорами, официально зарегистрированными на территории г. Саранска.
В этом коллективе занимаются дети разных возрастов, что создает особую творческую обстановку. Музыкальный материал, избранный для интерпретации (фрагменты обрядового фольклора, песни), позволил использовать хоровое и сольное исполнение. В процессе музыкально-драматического воплощения фрагментов обрядового фольклора школьники расширили свои познания в области традиционной музыкальной культуры мордвы и родственных народов, усовершенствовали свой художественно-эстетический вкус, усвоили лучшие образцы искусства.
Таким образом, деятельность этнокультурного центра направлена на объединение детей различных национальностей, при этом фольклор выступает как универсальный язык общения разных этносов, преодолевающий стереотипы сознания и выступающий важным средством воспитания детей.
Ю. Л. Колесникова,
старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Становление творческого стиля студентов в процессе овладения навыками народно-хорового исполнительства
Проблемы развития творческого стиля профессиональной деятельности привлекают внимание многих исследователей. Большое значение эта проблема имеет для вузовского музыкального образования. Практика работы со студентами Института национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета показала, что процесс овладения навыками народно-хорового