Финно-угорский мир. 2014. № 2
В 70-е гг. ХХ в. начинается качественно новый этап в собирании и изучении мордовского музыкального фольклора. Появляются новейшие методы фиксации музыкального материала, важнейшим из которых стал метод многоканальной (многомикрофонной) звукозаписи с последующими аналитическими партитурными транскрипциями. Разработанный Е. В. Гиппиусом метод позволил с высокой научной достоверностью «зафиксировать особенности структуры многоголосного напева, мелодического развития голосовых партий и их традиционных форм варьирования в процессе интонирования типового напева» [1, 102]. Первые звукозаписи мордовской народной музыки, сделанные данным способом, относятся к 1974 г. и принадлежат Н. И. Бояркину и Л. Б. Бояркиной.
В последнее время в полевых исследованиях используются цифровая аппаратура, многоканальные портативные студии,
а также аудиовизуальные средства фиксации, применение которых особенно важно для записи традиционных песенных и инструментальных образцов, обрядовых действ.
Таким образом, появление современных методов и способов звукозаписи позволяет широкому кругу любителей и профессионалов познакомиться с аутентичным фольклором. Обращаясь к звуковому оригиналу и его нотной расшифровке, можно получить представление об исполнительской манере и штрихах, мелодике и ритмике, тембровых свойствах песни или инструментального наигрыша.
Поступила 28.04.2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бояркина, Л. Б. Хоровая культура Мордовии : фольклор, традиции, современность : энцикл. справ. / Л. Б. Бояркина ; под ред. Н. И. Бояркина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 272 с.
ПРОБЛЕМА СТИЛЯ ХОРОВЫХ ОБРАБОТОК НАРОДНЫХ ПЕСЕН Г. Г. ВДОВИНА
Н. П. ТРЕГУЛОВА,
старший преподаватель кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В истории развития профессиональных музыкальных традиций Мордовии творчество Г. Г. Вдовина занимает особое место. С именем композитора связаны становление национального музыкального стиля и появление первых в Мордовии жанров хорового концерта, хоровой баллады, а также претворение в музыке диалоговых взаимосвязей финно-угорских и славянских культур.
Проблема стиля в хоровом творчестве Вдовина - одна из сложных и недостаточно изученных, между тем она очень важна для певческих коллективов, реализующих в ходе исполнительского процесса художественные замыслы композитора.
Авторский почерк Вдовина сформировался в процессе освоения многих художе-
ственных явлений, среди которых можно выделить национальную (мокшанскую, эрзянскую) культуру, отечественное и зарубежное музыкальное искусство. Его хоровые обработки мордовских народных песен отличают впечатляющая экспрессия музыкального высказывания, мастерство эмоционально-смыслового, интонационно-мелодического развития. Бережно сохраняя первозданную красоту фольклорного источника, композитор развивает его художественный потенциал, обновляет традиционную лексику и художественную форму.
Проявлением творческой инициативы Вдовина стало обращение к музыкальному фольклору финно-угров России и зарубежья. В середине 1990-х гг. он создает
© Трегулова Н. П., 2014
КРУГЛЫЙ СТОЛ
хоровой цикл «Три обработки марийских свадебных песен» для смешанного хора. В аутентичных мелодиях из сборников О. М. Герасимова и Д. М. Кульшетова композитор услышал и общемарийское, и диалектно-локальное, и русское, и мордовское. Это и определило ключевые принципы работы с фольклором в синтезе национального - инонационального, народного - профессионального.
Новые пути совершенствования мастерства композитора обнаруживаются в обработках русских народных песен на основе глубокого постижения важнейших особенностей народной и профессиональной хоровой культуры этого народа. Для авторской работы с русским мелосом характерны чувства стиля, художественно-эстетического вкуса и меры композиторского воздействия.
Таким образом, к отличительным чертам индивидуального творческого стиля Г. Г. Вдовина в его обработках народных песен (мордовских, марийских, русских) относятся опора на специфику национального музыкального мышления в комплексе интонационно-мелодических, ладовых, ритмических, гармонических и других средств; опора на многоголосные народно-певческие традиции мордовского и русского народов; формирование национального музыкального стиля, обновление его художественных возможностей; соединение традиционных и современных средств выразительности; многогранное воплощение культуры народно-песенного исполнительства, творческой природы и вокальных красок фольклорного ансамбля, хора; обращение к фольклору разных и родственных народов России и зарубежья.
Поступила 28.04.2014
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
ЖАНРОВОЙ СТИЛИСТИКИ ХОРОВЫХ СОЧИНЕНИЙ
СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ*
Э. Н. КИЛАСОНИЯ,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Хоровое творчество современных композиторов Мордовии формируется на основе мордовской, а также русской, финно-угорской, тюркской певческих традиций. Импульсом к созданию первых произведений послужили обработки народных песен, в результате чего в мордовской профессиональной музыке появились авторские оригинальные сочинения.
На протяжении всей истории становления мордовской музыки композиторы работали над собственным стилем, находя интересующие их выразительные музыкальные
* Издание материала осуществлено при финансовой поддержке РГНФ. Проект N° 14-14-13008 «Музыкальная культура Мордовии: история и современность».
средства. Сегодня они концентрируют свое внимание на характерных жанровых особенностях народных песен. Для композиторов, представляющих национальные школы, проблема «почвенности», народности музыки особенно актуальна, так как их творчество обращено к народу, слух которого «настроен» на определенные комплексы. Интонациями плача наполнены многие хоровые сочинения композиторов Мордовии (Н. В. Кошелева «Плач об отце» из оратории «Песнь о воинской славе», Н. Н. Митин «Сказ о матери» и др.). В ряде произведений архаическая интонация русской песенности (С. Я. Терханов «Трубушка») сочетается с традиционной мордовской песенностью (Н. И. Бояркин «Ра-
© Киласония Э. Н., 2014