Сорокина Валерия Сергеевна - аспирантка кафедры менеджмента Инженерно-экономического института Череповецкого государственного университета.
Тел.: 8-921-718-63-17; e-mail: [email protected]
Sorokina, Valeria Sergeevna - Postgraduate student, Department of Management, Institute of Engineering and Economics, Cherepovets State University.
Tel.: 8-921-718-63-17; e-mail: [email protected]
УДК 37.032
И.А. Дроздова
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ
LA. Drozdova
THE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN'S SUBJECTIVE POSITION IN THE PERSONAL DEVELOPMENT INTERACTION BETWEEN A TEACHER
AND PUPILS
Статья посвящена проблеме развития субъектной позиции младших школьников. В качестве ведущего фактора, влияющего на эффективность данного процесса, рассматривается личностно-развивающее взаимодействие педагога и учащихся. В статье раскрываются педагогические условия реализации модели данного взаимодействия, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по данной проблеме.
Субъектная позиция младшего школьника, личностно-развивающее взаимодействие педагога и учащихся, технология личностно-развивающих ситуаций в учебной деятельности, ценностное отношение к субъектной позиции, самопознание и саморазвитие школьников.
The paper considers the problem of primary school children's subjective position development. The main factor of this process effectiveness is supposed to be personal development interaction between a teacher and pupils. The paper describes pedagogical conditions of such interaction model realization, as well as presents the results of the experiment in solving this problem.
Primary school children's subjective position, personal development interaction between a teacher and pupils, technology of personal development situations, value attitude to the subjective position, primary school children's self-cognition and self development.
Актуальность становления субъектной позиции младших школьников на современном этапе развития образования обусловлена изменением отношения к ученику как объекту педагогического воздействия. За ним закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. В связи с этим сегодня общепризнанным является следующее положение: становление субъектной позиции в учебной деятельности и саморазвитии наиболее эффективно может проявляться в рамках особого, личностно-развивающего взаимодействия. Личностно-развивающее взаимодействие педагога и воспитанника рассматривается в исследовании как одна из стратегий педагогического взаимодейст-
вия, основанная на признании и принятии ребенка как личности, на уважении и доверии к нему, на отказе от принуждения и другого авторитарного воздействия, на способности педагога учитывать и соблюдать интересы и потребности ученика (И.Б. Котов, В.Г. Маралов, E.H. Шиянов). Однако многие исследователи отмечают, что эффективность данной стратегии взаимодействия зависит и от уровня личностного развития самих учащихся, их готовности взять на себя ответственность за собственное развитие, хотя в науке изучены не все аспекты этого направления.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что только лишь познавательная ориентация не может обеспечить адекватную позицию
ученика в системе учебной деятельности, необходимо «включение» более мощных механизмов личностной ориентации [1] - [4]. Этому способствует востребованность жизненно-смысловых, ценностно-ориентационных функций ученика во всех ситуациях образовательного процесса (В.В. Сериков, Ю.О. Бирюкова и др.), максимальное выявление и использование субъектного опыта учащихся (И.С. Якиманская), усиление ценностных аспектов взаимодействия (М.А. Глазева, Е.Л. Федотова), включение учебной деятельности в структуру процессов самопознания, саморазвития, самовоспитания (В.Г. Маралов, В.В. Сериков, Р.Н. Файзуллин и др.).
В исследовании мы опираемся на методологию личностно-деятельностного и аксиологического подходов, так как именно они обеспечивают наиболее полное включение в учебный процесс механизмов функционирования личности учащегося (мотивов, смыслов, ценностей, субъектного опыта, рефлексии и т.д.).
Субъектная позиция младшего школьника понимается нами как интегративное личностное образование, выступающее в единстве ценностно-смыслового, мотивационного, регуляционно-во-левого, деятельностного и рефлексивного компонентов, характеризующееся потребностью обучающегося быть субъектом активной учебно-познавательной деятельности и саморазвития.
Ценностно-смысловой компонент субъектной позиции проявляется в эмоционально-ценностном отношении школьников к самой этой позиции (в сформированности знаний об идеале человека-субъекта и желании ему подражать, самосовершенствоваться). Мотивационный компонент выражается в устойчивом положительном отношении школьника к разным сторонам учебной деятельности, в преобладании внутренних побуждений к учению. Деятельностный компонент субъектной позиции проявляется в активном участии школьника на всех этапах учебной деятельности -целеполагании, планировании, постановке проблемы, поиске путей ее решения, проверке гипотез, оценке результатов деятельности, а также в сознательном осуществлении школьником деятельности по саморазвитию, самовоспитанию. Ре-гуляционно-волевой компонент проявляется в способности школьника к волевой саморегуляции (упорстве в достижении целей и преодолении трудностей). Рефлексивный компонент субъектной позиции выражается в способности ученика к адекватному и аргументированному самооцениванию.
Содержание указанных компонентов легло в основу таких критериев, как ценностное отношение к субъектной позиции и процессу саморазвития, личностная значимость учебной деятельно-
сти, характер осуществления учебной деятельности, включенность ученика в деятельность по самопознанию и саморазвитию, способность к волевой саморегуляции, самооценка деятельности, а также в основу характеристики уровней субъектной позиции младших школьников - личностно-творческого, активно-личностного, личностно-ведомого, пассивного, дезадаптационного.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил обосновать и реализовать эффективные педагогические условия становления субъектной позиции младших школьников при личностно-развивающем взаимодействии педагога и обучающихся:
- систематическое формирование ценностного отношения обучающихся к субъектной позиции;
- раскрытие педагогом в процессе взаимодействия с учащимися цели и значения самовоспитания;
- реализация в учебном процессе технологии личностно-развивающих ситуаций, способствующих осознанному принятию школьниками субъектной позиции;
- организация включения учащихся в деятельность по самопознанию и саморазвитию.
С целью определения исходного уровня развития компонентов субъектной позиции младших школьников в 2004 г. был проведен констатирующий эксперимент. При этом использовались методы анкетирования, тестирования, оценки, самооценки, наблюдения, анализа продуктов деятельности. В эксперименте приняли участие 150 учащихся начальных классов школ г. Череповца и Череповецкого района Вологодской области. Результате! констатирующего эксперимента проиллюстрируем на примере 1 В класса МОУ «СОШ №4» г. Череповца (экспериментальный класс) и 1 Г класса МОУ «НОШ № 39» г. Череповца (контрольный класс) (см. табл. 1).
Проведенный констатирующий эксперимент позволил сделать следующий вывод: у учащихся экспериментального и контрольного классов компоненты субъектной позиции развиты в основном на среднем уровне. Данные результаты обусловили необходимость проведения формирующего эксперимента с целью повышения эффективности процесса становления субъектной позиции младших школьников при личностно-развивающем взаимодействии педагогов и учащихся.
Компоненты и соответствующие им критерии, показатели, уровни сформированности субъектной позиции, а также педагогические условия составили содержание экспериментальной модели становления субъектной позиции младших школьников в процессе личностно-развивающего взаимодействия педагога и учащихся.
Таблица 1
Уровень развития компонентов субъектной позиции учащихся экспериментального и контрольного классов (по результатам констатирующего эксперимента)
Компоненты Экспериментальный класс (%) Контрольный класс (%)
НУ УНС СУ УВС ВУ НУ УНС СУ УВС ВУ
Ценностно-смысловой 12 28 48 12 - 12 32 44 12 -
Мотивационный 4 28 56 12 - - 24 64 12 -
Деятельностный 4 28 52 16 - - 20 68 12 -
Регуляционно-волевой 4 40 36 20 - 8 36 44 12 -
Рефлексивный 4 36 40 20 - 4 40 40 16 -
Примечание. НУ - низкий уровень; УНС - уровень ниже среднего; СУ - средний уровень; УВС - уровень выше среднего; ВУ- высший уровень.
В ходе эксперимента с целью формирования ценностного отношения к субъектной позиции и процессу самовоспитания и саморазвития был разработан факультативный курс для младших школьников «Кто сильнее себя?», рассчитанный на 4 года обучения (1 - 4-й классы) и включающий следующие разделы: «Человек - часть природы», «Человек и его труд», «Человек и его качества», «Человек и его жизнь». Данный курс составлен на материале русских и зарубежных, народных и литературных сказок. Основные задачи курса: формирование у учащихся представлений о человеке-субъекте и его качествах, о субъектных способностях человека познавать и изменять окружающий мир и самого себя, созидать и самосовершенствоваться, самостоятельно определять жизненные цели и добиваться их. При разработке данного курса учитывались идеи Н.Е. Щурковой, согласно которым иллюстрация человека-субъекта «представляет опыт жизни, увлекает, служит опорой для выбора поведения, желание подражать» [5, с. 86].
Параллельно с реализацией данного курса применялась технология субъект-субъектного взаимодействия педагога и учащихся на всех этапах учебной деятельности. Суть технологии заключалась в отказе от передачи учащимся знаний в «готовом» виде, знания «открывались» учениками в процессе совместного поиска решения проблемной задачи, диалога, свободного обмена мнениями. Данная технология предполагала максимальное включение в учебный процесс разнообразных проявлений личностной сферы учащихся: мотивов, потребностей, ценностей, субъектного опыта, рефлексии.
Отличительной особенностью использования данной технологии являлось не только привлечение учащихся к активной работе на всех этапах учебной деятельности (целеполагания, планирования, постановки проблемы, поиска путей ее решения, проверки гипотез, оценки результатов), но и стремление пробудить у каждого ребенка осознанное желание стать субъектом собственного учения. Этому способствовали создаваемые и реализуемые личностно-развивающие ситуации, поэтому данную технологию можно назвать технологией использования личностно-развивающих ситуаций. Например, на этапе постановки учебной задачи использовались ситуации «Учусь видеть проблему», «Ставлю цель», на этапе поиска путей решения задачи использовались ситуации «Учусь вести диалог», «Учусь высказывать свое мнение», «Как анализировать свой опыт», «Учусь искать решение проблемы», «Учусь мыслить логически», «Учусь наблюдать». На этапе обобщения и применения усвоенных знаний использовались ситуации мотивационного тренинга «Стараюсь всё делать сам», а также ситуации волевого тренинга «Как стать настойчивым». На этапе контроля, оценки, рефлексии использовались ситуации рефлексивного тренинга «Оценю свою работу», «Как делать выводы?» и др. Целью этих ситуаций было подведение учащихся к осознанию смысла выполняемых учебных действий как действий, ведущих к личностному росту, стремлению к выбранному школьниками идеалу ученика-субъекта: «Я делаю это (ищу способы решения проблемной задачи, осуществляю самопроверку и т.д.) не потому, что учитель дал такое задание, а потому, что это нуж-
но мне самому, это поможет мне стать таким, каким я хочу быть».
Для включения учащихся в деятельность по самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию был разработан и проведен курс практических внеклассных занятий для младших школьников «Сам себе командир». Данный курс имеет следующие цели: формирование представления о качествах, способностях, умениях ученика с высоким уровнем развития субъектной позиции (образ-идеал) и ценностного отношения к нему, обучение учащихся рефлексивно-регулятивным и контрольно-оценочным действиям, обучение приемам самосовершенствования учебных навыков (самотренировки), обучение школьников приемам самопознания и самовоспитания.
Занятия курса были рассчитаны на 3 года обучения (2 - 4-й классы) и проводились параллельно с уроками и занятиями факультативного курса «Кто сильнее себя?». Каждый год был посвящен одной из трех больших тем: «Учусь учиться»
(2-й кл.), «Учусь управлять собой и изменять себя» (3-й кл.), «Учусь воспитывать себя» (4-й кл.).
Результаты, полученные в ходе итогового среза, позволили сравнить динамику изменения уровня развития компонентов субъектной позиции у учащихся экспериментального и контрольного классов (см. табл. 2).
Результаты формирующего эксперимента показали увеличение количества обучающихся экспериментального класса с развитием субъектной позиции на уровне выше среднего и высоком. В контрольном классе уровень развития компонентов субъектной позиции учащихся существенно не изменился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Таким образом, становление субъектной позиции учащихся при лично-стно-развивающем взаимодействии педагога и младших школьников, реализуемое посредством рассмотренных педагогических условий, способствует повышению эффективности процесса.
Таблица 2
Уровень развития компонентов субъектной позиции учащихся экспериментального и контрольного классов (по результатам формирующего эксперимента)
Компоненты Экспериментальный класс (%) Контрольный класс (%)
НУ УНС СУ УВС ВУ НУ УНС СУ УВС ВУ
Ценностно-смысловой - - 24 56 20 4 32 56 8 -
Мотивационный - - 24 60 16 - 36 56 8 -
Деятельностный - - 20 60 20 - 32 60 8 -
Регуляционно-волевой - - 28 56 16 4 40 48 8 -
Рефлексивный - - 24 56 20 - 36 44 20 -
Примечание. НУ - низкий уровень; УНС - уровень ниже среднего; СУ - средний уровень; УВС - уровень выше среднего; ВУ - высокий уровень
Список литературы
1. Бирюкова, Ю.О. Развитие личностного опыта младших школьников в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук / Ю.О. Бирюкова. - Волгоград, 1994.
2. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. - М„ 2002.
3. Сериков, В,В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: монография / В.В. Сериков. -Волгоград, 1994.
4. Файзуллин, Р.Н. Самопознание и саморазвитие как составная часть целостного педагогического процесса: дис. ... канд. пед. наук / Р.Н. Файзуллин. - Йошкар-Ола, 2003.
5. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. - СПб., 2005.
Дроздова Инесса Алексеевна - аспирантка кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202)22-57-10.
Drozdova, Inessa Alexeevna - Postgraduate student, Department of General and Social Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 22-57-10.