Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 107-114. УДК 37.035
Б. В. Сергеева, Т. к. Габелия
Модель формирования самооценки младших школьников как достижение личностных результатов обучения
Актуальность статьи состоит в необходимости учителей начальных классов в разработке модели развития самооценки младших школьников как результат индивидуальных итогов обучения. Основным способом изучения стал естественный педагогический эксперимент. В статье уточнено сущность определения самооценки младшего школьника, изображена модель, содержащая в себе такие группы как: оценочный, теоретико-методологический, целевой и содержательно-процессуальный; В статье представлены итоги педагогического эксперимента в установлении уровня самооценки младших школьников. Кроме того, выделены критерии и соответствующие им характеристики, это дает возможность в совокупности распознавать уровень формирования самооценки, обнаруживать предпосылки недостаточного развития и составлять план коррекционной работы. Проведенная экспериментальная деятельность доказывает достоверность выдвинутой гипотезы и доказывает, что формирование самооценки младших школьников способствует достижению личностных результатов обучения. Практический материал вносит вклад в разработку образовательных программ по формированию самооценки младших школьников.
Ключевые слова: самооценка, формирование самооценки, модель, личностные результаты обучения, младшие школьники
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 107-114.
Model for forming the self-assessment of younger school students as achievement of personal results of training
The relevance of article consists in need of elementary school teachers for development of model of development of a self-assessment of younger school students as result of individual results of training. The natural pedagogical experiment became the main way of studying. In article it is specified essence of definition of a self-assessment of the younger school student, the model comprising such groups as is represented: estimated, theoretical-methodological, target and substantial and procedural; Results of a pedagogical experiment in establishment of level of a self-assessment of younger school students are presented In article. Besides, criteria and characteristics corresponding to them are marked out, it gives the chance in total to distinguish the level of formation of a self-assessment, to find prerequisites of insufficient development and to make the plan of correctional work. The carried-out experimental activity proves reliability of the made hypothesis and proves that formation of a self-assessment of younger school students promotes achievement of personal results of training. Practical material makes a contribution to development of educational programs for formation of a self-assessment of younger school students.
Keywords: self-assessment, formation of a self-assessment, model, personal results of training, younger school students
B. V. Sergeeva, T. K. Gabeliya
последние годы в развитии общества, а также и в образовании, как одном из общественных институтов, произошли значимые перемены. Нынешнему обществу важны люди, обладающие не только широкими и фундаментальными познаниями, однако и предприимчивостью, инициативностью и самодостаточностью, а следовательно значит, в сущности то, что важным элементом современного российского образования становится его ориентированность на подготовку обучающихся к функциональному исследованию своего актуального пространства. Это нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС), в котором целью сегодняшнего российского образования станут общекультурное, индивидуальное развитие обучающихся, формирование сознания, получение личностных смыслов, которые обеспечивают развитие таких значимых компетентностей, как способность учиться, умение к саморазвитию и самосовершенствованию. Впервые одна из целей, выдвинутых в образовательном стандарте - достижение личностных результатов - подразумевает развитие внутренней позиции, обширной мотивационной основы учебной работы, понимание» обучающимися собственных способностей, позволяющих достигнуть установленных результатов в учении, а кроме того создать нравственные и этические чувства [1].
Известным фактом считается в таком случае то, что психологическая основа формирования личности, способной найти собственное место в обществе, базируется на адекватной самооценке. Она считается важным индивидуальным образованием, предопределенное отличительными чертами жизнедеятельности личности и она создается в раннем возрасте. Особую значимость для процесса развития самооценки является период младшего школьного возраста. Именно в данном возрастном этапе появляются психические новообразования, расширяются типы работы и общественные контакты, которые вырабатывают требование для того, самооценка в возможности стала дифференцированной, адекватной, обобщённой и независящей [2].
В социальном сознании совершается переход от представления общественного назначения школы как задачи обычный передачи познаний, умений и способностей от педагога к учащемуся к новейшему осмыслению функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится формирование у обучающихся возможности без помощи других устанавливать учебные цели, планировать пути их осуществления, контролировать и производить оценку собственных успехов. По-другому изъясняясь, развитие умения обучаться.
Базовым утверждением новейшего федерального государственного образовательного стандарта служит принцип о том, что формирова-
ние личности в концепции образования поддерживается, в первую очередь, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые обозначают качество базы образовательного и воспитательского хода.
При этом умения, знания и навыки выглядят как производные от определенных типов целенаправленных операций, т.е. они создаются, используются и хранятся в тесной взаимосвязи с интенсивными действиями самих обучающихся. Качество освоения знания обусловливается разнообразием и характером типов универсальных действий.
Фундаментальные проблемы развития самооценки личности изучались в трудах таких отечественных специалистов по психологии и преподавателей, как Л.И. Божович [3], А.И. Липкина [6], М.И. Лисина[7], И.И. Чеснокова [8], Л.С. Выготский [4], И.С. Кон [5], и др. В трудах И.И. Чеснокова [10], B.C. Мухиной [9] и др. самооценка рассматривается как составная часть самосознания личности. Исследования Д.Б. Эльконина [3], А.Л. Венгера [1], А.И. Липкиной [2] и др. дали возможность раскрыть определенные характерные черты самооценки ребенка школьного возраста и основные преподавательские принципы ее развития. Причём специалисты по психологии выделяют младший школьный возраст равно как важный промежуток индивидуального развития и формирования самооценки как дифференцированного, внеситуативного и вместе с этим устойчивого отношения ребят к себе.
Актуальность проблемы развития самооценки укрепляется в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), в котором основное место среди целей образования отводится индивидуальному, чувственному, общественному, а затем и познавательному развитию. Подобная иерархичность целей образования устанавливает то, что в обстоятельствах осуществления ФГОС весьма значимым условием считается способность дать оценку себе, собственным способностям, без помощи других получать и использовать знания, исследовать собственную деятельность.
Таким образом, мы видим то, что в нашей психологии и педагогике самооценка рассматривается в контексте изучения самосознания (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Л.С. Выготский [9], С.Л. Рубинштейн и др.).
Анализ разнообразных сущностные характеристики определения «самооценка», которые были обнаружены отечественными учеными. Представленные точки зрения относительно выявления содержания определения «самооценка» никак не противоречат друг другу, точнее они расширяют друг друга. Помимо этого, все данные определения связывает признание учеными того факта, что самооценка - это «устойчивое эмоциональное отношение к себе с точки зрения определенной системы ценностей, принятых в обществе».
Таким образом, основываясь на выявленные характеристики самооценки личности, отмечаем, то что самооценка считается главным образованием личности, представляющая собою общие (то есть постоянные, внеситуативные) и дифференцированные результаты познания себя, собственных поступков и их итогов, идей, эмоций, нравственного облика и увлечений, эталонов и мотивов поведения, чувственно-ценностных отношений к себе, какие делаются регулятором поступков и всей жизни человека и считаются одним из главных условий индивидуального развития.
Сутью когнитивного компонента самооценки являются мыслительные действия отождествления себя с иными членами общества, сопоставление личных характеристик с внутренними эталонами либо результатами работы других, анализ уровня различия этих двух величин. Эмоциональный компонент выражается в взаимоотношении личности к себе, и связан с мерой удовлетворенности её собственными деяниями, итогами осуществления планируемых целей. Поведенческий компонент самооценки выражается в взаимоотношении человека с находящийся вокруг людьми, в критичности, требовательности к себе, в взаимоотношении к собственным успехам и неудачам. В ходе самооценивания эти компоненты действуют в неразрывном единстве и, согласно суждению И.И. Чесноковой, ни какой из них не способен быть продемонстрирован в «чистом виде».
Самооценка - комплексный результат познания и коммуникаций. Самооценка зарождается как способ развития образа собственных поступков и действий, отношений с окружающими. При сравнении себя с обществом, человек обретает в себе те характерные черты, которые замечает, в первую очередь, в других. Далее самооценка развивается под влиянием суждений и восприятия обществом итогов и образа действий личности.
Таким образом, анализ исследований, посвященных вопросу самооценки, дает возможность сделать заключение о том, что самооценка, как интегральное качество личности, считается психологической и педагогической категорией и, как системное представление, содержит в себе когнитивный, чувствительный и поведенческий компоненты, которые пребывают в неразрывном единстве. Развитие самооценки выступает главным достижением личностных результатов обучения.
Под самооценкой младших школьников мы подразумеваем интегральное свойство личности, которое базируется на концепции знаний о себе и собственных способностях, выражается в необходимости и возможности производить оценку собственным действиям, ход и результат учебной деятельности, как основного типа работы, обуславливается системой возрастных инди-
видуальных новообразований и преднамеренно созданным процессом самопознания.
В согласовании со структурой основного определения в свойстве критериев раскрытия степени развитости самооценки младших школьников как результат личностных итогов обучения обозначают мотивационный, познавательный, деятельностно-поведенческий и эмоционально-рефлексивный аспекты.
Конкретизирование содержания основного определения и его конструкция дали возможность нам сформулировать совокупность педагогических условий, содействующий развитию самооценки младших школьников как результат личностных итогов обучения, нацеленных на: 1) вовлечение обучающихся в ход самопознания, сосредоточенного на формирование их сознательной мотивированности к самооценочной деятельности; 2) постепенное привлечение обучающихся в рефлексивную и самооценочную деятельность; 3) взаимодействие субъектов педагогического процесса: педагога, обучающихся и родителей, для достижения (выработки) целостности условий к формированию самооценки обучающихся [5].
В свою очередь, исходя из структуры основного определения и системы педагогических условий, мы установили аспекты развитость самооценки младших школьников как достижение индивидуальных итогов обучения: деятельност-но-поведенческий, познавательный, мотиваци-онный и эмоционально-рефлексивный, а также их характеристики и свойства, которые в дальнейшем применялись нами в ходе экспериментальной работы. К этому же, основываясь на утверждения ФГОС, мы определили аспекты и характеристики оценки сформированности личностных результатов: сформированность нравственно-этической ориентации, смыслообразо-вание и самоопределение младшего школьника.
Закономерность изучения требовала от нас составления модели развития самооценивания младших школьников как результат личностных итогов обучения. Эта модель помогла нам в качестве инструмента, который позволил показать целый процесс изучения в системе; отчетливо установить методологические подходы: системный, деятельностный, а также подходы, нацеленные напрямую на развитие самооценивания младших школьников: рефлексивный и личност-но-направленный. В едином целом модель содействовала решению трудности становление самооценивания младших школьников как результат личностных итогов обучения. На рисунке 1 изображена модель развития самооценивания младших школьников как итог личностных результатов обучения.
Целью экспериментальной деятельность является экспериментальная проверка идей модели и контроль деятельности, конкретной совокупности педагогических условий развития
целевой блок
Цель: формирование самооценки младших школьников как достижение личностных результатов обучения
Г
л
Подходы педагогического взаимодействия: рефлексивный; личностно-ориентированный.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Принципы: целостности; научности
последовательности; субъектное™ — доступности.
Методологические подходы: деятельноетный: системный.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК
Л
Л
Проявления самооценки:
- конкретно-ситуативная самооценка;
- ситуативно-обобщенная самооценка;
- обобщенная самооценка:
- дифференцированная самооценка.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ \
Этапы формирования самооценки:
- познание других;
- сличение других
- дифференциация;
- самоанализ,
У
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Урочная и внеурочная деятельность
г-
Функции самооценки: рефлексивная, контрольная.
Когнитивный блок
Функции самооценки: регулятивная, ориентационная,
т
Практико-ориентированный блок
"Л
Функции самооценки: стимулирующая, могивационная,
Когнитивный блок
г
Организационные формы
обучения: и] [ди вндуальпые; групповые; тренинги
ШШОЛОГИЧЕСкии КОМ 1 ЮНЫП
Средства: портфолио, выставки, самооценочные листы и Т.д._
Методы исследовательский, проектирование, проблемно-диалогового
Г
Критерии достижения личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.
ОЦЕНОЧНЫМ БЛОК
"Л
Критерии сформирован но сти самооценки: мотивационный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, эмоционально-рефлексивный.
Результат: формирование самооценки младшего школьника как достижение личностного
результата обучения.
Рис. 1 Модель формирования самооценки младших школьников как достижение
личностных результатов обучения
самооценивания младших школьников как итог личностных результатов обучения. Цель установила характер определенных задач, которые были определены в ходе педагогического эксперимента. На первом этапе педагогического эксперимента деятельность проводилась по двум направлениям. Первое направление было связано с выделением критериев действенности педагогического эксперимента, второе - с определением актуальности установленной в исследовании задачи.
На констатирующем этапе эксперимента было проведено изучение, которое разрешило
выявить степени сформированности самооценки обучающихся 3-их классов, в которых не проводилась особая работа по развитию самооценки учащихся.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение 2016-2017 гг. с целью осуществления идей исследования, отображенных в разработанной модели развития самооценивания младших школьников как итог личностных результатов обучения, а также контроля эффективности, выявленной совокупности педагогических условий, на развитие самооценки младших школьников.
Педагогические условия
Вид деятельности Вовлечение обучающихся в ход самопознания, сосредоточенного на развитии их сознательной мотивации к самооценочной деятельности Поэтапное привлечение обучающихся в самооценочную и рефлексивную работу Связь субъектов образовательного процесса: педагога, обучающихся и родителей, с целью достижения (формирования) целостности условий к развитию самооценки обучающихся
Учитель - ученик
Урочная деятельность Развитие поисковых, творческих умений ребёнка (Доска новых открытий с занесением авторства) Выработка в процессе коллективного обсуждения учителя с учащимися алгоритма самооценивания Обучение учащихся включатся в общение с учителем в процессе оценочной деятельности
Развитие умения осуществлять ребенком сравнение собственных достижений, формирование на данной базе предельно определенной дифференцированной самооценки (Работа в рамках регламентированного времени) Развитие способности анализировать причины успеха/неуспеха Включение учащихся в учебный диалог, с последующей рефлексией: «Почему ты так работал?», «Что тебе помогало включаться в диалог?», «Что тебе мешало это делать?»
Анализ своих учебных умений: «Я работал несамостоятельно...»; «Я работаю самостоятельно.»; «Прошу помощи» Построение работы над ошибками: • отработка детьми необходимых навыков с использованием подготовленных учителем пакетов заданий учащимся; • учащийся сам определяет пакет заданий, необходимых для отработки определённых навыков; • учащийся сам определяет и составляет пакет заданий, необходимых для отработки определённых навыков Обучение учащихся задавать вопросы друг другу, мотивирующие к самоанализу и анализу своей работы и самооценке
Организация рефлексии после каждого рабочего дня: цветовую, описательную, рисуночную и т.д. Развитие у учащихся умения критически воспринимать информацию, проводить проверку на достоверность (Решение и создание заданий с «ловушками») Выполнение задания учителя: «Как я выбираю своих друзей», «С кем мне интересно общаться?», «С кем бы я поехал отдыхать в лагерь»
Таблица 1
Осуществление совокупности педагогических условий формирования самооценки младших школьников как результат личностных результатов обучения
Внеурочная деятельность Игры на самопознание и осознание своих отличий от других людей: «Интервью с собой»; «Я прав, что я ...»; «Пять слов о себе»; «Это Я»; «Закончи предложение», «Я справлюсь» и др. Развитие умения осуществлять планирование, прогнозирование, пред-восхищение, перспективу событий личного характера. Беседы: «Кем я готовлюсь стать», «Как я планирую провести свои каникулы», «Какое исследование мне хотелось бы осуществить и с кем» и т.д.
Коллективное рисование Рефлексивное сочинение:«Кто такой успешный учащийся? Я - успешный учащийся?», «Что означает для меня дружеские отношения», «Я - взрослый?» «Как я буду развивать собственного ребенка?» и др. Проведение конкурсов «Самый находчивый», «Самый веселый», «самый творческий» и т.д.
Ученик - ученик
Урочная деятельность Организация групповой работы («Ты очень нам помог.», «Твоя ошибка выручила весь класс» и т.п.) Участие в создании критериев оценивания(«линеечки» успеха, балльные шкалы; «Доска открытий» с занесением авторства) Организация групповой работы («Нам необходимо смоделировать данное понятие»; «Нам нужно найти наиболее рациональное решение...»; «Мы получили три мнения. какое выбрать?»
Становление мастерства предоставлять себе обстоятельные качественные оценки («Задание лично себе»; «Шаг вперед»; «Мой секрет», самодиагностика, творческие задания и т.д.) Проблемно-диалоговое общение. Позиция «согласия/не согласия» («Давай на это посмотрим с другой стороны», «Докажи свою точку зрения», «Если поставить в другие условия, то как, по-твоему, это отразится на общем результате, ходе событий?») Защита группового проекта, с последующей оценкой результатов проектной деятельности.
Развитие осознанной самооценочной деятельности («Я - рецензент», «Я - автор») Формирование способности оценивать деятельность другого (Взаимооценивание) Сюжетно-ролевая игра «Я - помощник учителя»
Подготовка презентации «Мой любимый предмет», «Моя любимая тема» Развитие рефлексивных умений в проектной и творческой работе: Что значит брать ответственность; Что у тебя получилось лучше всего? Что у тебя не получилось? Что мы можешь доделать Повышение интереса к совместной деятельности со сверстниками («Общая дискуссия»; «Аукцион», «Общий галдеж» «Мозговая атака»; и др. дидактические и творческие игры)
Разработка учащимися урока по своему любимому предмету (работа в группах и проведение его) Развитие у учащихся умения делать выбора («Право на отметку (отказ от отметки)» (со 2-го класса), «Дифференцированные по сложности задания») Включение учащихся в процесс взаимопроверки и взаимооценивания при выполнении самостоятельной работы
Внеурочная деятельность Расширение круга общения учащихся, укрепление уверенности в себе, в своих силах Включение учащихся в распределение ролей, основываясь на оценке качеств личности товарищей Включение учащихся в совместную творческую деятельность, способствующую формированию самостоятельности
Организация игр на самопознание и познание другого: «Я прав, что я...»;,«Что я знаю о себе и о тебе?»; «Сосед справа, сосед слева», «Пять слов о тебе» Включение учащихся в анализ и оценку коллективно-творческой деятельности и рефлексию своих ощущений в результате этой деятельности Игра: «Расскажи мне обо мне, расскажи мне о себе»
Учитель - ученик - родитель
Урочная деятельность Проведение открытых уроков для посещения родителями, с демонстрацией умений учащихся оценивать свои учебные достижения Организация оценочной деятельности родителем (текущий, домашний контроль) Выполнение задания учителя: «Оцените домашнюю работу своего ребёнка»
Внеурочная деятельность Беседа с родителями «Что я знаю о своём ребёнке?», «Как помочь своему ребёнку в самопознании» Выполнение задания учителя: «Определите своему ребёнку круг обязанностей по дому, организуйте самооценку и самоанализ ребёнком проделанной им работы» Организация системы накопительной оценки учащихся (Портфолио; Праздник достижений, «Минута славы»); Организация научного исследования, совместной деятельности, включающей в себя участие родителей, учителя, сверстников (Создание социально-коллективного проекта)
Учитель - родитель
Внеурочная деятельность Организация совместной деятельности учителя и родителей (Мастерская для родителей: «Портрет моего ребенка», коллаж «Мой ребёнок и я», выставка рисунков родителей) Организация совместной деятельности учителя и родителей (Тренинг родительского мастерства) Организация совместной деятельности учителя и родителей (Родительские собрания, круглый стол, индивидуальные консультации и т.д.)
На третьем - заключительном этапе экспериментальной работы (2017 г.) нами определялась продуктивность методики развития самооценки младших школьников. С этой целью был проведен анализ и толкование экспериментальных данных, сформулированы заключения и выполнен сопоставительный анализ
«
в
т
н О
О
а. В
Из диаграммы заметно, что в экспериментальном классе у 14 человек (65 % обучающихся) завышенная самооценка, а это больше результата на констатирующем этапе эксперимента на 50 %; у 6 человек (25 % обучающихся) адекватная самооценка, это на 15 % менее исходного результата; у 3 человек (10% обучающихся) заниженная самооценка. Итоги в контрольном классе: у 8 человек (35 % обучающихся) - завышенная самооценка,
итогов констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Для успешного достижения результата нами были изобретены методические советы для преподавателей и родителей по становлению самооценивания младших школьников как достижение личностных результатов обучения.
это больше начального показателя на 20%; у 8 человек (35% обучающихся) - адекватная самооценка, 7 человек (30 % обучающихся) -заниженная оценка.
Таким образом, можно установить, что вследствие проделанного эксперимента установленные результаты экспериментальной и контрольной группы, отображающие характеристику итогов личностных результатов младших школьников, значительно отличаются.
□ 3 Б - экспериментальный класс
□ 3 А - контрольный класс
100 - 80
В 60 с
а 40
м
20 0
54
52
-Ш-
19 18
завышенная
адекватная
заниженная Уровень самооценки
Рис. 3 Сравнительные результаты сформированности действий самоопределения на
контрольном этапе эксперимента
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. / под. ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 160 с.
2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? / Л.В. Бородина // Психологический журнал. 2012. № 4.
3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова) / А.Б. Воронцов. М.: изд. А.И. Рассказов, 2002. 303 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ-Астрель Хранитель, 2008. 671 с.
5. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии / И.С. Кон // Психология самосознания: хрестоматия / И.С. Кон. Самара: изд. дом БАХРАХ-М, 2000. 672 с.
6. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. М.: Знание, 2006. 64 с.
7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. М., 2004. 144 с.
8. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. М.: Флинта, 2010. 391 с.
9. Мухина В.С. Что такое готовность к обучению? / В.С. Мухина // Семья и школа. 2007. № 4.
10. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. - 368 с.
1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya, I.A. i dr. Kakproektirovat' universal'nye uchebnye deistviya v nachal'noi shkole. Ot deistviya k mysli. Posobie dlya uchitelya. /pod. red. A.G. Asmolova [How to design universal educational activities in primary school. From action to thought. A handbook for teachers. under. Ed. A.G. Asmolov]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. 160 p.
2. Borozdina L.V. Chto takoe samootsenka? [What is self-esteem?]. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological journal. 2012. No. 4.
3. Vorontsov A.B. Pedagogicheskaya tekhnologiya kontrolya i otsenki uchebnoi deyatel'nosti (sistema D.B. El'konina, V.V. Davydova) [Pedagogical technology of monitoring and evaluation of educational activities (System of D. B. Elkonin, V. V. Davydov)]. Moscow, 2002. 303 p.
4. Vygotskii L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya / L.S. Vygotskii; pod red. V.V. Davydova [Pedagogical psychology; Ed. V.V. Davydov]. Moscow, AST-Astrel' Khranitel', 2008. 671 p.
5. Kon I.S. Problema «Ya» vpsikhologii [The problem of "I" in psychology]. Psikhologiya samosoznaniya: khrestomatiya - Samara, BAKhRAKh Publ. Moscow, 2000. 672 p.
6. Lipkina A.I. Samootsenkashkol'nika [Self-assessment of a schoolboy]. Moscow, Znanie Publ., 2006. 64 p.
7. Matyukhina M.V. Motivatsiya ucheniya mladshikh shkol'nikov [Motivation of the teaching of junior schoolchildren]. Moscow, 2004. 144 p.
8. Molchanova O.N. Samootsenka. Teoreticheskie problemy i empiricheskie issledovaniya: ucheb. Posobie [Self-evaluation. Theoretical problems and empirical studies: Textbook]. Moscow, Flinta Publ., 2010. 391 p.
9. Mukhina V.S. Chto takoe gotovnost' k obucheniyu? [What is the willingness to learn?]. Sem'ya i shkola - Family and school. 2007. No. 4.
10. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb.posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. /E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina. 2-e izd., ster. [Modern pedagogical and information technologies in the education system: teaching materials for students]. Moscow, Akademiya Publ. 2008. 368 p.
REFERENCES
Информация об авторах Сергеева Бэлла Владимировна
(Россия, Краснодар) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
Information about the authors
Sergeeva Bella Vladimirovna
(Russia, Krasnodar) PhD in Pedagogical sciences, Associate professor of pedagogy and methods of primary education Kuban State University E-mail: [email protected]
Габелия Тамара Константиновна
(Россия, Краснодар) Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 E-mail: [email protected]
Gabeliya Tamara Konstantinovna
(Russia, Krasnodar) Teacher of primary classes School № 49 E-mail: [email protected]