Таблица 2
Уровень развития компонентов субъектной позиции учащихся экспериментального и контрольного классов (по результатам формирующего эксперимента)
Компоненты Экспериментальный класс (%) I контрольный класс (% [
НУ УНС СУ УВС ВУ НУ УНС СУ УВС ВУ
Ценност но-смысло вой - - 24 56 20 4 32 56 8 -
М отиваї тонны й - - 24 60 16 - 36 56 8 -
Деятел ьноег ны й - - 20 60 20 - 32 60 8 -
Регуляционно-волевой - - 28 56 16 4 40 48 8 -
Рефлексивный - - 24 56 20 - 36 44 20 -
Примечание: НУ - низкий уровень; УНС - Уровень ниже среднего; СУ - средний уровень; УВС - уровень выше среднего; ВУ - высокий уровень.
Результаты, полученные в ходе итогового среза, позволили сравнить динамику изменения уровня развития компонентов субъектной позиции у учащихся экспериментального и контрольных классов (табл. 2),
Итоги формирующего эксперимента показали увеличение количества обучающихся экспериментального класса с уровнем развития компонентов субъектной позиции выше среднего и высоким. В контрольных классах уровень развития компонентов субъектной позиции учащихся существенно не изменился-по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Таким образом, личностно-развивающее взаимодействие педагога и младших школьников, реализуемое посредством рассмотренных условий способствует повышению эффективно-
сти процесса становления субъектной позиции учащихся.
Библиографический список
1. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. -Волгоград, 1994.- 152 с.
2. Бирюкова Ю. О. Развитие личностного опыта младших школьников в учебном процессе: Дис.... канд. пед. наук, - Волгоград, 1994. -152 с.
3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М., 2002. - 256 с.
А. Файзуллин Р.Н. Самопознание и саморазвитие как составная часть целостного педагогического процесса: Дис.... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2003.
З.Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПБ., 2005. - 366 с.
М.Н. Коротких ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЮНОШЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССА
«Русский человек всего менее знаком с тем, что всего ближе к нему... »
В. И. Даль,
Современное российское общество переживает глубокий духовный кризис школа и учитель оказались в наиболее сложной ситуации: на какие смыслы и ценности ориентировать растущего человека? Что предложить ему в качестве эталона, образца социальнонравственного поведения? Какую логику строительства отношений с окружающим миром предложить в качестве идеала? Эти и многие другие вопросы «юноши, обдумывающего будущую жизнь», требуют внятного и прямого ответа педагога. Эти вопросы важны для каждого взросле-
ющего школьника, их актуальность особенно возрастает в старшем школьном возрасте, когда личностью принимаются решения, определяющие всю ее дальнейшую жизнь, когда от правильности избранных ориентиров зависит человеческая судьба, мера ее социальной успешности, достигнутые человеком жизненные результаты. Особе значение в ретрансляции духовных ценностей в сознание юношества имеет село, провинция. Созидательные возможности села не раз подчеркивались исследователями, обращавшими внимание на его духовную атмосферу, ее особую ауру:
«Провинция имеет ряд неоспоримых преимуществ - высокую степень социальной контактности, меньшую, чем в крупных городах, анонимность общения: человек как бы постоянно находится в условиях негласного нравственного контроля, регулирующего его поведение, задающего ему стандарты поступков и отношений. Через совместный досуг, общение формируются в сознании молодежи эстетические вкусы, ценностные ориентации; человек осваивает систему критериев, с позиций которых воспринимает и оценивает все, что его окружает; и самое главное -он оказывается вовлеченным в совместную эстетическую деятельность, расширяющую и обогащающую его опыт, укрепляющую его собственные эстетические умения и навыки. Ее достоинство - в естественности освоения культурного наследия предков, не вызывающего «реакции отторжения», неприятия, исключающее традиционный конфликт «отцов и детей», ее большая консервативность, неторопливость в «осовременивании» своего облика, меньшая развращенность достижениями цивилизации, труженическая атмосфера, во многом общинный характер бытия, приближенность к реалиям земной жизни, к решению самых насущных человеческих проблем делают воспитание личности более естественным, близким к природе, к естеству человека» (А.В. Репринцев).
Стремясь выявить духовные ценности, духовный потенциал современного сельского юношества, мы провели опрос сельских старшеклассников Курской области, в котором приняли участие 1748 человек в возрасте 14-17 лет, представлявших в равной пропорции более 30 районов Курской области. В выборочной совокупности были адекватно представлены половозрастной, социальный состав старших школьников, их наиболее типичные группы. Каковы же итоги этого опроса?
Как показали полученные результаты, основное занятие ребят - учеба, их отношение к ней во многом может определить их будущее. 86% из числа опрошенных ответили, что учатся «с неохотой, преодолевая себя». После окончания школы продолжить свое образование собираются лишь 45%. Из числа юношей 13% после окончания школы планируют пойти служить в армию. Учеба в школе не представляет для большинства респондентов никакого интереса, ибо знания, которые они получают, являются «оторванными от реальной жизни», а сама система передачи зна-
ний вселяет в их душу «скуку и желание побыстрее пройти этот этап». Почти все старшеклассники - 93% опрошенных - утверждают: сегодня социально успешен «не тот, кто добросовестно учился», атот, «кому повезло», «у кого есть деньги», «у кого есть связи», «кому помогли родители или родственники». Не все старшие школьники намерены продолжить свое образование, получить профессию, жить и работать в своей стране. Об этом свидетельствуют сочинения ребят, в которых часто встречаются проявления социальной апатии, нигилизма, собственной социальной бесперспективности.
Национальный состав старшеклассников представлен преимущественно русскими, хотя миграционные процессы в последнее десятилетие существенно изменили национальный состав населения Центральной России: согласно статистическим данным в Курской области доля русских заметно сокращается... Понятно, что все традиционные черты русского менталитета, все его типичные характеристики старшеклассники видят, понимают, принимают. По их мнению, сострадание, сопереживание, соучастие, взаимопомощь, милосердие, добротворчество, дружественность, уважение к предкам, дружелюбие -типичные отличительные черты русского этноса, однако, ребята комментируют их весьма своеобразно. В частности, мы попросили школьников отметить те поговорки, которые наиболее точно отражают их жизненную позицию (в списке предлагалось 40 пословиц и поговорок, из которых ребята должны были отметить 10, наиболее близких им). Вот наиболее часто отмечаемые пословицы, точнее всего характеризующие жизненную позицию старшеклассников. «В отношениях с другими людьми я придерживаюсь поговорки...»: «Что наша честь, если нечего есть?» (93%); «Работа - не волк, в лес не убежит» (93%); «От трудов праведных не нажить палат каменных» (93%); «С волками жить - по-волчьи выть» (83%); «Стыд - не дым, глаза не выест» (81%); «Своя рубашка ближе к телу» (79%); «Скупость - не глупость» (76%); «Не делай добра - не получишь зла» (73%); «Говоришь правду - теряешь дружбу» (67%); «Две собаки грызутся - третья не лезь» (48%)... Обращает на себя внимание и то, что значительная часть достаточно известных пословиц и поговорок русского народа, в которых выражается традиционная социальность русского человека, не получили массовой под-
держки у старшеклассников и оказались по количеству их отметивших на последних позициях: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (9%); «Правда - в огне не горит и в воде не тонет» (3%); «Где родился - там и пригодился» (3%); «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» (2%);«Родина -мать, умей за нее постоять» (2%); «Чужое добро впрок не пойдет» (2%); «Бедность - не порок» (1 человек); «Не в деньгах счастье» (1 человек)...
Ценностная сфера сознания старшеклассников формируется сегодня преимущественно вне школы, и главную роль в этом играют СМИ. 100% детей проводит досуг с семьей у телевизора, хотя общение происходит и при выполнении хозяйственных обязанностей, в работе по дому, в уходе за животными. Именно активные формы проведения досуга способствуют формированию личности целенаправленной и активной и, конечно же, огромную роль в этом играет труд. В связи с этим приведем цитату из статьи учителя В. Кур-чиной: «Мы много говорим теоретически, каким должен быть человек, но ничего не делаем практически, чтобы привить детям трудолюбие, патриотизм, нравственность, основы культурного поведения. А потом сами сокрушаемся: сколько бесед провели, классных часов - и все насмарку! А причина проста: воспитание, не подкрепленное делами, рухнет в одночасье» (Народное образование. - 2002. - №10). Наши наблюдения и анализ эмпирических материалов показывают стремительное сокращение объема и содержания трудовой деятельности в общем бюджете времени сельских старшеклассников, ~ простые формы крестьянского труда «уходят» из жизни сельского мира, не только традиционный сельскохозяйственный труд, но и труд домашний, связанный с распределением трудовых обязанностей между членами семьи, все менее становится трудом кооперированным, ориентирующим на включение старшеклассника в сопричастное, совместное выполнение трудовых операций и функций, в которых юношество обретает реальную социальную ответственность, ощущение собственной социальной полезности, нужности, востребованности. Но только через кооперацию, через взаимодействие с другими людьми труд получает не только социальное значение, выражает меру совместно достигаемого общего блага, общей ценности, но проявляет личностный смысл (значение для меня), эмоциональную окраску, без которых не может быть заинтересованного отно-
шения личности к самому процессу труда, его содержанию, характеру и результатам. Таким образом, социальное отчуждение, индивидуализация человеческого бытия (В.А. Разумный) становятся устойчивыми чертами жизни крестьянского мира,—эти яаления никогда не были свойственны русскому (общинному!) миру, они противоречат самому характеру русского человека, его миропониманию, мироотношению.
Эти тенденции проявляются во многих сферах жизнедеятельности современных старшеклассников, - не только в сфере труда, но не в меньшей степени ~ в сфере досуга, творчества, свободного общения. Сами школьники откровенно заявляют, что вполне обходятся без интенсивных контактов с друзьями, соглашаются с утверждением «Не имей сто друзей, а имей сто рублей» (46%), солидарны с утверждением «Друзья - не главное в жизни, главное - деньги» (73%). Любопытно, что досуг сельских старшеклассников заполнен видами деятельности, которые обнаруживают мало отличий от досуга городских школьников. Действительно, при всей известной разнице в культурном потенциале города и села, при значительном отличии в возможностях города в удовлетворении культурных запросов молодежи от возможностей села, старшеклассники проводят свое свободное время преимущественно в близких по содержанию и формам организации видах деятельности, в которых присутствуют (а то и доминируют) телевизор, видео, музыка, свободное общение, алкоголь, сигареты, секс. Из числа опрошенных старшеклассников посещают спортивные секции лишь 17% ребят, но своим увлечением спорт считают 36% старшеклассников; музыку своим хобби назвали 29% опрошенных, причем предпочтение отдается поп-музы-ке, року и шансону, хотя не забыта и книга - 5% ребят читают книги «для души», вне школьной программы. Ценную информацию ребята получают преимущественно из телепередач. Предпочтение отдается развлекательным программам, телешоу, музыкальным передачам. Незначительную часть респондентов интересуют социально-политические события, происходящие в жизни страны, проблемы войны, экологии, культурные события - не остаются незамеченным, формируют сознание ребят (2%). Эти события во многом формируют представления о современном обществе как обществе кризисном, в котором «трудами праведными не нажить палат камен-
ных» (93%). «Многие люди говорят о нашей стране плохо, о том, что в России процветает коррупция, обман, присвоение народных богатств, обогащение за счет других горстки богачей».,. - Через призму своих ощущений старшеклассники видят свое собственное будущее в основном в мрачных тонах, общее ощущение неопределенности и зыбкости линии судьбы создаетв сочинениях ребят минорное и пессимистичное звучание. Доминирует чувство обреченности и неопределенности: «Одна надежда - на родителей. Если они помогут, значит, я смогу добиться чего-нибудь в жизни, если нет, тогда окажусь «на дне» нашего общества. У меня и моего поколения нет будущего». И таких прогнозов очень много...
Полученные эмпирические материалы показывают, что значительная часть опрошенных старшеклассников - это «потерянные» люди, у которых нет четкой ориентированности в социокультурном и экономическом пространстве российского общества. Внешне, кажется, все благополучно - есть интерес к жизни, понимание необходимости саморазвития, постижения чего-то нового, сострадание к попавшему в беду человеку, преимущества совместного проведения досуга с друзьями, помощь в работе, но между строк очень тревожно и пронзительно звучит общая неудовлетворенность жизнью, ее бессмысленность, Мы спрашивали старшеклассников об их отношении к случаям суицида среди сверстников. Известно, что ежегодно в России около 70 тыс. подростков (!) решаются на подобный шаг. Оказалось, что старшеклассники в абсолютном большинстве не осуждают этих поступков, вот наиболее типичный ответ: «А что еще делать человеку, если для него нет смысла дальше жить, -мучиться самому и мучить других?». Проблемы суицидального поведения оказываются предметом для дискуссий в свободном общении: более 67% старшеклассников обсуждает эту тему в личных беседах. Итоги исследования дают возможность определить часть старшеклассников как людей, стремящихся повысить свой духовный потенциал и не деградировать на фоне всеобщей серости. По нашим данным, таких ребят среди обследованных старшеклассников набирается примерно 5-7%. Нельзя сказать, что это таланты или гении - это юноши, отличающиеся любознательностью, пытающиеся наполнить свою будничную жизнь реальным смыслом. Они еще не попали в полной мере под «каток всеобщей массо-
вой культуры». Есть у них свой взгляд на мир и на жизнь, но есть и некоторая инертность, которая связана с тем, что современное село очень быстро становится беднее, духовно опустошается, деградирует, социально и экономически расслаивается, теряет прежние механизмы традиционной социокультурной интеграции, объединения людей в целостный и единый этнический мир.
Пессимистичные результаты были получены нами и в ответах старшеклассников на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотами Родины?» -26% старшеклассников откровенно ответили: «нет». Многие старшеклассники в беседах поясняют свою позицию: современной России не нужен патриотизм, - «в нашей стране все рассуждения о патриотизме - это всего лишь красивые слова, которые часто используются только в предвыборных кампаниях»... «Наше государство использует людей, требуя от них невозможного, а, использовав, забрав силы и здоровье, выбрасывает на помойку, в нищету». - Таких мнений очень много, они свидетельствуют об утрате юношеством не только социального оптимизма, уверенности в своем будущем, но и почти полном отсутствии подлинного патриотизма, любви к своей малой родине. Россия быстро превращается в общество «лишних» людей, «потерянных» людей, общество, в котором талант и потенциал человека остается невостребованным, нереализованным, ненужным, Понятно, что для большинства размышлявших над этим вопросом старшеклассников остались вне поля зрения «любовь к отеческим гробам», «любовь к родному пепелищу»... - тем важным духовным святыням, нравственным ценностям, которые определяют отношение человека к малой родине, делают это отношение эмоционально окрашенным, наполняют его личностным смыслом. Правда, есть и другие откровения: «Мне здесь все дорого. Я люблю свою деревню, свой край. Пусть «новые русские» уезжают за границу, а нам и здесь хорошо». Но таких взглядов не много - они скорее «исключение из правила» - это мнение не большинства, а единиц.
Мы спрашивали их, считают, ли они свои знания об истории своей малой родины, традициях своего села достаточными? Большинство ребят ответили, что практически ничего не знают или знают очень мало (87%)...
В ходе исследования нам не удалось существенно повлиять на политические пристрастия старшеклассников. Большинство ребят настрое-
но демократически, живут ожиданием значительных перемен в экономике страны, особенно в аграрном секторе, много спорят о судьбе «четырех национальных проектов». Тем не менее, достаточно заметная часть старшеклассников придерживается традиционных социально-политических ориентаций, связанных с коллективным ведением хозяйства, общественной собственностью на землю. Нам не удалось примирить эти два противоположных лагеря, ибо именно по отношению к земле пролегает мощный социальный раскол, разделяющий не только молодежь, но и все общество на два лагеря. Понятно, что решить эту проблему в опытно-экспериментальной работе мы и не могли (сельская школа не в силах изменить социально-экономическую ситуацию в стране), но нам удалось добиться главного - старшеклассники не скрывают своей позиции, смело ее высказывают, приводят весомые, убедительные доводы для ее аргументации. Главное - они научились уважать мнение другого человека, выслушивать его, пытаться понять. Организовывая работу, мы пытались научить старшеклассников проявлять толерантность, умение вести конструктивный диалог, принимать и уважать позицию отдельного человека по наиболее важным вопросам политического и социально-экономического развития страны. Мы старались убедить ребят, что социально-экономические реформы
и, в частности, земельный вопрос не должен стать поводом для новой гражданской войны в России.
Основным критерием ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины служит направленность социальной активности личности старшеклассников. Этот критерий позволяет определить развитие нравственных качеств личности, степень сформированности ее гражданской позиции. Так для многих старших школьников отношение к своей Родине имеет глубокий личностный смысл. В понятии Родина старшеклассники выделяют «малую» и «большую» Родину В сознании большинства из них «малая родина» - это поселок или село, где живут родители, где они родились, а «большая Родина» -Россия, которую хотят видеть «богатой, могучей и сильной страной» 59% стартеклассников. На защиту своей малой родины готовы встать 89%, а вот защищать интересы России готовы лишь 42% опрошенных старшеклассников. По мнению 53% старшеклассников, они не нужны своей Родине, поэтому многие из них готовы покинуть
страну при первой возможности. Девятиклассник Александр К. пишет: «Родина для меня - это место, где мне хорошо. Мне все равно, где я буду жить, главное - чтобы была хорошая работа, приличная зарплата, и я не думал, как прокормить семью. Я хочу, чтобы мои дети чувствовали себя счастливыми и никогда не завидовали другим». Это мнение достаточно типично для ребят.
Юношеский нигилизм, отчетливо проявляющийся в 14-16 лет, подкрепляется «идеологическим вакуумом», который сложился в обществе на рубеже двух столетий. «Деидеологизация» воспитания превратилась в социальную апатию, перешла в социальный нигилизм, социальную пассивность, инертность, которая пробудила индивидуализм, социальное отчуждение, доминирование личного над общественным, социальный эгоизм. Понятно, что такое проявление социальной активности юношей и девушек идет вразрез со сложившимися общественными представлениями о традициях русского крестьянства, об образе жизни сельских тружеников.
Каждая историческая эпоха устанавливает свои ценности, и это в первую очередь связано с уровнем развития общества, состоянием культуры в целом. Анализируя нынешнее российское общество, можно утверждать, что крушение ценностной основы личности приводит к разрушению целого государства. Падение нравственных ориентиров, идеологический нигилизм старшего поколения очень часто приводит к «искажению» истинных человеческих ценностей в сознании юношей и девушек. Для современных старшеклассников коллективные интересы довольно часто не представляют никакого значения. На первое место выходят личные интересы. Анализируя ответы старшеклассников на анкетный опрос (использовалась методика М. Рокича), нами была выявлена иерархия терминальных и инструментальных ценностей. Располагая ценности в порядке значимости для себя, на первое место старшеклассники поставили «Семью», далее следуют «Карьера», «Здоровье», «Достаток», «Любовь». Последние позиции по шкале ценностей заняли «Коллектив», «Гуманизм», «Интересы других людей», «Мнение окружающих». Заметим, большинство старшеклассников считают, что для создания крепкой семьи необходим материальный достаток, стремление всех членов семьи к финансовой стабильности и независимости. Чаще всего в ответах старшеклассников пре-
обладает прагматическое отношение к жизни. Хотя определенную долю «здорового» прагматизма в сознании личности, как считает В.А. Разумный, мы не можем воспринимать как негативный показатель воспитания, все-таки повод для размышлений педагогов школы о воспитательной работе, несомненно, есть. Конечно, философ в определенной мере прав, утверждая: «Если один человек или же семья в условиях развивающегося сейчас в сельском хозяйстве страны семейного подряда стремится к выгоде, к прагматически понятой рентабельности, смотрит на все с утилитарной точки зрения, то подобный утилитаризм плодотворнее альтруизма безделышков» {Разумный В. А. В поисках смысла. - М., 2003. - С. 48).
Для большинства старшеклассников собственное мнение является определяющим в решении ряда жизненно важных вопросов. В последние годы наблюдается рост эгоистических тенденций в сознании и поведении юношей и девушек. Основными девизами в жизни сегодняшних старшеклассников являются утверждения «Все средства хороши», «Прежде всего - ты, а потом уже - все остальные», «Живи одним днем и только», «Мне хорошо - и это главное!», «Никогда и ни о чем не жалей», «У каждого - своя мораль», «Сколько людей - столько и принципов», «Каждый - сам за себя»...
Конечно, полученные социологические дан-ные слишком «малы» для масштабов целой страны, целого этноса; конечно, в обществе достаточно здоровых и нравственно устойчивых молодых людей. Однако изменения «в малом» не происходят «сами по себе», - они результат глобальных изменений человеческого сознания, изменений в национальной культуре. Именно этими изменениями и обусловлены значительные изменения в содержании воспитания юношества, в его результатах. Коренные изменения в культуре и образовании страны начинаются с отдельного учебного заведения, педагогического коллектива, Если педагогический коллектив школы стремится к личностному развитию каждого школьника, создает условия для развития его интересов и наклонностей, то можно смело прогнозировать существенные положительные изменения и в ученической среде в целом. Изменение отношения к истории своей малой родины сначала небольшой группы ребят порождает «цепную реакцию», следствием которой оказывается изменение отношения многих. Важно, чтобы ин-
терес к истории своей малой родины, биографиям лучших земляков, истории своей семьи в старшекласснике не угас, не сменился апатией или разочарованием. Понятно, что многое в этом деле зависит от родителей, социального окружения, классных руководителей, но особенно велика здесь роль классного коллектива. Степень самостоятельности, проявления активного интереса старшеклассников к истории малой родины, коллективная оценка и самооценка поступков и дел способны пробудить в ребятах стремление к саморазвитию, самовоспитанию, а от этого зависит уже гражданская позиция каждого юноши и девушки, их отношение к жизни, к своей стране, своему народу. Эта деятельность неизбежно приведет к росту гражданственности, патриотизма, обогащению общекультурного и исторического кругозора ребят, расширению и углублению их духовных интересов.
Ценностное отношение к истории малой родины начинается с близкого ребятам - с истории их семьи, родного села. Поэтому, стремясь реализовать задачу приобщения старшеклассников к культурно-историческому наследию родного края, мы предложили старшеклассникам изучить историю своей семьи, своего рода. Эта работа очень заинтересовала ребят, и большинство из них увлеченно оформили «Летопись рода». Сбор материала проводился в несколько этапов: 1) сбор начальных сведений о своей семье. На этом этапе ребята выписали в отдельную тетрадь фамилии, имена, отчества близких и дальних родственников, указали годы их жизни (год рождения), обозначили степень родства; 2) уточнение собранной информации и дополнение ее сведениями о том, где они родились и жили, где и когда учились, где и кем работали родственники, когда и почему переехали на другое место жительства. На этом этапе главным источником получения знаний являются устные рассказы и воспоминания родных и односельчан; 3) изучение семейного архива. На этом этапе ребята рассматривали старые фотографии, выясняли, кто изображен на них, какие интересные эпизоды связаны с этими людьми. Также огромную ценность представляют письма и мемуары, сохранившиеся в семье. Ведь именно в них описываются различные события, произошедшие в жизни каждого человека, в жизни общества и государства, дается их личная оценка. У юноши появляется возможность мысленно проследить жизненный путь своих
предков, узнать от непосредственных участников и очевидцев об исторических событиях того времени сквозь призму семьи и рода. Старинная одежда, пуговицы, открытки, рисунки, посуда и многие другие вещи - многое рассказывают ребятам об их владельцах, о моде, нравах и обычаях ушедших времен.
Так, например Виталий Б. узнал, что его прадедушка участник - гражданской войны, что он долго не мог определить, на чьей стороне ему воевать в этой братоубийственно бойне, но все же оказался на стороне «красных». Михаил К. узнает из рассказов своей бабушки, что его прапрадеда раскулачили и сослали в Сибирь, на реку Лену, а его внук Григорий, дед Михаила, был одним из активнейших комсомольцев, руководил комсомольской организацией колхоза, был потом бригадиром комсомольской бригады, председателем колхоза. Мы убедились, что изучение истории семьи, рода делает внутригрупповые контакты в классе боле прочными, создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Это отмечает и педагог-практик М. Чернова: «Изучение родословной делает более прочными психологические контакты учителя с учениками, учителя с родителями ребят, а главное - контакты ребят со старшими членами семьи, что особенно важно в юном возрасте. Более глубоким и осознанным становится и интерес к истории родной страны». После составления родословной ребята написали сочинение на тему «Летопись моего рода», с приложением генеалогического древа семьи. Основная цель сочинения - выяснить, что дала эта работа старшеклассникам. Вот некоторые строки из сочинений: «О маминой родне я узнала почти все впервые», - пишет Наталья П.: «Я узнала, что моя бабушка, Вертикова Анна Васильевна, была первой трактористкой-женщиной на селе. Я считаю, что надо проводить работу над историей родословной. Это просто необходимо. Я думаю, что каждому человеку необходимо знать историю своей семьи, только, к сожалению, в текучке жизненных проблем это удается не всем». Через родословную ребята познают лучшие качества, присущие русскому народу. Александр С.: «Наша семья гордится дедушкой и бабушкой. Дед - мастер на все руки, был передовиком в колхозе. Бабушка - сельская медсестра. В годы Великой Отечественной войны она прятала солдат, попавших в окружение. Некоторые были ранены, она их вылечила. Мы воспитыва-
емся нашей бабушкой. Она выстояла, выдержала в годы войны, воспитала много детей, работала в колхозе, и до сих пор в деревне все ее уважают, говорят о ее доброте, отзывчивости и честности». «Слово «предки» стало вызывать у нас глубокое уважение и высочайшую ответственность перед собой, перед историей», - написала Света В. в своем сочинении.
На материале творческих исследований старшеклассников был организован и проведен цикл классных часов «История моей семьи», «Знаменитые люди-земляки», «Традиции моего села», «История моего села», «Ратные и трудовые подвиги моих земляков» «Промыслы и ремесла родного края». На этих классных часах классные руководители стремились показать социальную значимость сохранения исторического и культурного наследия малой родины, тесную взаимосвязь поколений уже ушедших и ныне живущих.
Важным условием формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины является обеспечение социальноценной мотивации изучения истории малой родины и жизни простых тружеников села. Важным результатом проведения таких классных часов стало осознание юношеством необходимости в сохранении и укреплении опыта предыдущих поколений. После проведения классных часов мы попросили старшеклассников написать мини-сочинения о своем селе. Приведем некоторые выдержки из них. Николай С.: «... Сейчас мое село находится в трудном положении. Работы нет, особенно для молодежи. Но ведь были времена, когда люди просто голодали, а сейчас все-таки намного легче. История моего села показывает, из таких трудных положений можно выйти, если трудиться и любить свой край, свою землю»; Надежда Ж.: «Мое село не очень большое. Все друг у друга на виду, но в нем много замечательных людей. Мне очень приятно, что к знаменитым людям моего села принадлежит и мой дедушка. Я знаю его лишь таким, какой он дома, и увидев его в глазах других односельчан, как человека готового прийти на помощь в трудную минуту и много помогавшего людям, когда он был председателем колхоза в 50-е годы, я стала еще сильнее гордиться своими предками, которые обустраивали и налаживали жизнь в тяжелые послевоенные годы». Очень важно, что после проведения таких классных часов ребята задумываются об истории своего села, своего края, в сознании
старшеклассников формируется устойчивое стремление к получению новых знаний о его прошлом, появляется свой собственный взгляд на это прошлое, осознание собственной социальной ответственности за будущее своей малой родины.
Каждый год в школьном музее школьники знакомятся с отдельными страницами истории своего села, биографиями ветеранов Великой Отечественной войны, передовиков сельскохозяйственного труда, которые своим ратным подвигом и трудом прославили родное село. На этих классных часах в сознании старшеклассников зарождается стремление стать настоящим гражданином и патриотом России, ведь эти люди - их предки, в основном - кровные родственники, и гордость за них является мощным стимулом для роста самосознания юношей и девушек, их ценностного отношения к истории малой родины.
Эффективной формой гражданского воспитания старшеклассников стали диспуты: «Современный герой - кто он?», «Я для Родины или Родина для меня?», «Нужна ли молодежи политика?», «Земля для человека или человек для земли?», «Земля - наш дом?», «Восполнимы ли природные ресурсы?», «Почему природа часто мстит человеку?», «Человек привык брать от природы. А отдавать?», «Патриот и гражданин - это одно и то же?», «Дружба или правда?», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Если будет Россия, - значит, буду и я?», «Я и Родина». В процессе обсуждения актуальных вопросов диспута у ребят формируются не только фундаментальные духовно-нравственные убеждения, но и происходит зарождение и развитие диалогической культуры, которая необходима современному выпускнику школы. Даже если школьник активно и не участвует в обсуждении вопросов, но в его сознании неизбежно возникают вопросы, которые он задает себе, пытается сопоставить свою точку зрения с мнением одноклассников, своих друзей и товарищей. Формирование объективной самооценки личности является одним из главных условий становления полноценного члена общества.
В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне был проведен цикл классных часов, посвященных этому знаменательному событию. Темы для их проведения выбрали сами старшеклассники. Касались они в основном тем героизма и предательства, жизни односельчан во время оккупации, поворотам судьбы предков ребят в военное лихолетье. В проведении этих классных ча-
сов принимали участие ветераны Великой Отечественной войны, пожилые односельчане, заставшие то время. Их рассказы о жизни в то тяжелое время, о героях и предателях оказали значительное влияние на ребят. Ведь быть героем или предателем каждый решает сам, и примеры из жизни односельчан красочно иллюстрировали этот нелегкий выбор в жизни каждого человека. Тема нравственного выбора предстала перед старшеклассниками в новом свете, и осознание того, что даже, казалось бы, незначительный поступок, отход от нравственных ценностей может привести к гибели других людей, оказало положительное влияние на формирование гражданской позиции учащихся старших классов.
На основе методики М. Рокича мы фиксировали изменения в отношении старшеклассников к терминальным и инструментальным ценностям, Так, по результатам этих опросов, достаточно четко прослеживается динамика в изменении ценностных ориентаций старшеклассников. Результаты опросов 2002—2005 гг. показывают устойчивое положение в системе ценностей старшеклассников здоровья, семейной жизни, материального благополучия, любви, - их статус на протяжении всего периода опытно-экспериментальной работы не изменился. А вот статус таких ценностей, как жизненная мудрость, социальный опыт, совместный досуг, природа, общественное признание, альтруизм, - существенно изменился, заметно поменял свой ранг. Заметно меняют свой ранг и инструментальные ценности, - в них явно возрастает удельный вес трудолюбия, альтруизма, взаимопомощи, честности, чуткости, отзывчивости, - т.е. всех тех личностных качеств гражданина, которые составляют ценностносмысловое ядро традиционного крестьянского самосознания. Совершенно очевидно, что содержание воспитательной работы определяющим образом повлияло на отношение старшеклассников к пониманию важнейших, экзистенциальных вопросов человеческого бытия, наполнило это отношение личностным смыслом, идеями, ради которых может и должен жить человек,
Каковы же социально-педагогические условия, способствующие эффективному формированию ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины? Попробуем охарактеризовать их.
- Гуманизация отношений старших школьников в воспитательной системе класса и шко-
лы предполагает создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, рождения единой социально-психологической общности «воспитанники - воспитатели», обеспечение индивидуального подхода к каждому старшекласснику в процессе гражданско-патриотического воспитания. Важным фактором развития ценностного отношения к истории малой родины является содержательное и личностно значимое общение педагогов со старшеклассниками, их совместная деятельность, сотрудничество. Система отношений в классе должна ориентироваться на раскрытие и развитие способностей, интересов старшеклассников, их лучших человеческих качеств.
- Обеспечение социально-ценной мотивации формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины. В процессе ценностно-ориентированного воспитания в сознании старшеклассника должно формироваться устойчивое понимание социальной значимости сохранения исторического и культурного наследия своей малой родины, высокой ответственности каждого члена общества за бережное отношение к наследию предков. Классные руководители должны создавать в классном коллективе атмосферу высокой социальной значимости, важности, жизненной необходимости в изучении и сохранении традиций и обычаев своего народа. Такая атмосфера побуждает юношу к большей ответственности в освоении ценностей, норм, традиций и смыслов крестьянского мира, сельского образа жизни, особых качеств и личностных черт, требующихся от каждого русского человека и гражданина.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей юношей и девушек. Учет возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников, вариативность в применении прямого и опосредованного педагогического воздействия всех субъектов процесса духовно-нравственного воспитания способствовал эффективности деятельности классного коллектива в подготовке и проведении мероприятий влияющих на положительную динамику формирования когнитивного компонента отношения старшеклассников. Особое значение в обеспечении этого успеха имеет индивидуальный подход к личности воспитанника, опора на положительные качества в нем.
- Профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример учителя является одним из важных условий появления интереса старшек-
лассников к истории малой родины. Глубокие, многосторонние знания педагогов, классных руководителей, их профессиональная компетентность и эрудиция служат важным ориентиром в самовоспитании, саморазвитии юношей и девушек. Многие учителя, работающие в школе, являются образцом настоящего гражданина и патриота, поэтому их опыт работы, жизненная позиция, отношение к окружающему миру способствовали формированию устойчивых представлений старшеклассников о достоинстве и чести человека и гражданина.
— Эффективная диагностика духовно-нрав-ственного развития старшеклассников позволила получить объективную информацию о состоянии каждого из компонентов ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины, в том числе и когнитивного, наметить основные направления работы, определить воспитательные методики и технологии по формированию гражданских ценностей молодежи. Такая диагностика позволила проследить в динамике реальную эффективность влияния различных субъектов гражданско-патриотического воспитания на личностное развитие старшеклассников, изменение их отношения к истории малой родины, реалиям современного социального бытия и др.
Несомненно, возможности развития духовно-ценностного потенциала сельской молодежи еще не утрачены полностью. Но если этот потенциал не развивать, то он будет размыт «идеологической линией на нравственное разрушение молодежи» (Истомина С. // Народное образование. -1995. - №6), уничтожен набирающей силу тенденцией всеобщей российской урбанизации. Село в современных условиях, как и на протяжении всей российской истории, остается истинным носителем духовной культуры русского этноса, ибо традиционная русская культура складывалась и развивалась как сельская культура как культура «глубинки», провинции, в которой вплоть середины XX столетия проживала большая часть населения России. Как отмечает А.В. Репринцев, именно здесь формировались и оттачивались традиционные черты русского человека: трудолюбие, острый ум, смекалка, расчетливость, способ-ность к переживанию, состраданию, соучастию, образная и выразительная речь, альтруизм, бережное отношение к природе; именно здесь закреплялся особый уклад жизни сельского человека со всем набором норм организации быта, се-
мейных отношений, взаимоотношений с окружающим Миром; именно здесь происходило закрепление форм и способов организации совместного досуга, традиционных праздников, обрядов и ритуалов. Погружаясь в эту атмосферу, человек естественным образом впитывал в себя сложившуюся культуру во всем многообразии ее проявлений, он получал одновременно и возмож-
ность вместе со взрослыми упражняться в ее осмыслении, использовании, совершенствовании; обретал опыт коллективного восприятия, переживания и оценки ценностей и явлений культуры, что создавало уникальные педагогические возможности для колоссального духовного роста личности, ее нравственного и эстетического развития.
И.В. Фролов ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Под гражданским воспитанием мы понимаем целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующий их носителей как субъектов правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в общественно-государственном образовании. Результатом гражданского воспитания является гражданская воспитанность личности, которая интегрирует индивидуально и социально-значимые качества, характеризующие личность как субъекта общественных отношений. В образовательной практике гражданское воспитание может быть реализовано на основе следующих принципов:
1. Принцип диалектической включенности национальной культуры в систему российской и мировой культуры. Этот принцип выражает систему общекультурных императивов, присущих в равной степени всем этнокультурным образованиям. Несмотря на определенное своеобразие, каждая этнокультура характеризуется универсальными поливариантными составляющими, связанными с одинаковыми для каждой монокультуры стадийными факторами развития. Национальная категория, выражая категорию единичного, включена в культуру мировую, выступающую в качестве всеобщего.
2. Принцип историко-культурной и цивилизованной направленности образования, предполагающий основной вектор организации учебно-воспитательного процесса направлять в сторону изучения истории и культуры своего народа и народов, проживающих в данном регионе. В рамках данного принципа раскрывается историческая обусловленность тех или иных явлений прошлого и настоящего, фольклор, национальное искусство, обычаи и традиции. При этом само
понятие «национальная культура» приобретает обширный, всеобъемлющий и многоаспектный смысл, как интегративная категория, объединяющая всевозможные аспекты идентификации социума в российской и мировой культуре. Данный принцип ориентирует участников педагогического процесса не диалектический анализ места и роли своего народа и народов-соседей в общей культурной традиции России и всего мира. При этом важно отметить, что в системе содержательной реализации данного принципа необходимо опираться на идеи поликультурности и толерантности в образовании и воспитании, которые обеспечивают согласованность национального подхода с идеями формирования «представителя мировой культуры и цивилизации».
3. В образовательной практике необходимо опираться на принцип объективного историзма в изложении основ национальной и мировой культуры, Неоправданная идеализация народной истории способна создать у обучаемых иллюзию того, что, копируя опыт прошлого, механически перенося в современность архаические обычаи и нравы, можно решить сложнейшие проблемы, определить стратегию развития своего народа и мировой цивилизации. Опытно-эксперимен-тальная работа показала, что недостаточно подготовленный педагог, как правило, пойдет по пути наименьшего сопротивления, реализуя на практике упрощенные схемы и подходы.
4. Принцип поликультурной идентификации и самоактуализации личности, основанный на включении в региональное содержание образования знаний о человеке и обществе. Личностноориентированный подход позволяет формировать у подрастающего поколения гуманистическое мировоззрение и гуманитарную грамотность,
© И,В. Фролов, 2008
123