ловека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анциферова // Учебное пособие по психологии старости / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2004. - С. 492.
2. Bengtson V.L. Is the «Contract Across Generations» Changing? Effects of Population Aging on Obligations and Expectations Across Age Group. In: Bengston V.L and W. A. Achenbaum (eds.), The Changing Contract Across Generation. N.Y. 1993.
3. Данные по Западной Европе. См.: Россет Э. Продолжительность человеческой жизни / Пер. с польского. - М.: Прогресс, 1981. - С. 184-207, 211.
4. Денисенко М. Тихая революция / М. Денисенко // Отечественные записки. - 2005. - № 3. - С. 10-15.
5. Краснова О. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость / О. Краснова // Отечест-
венные записки. - 2005. - № 3. - С. 18-24.
6. Левинсон А. Старость как институт / А. Левинсон // Отечественные записки. - 2005. - № 3. С. 26-30.
7. Панченко А. Образ старости в русской крестьянской культуре / А. Панченко // Отечественные записки. - 2005. - №3. С. 4-14.
8. Преснякова Л. Социальный, материальный и эмоциональный климат старости в России / Л. Преснякова // Отечественные записки. - 2005. -№ 3. - С. 34-45.
9. Сови А. Общая теория населения / А. Сови. -М., 1977. - Т. 2. - С. 70.
10. Chodzko-Zajko W.J., The root of agism in contemporary society: a historical and scientific perspective. Gerontologist. 1995, No. 35
11. http://www.mirrabot.com/work/work 8864.html.
12. http://development2005.narod.ru/books/maxim.htm.
УДК 142.8
О.Н. Лагерева, аспирантка, ИрГУПС
СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕНДЕНЦИЙ В НАУКЕ
Научные интересы: философия, культурология, коммуникации
В статье рассматривается проблема осмысления современного понимания гуманизма под влиянием порождающихся новых трансформирующихся систем на фоне возрастающих инновационных тенденций. Анализируется ценностная основа нового вида гуманизма - трансгуманизм. Рассмотрен праксеоло-гический аспект ответственности как гуманистической парадигмы ■
O.N. Lagereva, Irkutsk State Railway University
BECOMING OF THE MODERN HUMANISM DURING INNOVATION TENDENCIES IN SCIENCE
A comprehension problem of the modern humanism under new originative transforming systems against growing innovation tendencies is under consideration in this article. There is a value background of the new kind of humanism - transhumanism. The praxeological aspect of responsibility as humanistic paradigm is viewed ■
В последние годы интерес к науке постоянно растет. Это свидетельствует о том, что исследователи пытаются осмыслить радикальные перемены, беспрерывно происходящие в научном познании, в результате которых порождаются новые коммуникативные системы на фоне возрастающих инновационных тенденций.
Оценивая положительные проявления инновационных процессов, по сути, являющихся основой воспроизводства благосостояния человечества, отметим, что в целом, гуманистическая направленность науки несомненна. Благодаря всестороннему ее развитию, человечество в настоящее время имеет колоссальные возможности для использования достижений научно-технических разработок во всех сферах своей жизнедеятельности. Но результаты научных открытий имеют не только гуманистический характер. Достижения научной мысли достигли такой значимости и «опасного научного любопытства» [1; С. 229], что безответственное их применение может поставить под сомнение возможность дальнейшего существования естественного вида Homo Sapiens и любых других популяций. В силу сложившейся ситуации история развития общества предъявляет требования к «выработке нового понимания» [2; С. 24] гуманизма, к принятию новой его перспективы, связанной с глубинными трансформациями, происходящими в современной цивилизации, называемой «информационной» [3; С. 4].
Одним из вариантов нового вида гуманизма был предложен трансгуманизм, в основу которого положена возможность модификации физических свойств человека.
Возросшая, бесконтрольная, направленная на прагматизм, утилитаризм человеческая экспансия привела к изменению окружающей среды, что в свою очередь существенным образом повлияло на витальный процесс взаимообусловленных, коррелятивных популяций. Сложившаяся ситуация предопределила трансформацию не только со-
циального устройства, но и самого человека, являющегося причиной, целью и основной составляющей происходящих в науке, природе и обществе процессов. А так как экологическая проблема обостряется, и деградация среды обитания продолжается, то и делается попытка обосновать закономерность изменения самого человека, вернее, модификации его телесной, биологической природы посредством генной инженерии. «Попытки клонирования человека, создания искусственного интеллекта, или направленность науки на техническое перевооружение человека-киборга для улучшения или избавления от некоторых ненужных человеческих функций путем вживления в тело электронных чипов-имплантантов, а также внесения в организм ряда генетических и химических исправлений для устранения дефектов» [4; С. 2], такая возникшая тенденция наукоемких действий представляет собой процесс дальнейшей адаптации человека к изменяющейся окружающей среде, что становится возможным при возникновении сложных трансформирующихся систем, названных синергетикой [5; С. 1].
Появление нового вида гуманизма, названного трансгуманизм, было отмечено
В.В. Косаревым на седьмом Философско-культурологическом международном Конгрессе, прошедшем в 2005 г. в Санкт-Петербурге. Косарев подчеркнул, что благодаря успехам в области биотехнологий; нейросетей и суперинтеллекта; нанотехнологий; контактов микрочип/нейрон; методов сканирования мозга, продления жизни и т.д., изменение нашего вида становятся уже более чем вероятным. В результате чего может возникнуть новый биологический или даже надбиологический вид - Homo Sapientissimu.
С точки зрения синергетики, трансгуманизм, или постгуманизм, как считает В.В. Косарев, является закономерным этапом развития гуманизма, но применительно уже к более продвинутому в развитии детищу человечества - постчеловеческому, или по-
стгуманистическому обществу [6; С. 6].
Опираясь на научные достижения и прогнозы, трансгуманизм признает возможность и желательность (некоторые трансгуманисты добавляют: «необходимость и неизбежность») фундаментальных изменений в положении человека. Представители движения считают, что с помощью передовых технологий люди в недалеком будущем смогут ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить свои физические, умственные и психологические возможности [7]. Данная тенденция идей гуманизма представляет собой попытку переосмысления такой фундаментальной бытийной категории - как человек. Концепция сциентизма трансгуманистов сводится к изменению не только физической оболочки, но и к изменению самой природы человека, его сущности. При такой направленности обусловленности развития событий, духовные ценности, нравственные предпочтения оказываются категориями, не совместимыми с параметрами «видоизмененных людей» [6; С. 7].
Являясь «исторически изменяющейся системы воззрений» [8; С. 130], представляя собой ценностную ориентацию, гуманизм может сочетаться со всеми возможными мировоззрениями. Он может быть светским и религиозным, научным и экологическим, нравственным и разумным, политическим и.т.д., но первое, что объединяет эти воззрения - понимание, что человек - ценность и он человечен, и второе, гуманизм остается неизменным в одном, в непрекращающейся связи человека с природой, с его сущностью. Как отметил М.С. Каган, человек представляет собой био-социо-культурное существо. «На языке теории систем эта форма бытия определяется как сверхсложная система» [9;
С. 51]. Изменение одной из составляющих системы непременно приведет к изменениям в других. Так, конструирование нового тела в рамках акта гуманизма, используя ресурсы генной инженерии в виде возмож-
ности спасения жизни человека, или восстановления его здоровья, не означает потерю самоценности самого человека как биологического вида. Опасность ситуации заключается в том, что «самоорганизация» [5; С. 8] систем синергетики, внедряясь в «святая святых человека - в регулирование его жизни» [10; С. 9], делает последствия непредсказуемыми, так как с позиций синергетики новое активно влияет на старое и будущее не предопределяемо [3; С. 79-83].
Свое опасение на потенциальные возможности генной инженерии высказал А.П. Назаретян в статье «В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма»: «...кто возьмется предсказать, до какой поры разумный субъект, целенаправленно формирующий собственное тело, сохранит совокупность свойств, составляющих человеческое качество?» [11; С. 78]. В унисон изложенному мнению В.А. Садовничий на VI Российском философском конгрессе в своем докладе «Знание и мудрость в глобализирующемся мире» отметил: «Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечет за собой размножение живой материи, созданной искусственно» [10; С. 8].
Возникла ситуация, когда научная экспансия направлена не только на формирование артефактной среды, но и на модификацию самого человека. Сложившиеся условия приводят к актуализации определенных сторон нравственности. Встает проблема доминанты ценностно-смысловых ориентиров. В связи с чем, в противовес трансгуманизму, автор выдвигает гуманизм, включающий в себя способность сознательного формирования человеком своих собственных ценностных ориентиров и оценок как в личностных, так и в межличностных отношениях, выработку нравственного мировоззрения, фундаментальной основой которого призвана стать не эфемерная любовь к человечеству и не утопическое стремление к свободе и бессмертию, а ответственность.
Наука нацелена на развитие, пополнение знаний и в этом ее историческое предназначение. В рамках синергетических саморазвивающихся систем, когда последствия научных достижений не прогнозируемы и не предопределены, ответственность по внедрению научных разработок в прикладную науку должна стать актом гуманизма по сохранению естественного вида Homo Sapiens и среды его обитания. В данном случае подчеркивается значимость праксео-логического аспекта ответственности, в соответствии с которым определяется взаимозависимость знания и действия. В связи с чем идея современного гуманизма может быть выражена следующим образом: гуманизм - это нравственное мировоззрение, основанное на принципе ответственности человека перед собственной жизнью и обществом в целом. Президент Российского гуманистического общества В.А. Кувакин, подчеркивая значимость гуманизма, заметил: «Гуманизм - это современный реализм. Он не догма, а метод, не цель, а путь. Он -результат общечеловеческого нравственного опыта» [12; С. 1]. Быть гуманным в современный период развития общества, значит быть ответственным. Ответственность представляет собой регулятивный статус поведенческой определенности. Она, являясь личностной ценностью, приобретает практическую действенность, трансформируясь в идеальные модели и нормы человеческого поведения. Становится осознанным принципом как личного, так и общественного поведения, программой совершенствования личности и ее позитивной социализации. Результат действий основанных на ответственности - это непосредственное свидетельство человеческой мудрости.
Как отметил В.А. Решетников: «...гуманизм, оказывается, тесно связан не просто с человеком, а с ростом и развитием личности с ее способностью не только к воспроизводственной, но и, прежде всего, к инновационной деятельности» [1; С. 241]. Ста-
новление гуманизма в инновационной деятельности в аспекте актуализации ответственности является актом возможного и необходимого процесса по сохранению естественного вида, как самого человека, так и среды его обитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Решетников В.А. Современный гуманизм: проблемы и перспективы. Сб. науч. тр. / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.А. Решетникова. - Иркутск: ИрГУ, 2004. - 462с.
2. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. - 1994. - № 6. - С. 22-28.
3. Киселев А.И. Экология человека и гуманизм. Дис. д-ра фил. наук. - Москва, 2006. - 430с.
4. Завальский Л. Космос освоят киборги // Известия, 28.06.04. - Эл. ресурс http://www.inauka.ru/analvsis/article47710/print.html
5. Материалы сайта. Библиотека. Научнопопулярные статьи. Синергетика. Электр. ресурс.
http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show
&Г=253]
6. Косарев В.В. Материалы 7-го Философско-культурологического международного Конгресса, СПб., 2005
От каннибализма к трансгуманизму, через синергетическую философию http://www.ioffe.ru/LLT-SH/kosarev/cannibalism transhumanism.doc
7. Введение в трансгуманизм. Эл. ресурс. http://www.transhumanism.ru/2006/09/17/vvedenie-v-transqumanizm
8. Келле В.Ж. Гуманизм // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 130.
9. Каган М.С. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб.: Петрополис, 2001. - С. 48-67
10. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вопросы философии. -2006. - № 2. - С. 3-16
11. Назаретян А.П. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // ОНиС -1991. - № 6. - С. 74-80.
12. Кувакин В.А. Гуманизм-основа гражданского согласия и прогресса России // Здравый смысл.
- 2002. - № 23
http://www.ateism.ru/rgo/kuvakin01.htm