УДК 165.74
ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ: ГУМАНИЗМ - ПОСТГУМАНИЗМ - ТРАНСГУМАНИЗМ -
ТЕХНОГУМАНИЗМ - ГУМАНИЗМ
© 2014
Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор
кафедры «Философия»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Объектом исследования статьи становится анализ понятий гуманизм, постгуманизм, трансгуманизм и техногуманизм. В результате автор приходит к выводу, что в условиях современных кризисов и рисков необходимо возрождать гуманизм.
Ключевые слова: гуманизм, постгуманизм, трансгуманизм, техногуманизм.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире происходит интенсивное изменение «человеческого кода» культуры (Запесоцкий Ю.А.), искажаются/разрушаются общепринятые системы ценностей (религиозные, нравственные, эстетические), тиражируются пороки (насилие, агрессия, цинизм, ложь), превращаясь в товар (прибыльную индустрию). Расширяется поле девиантного, эпатажно-трансгрессивного поведения, пускающегося в тираж посредством СМИ и становящегося нормой. Подобное приводит к искажению образа и сути самого человека, в котором начинают преобладать деструктивные энергии. Современный человек, живя в мире соблазна/потребления и чувствуя «невыносимую лёгкость бытия», начинает терять нечто главное, постоянно ускользающее от него - Смыслы научных, религиозных, нравственных ситуаций. Высокие технологии, ускоряющаяся скорость смены событий и громаднейшие потоки информации обрушиваются на человека, поглощая его настолько, что он забывает самого себя, кто он есть и в чем состоит его предназначение. В жизнь человека проникают различные формы Ничто (виртуальная реальность, капитал), начинающие занимать главенствующие позиции, а сам человек оказывается на грани перехода в ничто/ничтожество. Вспомним, еще М. Хайдеггер предупреждал: ничто ничтожит человека. Несмотря на неограниченную свободу, человек, пребывая в состоянии кризиса, растерянности и незнания, готов к обратной ситуации - «бегству от свободы». В связи с этим актуальной становится проблема возрождения самого человека и человеческого отношения к бытию [1]. Это обстоятельство заставляет вспомнить идеи гуманизма.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Автор анализирует современные исследования, посвященные проблемам гуманизма, постгуманизма, трансгуманизма и техногу-манизма, выявляя в них ценностное, общее и различное.
Формирование целей статьи (постановка задания). Название статьи коррелирует с современными характеристиками человека: постчеловек - трансчеловек - тех-ночеловек. Осуществим одну из множества попыток разобраться с понятиями, производными от них и выводящими на проблему гуманизма.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Гуманизм как мировоззренческая доктрина провозглашает человека в качестве высшей ценности, утверждая его права на свободу и развитие, проявление способностей и счастье. Идеи гуманизма, пронизывающие собою все социокультурное пространство, в качестве основного критерия бытия и оценки выдвигают человека и его блага. Проявив себя на Древнем Востоке и в Античности (гуманизмом пронизаны философские идеи Конфуция, Сократа, Аристотеля, Эпикура и др.), он набрал обороты в эпоху Возрождения, заложив основы для дальнейшего развития науки, искусства, политики, экономики и общественной мысли. Согласно И. Канту, гуманистична философия, занимающаяся критикой прак-
тического разума, под которым он понимал гуманные по своей сути моральное сознание и нравственность: «Максима благоволения (практическое человеколюбие) - долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя» [2, с. 391]. В кантовской этике именно человек выступает высшей ценностью, все поступки которого должны быть ориентированы на общее благо. Философ подчеркивает: при выборе своего поведения человек должен руководствоваться общечеловеческими правилами, являющимися для него безусловным повелением и получившим свое воплощение в категорическом императиве.
Безусловно, гуманистические идеи в социальном всегда находили оппонентов (вспомним и нигилистические взгляды Ф. Ницше, и идеологию фашизма). Но именно посредством подобных контрастов высвечивался положительный пафос гуманизма и его ценностей.
В ХХ, а позже и в начале XXI веков пространство социального подверглось коренным ломкам и трансформациям, коснувшимся и гуманизма. Мишель Фуко провозгласил «смерть человека», что было связано с разрушением гуманистического образа человека и его прорывом в Иное измерение. Появилась точка зрения, согласно которой гуманизм нельзя считать единственно верной мировоззренческой системой. Так, Ролан Барт говорил, что идея «мирового сообщества» европейского гуманизма, утверждающая равноценность всех культур, неистинна. В этом же русле мыслил и Билл Ридингс, считая, что гуманизм несправедлив в своих попытках воплотить идею всеобщего единства, что особенно ярко проявляется во взаимоотношениях с Другими. Психиатр и философ Франц Фэнон считал, что гуманизм унифицирует бытие, лишая его разнообразия. Подобные выводы были сформированы на основе исследований психики колонизированных наций, которым навязывался чуждый язык. В результате человек лишался целостности натуры и личной свободы: его сознание подстраивали под чужие/Другие ритмы, разучивая критически мыслить.
Сегодня философы и ученые, заглядывая в будущее, формируют парадигму постгуманизма, трансгуманизма и техногуманизма. Очертим контур этих понятий, постепенно захватывающих социокультурное пространство.
Понимание постгуманизма неоднозначно. Одни считают, что постгуманизм противоположен гуманизму и представляет собой новый виток его развития в пост-эпоху; другие связывают его с потерями, в том числе самого человека, его корней, веры и ценностей. Постгуманизм, являясь вторичным образованием от гуманизма, с одной стороны, осуществляет попытку уйти от него, а с другой стороны - исправить его недостатки (несправедливость, противоречия). В отличие от гуманизма постгуманизм не принимает антропоцентризма, подчеркивая, что человек представляет собой эволюционирующую часть природы, постоянно преображаясь и изменяясь. Итогом продолжающегося эволюционного процесса станет преобразованный путем передовых технологий постчеловек, получившийся при соединении с машиной. Заметим, современная эволюция имеет не
естественный, а искусственный/технологический характер, превращая человека в постав и часть техносферы. Именно посредством последней можно создать искусственные органы, усилить действенность интеллекта, интегрируя сознание человека в компьютер. Как справедливо пишет Луи Альтюссер, личность в постгуманизме - явление искусственное, потому что она становится результатом развития технических условий. Жан Бодрийияр в своей характеристике постгуманистической реальности подчеркивает, что это господство искусственной среды, проникающей в мир естественного. Машинный мир, заботясь о человеке, порабощает его, делая зависимым от технологий и беспомощным. При этом в искусственном мире периодически происходят сбои, в результате чего машины не могут справиться с возникающими странными вирусами и это приводит к катастрофам. Философ подчеркивает, что функция этих вирусов имеет своей целью спасение системы от порядка, однообразия и предсказуемости, то есть прозрачности.
В постгуманистической эре мерилом ценности станет интеллектуально-технологический потенциал, что вызывает огромное количество опасений, касающихся будущего человека и его бытия. Дело в том, что постгуманизм может стереть своеобразие и неповторимость человеческой индивидуальности: технологии сформируют некую единую модель человека, связанную с машинами - например, постчеловека (posthumans) или киборга (бесполый гибрид машины и человека). Здесь гуманистическая вера в безграничность возможностей разума человека может обернуться трагедией: искусственная научно-техническая реальность начнет превалировать, разрывая все связи с естественным, трансформируя человека, меняя ход времени и понятие пространства, нарушая баланс бытия. Согласимся с М. Фуко, у которого в понимании постгуманизма присутствуют пессимистические оттенки: современные формы бытия человека, связанные с ним идеи гуманизма, Истины и Добра постепенно исчезнут, «как лицо, начертанное на прибрежном песке». Очередной поворот бытия и его новая эпистема, акцентирующая внимание на знаниях и технологии, подвергнет трансформациям само бытие человека в непредсказуемом направлении.
Если сравнить гуманизм и постгуманизм, то акценты в них имеют следующую расстановку: гуманистический идеал предполагает теоантропоцентризм, а постгуманистический - техноантропоцентризм с доминированием искусственной, технической среды. Тем не менее, ценность постгуманизма заключается в том, что он, опираясь на старое, производит переоценку всего им созданного и пытается задать новые векторы развития.
Одним из ответвлений постгуманизма можно назвать трансгуманизм (от лат. trans - сквозь, через; лат. humanitas - человечность, humanus - человечный). Трансгуманизм - направление философской мысли и искусства, виртуальная сеть, где в качестве ценностного ориентира выступает проблема преодоления человеческого (уже в этом обнаруживает себя опасность). Здесь решаются вопросы внедрения в человеческое бытие различных технологий, благодаря которым можно победить старение и смерть, улучшить генетику, увеличить умственные, физические и психологические способности человека. Но все подобные изменения, заметим, имеют искусственный, неестественный характер. Трансгуманизм осуществляет попытку улучшения человеческой природы, в результате чего создастся тех-ноорганизм, осуществляющий энергоинформационный обмен с окружающим миром. Трансгуманисты оптимистично относятся к власти машин и их могуществу, подчеркивая, что благополучие и здоровье человека зависят от новых технологий (особенно в области генной инженерии, био- и нанотехнологий, создания интерфейсов «компьютер - мозг»). Н. Бостром, основатель международной трансгуманистической организации, провозгла-
шает, что сегодня именно техника и медицина, продолжая естественную эволюцию, создают особый мир господства над телом, осуществляя мечту человека о бессмертии. При этом у человека будет морфологическая свобода, способствующая выбору тех технологий, которые будут совершенствовать его организм, увеличивая продолжительность жизни посредством аплоадинга (uploading - возможность перенести человеческое сознание в компьютер или другой носитель), био- и нанотех-нологий, крионики. Но вопрос о цели подобных изменений, их этичности остается открытым. Трансгуманизм можно считать футурологическим мифотворчеством, синтезом научной и народной культуры, что наиболее ярко проявилось в искусстве, где показаны люди будущего, обладающие улучшенными интеллектуально-физическими способностями.
Необходимо заметить, что идеи улучшения человеческой природы вечны. Первым слово «transhumane» употребил Данте Алигьери в «Божественной комедии» в 1312 году. В современном значении термин «трансгуманизм» появился в 1957 году благодаря английскому ученому Джулиану Хаксли, который подвергшись очарованию открытий своей эпохи в области генетики и биологии, считал, что трансгуманизм - это новая идеология, основанная на вере в научно-техническую революцию.
Истоком трансгуманизма можно считать не только идеи Фридриха Ницше о сверхчеловеке, но и русского космизма (особенно концепции Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского). У последних трансгуманисты заимствуют идеи технического совершенствования человека, связанного с освоением космоса. Другое дело, что трансгуманисты считают, что подобное совершенствование возможно на Земле в результате распространения искусственных форм жизни. У Н. Фёдорова есть идея возрождения человека посредством собирания из мельчайших материальных частиц. Сегодня благодаря интенсивному развитию био- и нанотехнологий эта идея продолжает обсуждаться в научных кругах, что дает надежду трансгуманистам на появление усовершенствованного вида человека.
Но само понимание будущего и связанного с ним формирования нового вида человека вызывает огромное количество голосов соШта. Например, Ф. Фукуяма считает трансгуманизм «самой опасной в мире идеей». Главным недостатком трансгуманизма является то, что с точки зрения этики он угрожает общечеловеческим ценностям, технически внедряясь в природу человека и тем самым трансформируя его бытие с непредсказуемыми последствиями. Более того, сама идея бессмертия способствует появлению множества проблем (например, перенаселения, ограничения свобод, низкого уровня жизни). Сами сторонники трансгуманизма отвечают на поставленные вопросы построением очередных утопий, где все проблемы решатся посредством разумного социального управления, ограничивающим рождаемость и экспансию человека в космическом пространстве.
Термины «постгуманизм» и «трансгуманизм» нередко используют как синонимы, что высвечивается в рамках приведенного обзора. Оба феномена представляют собой довольно разнородные философские размышления о наступлении новой эпохи. Среди общих черт трансгуманизма и постгуманизма можно назвать веру в дальнейший эволюционный и технологический процесс, в результате которого в будущем появится новый вид человека. Заметим, сосредоточившись на технологическом усовершенствовании телесного в человеке, постгуманисты и трансгуманисты отходят от идеалов гуманизма, гуманистической этики и духовного начала вообще, не решая связанных с ними проблем (человечности, справедливости, добра, правды и др.) и превращая все в модный тренд.
В работах М.Н. Эпштейна встречается понятие тех-ногуманизма. Он понимает под ним очередной «постбиологический» этап развития, связанный с техническим
искусством (греч. techne - искусство). Автор подчеркивает, что совершенные творения человеческого гения в виде новых форм коммуникации, конструирования, обмена и хранения информации совершенствуют человека, а сам человек приобретает ««сверхчеловеческую» жизнь в своих творениях» [3]. В концепции М.Н. Эпштейна акцент сделан на интеллектуально-творческой эстафете, передаваемой от человека к техночеловеку и искусственному разуму. Ученый верит, что созданные человеком машины смогут расширить представления о нем, создав новые предпосылки для развития гуманизма.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Все споры о постгуманизме, трансгуманизме и техногуманизме будут продолжаться еще долго в связи с интенсивным развитием технологий и расширением техносферы. Сегодня можно сказать, что постгуманизм, трансгуманизм и техногума-низм, представляя собой название эпохи, где ключевую роль будут играть высокие технологии, есть варианты возможных сценариев будущего человечества. Эта эпоха может так и остаться утопической, мифологизированной [4], сохранившись на страницах философских и художественных произведений, а в реальности, в виду ее ризомного характера, сложится иной ход развития.
Возникает вопрос: что в современной культуре в условиях постоянных кризисов и рисков необходимо предпринять? Возрождать гуманизм и гуманное начало в человеке, чтобы не сложилась ситуация, в которой взаимосвязь между людьми имела роковой характер, где «тайное предназначение каждого состоит в том, чтобы уничтожить Другого» [5, с. 238]. Необходимо сохранить человека и возродить установки гуманизма, в чем проявляет себя идея вечного возвращения. Какую бы сферу социального бытия мы не взяли, везде гуманизм и человеческое начало выступают в качестве ключевой ценности. Любые ситуации (комические, трагические, иронич-
ные и др.) человек измеряет через призму человеческого и человечности. В виду этого, протагоровское изречение «Человек есть мера всех вещей...» оказывается вечным и даже архетипичным. Тотальное внедрение техники и распространение технологий начинают обездушивать человек, превращая в механизм, неспособный любить и жертвовать, иметь и нести в жизнь нравственно-эстетические ценности. Необходимо помнить: человек - существо телесно-духовное. Все современные кризисы и риски, в том числе глобального характера, решаются на уровне человека в его статусе Быть и нести ответственность за содеянное, за сотворенный мир техники, машин и роботов. Неслучайно установки гуманизма приобретают актуальность и играют ведущую роль, способствуя не только внешнему, но и внутреннему творческому развитию человека, ресурсы которого неисчерпаемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яковлева Е.Л. Интерпретация как способ интеллектуального возрождения человека// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-1 (36). С. 207-210.
2. Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6 т. М.: Наука, 1965. Т. 4. Ч. 2. 478 с.
3. Эпштейн М.Н. Техногуманизм. Эстафета свободы и разума: от Бога к человеку и его творениям. Электронный ресурс: http://mikhail-epstein.livejournal. сот/8106.Ыт1 (Режим доступа: 25.07.13).
4. Яковлева Е.Л. Технология современного мифотворчества// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9-2. С. 216219.
5. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2012. 260 с.
© 2014
MOTION VECTOR: HUMANISM, POSTHUMANISM, TRANSHUMANISM-TEHNOGUMANIZM AND HUMANISM
E.L. Yakovleva, doctor of philosophy sciences, candidate of Culturology, professor of the chair «Philosophy»
Institute of Economy, Management and ^w, Kazan (Russia)
Annotation: Object of the research of the article is an analysis of the concepts of humanism, posthumanism and transhu-manism and tehnogumanizm. As a result, the author concludes that in today's crises and risks we must restore humanism. Keywords: humanism, posthumanism and transhumanism, tehnogumanizm.