связанных с ним явлений эволюции, прогресса и регресса, расширения форм общения, столкновения и борьбы различных сил и групп.
Поскольку общество есть некая взаимосвязанная целостность, важнейшей задачей социологии, считал ученый, является исследование взаимоотношений различных социальных явлений и установление их необходимой закономерности.
Примечания
1 В журнале «Современный мир» (№ 8, 10, 12 за 1910 г.) появляются его социологические очерки под общим заглавием «Главнейшие направления в развитии социологии», которые венчались важной статьей «Чем должна быть социология» (№ 9 за 1911 г.).
2 См.: Основные идеи социологов. Конт и Маркс //Со-
временный мир. 1914. N° 9, Социология как наука. Пг., 1915.
3 См.: ТахтаревК.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг., 1919. С. 29,55.
4 Там же. С. 45.
5 Там же. С. 141.
6 См.: ТахтаревК.М. Общество и государство и законы борьбы классов. Пг.,1918.
7 См.: ТахтаревК.М. Наука об общественной жизни... С. 249 и след.
8 См.: Кареев Н. Социология г. Тахтарева // Русское богатство. 1937. № 4-5. С. 204-205.
9 См.: ТахтаревК.М. Наука об общественной жизни. С. 373.
10 Там же. С. 413.
11 Там же. С. 24
УДК [378. 005.6] (470.44-25)
становление системы менеджмента качества в саратовском университете
И.Г. Малинский
Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные вопросы реформирования высшего образования в России, связанные, прежде всего, с решением проблем повышения качества образования, расширения круга образовательных услуг в вузах. При этом особое внимание уделяется менеджменту качества в СГУ. Ключевые слова: качество, менеджмент качества, политика в области качества, профессиональная компетентность, управленческие решения.
The Foundation of Quality Management system in saratov University
I.G. Malinsky
The article examines the basic questions of reforming the higher education in Russia which are primarily connected to solving the problems of improving the quality of education and widening the range of educational services in universities. The emphasis is maid on quality management in Saratov State University. Key words: quality, quality management, policy in the sphere of quality, professional expertise, managerial decisions.
В течение двух лет (2007-2008 гг.) Саратовский государственный университет был участником федерального проекта «Образование» и выиграл грант на осуществление инновационной образовательной программы1. В результате ее реализации в Саратовском государственном университете были укреплена материально-техническая база научно-образовательных лабораторий, мно-
гие сотрудники вовлечены в работу по созданию научных и образовательных структур, подготовлены и обновлены методические материалы, повысилась квалификация преподавательских кадров. Саратовский университет занял ведущую позицию в регионе как центр инновационных исследований в области естественных и гуманитарных наук.
Следует подчеркнуть особую значимость повышения качества образования в контексте Болонского процесса. Остановимся на некоторых аспектах ее решения в Саратовском университете.
Ученый совет СГУ рассматривал вопрос о функционировании в университете системы менеджмента качества. Контроль качества обучения является необходимым условием интеграции высшей школы России в мировой образовательный процесс, поэтому при аккредитации вузов особое внимание уделяется внутривузовской системе обеспечения качества образования.
Система менеджмента качества высшего образования намного сложнее аналогичной системы на производстве. Она складывается из множества различных составляющих, среди которых: результаты образовательного процесса, его организация, а также востребованность выпускников на рынке труда. Качество образования определяется в результате текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов, а также реализации учебных программ. Отдельно оценивается сте-
© И.Г. Малинский, 2009
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 4
пень доступности электронных и библиотечных ресурсов. Важную роль в системе менеджмента качества играют уровень организации вузовского документооборота и качество научных разработок.
Управление качеством действует в СГУ с 2005 г. В соответствии с действующим законодательством создано и переработано 170 нормативных документов. Это позволило уточнить и подробно описать все процедуры, необходимые для обеспечения учебного процесса. Учёным советом приняты важнейшие документы, отражающие образовательную деятельность университета, его миссию и политику в области качества2. В структурных подразделениях университета был проведён аудит документов, при этом акцент был сделан на методическое консультирование. Подобные проверки по самооценке деятельности вуза будут проводиться два раза в год.
Политика Саратовского университета ориентирована на обеспечение качества образовательных услуг и научной продукции, гарантированно соответствующих всем законодательным нормам и ожиданиям заинтересованных сторон. Основными направлениями в области качества образования являются следующие: систематическое изучение текущих и будущих потребностей заинтересованных сторон (потребителей, работодателей, собственных работников, поставщиков, государства и общества) и оценивание их удовлетворённости; формирование в университете среды, способствующей мотивации каждого сотрудника в улучшении как своей деятельности, так и всего университета в целом; системное повышение профессиональной компетентности сотрудников в области качества; постоянное улучшение процессов образовательной, научной и научно-методической деятельности, жизнеобеспечения и взаимосвязей между ними с учётом собственных возможностей, результатов деятельности, удовлетворённости заинтересованных сторон и ориентацией на лучшие мировые достижения; непрерывное совершенствование системы менеджмента качества университета путём принятия управленческих решений и оценки их эффективности на основе достоверных фактов; установление и поддержание партнёрских отношений с заинтересованными сторонами, основанных на доверии, взаимопонимании, взаимном интересе в общем успехе и направленных на долговременное сотрудничество.
Настоящая политика реализуется путём установления измеримых целей в области качества, которые достигаются за счёт использования принципов и методов всеобщего менеджмента качества; создания условий для раскрытия творческого потенциала каждого сотрудника, сохранения и развития организационной культуры; внедрения инновационных технологий во все сферы деятельности; проведения регулярной самооценки
6
деятельности, изучения и внедрения передового опыта ведущих образовательных и научных организаций3.
Свидетельством активной работы системы менеджмента качества стало получение рядом преподавателей СГУ сертификатов Европейской ассоциации организаций гарантии качества в сфере высшего образования.
В университете выработаны механизмы реализации менеджмента качества образования. В 2008 г. была разработана система менеджмента качества, опирающаяся на внутренние нормативные документы - положения о факультете, о кафедре, об ученом совете факультета, о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в университете, о порядке выборов декана факультета и заведующего кафедрой. Рассмотрим данную систему на примере положения о факультете.
Настоящее Положение о факультете Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (далее Университет) разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 23.07.2008), Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями на 15.07.2008), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 14.02.2008. № 71), Уставом Университета и другими законодательными и правовыми актами, регламентирующими учебную деятельность высших учебных заведений.
Первый раздел «Общие положения» со -держит характеристику факультета как учебно-научного структурного подразделения университета, которое осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, воспитательную, культурно-просветительскую и иную деятельность в рамках своих полномочий. Факультет не является юридическим лицом, имеет собственную символику и штамп. Он ведет подготовку по одной или нескольким родственным специальностям и направлениям на всех уровнях довузовского, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. В своей деятельности факультет руководствуется прежде всего действующим законодательством Российской Федерации, решениями ученого совета университета.
Во втором разделе «Структура и состав факультета» отмечается, что в его состав входят деканат, кафедры (невыпускающие, выпускающие, базовые), учебные и учебно-научные лаборатории, обеспечивающие реализацию основных направлений деятельности факультета.
Научный отдел
Формирование факультета может осуществляться при выполнении следующих условий: приведенный контингент обучающихся не менее 150 человек (при полной программе подготовки); наличие в структуре факультета не менее двух кафедр, обеспечивающих преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин по направлениям (специальностям), реализуемым на факультете; наличие функционирующей системы послевузовской (постдипломной) подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Следующий раздел - «Управление факультетом». Представительным органом сотрудников и обучающихся на факультете является конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся. Высшим коллегиальным органом управления факультета является ученый совет. Руководство деятельностью факультета осуществляет декан, который подчиняется непосредственно ректору (директору института). Должность декана является штатной и относится к числу должностей профессорско-преподавательского состава.
Для обеспечения эффективности, качества и оперативности учебной, научной, социальной, воспитательной работы и других направлений деятельности факультета декан может назначать ответственных за эти участки работы из числа профессорско-преподавательского состава факультета.
Декан в пределах своей компетенции руководит образовательной, научно-исследовательской, воспитательной, культурно-просветительской и иной деятельностью; обеспечивает исполнение решений ученого совета университета, приказов и распоряжений ректора, решений ученого совета факультета; проводит общие собрания или конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся для обсуждения важнейших вопросов деятельности факультета или выборов членов ученого совета и конференции университета; организует работу всех структурных подразделений факультета с учетом решений ученого совета университета, приказов и распоряжений ректора, решений ученого совета факультета.
Декан отчитывается в своей деятельности перед ученым советом факультета в конце календарного года. В штатном расписании деканата предусмотрены должности учебно-вспомогательного персонала. Для координации работы по составлению и модернизации рабочих учебных планов и основных образовательных программ, учебно-методических комплексов на факультете создается научно-методическая комиссия.
Четвертый раздел положения «Основные задачи и функции факультета» характеризует главные направления деятельности факультета, в числе которых: подготовка квалифицированных специалистов, обладающих общекультурной и
профессиональной компетенцией; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, распространение и пропаганда научных знаний; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования на основе неразрывного единства процесса обучения и научных исследований. Из функций факультета необходимо прежде всего указать на такие, как организация деятельности входящих в его состав кафедр по реализации основных и дополнительных программ всех уровней довузовского, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, подготовка документов для лицензирования вновь открываемых образовательных программ; создание условий для разработки и издания учебной и учебно-методической литературы, отвечающей современным требованиям к образовательной деятельности; проведение систематической работы по контролю учебного процесса в части, осуществляемой кафедрами данного факультета; координация деятельности входящих в его состав кафедр по подготовке кадров высшей квалификации, переподготовке и повышению квалификации специалистов; проведение воспитательной работы и координация общественно-полезной деятельности обучающихся и сотрудников факультета; осуществление международной деятельности в области образования, подготовки кадров, научно-исследовательских и прикладных разработок, экспертизы; ведение документации и подготовка отчетных данных факультета по учебным, научным, методическим вопросам и воспитательной работе, а также документации, необходимой для аккредитации направлений подготовки и специальностей факультета, самоаттестации в ходе аккредитации университета и др.
В пятом разделе «Международная деятельность» освещаются вопросы международного сотрудничества факультета с зарубежными организациями, учреждениями и предприятиями.
Шестой раздел «Взаимодействие с другими подразделениями университета» характеризует взаимодействие факультета с другими подразделениями университета по обеспечению образовательного процесса, организации научно-исследовательской и хозяйственной работы.
Седьмой раздел «Ответственность факультета» содержит принципиальные положения о мере и степени ответственности факультета и его сотрудников за деятельность факультета.
В восьмом разделе «Реорганизация и ликвидация факультета» отмечается, что прекращение деятельности факультета осуществляется путем его ликвидации или реорганизации4.
Аналогичным образом построены и остальные положения данной системы менеджмента качества.
Социология
7
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 4
Руководством университета разработан план мероприятий по совершенствованию системы менеджмента качества на ближайшие годы. Этот план включает в себя целый ряд мероприятий организационного и методического характера. В частности, в нем выделены такие мероприятия, как формирование организационной структуры управления качеством в области образовательной деятельности; совершенствование политики университета в области качества; разработка целей в этой области по университету в целом, факультетам (институтам) и кафедрам; раз -работка, согласование и введение в действие обязательных документированных процедур; разработка, актуализация и введение в действие документации, регламентирующей выполнение ключевых процессов образовательной деятельности; обучение уполномоченных по качеству на факультетах и кафедрах по программе курса «Основы обеспечения качества образовательной деятельности»; самооценка деятельности университета по критериям модели «Совершенствование деятельности вуза»; формирование команды внутренних аудиторов системы менеджмента качества в области образовательной деятельности и их подготовка по программе курса «Внутренний аудит»; разработка программы проведения внутреннего аудита в области образовательной деятельности; проведение внутреннего аудита системы менеджмента качества в области образовательной деятельности; разработка процедуры
оценки потребностей и удовлетворенности заинтересованных сторон (студентов, выпускников и работодателей) качеством процессов образовательной деятельности методом анкетирования; проведение выборочной оценки потребностей и удовлетворенности заинтересованных сторон (студентов, выпускников и работодателей) качеством процессов образовательной деятельности; актуализация документации системы менеджмента качества; подготовка к сертификации и начало процедуры подтверждения соответствия системы менеджмента качества образовательной деятельности требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2000.
Естественно, что проводимая в СГУ работа по созданию системы менеджмента качества образования - это лишь начало большого и сложного процесса, который будет усложняться по мере возникновения перед вузом новых задач в плане перехода на двухуровневую систему обучения, в основе которой лежит качество образования.
Примечания
1 См.: Инновационная образовательная программа Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского: итоги и перспективы. Саратов, 2009. С. 1-3.
2 См.: http://www.sgu.ru/node/30977.- 10.09.2009.
3 См.: http://www.sgu.ru/node/21012.-05.09.2009.
4 См.: Система менеджмента качества. Внутренние нормативные документы. Саратов, 2008. Вып. 3. С. 4-8.
УДК 316.334.3
политическая элита современной и формирование новой парадигмы управления
д.В. Покатов
Саратовский государственный университет, кафедра прикладной социологии E-mail: dvpokatov @gmail.com
В статье рассматриваются особенности функционирования политической элиты современной России. Дается характеристика реализующихся на современном этапе управленческих парадигм, анализируются факторы, влияющие на их претворение, и определяется роль элиты в этом процессе. Ключевые слова: политическая элита, парадигма, управление.
Political Elite of Modern Russia and Forming of the New Administration Paradigm
D.V. Pokatov
Peculiarities of modern Russia political elite functioning are considered in the article. The characteristic of the administration paradigms, which are realized at modern stage, is given, factors, influencing on
россии
their realization, are analysed, and the role of elite in this process is defined.
Key words: political elite, paradigm, administration.
В последние годы в научной литературе отмечается определенный рост числа исследований, посвященных анализу процесса функционирования политической элиты и управленческих парадигм, во многом определяющих облик современных моделей управления. К рассмотрению сущности функционирования политической элиты обращались в своих исследованиях Ю.С. Дульщиков, В.Н. Иванов, Г.П. Лесников, Л.В. Бабаева, Е.Я. Таршис, Л.А. Резниченко и др. Анализ различных типов управленческих пара-
© Д.В. Покатов, 2009