Досуг является одной из жизненно важных сфер существования человека, где обретается потенциальная возможность всестороннего личностного развития за рамками жестко детерминированных производственных и сервисных процессов. Становление идеологии общества потребления в сегодняшней России существенным образом повлияло на сферу досуга. Досуговая активность индивидов вне контекста потребления услуг или товаров для отдыха и досуга сводится до минимума; и наоборот, потребление в сфере досуга преобладает над другими сферами человеческой деятельности. С одной стороны, происходит увеличение объемов потребления услуг досуговых сервисов жителями больших городов, с другой стороны все больше горожан значительную часть своего досуга тратят на потребление. Самодеятельность индивида в свободное время сведена к минимуму, крайне ограничены возможности непредвзятой оценки выбора предложений со стороны индустрии досуга; в эпоху заполняющей все рекламы для творческого досуга не остается места, социальное пространство и время заполняются практиками потребительства.
УДК 316.74:378
Примечания
Культурно-досуговая сфера Москвы в оценках населения. М., 2006. С. 11.
Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.
Пича В. Культура досуга. Киев, 1990. С. 5.
ЗборовскийГ.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социс. 2006. № 12. С. 61. Яковлев В. Социальное время. Ростов н/Д, 1980. С. 28.
Культурно-досуговая сфера... С. 6.
Там же. С. 14.
Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. №2. С. 3-40.
Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. С. 115-116.
Ильин В.И. Указ. соч. С. 3, 4.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006. С. 207. Фаулер Б. Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. 1999. № 3.
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Г. Малинский
Саратовский государственный университет, кафедра социальной информатики E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены актуальные вопросы перехода высшей школы Российской Федерации на двухуровневую систему обучения, в центре которой находится проблема качества образования.
Ключевые слова: качество образования, критерии измерения качества образования, показатели измерения качества образования.
Indexes and Measure Criterions Quality of Sociological Education I.G. Malinsky
The article covers present-day topic - the transit of Russian Federation higher school to the two-tier system. The central problem of the two-tier system is the quality of education.
Key words: quality of education, criterions of quality of education measure, indexes of quality of education measure.
Переход российской высшей школы на двухуровневую систему подготовки специалистов выдвигает на первый план проблему качества образования. Качество лежит в основе развития общеевропейского пространства высшего об-
разования и именно этому вопросу уделяется особое внимание. В соответствии с принципом институциональной автономии ответственность за обеспечение качества лежит на каждом из вузов, что является основой формирования национальных систем по обеспечению качества, которые должны включать:
1) определение обязанностей участвующих органов и учреждений;
2) оценивание образовательных программ и вузов, включая внутренную и внешнюю оценку, участие студентов, публикацию результатов проведенной экспертизы;
3) создание системы аккредитации, аттестации и сопоставимых процедур оценки качества;
4) развитие международного партнерства и сотрудничества, создание национальной информационной сети по проблемам образования.
Разработка проблемы качества высшего образования на европейском уровне предполагает создание набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов обеспечения качества, исследование способов создания адекватной со-
2
5
9
10
11
12
© И.Г. Малинский, 2009
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1
гласованной системы проверки качества и аккредитации агентств и организаций, участвующих в оценке качества высшего образования.
Оценка качества призвана охватить преподавание, исследовательскую работу, руководство и управление, соотношение между традицией и новаторством, академической направленностью и экономической релевантностью, способностью удовлетворить потребности учащихся. Другими словами, контроль качества превращается в неотъемлемую часть вузовской культуры.
Проблема измерения качества образования весьма сложная. В западноевропейских странах основными подходами к процессу оценивания, используемыми как во внешней, так и во внутренней системах качества, являются показатели эффективности (performance indicators) и экспертные проверки (peer review).
В системе высшего образования России более развита внешняя оценка качества, ориентированная на стандарты и показатели эффективности. Основными элементами этой системы являются стандартизация и процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, а также комплексное оценивание образовательных учреждений в целом и отдельных специальностей на основе рейтинговой системы. Все эти процедуры включают проведение внутренней проверки.Показатели государственной аккредитации в РФ разделены на две части: 1) показатели, определяющие статус учебного заведения по типу (статус «высшее учебное заведение»);
2) показатели, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет). Аккредитации, как правило, здесь предшествуют периодические процедуры лицензирования, самоаттестации и аттестации, занимающие длительный период времени. Спецификой российской системы оценки качества подготовки выпускников (как и в других странах СНГ) является оценка соответствия качества образования требованиям государственных образовательных стандартов по четырем циклам дисциплин: гуманитарные и социально-экономические дисциплины; естественно-научные и математические; общепрофессиональные; специальные.
В настоящее время в Российской Федерации утверждены следующие показатели, на основе которых проводится государственная аккредитация вузов:
1) спектр реализуемых основных образовательных программ (реализуемые образовательные программы и контингент студентов по профилям подготовки);
2) возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (реализация программ послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура), контингент аспирантов и (или) докторантов, соискателей
ученой степени кандидата и (или) доктора наук; диссертационные советы; реализация образовательных программ, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров);
3) научные исследования (спектр наук, в рамках которых выполняются научные исследования; объем финансирования и результативность научных исследований);
4) научно-методическая работа (изданные монографии; изданные учебники и учебные пособия с грифами государственных органов управления образованием, других государственных органов исполнительной власти, учебно-методических объединений);
5) качественный состав научно-педагогических кадров (преподаватели с учеными степенями и (или) званиями; преподаватели - доктора наук и (или) профессора). следует отметить, что приказом Министерства образования РФ от 8 ноября 2000 г. этот показатель дополнен еще одним существенным критерием: процент преподавателей, работающих в вузе на полную ставку (штатные преподаватели).
В вузах России инструментом контроля над качеством образования служат госстандарты. Они содержат требования к уровню подготовки абитуриентов, наиболее общие требования к образовательным программам, а также требования к обязательному минимуму их содержания. Основные образовательные программы включают базисные учебные планы, примерные программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Содержание основных образовательных программ высшей школы считается одним из ключевых показателей качества образования: ведь только анализ содержательной составляющей подготовки позволяет сделать обоснованное заключение о целостности и преемственности образовательных программ; отсутствие фрагментарности и дробности учебных дисциплин; о наличии развитой цикличной структуры как основы построения разнообразных образовательных концентров. Содержание обучения дает однозначное представление о сбалансированности образовательной и профессиональной, фундаментальной и практической составляющих; наличии и соотношении федерального и национальных (региональных) компонентов, а также курсов по выбору и разветвленной системы спе-циализаций1.
Еще раз повторимся, что главный принцип Болонской декларации - качество обучения, это самое важное, что должны обеспечить все вузы, участвующие в данном процессе. Отсюда каждый вуз должен иметь конкретную программу достижения соответствующего уровня качества образования. Работает в этом направлении и Саратовский университет.
Первоочередная задача - это повышение эффективности учебно-методической работы,
28
Научный отдел
что предполагает решение целого ряда более конкретных вопросов. Сюда можно отнести дальнейшую работу над улучшением содержания учебных программ и планов, повышения мастерства каждого из преподавателей, налаживание постоянного и эффективного контроля за всем ходом учебного процесса. Это достигается совершенствованием организации учебного процесса (введением единой диспетчерской службы, повышением уровня посещаемости занятий студентами и т.д.) и предполагает активизацию работы учебно-методической комиссии университета, а также учебно-методических комиссий на всех факультетах. С их деятельностью должен быть непосредственно связан контроль за осуществлением учебного процесса.
В Саратовском университете разработана политика в области качества, направленная на обеспечение качества образовательных услуг и научной продукции, гарантированно соответствующих всем законодательным нормам и ожиданиям заинтересованных сторон2. Особо следует отметить тот факт, что приказом ректора СГУ от 3.04.2007 г. (приказ № 195-В) создано Управление обеспечения качеством (УОК).
Программными целями его деятельности являются следующие:
- реализация политики руководства университета в области качества (степень соответствия присущих характеристик требованиям) и совершенствование системы управления качеством;
- содействие подразделениям университета в обеспечении и совершенствовании качества их деятельности.
С момента своего создания УОК стремится реализовать следующие задачи:
1) проводить анализ состояния системы менеджмента качества и осуществлять подготовку отчетов о ее функционировании;
2) разрабатывать документацию системы менеджмента качества;
3) осуществлять подготовку мероприятий и организационно-распорядительных документов в области качества и обеспечивать контроль их выполнения;
4) обеспечивать организацию обучения руководителей и персонала основам управления качеством3.
Руководители управления ставят также задачу методического и информационного обеспечения работы подразделений университета в системе менеджмента качества. Важное значение придается подготовке системы менеджмента качества (система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству) и созданию условий для проведения ее сертификации.
В настоящее время УОК подготовлен комплекс документов, составляющих основу системы менеджмента качества. В декабре 2008 г. проведен внутренний аудит, в котором приняли участие преподаватели различных структурных подразделений СГУ (от социологического факультета - зам. декана по учебной работе И.А. Карелина участвовала в проверке географического факультета и Д.В. Покатов в качестве руководителя аудиторской группы принимал участие в проверке экономического факультета и факультета КНИиТ.
В 2007 г. было организовано обучение представителей структурных подразделений СГУ по программе «Управление качеством» на базе Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ). От социологического факультета данный курс прошел Д.В. Покатов. В октябре 2008 г. обучение по данному направлению было продолжено и ему был выдан диплом Европейского центра качества.
Естественно, что это лишь начало большой и многогранной работы по обеспечению качества образования в высшей школе и нужны систематические мероприятия по углублению данного процесса.
Примечания
1 См.: Качество социологического образования: проблемы и пути решения. М., 2007. С. 58.
2 Приказ ректора Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского от 25.12.2008 г. № 721-В.
3 http://www.sgu.ru
Социология
29