Научная статья на тему 'Социологическая наука в сгу: достижения и перспективы'

Социологическая наука в сгу: достижения и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В СГУ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В СГУ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СГУ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыльнов Геннадий Васильевич

В статье рассматриваются основные этапы становления и развития социологического образования в СГУ. Особое внимание уделено состоянию преподавания социологии в современных условиях, путям повышения его качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическая наука в сгу: достижения и перспективы»

Г.В. Дыльнов. Социологическая наука в СГУ: достижения и перспективы

социология

УДК 316:378.4(470.44-25)

социологическая наука в сгу: достижения и перспективы

Г.В. дыльнов

Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-mail: DylnovGV@info.sgu.ru

В статье рассматриваются основные этапы становления и развития социологического образования в СГУ. Особое внимание уделено состоянию преподавания социологии в современных условиях, путям повышения его качества.

Ключевые слова: история, становление социологии в СГУ, этапы развития социологии в СГУ, социологическое образование в СГУ, эффективность социологического образования.

sociology in saratov state University: Achievements and Perspectives

G.V. Dylnov

The article analyses the main stages of foundation and evolution of sociology in Saratov State University. Special attention is paid to the condition of sociological education in modern environment and improvement of its quality.

Key words: history, foundation of sociology in Saratov State University, stages of development of sociology in Saratov State University, sociological education in Saratov State University, the efficiency of sociological education.

Саратовский государственный университет, отмечающий в 2009 г. свой 100-летний юбилей, является динамично развивающимся вузом, продвинувшимся далеко вперед по всем направлениям своей жизнедеятельности. В течение двух лет (2007-2008 гг.) СГУ был участником федерального проекта «Образование», выиграв грант на осуществление инновационной образовательной программы. В результате ее реализации в университете удалось укрепить материально-техническую базу учебного процесса, обновить его методическое и программное обеспечение, повысить квалификацию многих преподавателей. Изменения в жизни университета последних лет выдвигают его на ведущую роль в Саратовском регионе как центра инновационных исследований и образования в области естественных и гуманитарных наук1.

Не является исключением и социологическое образование в университете. Следует особо подчеркнуть, что оно имеет давние и славные традиции. Преподавание, а затем и широкое развитие научных исследований в социальной области начинается с 1918 г., сразу после открытия в СГУ новых факультетов, в том числе историко-филологического с историческим и филологическим отделениями и юридического факультета2.

В Саратовском университете курс социологии наряду с другими курсами читался первоначально на юридическом факультете в 1918-1919 годах.

В апреле 1919 г. в университете по решению Наркомпроса РСФСР был создан факультет общественных наук (ФОН) в составе трех отделений: политико-юридического, экономического и исторического. В этот период курс теоретических основ социологии читался для студентов юридического, экономического и исторического отделений.

По курсу социологии проводились не только лекционные, но и семинарские занятия. При этом все семинарские и практические занятия,

© Г.В. Дыльнов, 2009

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 3

как по социологии, так и по другим гуманитарным наукам, проходили достаточно активно.

Кроме посещения лекций и практических занятий студентами факультета общественных наук была проявлена значительная активность и самостоятельность в плане научных исследований, что способствовало организации научного кружка, подразделившегося на ряд секций, в том числе историко-юридическую, экономическую, философско-историческую, государственного права и социологии. Одним из наиболее крупных исследователей того времени, занимавшихся социологией и читавших лекции по курсу общей социологии, был профессор Степан Федорович Кечекьян. Он не только читал лекции по социологии на факультете общественных наук, но и заведовал кабинетом социологии, заботился о его пополнении необходимой новейшей литературой, оказывал помощь студентам.

В 1920 г. на заседании совета факультета был утвержден список кафедр политико-юридического отделения ФОНа. Среди них были кафедры социологии и истории социально-политических учений, уголовной социологии, истории международных отношений, истории русского права, гражданского права и социализма и ряда других.

Среди тех, кто непосредственно занимался социологической наукой, помимо уже упомянутого С.Ф. Кечекьяна, необходимо назвать И.П. Разумовского, С.З. Каценбогена, Г.Ю. Манн-са, М.П. Коваленкова. Затем в структуре университета произошли новые изменения, факультет общественных наук был реорганизован; на педагогическом факультете была создана кафедра социологии.

Далее наступил новый период реорганизации системы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в университете (как и в стране в целом), в СГУ были созданы общеуниверситетские кафедры диалектического и исторического материализма, политической экономии и ленинизма, кафедра социологии была закрыта. С этого времени преподавание социологии в университете практически прекращается, социология заменяется комплексом партийно-идеологических дисциплин, просуществовавших вплоть до конца 80-х годов.

Возобновление преподавания социологии в СГУ началось лишь с 1990 года. Однако заметим, что социология как наука и учебная дисциплина, конечно, не могла быть уничтожена полностью. Как и в стране в целом, в Саратовском университете социологические проблемы «присутствовали» и изучались в системе существовавших тогда общественных дисциплин. В той или иной мере и степени социологическими проблемами занимались и философы, и историки КПСС, и политэкономы, и преподаватели научного коммунизма СГУ.

Так, доцент кафедры философии О.С. Зель-кина одной из первых в стране обратилась к изучению проблем системы, системного подхода

4

в научных исследованиях, имеющего большое значение и в социологии. К отдельным аспектам экономической социологии обращался, в частности, политэконом СГУ А.П. Швецов.

Особенно плодотворно в социологическом русле работали историки КПСС во главе с заведующим кафедрой В.Б. Островским, позднее возглавившим Институт социально-экономических проблем аграрно-промышленного комплекса АН СССР, ныне Институт аграрных проблем РАН. В течение многих лет кафедра истории КПСС СГУ занималась изучением крестьянства Поволжья, организовывались социологические экспедиции на село, проводились широкомасштабные исследования труда, быта, досуга крестьян. По существу были заложены основы саратовской школы аграрной социологии3.

Кафедра научного коммунизма СГУ, созданная в 1964 г., свою научную деятельность строила с применением различных социологических методов. Еще в 1971 г. появилась книга первого заведующего кафедрой И.Н. Чихичина и доцента той же кафедры Ю.А. Макарова, которая была написана в плане политической социологии4.

В.И. Осипов, бывший в свое время заведующим кафедрой, активно занимался социологическими проблемами и в течение нескольких лет читал студентам истфака СГУ большой спецкурс по методике социологических исследований. Ни одна диссертация, подготавливаемая на кафедре, не принималась к защите без данных конкретно-социологических исследований. В 1973-1974 гг. доцент Г.В. Дыльнов в составе группы ученых университета принимал непосредственное участие в разработке модных тогда планов социального развития, в частности планов развития Кировского района города Саратова и двух колхозов области. Многое сделал для становления социологии в университете С.И. Барзилов.

Все это подготавливало почву для воссоздания социологического образования в СГУ. В конце 1980-х гг. социология была официально признана в нашей стране; в 1989 г. были открыты социологические факультеты в Московском и Ленинградском университетах; стали создаваться кафедры и отделения социологии в других вузах страны. Приказом ректора Саратовского университета от 21 февраля 1990 г. была организована кафедра социологии при одновременной ликвидации кафедры научного коммунизма. Кафедру возглавил доцент Г.В. Дыльнов. Началась большая работа по формированию коллектива кафедры и созданию учебно-методических пособий.

Значительной вехой в истории кафедры явилось открытие в 1994 г. при кафедре специальности «Социология». Заметим, что кафедра социологии тогда была университетской и не могла осуществлять набор студентов и поэтому набор студентов на социологическую специальность осуществлялся на историческом факультете, что можно рассматривать своеобразной традицией

Научный отдел

Г.В. Дыльнов. Социологическая наука в С1У: достижения и перспективы

социологического образования в университете 20-х гг. В 1994 г. на первый курс было зачислено 29 абитуриентов, 28 из которых стали в 1999 г. первыми выпускниками по специальности «Социология».

17 июля 2000 г. на базе существовавшей ранее кафедры социологии и массовой коммуникации был создан социологический факультет.

Ныне в своем составе факультет объединяет 6 кафедр: теории и истории социологии, социологии коммуникаций, прикладной социологии, ре-гионоведения, социологии молодежи, социальной информатики. Наряду с кафедрами при факультете работают Саратовский центр Института социологии РАН, Центр региональных социологических исследований (ЦРСИ), Центр востоковедения, созданный при поддержке Посольства Исламской Республики Иран, научно-методический центр по работе с молодежью, а также представительства в Александровом Гае, Ершове, Красноармейске, Красном Куте, Петровске, Пугачеве, райцентре Лысые Горы и посёлке Степное.

В настоящее время на социологическом факультете обучаются около 1,5 тыс. студентов дневной и заочной форм обучения на бюджетной и коммерческой основе по пяти специальностям. Учебный процесс на факультете осуществляют 15 докторов наук, профессоров, 36 кандидатов наук, доцентов, а также пять ассистентов. Важно при этом отметить, что все доктора социологических наук на факультете - его преподаватели, защитившие диссертации в последние годы (О.Г. Антонова, Л.С. Аникин, А.М. Викулов, З.М. Дыльнова, С.Г. Ивченков, М.В. Калинникова, Т.А. Калугина, Е.Е. Немерюк, Н.В. Шахматова и др.).

Факультет пополнили 10 его выпускников, став кандидатами наук. Однако проблема притока молодых социологов на преподавательскую работу на факультет является весьма актуальной и ныне5.

Научно-исследовательская деятельность факультета включает ряд направлений. Прежде всего, это исследование проблем социально-политического развития современного российского общества. По этому направлению ежегодно проводятся конференции, и по их итогам издается сборник «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества». Наряду с этим ежегодно выходит сборник научных трудов «Российское общество в зеркале социологии». Факультет отвечает за выпуск журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология».

В 2001 г. социологический факультет принял активное участие в создании Саратовского отделения МИОН (Межрегионального института общественных наук), где он курирует направление «Власть и социальные патологии современного общества». Под эгидой МИОНа прошло несколь-

ко конференций, научных семинаров, издан ряд сборников и монографий.

Большие возможности для улучшения качества кадрового потенциала возникли в связи с созданием Института дополнительного профессионального образования (ИДПО), включающего и такое направление, как «Социология». На его базе проходят переподготовку преподаватели социологического факультета СГУ, других вузов Саратова и Российской Федерации. Работу данного направления обеспечивает социологический факультет.

Деканат факультета уделяет пристальное внимание организации учебной, научной, воспитательной и культурной деятельности студентов, используя инновационные технологии и методики. Факультет в последние годы неизменно занимает высокие места по качеству образования. В 2008 г. шесть студентов социологического факультета стали стипендиатами Оксфордского университета.

Студенты факультета активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, организуют ежегодные научные конференции, по результатам которых издается сборник студенческих работ «Регион глазами студентов». Кроме того, студенты принимают участие в научных конференциях других вузов города и страны. Работает студенческий научный кружок, а также студенческий совет факультета, который является помощником деканата в работе со студентами. Студенты факультета принимают активное участие в художественной самодеятельности университета и в спортивных мероприятиях.

Достаточно динамично развиваются международные связи факультета. В 2000 г. социологи университета ознакомились с постановкой социологического образования в университете штата Северная Каролина. Была достигнута договоренность о развитии конкретных социологических исследований по повышению эффективности социальной работы среди населения. В 2002 г. был реализован грант «Сравнительная социология» совместно с университетом штата Вайоминг. В соответствии с достигнутыми договоренностями в Саратовском университете был создан Центр региональных социологических исследований (ЦРСИ). В учебно-методические задачи центра входит проведение практических и семинарских занятий по таким дисциплинам, как методика и технология проведения социологических исследований, теория измерений в социологии, анализ данных в социологии, методика и техника социологического опроса, анкетирование аудитории.

В научно-исследовательском плане в задачи ЦРСИ входит проведение социологических исследований по изучению социальных проблем образа жизни и активного участия в образовательном процессе студентов СГУ. В качестве приоритетных задач центра выступает также разработка рекомендаций по оптимизации и повышению

Социология

5

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 3

эффективности процесса обучения в вузе, по социальной защите студентов и по оптимизации культурно-воспитательной работы.

На факультете с 1995 г. функционируют диссертационный совет, аспирантура и докторантура по социологическим специальностям. За эти годы было защищено более 30 докторских и свыше 100 кандидатских диссертаций.

В настоящее время коллектив факультета работает над одной из главных задач всего процесса реформирования высшего образования в стране - проблемой перехода на двухуровневую систему образования. В этой связи факультет принимает непосредственное участие в дальнейшей реализации инновационной образовательной программы университета: разработаны план мероприятий по переходу на двухуровневую систему образования, рабочие планы и программы по бакалавриату и магистратуре, ведется работа с молодыми преподавателями по освоению данных программ. На факультете уже началась подготовка бакалавров и в 2009 г. осуществлен их первый выпуск по направлениям «Социология» и «Регионоведение».

Большую работу осуществляет научно-методический совет факультета, в который входят наиболее авторитетные преподаватели, в направлении реализации системы менеджмента качества в образовательном процессе на факультете. СГУ сотрудничает с Европейской ассоциацией организаций гарантии качества в сфере высшего образования. В 2009 г. ряд сотрудников университета получили сертификаты данной ассоциации, среди

УДК 316.3:316.252(470)+929[3воницкая+тахтарев]

С.А. Ровнова

Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-mail: DylnovGV@info.sgu.ru

Статья посвящена анализу взглядов виднейших представителей русского неопозитивизма А.С. Звоницкой и К.М. Тахтарева на проблему общественного развития.

Ключевые слова: неопозитивизм, общественное развитие, прогресс, эволюция, личность.

Neopositivist Concept of Social Development (A.S. Zvonit-skaya and K.M. Tahtareva's Views)

S.A. Rovnova

The article analyses the ideas of outstanding representatives of Russian neopositivism A.S. Zvonitskaya and K.M. Tahtarev about the problem of social development.

© С.А. Ровнова, 2009

которых и доцент социологического факультета Д.В. Покатов.

В связи с расширением учебных площадей социологического факультета СГУ каждое его структурное подразделение получило отдельные помещения, был открыт компьютерный класс, идет процесс обновления технического оборудования на факультете, создание гардероба и буфета, большой лекционной аудитории и т.д.

Но все это лишь начало большой работы по внедрению инновационных образовательных программ в жизнедеятельности факультета, и в данном направлении предстоит еще многое сделать, с тем чтобы позиции социологического факультета в регионе стали еще более прочными.

Примечания

1 См.: Инновационная образовательная программа Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского: итоги и перспективы. Саратов, 2009.

2 См. подробнее: Саратовский университет (1909-1959). Саратов, 1959. С. 19.

3 См.: Островский В.Б. Колхозное крестьянство СССР. Саратов, 1967; Островский В.Б., Веник Б.Л. По старым саратовским трактам. Саратов, 1974.

4 См.: Чихичин И.Н., Макаров Ю.А. Система общественных объединений трудящихся в политической организации советского общества. Саратов, 1971.

5 См. подробнее: Социология в Саратовском университете. 2-е изд., перераб. и доп. Саратов, 2005. Разд. 2.

Key words: neopositivism, social development, progress, evolution, individual.

В начале ХХ в. ведущей школой в развитии русской социологии становится неопозитивизм, имеющий свои взгляды и представления об историческом процессе, законах общественного развития. Наиболее яркими представителями этой школы были А.С. Звоницкая, К.М. Тахта-рев и П.А. Сорокин. Остановимся на взглядах А.С. Звоницкой и К.М. Тахтарева на проблему детерминированности общественного развития.

Агнесса Соломоновна Звоницкая - первая женщина, выступившая на русском социологическом поприще. Ее работа «Опыт теоретической социологии» (1914) написана под сильнейшим влиянием Тарда, Гиддингса, Болдуина и Де Роберти. Книга

неопозитивистская концепция общественного развития (вгляды а.с. звоницкой и к.м.тахтарева)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.