© Н.А. Тельнова, Н.А. Калашникова, 2009
УДК 165.12 ББК 87.21
СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ФОРМЫ ЕГО СУБЪЕКТИВНОСТИ
Н.А. Тельнова, Н.А. Калашникова
В статье раскрывается связь проблемы субъективности с формированием самосознания человека. Авторы показывают, что исходным пунктом развития самосознания человека выступает его становление в качестве телесного существа. Онтологическим основанием субъективности является двойственность человеческого бытия: обособление от мира как условие становления самосознания и отождествление с ним как условие приобщения к общечеловеческим формам культуры. Самосознание способствует объективации субъективных переживаний, оптимизируя взаимообмен между внутренним и внешним миром человека.
Ключевые слова: самосознание, рефлексия, субъективность, телесность, онтологические основания.
Формирование самосознания человека есть сложнейший процесс становления его как разумного индивида и «ясного понимания себя как исходной функционирующей субъективности» [2, с. 338]. В философии существует множество трактовок субъективности - это и эмпирическое индивидуальное самосознание, и характеристика логического мышления или чистого самосознания, и уникальный индивидуализированный способ образного представления реальности, и специфическая реальность, имманентная любым человеческим актам и событиям. В современной философии утвердилась идея, что рефлексирующий разум выражается в самобытии актами субъек-тивации, в связи с этим мир выступает как человекосоразмерный.
Самосознание обозначает человеческого индивида как субъективность, обеспечивая его свободой и конституируя автономию его мышления. Об этом писали Р. Декарт и И. Кант, тесно связывавшие единство, интегрированность и неповторимость личности с единством ее самосознания. Р. Декарт зафиксировал сферу возросшей субъективности мыслящего «Я», которой придал статус
самодостоверности и изначальной определенности.
Филогенетически развитие самосознания идет от осознания внешних предметов и действий с ними к осознанию мыслей об этих предметах и действиях с ними. Онтогенетически - через формирование ощущения собственного тела, его положения в пространстве, через процессы общения, через использование наличных элементов материальной и духовной культуры. Акты самосознания включают как бы в спрессованном виде знание человеком положения своего тела в пространстве и во времени, «знание различий между объективными изменениями и сменой субъективных состояний сознания и представление о связи перспектив опыта с объективным положением тела» [4, с. 251-252]. Проявление самосознания колеблется от телесных ощущений до размышлений человека о своем назначении и смысле жизни.
Становление самосознания человека тесно связано прежде всего с осознанием им своих телесных состояний (само-чувствием). Тело, рассматриваемое в гносеологическом аспекте, является важнейшим «органом» познания, представляет собой границу внешнего и внутреннего миров, непосредственно воспринимает и отражает их воздействия. Сознание человека всегда телесно локализова-
но и его проявления сопровождаются соответствующими телесными реакциями; тело воспринимает и кодирует поступающую в мозг информацию, генерирует символы, продуцирует различные знаковые коды. Аккумулируя создание визуальных объектов, оно становится исходным пунктом человеческого познания и порождения культурных артефактов, которые, в свою очередь, корректируют проявления органических тел и осуществление их биологических программ. Через деятельность глаз и рук, побуждаемых телом, чувственно-конкретный образ отражается в сознании и на его основе конституируется пространство культуры.
Сознание человека формируется по мере овладения им собственным телом, превращения его органов в «орудия» деятельности. В акте чистого познания человек относится к другим как к объектам, как одна рациональная телесность к другой рациональной телесности. Объектом сознания, согласно Б. Спинозе, являются отношения тела и внешних предметов, которые находятся в непосредственной связи друг с другом. Разум человека «воспринимает всякое внешнее тело как действительно (актуально) существующее только посредством идеи о состояниях своего тела» [7, с. 429]. Если античная мысль исходила из различия человека и предмета, стремясь выявить единую основу и гармоничную связь между ними, то Б. Спиноза констатирует исходную неразличимость тела и предмета.
Телесное Я образуется из ощущений тела, разнообразный характер которых определен внутренней динамикой организма и изменяющимися условиями удовлетворения потребностей человека. Чувства всегда телесно укоренены, выражаются в определенных жестах, которые формируются и отрабатываются в определенном культурном пространстве. Тело определяет для себя наличие предметов как объектов осмысления своим прикосновением к ним через движение органов, откликающихся на их призыв. Телесное Я обнаруживает себя через совокупность стереотипных форм действий, рационализации, дескриптивных суждений.
Человек - граница понимания мира, он смотрит на мир как бы изнутри себя. Про-
ецируя себя на вещь в процессе познавательной деятельности, человек расширяет рамки своей телесности и в каждой точке соприкосновения с миром оставляет часть себя. Выход за пределы тела к внешнему миру служит одним из условий, обеспечивающим объективность и адекватность человеческого познания, формирования его самосознания и субъективности. Человек видит и выбирает то, что соответствует ему как познающему субъекту, а именно то, что он хочет видеть и выбрать - через знание видимого, через то, что он уже знает и видит. В этом смысле человек не видит то, что ничего не значит для него с точки зрения предшествующего опыта или воспоминания. Эта проблема интересовала Канта, который в самосознании трансцендентального субъекта искал природу субъективности, а основу для общечеловеческого согласия стремился найти в глубинах человеческой души.
Личностное самосознание возникает благодаря «вписанности» тела в окружающий мир и способности человека соотносить перемещение вещей внешнего мира и движений собственного тела, которое является условием всякого перемещения. Самосознание человека начинается с его способности узнавать себя как телесное существо через способность осязать предметы с помощью чувственных восприятий или каких-то орудий (которые воспринимаются как непосредственное продолжение тела), а также в зеркальном отражении. Ж. Лакан утверждал, что ребенок, узнавая свое зеркальное отражение, встречает его ликованием, манипулирует органами своего тела; через телесное самочувствие начинает отличать себя как отдельного индивида от всего остального мира. Для ребенка «тело» мира выступает идентичным телу матери, отделение от которого рождает в нем ощущение внутренней дисгармоничности и психологического надрыва, что приводит его к стремлению освоить мир как нечто родное и близкое, слиться с ним, преодолеть исходное нарушенное равновесие и единство с материнским лоном, репрезентировать свое «Я» через его заместитель - «тело» мира.
Ж. Лакан выражает стремление человека дополнить себя, преодолеть свою отторг-нутость от мира через понятие «потребность»,
с помощью которого он пытается выявить трансцендентально-феноменологические условия, создающие возможность индивидуации телесного субъекта. Тело человека представлено им в виде особой карты, которая по мере его взросления заполняется социокультурными знаками и шифрами, моделируется в соответствии с определенными нормами и закономерностями. В телесной картографии просвечивают социальные смыслы, способствующие отработке телесных навыков, координации движения в пространстве, интеграции «раздробленного тела» в законченную структуру и признание ребенком своего телесного образа [3, с. 10-11].
Отображение телесной организации образует одно из базисных «измерений» модальности «Я». Человеческое тело выступает как изначальная форма его самости, как природная предпосылка деятельной активности и субъективности человека. Оно является важнейшей составной частью идентичности человека и принадлежит ему в гораздо большей степени, чем его любимые вещи. «Это верно не только потому, что тело представляется физическим базисом ментальных актов, но и потому, что представление о собственном теле является важной частью создаваемого человеком образа самого себя; кроме того, тело может выразить даже лучше, чем сознательные ментальные акты, сокровенные измерения человеческой идентичности» [8, с. 113].
Одной из причин кризиса идентичности является неспособность человека идентифицировать себя со своим телом, особенно в случае неожиданных телесных модификаций (например, превращение девочки в женщину порождает новые потребности, для удовлетворения которых необходима смена ценностных ориентаций). В пространстве личностного самосознания происходит процесс обретения индивидом собственной идентичности, подлинной субъективности.
Таким образом, «исходным для понимания самосознания является не осознание сознания, а восприятие собственного тела и его места в системе других тел и событий физического мира» [5, с. 169]. Это самовосприя-тие является необходимым условием восприятия внешнего мира как существующего не-
зависимо от познающего субъекта. Благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности сущему и как мыслящее существо возвышается до уровня свободного субъекта, вокруг которого центрируется мир. Самосознание, существуя как нечто единое с целостным потоком сознания, выступает в качестве его своеобразного центра. В развитом самосознании, то есть осознании человеком своего тела, мыслей и чувств, своих ценностей и смысла бытия, отношения к другим, положения в мире и обществе, проявляется его самобытная природа, сущностные атрибуты, в конечном счете его субъективность.
Субъективность не является чем-то изначально данным, а обусловлена характером коммуникативных процессов, опосредующих существование человека в мире, и строится в их тесном взаимодействии в рамках данной культуры, поэтому степень самосознания, характер субъективных переживаний могут быть различными. Современная психология сводит законы конструирования схемы «самости» к четырем основным принципам: социальное сравнение; оценка окружающих; самоанализ своего поведения; восприятие своего внутреннего состояния и условий, в которых оно протекало; смысловая интеграция жизненных переживаний, что подчеркивает системность «Я», неразрывную связь поведенческих аспектов с мотивационными. Речь идет о том, что на формирование самосознания человека влияют социокультурные формы его бытия, сообщество людей, характер взаимодействия с окружающим миром, совместная деятельность и общение с другими; оно также генетически связано с отношением к себе с точки зрения другого.
Как всякое динамическое образование, субъективная реальность является биполярной, она представляет собой единство противоположных модальностей «Я» и «не-Я», в рамках которого формируется и реализуется активность человеческого бытия, происходит управление познавательными и поведенческими актами. Самосознание возможно только в процессе выделения человеком себя из внешнего мира (или различения «Я» и мира), следовательно, двойственность человеческого бытия, его биполярность выступает в ка-
честве предпосылки субъективности человека. Именно факт разделенности, а значит, неполноты его бытия можно рассматривать в качестве субстанциального основания предметного сознания и самосознания как формы субъективности.
При этом важно иметь в виду, что если, с одной стороны, объективная сфера представляет собой важную форму организации и проявления самосознания человека, то с другой -познание внешнего мира (в отношении его результатов, целей, способов) зависит от самопознания, от уровня развитости самосознания человека.
Структуры самосознания способствуют стремлению человека к целостности своих субъективных проявлений. Они выполняют ряд функций: могут мотивировать, то есть побуждать к определенной деятельности, участвовать в целеобразовании, воспрещать те или иные действия, детерминировать отношение к окружающим, определять стиль и характер общения с ними, влиять на развитие личности, выступать формой самоконтроля в различных формах самопроявления и служить обоснованием приобщения субъекта к культуре.
Культурно-историческое поле - поле наличной социальности, наличных форм сознания и видов деятельности - является «пространством» возникновения и существования субъективности (как особой формы бытия в ряду других форм). Отношения внутри этого совместного бытия, «со-бытия» по необходимости противоречивы. Они реализуются двумя взаимосвязанными факторами: процессом обособления как условия становления индивидуальности и отождествления как условия приобщения ее к общечеловеческим формам культуры. Выработка новых средств в одном процессе становится предпосылкой разворачивания другого.
Развитие индивидуального сознания связано с зарождением сравнивающей, по классификации Гегеля, рефлексии, которая обеспечивает синтез целостного «Я»: «Я-субъек-та» и устойчивого миропредставления. Правда, границы самосознания (или «Я») совпадают с границами группового сознания («Мы»); за этими границами оказываются «Они» - нечто «чуждое». Когда целостное «Мы» расщеп-
ляется на множество персонажей, принадлежащих разным общностям, отождествление с которыми в наличной жизнедеятельности просто невозможно, возникает субъективность как точка средоточения различных общностей и обособления от них. То, относительно чего «Я» самоопределяется как субъект, есть его объект «не-Я».
Рефлексия - контролируемая субъектом деятельность сознания: здесь выявляются глубинные смыслы человеческого бытия, исторические цели человека и человечества. Самосознание в случае рефлексии - это не просто знание о том, что есть, а всегда способ критического переосмысления сложившихся систем деятельности, принятых установок, имеющейся Я-концепции. Поэтому это также пересоздание объекта рефлексии, в том числе и самого Я.
Определяющая рефлексия выступает как фундаментальный способ овладения противостоящим «не-Я», то есть объектом [1, с. 442-443]. Осуществляется она в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторого «не-Я», и как средство его мысленного воспроизведения. Первый момент позволяет субъекту сознавать независимое от него существование объекта; второй момент есть акт его (объекта) понимания, раскрытия его сущности. «Несомненно, что рефлексия (вслед за подражанием) является одним из фундаментальных механизмов становления собственно человеческого способа жизни. Подражание всегда работает по принципу удвоения любой жизненной формы, формы бытия, которые взаимоотра-жаются друг в друге» [6, с. 50-51]. Рефлексия в противоположность подражанию всегда раздваивает некоторое исходное, тотальное единство, делает его полярным (например, «Я» - «не-Я»).
Для иновыражения полярных противоположностей необходимо выполнение ряда условий. Первым является произвольная остановка, прекращение естественного течения какого-либо процесса; уже сама остановка чревата выходом за пределы текущего состояния - в свое другое. Поэтому следующим условием является обязательная фиксация остановленного движения в некотором другом (например, в норме, правиле, способе дей-
ствия). Только после выполнения этих условий складываются те предпосылки, которые обеспечивают иновыражение (объективацию) исходного движения. Форма субъективности во многом зависит от того смыслового поля, внутри которого совершается объективация. Из единства и взаимосвязи субъектно-объектных отношений следует, что, познавая себя, мышление познает и внешний мир.
Переживание индивидом дуальности: несовпадения наличных и метафизических начал бытия, субъективности и внешних форм ее проявления, сущности и существования есть начало самоопределения (обособления) и зарождения его самосознания как точки отличения себя от своей жизнедеятельности, от всяких способов отношения к миру, от самого мира. Но при этом специфика самосознания заключается в его интегративном характере, то есть в стремлении человека преодолеть противоречивость своего бытия и найти согласие с собой и миром (в частности, этому способствует выработка и следование духовно-нравственным ориентирам и общечеловеческим нормам). Становление самосознания как специфической формы субъективности в онто- и филогенезе идет от выделения человеком себя из объективной реальности к последующему стремлению обрести единство «Я» и внешнего мира.
Самосознание человека как выражение его субъективности позволяет ему сохранять
устойчивые формы поведения, соответствующие принятым ценностям, осуществлять самооценку и нести ответственность за совершаемые действия. Оно становится способом поддержания целостности человека и способствует объективации субъективных переживаний, оптимизируя взаимообмен между внутренним и внешним миром человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Изд-во «Мысль», 1998. - 1072 с.
2. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. - СПб. : Владимир Даль, 2004. - 396 с.
3. Лакан, Ж. «Стадия зеркала» и другие тексты / Ж. Лакан. - Париж : EOLIA, 1992. - 102 с.
4. Лекторский, В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. - М. : Наука, 1980. - 357 с.
5. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 255 с.
6. Слободчиков, В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В. И. Слобод-чиков // Мысли о мыслях. В 2 т. Т. 2. Ч. 1. - Новосибирск : Изд-во журнала «Эко», 1996. - С. 49-57.
7. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. - М. : Политиздат, 1957. - С. 359-618.
8. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле // Вопросы философии. - 1994. - №> 10. - С. 112-123.
MAN’S SELF-CONSCIOUSNESS FORMATION AS A FORM OF HIS SUBJECTIVITY
N.A. Tel’nova, N.A. Kalashnikova
The connection of subjectivity problem with man’s self-consciousness formation is revealed in the article. The authors show, that the starting point of man’s consciousness development is his formation as a corporal being. The ambiguity of man’s existence is an ontological foundation of subjectivity: isolation from the world as a condition of self-consciousness formation and identification with it as a fact of consolidation with the common to all mankind forms of culture. Self-consciousness leads to objectification of subjective experience, improving the interchange between the inner and outer world of man.
Key word: self-consciousness, reflexion, subjectivity, corporeality, ontological foundation.