Вестник Ставропольского государственного университета
мам
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Л. А. Филимонюк
STUDENTS' PROJECT CULTURE DEVELOPMENT IN HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL SPACE Filimonyuk L. A.
The use of design facilities in the educational process of a higher school is considered as one of the conditions for students' project culture development, the content components of which include project competence; the development of students' creative characteristics and abilities; value- aesthetic attitude to the vital activity medium.
Key Words: professional training, design, projecting, project culture, project competence, creative abilities.
Использование возможностей дизайна в образовательном процессе вуза рассматривается в качестве одного из условий становления проектной культуры студентов, содержательными компонентами которой являются: проектная компетентность; развитие творческих качеств и способностей студентов; ценностно-эстетическое отношение к среде жизнедеятельности.
Ключевые слова: профессиональная подто-товка, дизайн, проектирование, проектная культура, проектная компетентность, творческие способности.
УДК 378.14
В настоящее время в мире происходят процессы глобализации культурного и образовательного пространства, частью которых являются интегративные процессы, несущие в себе большой потенциал для развития гуманитарного образования в нашей стране. Реализация интегративной функции педагогики, связанной с использованием знаний, заимствованных из других научных дисциплин, выступает как одно из методологических условий моделирования в образовании. Перспективы его обновления делают настоятельной задачу подготовки профессионала, способного к проектированию собственной деятельности в различных социокультурных ситуациях, готового находить пути решения возникающих проблем независимо от частных обстоятельств, вырабатывать особенную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Успешность качественной подготовки будущих специалистов может зависеть от становления «проектной культуры» личности в процессе образования как важной части общей и профессиональной культуры.
Проектирование становится определяющей стилевой чертой нашего сознания и бытия во всех сферах жизнедеятельности, неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Проектная культура аккумулирует материальную и духовную культуру, являясь условием развития творческих способностей личности и гуманизации общества. Практическое созидание предметного мира есть самоутверждение человека как
Т. Е. Труфанова, А. А. Федосеева Психологическая поддержка и неформальное образование родителей...
ее отношений с собственной матерью (P. M. Shereshefsky & L. J. Yarrow, Г. Г. Филиппова), психолог сопровождает женщину в ее внутреннем поиске.
Подводя итоги, подчеркнем следующее: педагогическое проектирование программы неформального образования и психологической поддержки родителей представляет собой сложное, самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к его техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики и психологии, что в свою очередь определяет его методологию
и перспективы дальнейшего развития. Считаем важным наше введение авторского трактования понятия «психологической поддержки родителей в процессе неформального образования» в данной статье, что позволило упорядочить исследуемое пространство, уточнить компоненты проектировочной деятельности педагога, психолога и других специалистов при работе с родителями, выделить этапы создания индивидуальных и групповых педагогических проектов, определять результативность образовательных программ с одновременной психологической поддержкой обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 98, 104.
2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. — М.: Эксмо, 2003. — С. 660.
3. Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. — М.: «Мартин», 2004. — С. 842.
4. Ланцбург М. Е. Применение экзистенциаль-
ного гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей // Журнал практического психолога. — 2003. — № 4—5. —
С. 22-37.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 2-е изд., испр. и доп. — М.:АЗЪ, 1994. — С. 525, 902.
6. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 173-196.
7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. — Т. 8. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
Об авторах
Труфанова Татьяна Евгеньевна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры. Сфера научных интересов - проблемы непрерывного образования в области физической культуры.
1айапа[email protected]
Федосеева Анна Александровна, детский развивающий центр «Разумейка» г. Видное Московской области, педагог-психолог. Сфера научных интересов - неформальное образование и психологическая поддержка родителей в первые годы воспитания ребенка.
1айапа[email protected]
Вестник Ставропольского государственного университета
ш
тическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами, но они развивались в русле психоанализа (Дж. Боулби, Д. Винни-котт, М. Кляйн, М. Марконе, С. Фанти,
A. Фрейд, К. Хорни, К. Эльячефф, Э. Эриксон и др.). Применение психоанализа предполагает длительную работу с клиентом и возможность актуализации в процессе работы глубинных внутренних конфликтов, что в случае склонности беременной женщины к соматизации проблем может негативно сказаться на течении беременности.
Большинство работ отечественных психологов по данной тематике имеют исследовательский характер и направлены на разработку методов диагностики различных аспектов материнской сферы в русле отечественной возрастной психологии (Н. Н. Авдеева, О. В. Баженова, Е. И. Захарова, Е. И. Исенина, С. Ю. Мещерякова,
Е. О. Смирнова, Ю. И. Шмурак и др.), онтогенетической концепции материнства Г. Г. Филипповой, биопсихосоциальной
концепции девиантного материнства
B. И. Брутмана. Сегодня практический психолог, работающий с беременными женщинами, имеет в своем распоряжении ряд ва-лидизированых диагностических методик. В консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической практике психологи применяют самые разнообразные техники групповой, телесно ориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга, транзактного анализа и другие известные им методики, руководствуясь скорее принципом эклектизма.
Из всего вышеизложенного следует актуальность разработки методологии неформального образования и психологической поддержки родителей и, прежде всего, женщин в период до и после рождения ребенка.
С нашей точки зрения, цель психоло-го-педагогической работы с будущими родителями - содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных эта-
пах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств.
Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностносмысловой и операциональный блоки родительской сферы (Г. Г. Филиппова), в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям» (Д. Винникотт), к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, ухода за ребенком и его воспитания. При этом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.
Объект деятельности психолога, по мнению М. Е. Ланцбурга, - развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Грубым вмешательством специалист способен разрушить невидимые связи, складывающиеся между матерью и растущим ребенком. Поэтому так важно, чтобы специалист доверял тем процессам, которые происходят внутри этой диады. Непосредственное воздействие психолога на ребенка (за исключением невозможности контакта матери или близкого родственника с ребенком) не должно иметь места. Мы должны ограничить объект воздействия родителем, помня при этом, что в состоянии беременности женщина весьма чувствительна и внушаема (4, с. 22-37).
В случае диагностики изначально неблагополучного отношения женщины к беременности (одного из неоптимальных типов гестационной доминанты по И. В. До-брякову) и ребенку (одного из неадекватных типов переживания беременности по Г. Г. Филипповой), неадекватного понимания ею функций матери (что, как правило, связано, в свою очередь, с нарушением
Т. Е. Труфанова, А. А. Федосеева Психологическая поддержка и неформальное образование родителей...
В самом общем виде разработка креативной модели осуществлялась нами в следующей последовательности: актуализация знаний о педагогическом объекте, модель которого будет построена, и опыта оперирования с ним на практике; описание характеристик данного объекта, его свойств, компонентов и т. д.; выделение нового в исследуемом объекте с сохранением основных признаков оригинала.
При этом мы использовали различные методы проектирования, которые соответствовали проблеме и предмету проектирования (объективные критерии) и особенностям самих субъектов (педагогов и специалистов центра и родителей), участвовавших в эксперименте и те методы, которыми владели сами проектировщики (субъективные критерии). В частности, мы использовали эвристические методы решения изобретательских задач, моделирование, методы квали-метрии и т. д.
Проектируя программу неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка, мы опирались на глубокую связь психологии с педагогикой, о которой К. Д. Ушинский (7) говорил: чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь обучающему и обучаемому. В развитии всех областей педагогики возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных этапах обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.
Необходимо отметить, что на генетическую связь педагогики и психологии ученые начали обращать внимание в период с
конца XIX века до начала 50-х годов XX века. Именно в это время педагогическая психология оформляется в самостоятельную отрасль знаний. Проводятся первые экспериментальные работы в этой области. Ученые Франции, России, США разрабатывают специальные педагогические системы (например, система М. Монтессори, Вальдорф-ская педагогика и др.), открывают лаборатории, на базе которых изучают физические, душевные способности ребенка, методы преподавания учебных дисциплин, отрабатывают методики отбора детей в специальные школы для умственно-отсталых детей.
В этот период развивается тестовая психология, психодиагностика, которая начала использоваться для контроля знаний и умений обучающихся, а также управления учебным процессом, разработкой программ. (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Блонский, А. Бине, В. Анри, К. Штерн, А. Валлон, К. Бюлер и др.). Данный этап характеризуется формированием особого психологопедагогического направления - педологии, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики и коррекции его развития. Именно поэтому, комплексность в нашем исследовании принята в качестве одного из важных методологических принципов при проектировании образовательной программы для родителей.
Проектирование программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка, поиск эффективных способов решения психолого-педагогических задач, стоящих перед родителями в период перед рождением и после рождения ребенка, потребовал также обращения к работам по перинатальной психологии. Направление под названием «перинатальная психология» зародилось и развивается с середины прошлого века в русле трансперсональной психологии (С. Гроф, Ф. Лэйк, А. Хантер, В. Эмерсон).
Несколько раньше, уже появились исследования материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапев-