Научная статья на тему 'Становление понятия «Профессиональная компетентность» в теории и практике профессионального образования'

Становление понятия «Профессиональная компетентность» в теории и практике профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2499
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETITIONS' THE APPROACH / THE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремичева Н. В.

В статье рассматриваются вопросы подхода к определению понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», обобщаются существующие в современной науке различные варианты данных понятий, рассматриваются перспективы развития профессиональной компетентности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION OF «PROFESSIONAL COMPETENCE» IN THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with approaches to the definition of «competence», «competence», «professional competence», summarizes existing in modern science, the ramifications of these concepts and perspectives of development of professional competence of specialists.

Текст научной работы на тему «Становление понятия «Профессиональная компетентность» в теории и практике профессионального образования»

Н.В. ЕФРЕМИЧЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ДПИ и технической графики ХГФ Орловского государственного университета Тел. 8 920 8271277; [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы подхода к определению понятий «ком -петенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», обобщаются существующие в современной науке различные варианты данных понятий, рассматриваются перспективы развития профессиональной компетентности специалистов.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход.

Результаты образования - компетенции и компетентностный подход (обучение на основе компетенций) получают в образовании все больший статус. Традиционная «квалификационная характеристика» специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями профессии и целями образования, в соответствии с этим подготовка сводилась к усвоению обучающимися стандартного набора знаний, умений и навыков по специальности. «Компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых жизненных ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. «Компетенция - это способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях -как в конкретной области знаний, так и в областях, слабо привязанных к конкретным объектам, т.е. способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях труда»1. Компетентностный подход ориентирован на построение учебного процесса сообразно результату образования, предполагая переход от образования, центрированного на преподавание, к образованию, центрированному на обучение.

Сам по себе компетентностный подход не обладает чудодейственным свойством модернизировать систему высшего образования и чудесным образом повысить качество и конкурентоспособность отечественной высшей школы. Он порождает новые структурные процессы и сам является их логическим результатом. Об этом свидетельствует европейский опыт.

Страны, принимающие участие в Болонском процессе, апеллируют к компетенциям как к ведущему критерию, определяющему уровень подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным условиям труда и социальной жизни. «Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Иногда говорят, что язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования»2.

В Берлинском коммюнике (2003 г.) признано необходимым выработать структуру _________ сравнимых и совместимых квалификаций для национальных систем высшего образо© Н.В. Ефремичева

вания, что позволило бы описать квалификации с точки зрения рабочей нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля (для удовлетворения многообразных личных и академических потребностей, а также запросов рынка труда).

Следует отметить, что в науке нет однозначного подхода к определению дефиниций «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность». Показательно, что в работах разных периодов эти понятия трактуются по-разному. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что должны иметь место оба термина. Прежде всего отметим, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

В зарубежной литературе под компетентностью подразумевают «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» и т.д., что, конечно же, не отражает содержания этого понятия в полной мере.

Компетенции в рамках Болонского процесса выступают как одна из главных опорных точек характеристики квалификаций (степеней, ступеней, уровней). В качестве определения этого понятия можно принять предложенное в европейском проекте TUNING: «... понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до кото -рой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» [18, 19].

Компетенции все чаще интерпретируются как динамичная комбинация качеств, способностей и взглядов и выступают целью образовательных программ. На совещании в специализированном вузе в Ахене (13-14 февраля 2006 г.) компетенции рассматривались в следующем понятийном формате:

- характеризуются утверждениями: «могу делать», которые отражают трудоустраиваемость выпускников, обучающихся по той или иной образовательной программе;

- отвечают на вопрос: что должен знать, понимать и мочь студент, чтобы быть востребованным;

- измеряются с помощью результатов обучения, которые составляют «рекомендательную рамку » или связующее звено для рынка труда, степени, получаемой по окончании образовательной программы, модуля, трудозатрат (БСТ8), методов обучения и преподавания3.

Однако, как было отмечено С. Смирновым, советником Министерства образования РФ, «нельзя сводить все реформы в образовании только к Болонскому процессу. Россия должна иметь свою национальную образовательную политику и параллельно с участием в Болонском процессе формировать свою специфическую систему образования, исходя из внутренних потребностей и ориентируясь на мировые тенденции» [13].

В работах отечественных ученых (В .И. Байден-ко, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, Е.В. Бондарев-ская, Н.А. Гришанова, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л. А. Петровская, А.В. Хуторской и др.), посвященных данной проблеме, вопрос определения понятий «ком -петенция» и «компетентность» рассматривается как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования). Данная проблема довольно обстоятельно отражена в материалах Методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».

Так, И.А. Зимняя предлагает понимать компетентность как «актуальное, формируемое личностное качество, как основывающуюся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную характеристику жизнедеятельности человека. В каждой группе компетентностей очерчен круг основных компетенций, как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека»4.

Например, концептуальная группа проекта «Стандарт общего образования», руководители В.Д. Шадриков, Э.Д. Днепров, сформировала рабочее определение понятия «компетенция» как «готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач»5.

В трудах Н.Н. Нечаева компетентность рассматривается как «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [10].

Ю.В. Фроловым, Д. А. Махотиным компетенция определяется как «предметная область, в ко -торой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности», а под компетентностью понимается «интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (ком -петенциях)» [15, с. 35].

По мнению Н.И. Алмазовой, компетенции - это знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность - это качественное использование компетенций [1]. Другой автор, рассматривая компетенции и компетентность, утверждает, что «компетентность - это ком -плексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций»6.

Например, В.С. Безрукова рассматривает компетентность как «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения»7, а В. А. Демин говорит о том, что «компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях»8.

Таким образом, общим для всех попыток дать определение компетенции является «понимание ее как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. При этом должны взаимодействовать когнитивные и аффективные навыки, наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками. Взаимодействие этого множества частных аспектов приводит нас к комплексному пониманию компетенции, которое проявляется в контексте условий и требований, как внешних, так и внутренних.. .»9.

В ФГОС ВПО компетенция рассматривается как «динамичная совокупность знаний, умений,

навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного высшего образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию и учет контекстов, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками» [3, 4]. Данное определение является, на наш взгляд, наиболее полным и сопоставимым с результатом образования.

Конкретизация понятий «результаты образования», «профессиональная компетентность», «цели образования» важная концептуально-методологическая проблема. Ученые из западноевропейских университетов также говорят о ней. «Связь между результатами обучения и ком -петенциями - сложная сфера и предмет споров и немалой путаницы», - считает Стивен Адам из Вестминстерского университета10.

Результаты образования и компетенции при ком -петентностном подходе находятся в центре деятельности по реформированию образования. Итак, «результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы» [2, с. 10].

Что касается компетентностной модели, то ее сущностная характеристика отражена в работе коллектива авторов (под редакцией Я.И. Кузьми-нова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В. Д. Шад-рикова), подготовленной на основе материалов научно-исследовательского проекта «Разработка модели бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»: «В отличие от. квалификационной модели, компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда». Компетентность модели - это модель будущей эффективной работы, социального взаимодействия и адаптируемости ко многим контекстам [2, с. 10].

При определении требований к результатам образования и компетенциям, сформированным у выпускников вузов, широко используется термин «профессиональная компетентность». Существуют различные определения данной дефиниции. Так, К.В. Шапошников считает, что в основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста, а категорию «профессиональная компетентность» следует рассматривать как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [16].

В работах отдельных авторов (Э. Ф. Зеер, О.Н. Шахматова, В.М. Шепель) под профессиональной компетенцией подразумевается «совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности», они считают, что профессиональная компетентность - одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются: профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех.11.

В современной практике можно выделить два подхода к описанию профессиональных компетенций: «функциональный»», основанный на описании задач и ожидаемых результатов деятельности, и «личностный», ориентированный на качества человека, обеспечивающие успех в работе. Таким образом, «личностный» подход описывает, «как?» (с помощью каких личностных ресурсов) сотрудник выполнит работу хорошо, соответственно «функциональный» диктует, «что?», т.е. на каком уровне и какого качества работник должен выполнять профессиональные действия (функции).

«Личностный» подход имеет существенный недостаток, так как не позволяет ответить на вопрос: «Сможет ли сотрудник выполнить порученную работу в соответствии с требованиями работодателя (имеет ли он достаточный опыт, соответствующую подготовку, конкретные способности, необходимые для данной деятельности)?»

«Функциональный» подход не учитывает, за счет комплекса каких ресурсов будет достигнута цель: опыта или знаний, способностей или повышенной мотивации работника, - главное, что работа будет выполнена на должном уровне. Число работодателей - сторонников функционального подхода - растет.

Мы приходим к тому, что каждая профессиональная компетенция может быть структурирована и описана с помощью определенных составляющих (элементов, категорий, индикаторов и т.д.), которые диктуют стандарты поведения человека. Принципы «функционального» подхода применялись и ранее. Так, в отечественной педагогике активно используется термин «знания, умения, навыки» («ЗУНы») как для обозначения результатов обучения, так и для интеллектуальных и поведенческих стандартов, которым должен соответствовать работник.

Чаще всего в практике современных работодателей термин «профессиональная компетентность» используется для определения способности сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами, осуществлять работу в соответствии с требованиями должности. Требования должности подразумевают задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли. Таким образом, данное понятие объединяет две составляющие:

- способность человека действовать в соответствии со стандартами;

- характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

Большинство исследователей [5; 6; 8 и др.] в структуре профессиональных компетенций выделяют:

- простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности);

- ключевые компетенции - чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.

Существует и другая классификация, в структуре профессиональных компетенций которой выделены:

- стандартные - те, без которых невозможно нормальное функционирование личности или организации;

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

- ключевые, обеспечивающие их конкурентоспособность на социально-экономическом рынке, выгодно отличая от аналогичных представителей;

- ведущие - это «сотворение» будущего, проявляющееся в инновационности, креативности, динамичности и диалогичности (кооперативности, децентрации, поликультурности) [1 7].

Отдельные исследователи считают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “а1еге” - «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой лич-ности»12. Однако, несмотря на столь длительный период, до настоящего времени не существует единого определения рассматриваемых дефиниций. Общим является понимание того, что компетенция характеризует потенциальные возможнос-

ти человека, а компетентность является категорией комплексной характеристики специалиста, повышающей его трудоустраиваемость. «Трудо -устраиваемость - это совокупность достижений

- навыков, пониманий и личных характеристик, которая расширяет перспективы выпускников ву -зов с точки зрения трудоустройства и успешности в выбранной профессии и которая служит на пользу самим выпускникам ... сообществу и экономике» [4].

Профессиональное развитие специалиста, его компетентность, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда во многом зависят не от суммы полученных им знаний, а от умения использовать эти знания, стремления проявить инициативу в нестандартной ситуации, от способности к планированию, прогнозированию результатов и оценки своих самостоятельных действий.

Примечания

1 Галямина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

2 Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст]: Методическое пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - С. 17.

3 Отчет о первой стадии проекта «Исследование основных тенденций развития и терминологической базы Болонского процесса как структурной реформы высшего образования в Европе» [Электронный ресурс]: Материалы исследования [сайт]. - М. - Режим доступа: rc.edu.ru свободный. - Загл. с экрана.

4 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]: Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 2.

5 Материалы семинара «Образовательный стандарт основной школы» / Руководители: В. Д. Шадриков, Э.Д. Днеп-ров. 3-5 апреля 2002.

6 Мильруд Р.П. Компетентность в овладении языком // Проблемы преподавания иностранных языков в контексте модернизации образования: Сборник материалов и тезисов докладов IX Межрегиональной научно-практической конференции. Самар. гос. аэрокосм. ун-т. - Самара, 2003. - 214 с.

7 Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. - 96 с.

8 Демин В. А. Профессиональное образование компетентного специалиста: понятие и виды// Мониторинг образовательного процесса. - № 4. - 2000. - С. 35.

9 Байденко В.И. Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002. - С. 14-32.

10 Болонский процесс: середина пути [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.:

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. -С. 116.

11 Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Научно-методическое пособие. - Екатеринбург, 1999. - 245 с. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. - М.: Народное образование, 1999.

12 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. -С. 155.

Библиографический список

1. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / Н.И. Алмазова // Автореферат дис. на соиск. ученой степени доктора педагогических наук. - СПб., 2003. - 47 с.

2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст]: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

3. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 211 с.

4. Болонский процесс: середина пути [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.

5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М. -Ростов н/Д, 1999. - 560 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. Книга 2. Компетентность человека - новое качество результата образования: Мат. XIII Всерос. совещания. - М.: Уфа: Исслед. центр проблем кач-ва подг-ки спец-в, 2003. - С. 4-13.

8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Каптерев; под ред. А.М. Арсеньева. Редкол.: В.Н. Столетов, Ю.К. Бабанский и др., вступит. статья П.А. Лебедева; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

9. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы, перспективы реформирования высшего образования России [Текст] / В.Г. Кинелев. - М.: Республика, 1995. - С. 105-106.

10. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста [Текст] / Н.Н. Нечаев, Г.И. Резницкая // Вестник УРАО. - 2002. - № 1. - С. 3-21.

11. Педагогика профессионального образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

12. Пономаренко Б.Т. Социальные аспекты развития профессионального образования [Текст] / Б.Т. Пономаренко // Образование и общество. - 2007. - № 3. - С. 14-16.

13. Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России [Текст] / С. Смирнов // Высшее образование в России. - М., 2004. - № 1. - С. 43-51.

14. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст] / Под ред. А.А. Пинского, координатора Экспертно-аналитического центра по обновлению общего образования. - М.: Мир книги, 2001. - 95 с.

15. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов [Текст] / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.

16. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности буду -щих лингвистов-переводчиков [Текст] / К.В. Шапошников // Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 26 с.

17. Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа://1^№№.1;118и.ги/риЫес1;иге8/1ес1;иге-_06.И1т1 , свободный. - Загл. с экрана.

18. Tuning Project [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www. 1et.rug.n1/TuningProject/index.htm, свободный. - Загл. с экрана.

19. Tuning Project [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www. re1int. deusto.es/TuningProject/index.htm, свободный. - Загл. с экрана.

N.V. EFREMICHEVA

THE NOTION OF «PROFESSIONAL COMPETENCE» IN THEORY AND PRACTICE

OF VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with approaches to the definition of «competence», «competence», «professional competence», summarizes existing in modern science, the ramifications of these concepts and perspectives of development of professional competence of specialists.

Key words: the competence, professional competence, competitions’ the approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.