Теория и методика профессионального образования
УДК 378.046+378.012 ББК Ч481.2+Ч484(2)6
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Л.М. Куликов, Л.М. Куликова
Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
PROFESSIONAL TRAINING OF A GRADUATING STUDENT: COMPETENCE-BASED APPROACH
L. Kulikov, L. Kulikova Ural State University of Physical Education (the city of Chelyabinsk)
Рассматриваются понятия «квалификация», «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетенция», а также компетентностный подход, составляющие профессиональной компетентности - компетенции направления подготовки «Физическая культура».
Ключевые слова: компетенции, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход, выпускник, профессиональная подготовка.
The notions “qualification”, “competence”, “professional competence”, “ability”, competence-based approach and constituent parts of professional competence (abilities of the area of training “Physical education”) are considered.
Keywords: abilities, competence, professional competence, competence-based approach, graduating student, training.
В условиях социально-экономического переустройства общества на первый план выходит реформа высшего образования в европейских странах. Цель Болонского соглашения - это создание в Европе самой конкурентной, динамичной экономики в мире, основанной на знаниях и способной обеспечить устойчивый экономический рост, большое количество и лучшее качество рабочих мест, социальную сплоченность населения. В результате наблюдается движение от понятия «квалификация» к понятию «компетентность».
Компетенция рассматривается как адекватная мера проектирования результатов образования. Квалификация - категория, порожденная научно-техническим прогрессом, двуединая в том смысле, что термин «квалификационный» отражает и требования к лич-
ности, выполняющей свои трудовые функции, и характер самого труда. При употреблении термина «квалификационный» применительно к личности имеется в виду степень подготовленности индивидуума к выполнению трудовых функций, применительно к труду - ряд признаков, характеризующих его сложность.
Начиная с 1970-80-х годов вузы ориентируются на подготовку «гибких» специалистов, востребованных на рынке труда и, соответственно, меняют технологии обучения.
Система подготовки кадров в образовании - это важнейший конкурентоспособный ресурс страны, который должен использоваться в социальных, политических, культурных и экономических целях. В отличие от характерной для государственных образовательных стандартов второго поколения квалификационной модели, компетентностная
Теория и методика профессионального образования
модель специалиста менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда [1, с. 12].
Анализ международных тенденций в создании системы гарантии качества профессионального образования и обучения позволил В.И. Байденко в своих трудах отразить положительные стороны компетентностного подхода к образованию. Согласно выводам эксперта компетентностный подход позволяет: отойти от ориентации высшего профессионального образования на воспроизведение знания к применению и организации знания; «снять» диктат объекта (предмета) труда, не игнорируя его; положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач; поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса; увязать более тесно цели с ситуациями применимости в мире труда; ориентировать человеческую деятельность на разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций [7, с. 53].
Квалификация подразумевает предметнопроцессуальное нормативное содержание образования. Компетентность ориентирует на контекстно-системно-деятельностный подход к образованию. Компетентностный подход к образованию - это не смена видов деятельности, но основа для смены видов деятельности; экстрафункциональная квалификация; совмещение общего и специального; мера «человеческого» и «социального» капитала. По определению О.Е. Лебедева, компетентностый подход - это «... новая парадигма образования, предполагающая студентоориентированный характер высшего образования и оказывающая принципиальное воздействие на определение образовательных целей, выбор содержания образования, организацию образовательного процесса, использование образовательных технологий, оценку результатов» [5, с. 74].
Реализация образовательных стандартов и программ нового поколения с позиций компе-тентностного подхода означает: смягчение жесткости в определении содержания образования; расширение академических свобод вузов; усиление гибкости и адаптивности стандартов по отношению к местным, региональным, национальным и международным контекстам; ориентацию на компетенции и результаты образования с учетом требований рынков труда и международных тенденций;
введение систем переноса и накопления зачетных единиц, совместимых с ЕСТ8; обоснование дифференцирования уровней высшего образования с позиций европейских и национальных систем квалификации; реализацию студентоориентированной направленности образовательного процесса при формировании условий реализации программ [2, с. 9].
Таким образом, концептуальная основа компетентностного подхода проявляется в обновленном учебно-методическом сопровождении; межпредметной направленности; новых оценочных средствах; новых функциях и ролях преподавателя; усилении ответственности студентов; совершенствовании организационных форм; введении системы зачетных единиц; взаимодействии высшего образования со сферой труда; студентоориентированном характере образовательного процесса; собственном категориальном аппарате.
При вхождении в компетентностное образование необходимо раскрыть содержание понятий «компетенция» и «компетентность». Словарный анализ понятия «компетентность» показал, что в отечественных источниках оно чаще всего трактуется либо как синоним профессионализма, либо как одна из его составляющих. Так, «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова определяет «компетенцию» как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Отсюда «компетентный» в своем деле человек - «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе; обладающий компетенцией, полноправный» [8, с. 623].
Компетенцию же большинство ученых рассматривают как способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять знания и умения для решения проблемы. Другими словами, компетенция - это то, что порождает умение, действие.
Ориентация на единство теоретической и практической составляющих компетентности отчетливо прослеживается в работах В. А. Слас-тенина и его учеников. Ю.В. Варданян понимает компетентность как готовность и способность личности использовать теоретические знания и практический опыт для разрешения определенных задач [3, с. 12].
В разделе «Термины, определения, обозначения, сокращения» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) понятию «компетенция» дано следую-
Куликов Л.М., Куликова Л.М.
Профессиональная подготовка выпускника университета:
компетентностный подход
щее определение: «компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Кроме того, в ФГОС ВПО направления подготовки «Физическая культура» представлены следующие компетенции: общекультурные, к которым относятся социально-личностные, общенаучные и инструментальные; профессиональные, которыми студенты овладевают в таких видах деятельности, как педагогическая, тренерская, рекреационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и культурно-просветительская.
В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту и употребляется с такими терминами, как «квалификационная характеристика», «профес-
сиональная готовность», «профессионализм». Под профессионализмом, как правило, понимается владение специалистом системой специальных знаний, умений и навыков, позволяющих решать стоящие перед ним задачи, в соответствии с наиболее распространенными в массовой практике и в то же время обоснованными с точки зрения их эффективности критериями.
Общепризнано, что профессиональная компетенция относится к профессии и проявляется в профессиональной деятельности. С позиций личностно-деятельностного подхода профессиональная компетенция определяется как комплекс свойств личности, обеспечивающий достаточный для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности уровень самоорганизации личности.
С точки зрения большинства ученых [2-4 и др.], профессиональная компетенция включает в себя совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция рассматривается как одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются достаточно разнородные и разнопорядковые показатели: профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех.
Под понятием «профессиональная компетентность» [10, с. 315] понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельно-
сти. Профессиональная компетентность также рассматривается как интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности [4, с. 194].
Итак, под компетенцией мы понимаем совокупность знаний, умений, учебного и жизненного опыта, ценностей и интересов, которые самостоятельно реализуются студентом и используются им в определенной конкретной ситуации. Компетенция рассматривается как способность человека реализовывать на практике свою компетентность. В профессиональной компетентности мы выделяем общенаучные и исследовательские компетенции; специальные профессиональные компетенции - в профессиональной деятельности учителя физической культуры, тренера по виду спорта, менеджера спортивно-массовой и физкультурно-рекреационной деятельности.
Все вышеизложенное подтверждает необходимость повышения требований к качеству обучения и практической направленности профессиональной подготовки выпускников физкультурных вузов, считая основной задачей подготовку высокообразованных специалистов на основе компетентностного подхода.
Эффективность решения поставленной задачи зависит от постановки образовательного процесса в вузе и производственной практики в нем, так как в этот период наиболее эффективно осуществляется интеграция теоретико-педагогической подготовки и воспитательного процесса.
В ходе производственной практики создается возможность формирования у студентов потребности добывать новые теоретические знания и практический опыт, учиться использовать все полученные в вузе теоретические знания и одновременно усваивать передовой практический опыт лучших учителей и тренеров, овладевать профессиональными компетенциями.
В Уральском государственном университете физической культуры (УралГУФК) разработан Проект формирования профессиональной компетентности специалиста в условиях производственной практики, который представляет собой систему педагогических проектов, направленных на развитие компетенций студентов в видах профессиональной деятельности.
Внедрение и анализ системных педагогических проектов сопровождают опросно-диаг-
Теория и методика профессионального образования
ностические методы; обсервационные технологии; праксиметрические методики; технологии количественной и качественной характеристики полученных результатов.
При разработке критериев и показателей сформированности профессиональных компетенций нами использованы адаптированные программы Е.А. Агалаковой, В.П. Симонова и Т.И. Шамовой [9]. Диагностическая база формирования профессиональных компетенций основана на методике А.А. Орлова [6] и позволяет определять изменения в профессиональных компетенциях студентов на различных этапах производственной практики.
Выстроенная с учетом компетентност-ного подхода производственная практика в УралГУФК обеспечивает эффективное формирование профессиональной компетентности выпускника университета, постепенный переход обучаемого с репродуктивно-адаптивного уровня подготовленности до продуктивнотворческого. И, как правило, после прохождения производственной практики у студента появляется новая позиция, характеризующаяся укрепившейся уверенностью в правильности выбора профессии, появлением целей и потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании.
Выводы. Компетентностный подход - это новая парадигма образования. Компетентно-стный подход к образованию в условиях современности неизбежен. Он играет системообразующую роль в функционировании настоящей образовательной системы.
Понятия «компетенция» и «компетентность» имеют множество определений и трактовок. Общим во всех подходах к определению ключевых понятий современного образования является представление о том, что они формируются и проявляются в практической деятельности.
Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам работодателей, влечет за собой поиск инновационных путей профессиональной подготовки студентов. Исходя из объективной необходимости перехода на компетентностно-ориентированное образование в УралГУФК реализуется система педагогических проектов, направленных на формирование профессиональной компетентности выпускника университета в условиях производственной практики. Данный инновационный подход рассматривается как механизм,
создающий реальные ориентиры для модернизации профессиональной подготовки выпускника университета в компетентностном формате.
Литература
1. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалистов: науч.-метод. сб. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2002.
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 8-14.
3. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю.В. Варданян. - М., 1999. -38 с.
4. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ,
2000. - 258 с.
5. Лебедев, О.Е. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариативной образовательной системы / О.Е. Лебедев. - СПб.: Центр пед. информ., 1994. -132 с.
6. Орлов, А.А. Стандарты высшего педагогического образования: пути совершенствования / А.А. Орлов // Педагогика. - 2000. -№ 2. - С. 48-51.
7. Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 / под общ. ред. В.И. Байденко и Дж. ван Зантворта; Европ. фонд подгот. кадров. Проект ДЕЛФИ. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов,
2001. -186 с.
8. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.И. Ушакова. - М.: ОГИЗ, 1939. -Т. 1. - 1562 с.
9. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 319 с.
10. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. -М. : Изд-во Акад. проф. образования, 1999. -Т. 2. - 440 с.
Поступила в редакцию 23 января 2012 г.