принять разнообразие поведенческих моделей в процессе коммуникации.
Проблема межкультурных коммуникаций выделяется в качестве важнейшей и лидирующей на протяжении всего курса «Культурологии». Культурная компетентность (коммуникативные навыки, знание особенностей культур) становится залогом успешной коммуникации. На семинаре по теме «Глобальные процессы в культуре» предлагается проанализировать ситуацию, когда человек чувствует себя чужим в окружающем мире. Студенты моделируют ситуации: провинциал в столице, русский в Дагестане, дагестанец в Москве и др. Это моделирование позволяет рассмотреть на конкретных примерах проблемы межкультурной коммуникации, толерантности, способов избегания межкультурных конфликтов.
Несомненно, задача образования и воспитания в условиях поликультурности является большой, сложной и актуальной проблемой. Работа над ее решением требует усилий многих людей - политиков, администраторов, исследователей-теоретиков и, конечно же, педагогов. В данной статье была сделана попытка поделиться некоторыми методическими наработками, появившимися в ходе преподавательской практики.
Литература
1. О сложности понятия см.: Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов-на-Дону, 2003.
2. Рыбина М.В., Панин Е.В. Высшее образование в условиях мультикультурализма и советский опыт создания системы образования для национальных меньшинств // Известия МГТУ «МАМИ», 2012, № 2 (14). Т. 3. С. 360-366.
3. Грико Т.И. Зеркало нашей истории // Былое, 1995. № 3; Грико Т.И. Сохранение истории (реферативная работа студентов) // Материалы 77-й Международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовки кадров». Книга 14. С. 266.
4. Грико Т.И. Поликультурность и учебный процесс в вузе. // Восток-Запад: история, общество, культура. // Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции. Красноярск, 2013. С. 3-6.
5. Асафьева О.Н. Культурология. Теория культуры. М., 2012. С. 411-413 и др.
Гуманитарная компетентность студентов вуза
к.п.н. доц. Карпова Т.А., к.п.н. доц. Восковская А.С.,
Университет машиностроения ШПапа.гиаипЬох. ги, аще1а_уо$@11$1. ги
Аннотация. Данная статья посвящена актуализации гуманитарной составляющей компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, которая предполагает формирование гуманитарной компетентности студентов вуза. В статье дан педагогический анализ понятий «компетенция», «компетентность», «гуманитарная компетентность».
Ключевые слова: компетенция, компетентность, гуманитарная компетентность.
В настоящее время перед всей высшей школой стоит задача расширения ее гуманитарной составляющей. Компетентностный подход является гуманитарным в своей основе, так как он напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве профессионала своего дела, но и как личности, члена коллектива и социума. Расширение гуманитарной составляющей образования в рамках компетентностного подхода подразумевает помимо передачи совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере также развитие кругозора, междисциплинарного видения, способности к индивидуальным креативным решениям и самообучению, формирование гуманистических ценностей. Следовательно, актуализация гуманитарной составляющей компетентностного подхода
к образованию предполагает формирование у студентов вуза гуманитарной компетентности, развивающей их творческую научно-поисковую деятельность, конструктивно-критическое мышление, интеллектуальные способности, воображение, интуицию, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности. Гуманитарная компетентность обучающихся, на наш взгляд, помогает идентифицировать ценности и смыслы будущей профессии, приобретать личностный опыт, который по своей сути является гуманитарным. Компетентност-ный подход имеет большие перспективы развития в сфере высшего профессионального образовании, одной из которых является формирование и развитие гуманитарной компетентности обучающихся.
В связи с тем, что в контексте компетентностного подхода от понятий «образованность», «подготовленность», «общая культура», «воспитанность» мы переходим к понятиям «компетенция»/«компетентность» [7, с.7], для определения понятия «гуманитарная компетентность» необходимо уточнить и конкретизировать основные понятия современного ком-петентностно-ориентированного подхода в образовании: «компетенция» и «компетентность». Существует неоднозначная трактовка данных категорий и их использование в моделировании образовательной деятельности вуза, что является понятным по двум причинам: во-первых, они относительно новы для высшей школы России; во-вторых, компетентностно-ориентированный подход в отечественном образовании находится в стадии становления.
Мы полагаем, что данные категории следует рассматривать, не отрывая друг от друга, как слова близкие по значению и имеющие одинаковый корень. Словари иностранных слов определяют понятие «компетенция» как осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, в какой-нибудь области знания [2, c. 176; 12, c. 379]; «компетентность» как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение [2, с. 282], а также «компетентность» как обладание компетенцией [15, с. 247].
Если обратиться к толковым словарям русского языка, то можно констатировать, что они дают идентичное определение понятию «компетенция», при этом категория «компетентность» отсутствует [16, с. 282; 13, с. 381]. Словарь Д.Н. Ушакова толкует «компетенцию» как круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, а «компетентность» как осведомленность, авторитетность [19, с. 161]. Некоторые толковые словари русского языка данные категории вообще не рассматривают [18].
Таким образом, проанализировав дефиниции данных категорий по толковым словарям русского языка и словарям иностранных слов, можно сделать вывод о том, что данных определений недостаточно для глубокого понимания сути этих категорий. Важно различать понятия «компетенция» и «компетентность» с точки зрения педагогических наук. Именно в этих науках данные понятия в последние годы приводят «к революционным изменениям» [22, с.8]. Следовательно, мы полагаем, что необходимо рассмотреть этимологию и взгляды зарубежных и отечественных ученых на содержательную сторону этих понятий.
Впервые понятие «компетенция» определил известный американский лингвист Н. Хо-мский, проводя исследования в области теории языка [21]. Р. Уайт пополнил данную категорию собственно личностными составляющими, включая мотивацию. Он также высказывает мысль о том, что именно компетенция, а не комплекс знаний и умений определяют способность человека активно взаимодействовать с изменяющейся средой [25]. Эта идея находит свое подтверждение в исследованиях Э. Шорта, который определяет компетенцию как «владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, способность реагировать на воздействия среды или изменять ее» [23, с. 22]. В США сторонниками так называемого компетентностного подхода к подготовке учителей (Competency-Based Teacher Education) было введено в научный аппарат понятие «компетенция» (от лат. competentis - способный).
Европейский фонд образования в глоссарии терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов определяет понятие «компетенция» многоаспектно: «1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые
трудовые навыки (функции)» [5]. В то время как в европейском современном проекте Tuning «компетенция» определяется очень кратко как «динамическая комбинация знания, понимания, навыков и способностей» [24].
Свой вклад в развитие и разграничение понятий «компетенция», «компетентность» внесли ряд ученых-исследователей в области образования в нашей стране (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской и др.).
По мнению И.А. Зимней, «...компетенции как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений) выявляются в компетентностях человека» [8, с. 19].
В.И. Байденко, разделяя точку зрения И.А. Зимней о составляющих компонентах компетенции, подчеркивает их интегральный характер по отношению к ЗУНам (знания, умения, навыки), но не противоположный им, а включающий в себя их конструктивное содержание. Он также соотносит понятия «компетенции» и «личностные качества» обучающегося и говорит о том, что, с одной стороны, «следует различать компетенции и личные качества: смелость, выносливость, честность», а, с другой стороны, «компетенции должны подкрепляться личными качествами, такими как работоспособность, выносливость, преодоление трудностей» [1, с. 7-8], что в очередной раз доказывает системный характер формирования компетенций.
Компетенция в интерпретации А.В. Хуторского представляет собой отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенцию он также не сводит только к знаниям или только к умениям, он считает, что компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. О компетентности он говорит как о владении, обладании соответствующей компетенцией, которая включает личностное отношение к ней и предмету деятельности, а также минимальный опыт деятельности в заданной сфере [22].
Более глубокому пониманию сущности понятия «компетенция» способствует, на наш взгляд, сравнение его с понятием «квалификация». Тенденция движения «от понятия квалификации к понятию компетенции» является общеевропейской и даже общемировой и объясняется тем, что увеличение потребности в познании и поиске информации в современном производстве не «покрывается» традиционным понятием профессиональной квалификации. В докладе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» сказано: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [6].
В отличие от термина «квалификация», «компетенция» более гибкое и прагматичное понятие, стержень которого - личностные качества работника [3, с. 122] и включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию» [3, с. 130-131].
Если традиционно под «квалификацией» специалиста подразумевалось соответствие между требованиями к будущей профессии и целями образования, а подготовка будущего специалиста сводилась к усвоению знаний, умений и навыков, то формирование «компетентности» предполагает на основе знаний, умений и навыков развивать в обучающемся способности ориентироваться в разнообразных, в том числе непредсказуемых социально-профессиональных ситуациях, иметь представление и ощущать ответственность о последствиях своей будущей профессиональной деятельности.
Следует отметить, что дефиниция понятия «компетентность» уже зафиксирована в ряде документов Министерства образования и науки РФ: как динамическая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы (Методические рекомендации, 2007); как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [14].
Рассмотрев различные определения понятий «компетенция», «компетентность», можно сделать вывод о том, что большинство зарубежных и российских ученых трактуют эти понятия в близком смысловом поле, при этом наиболее часто для их определения употребляются словосочетания: знания с алгоритмами действий, готовность к результативной продуктивной деятельности, опыт деятельности, способность выполнять, ценностные ориентации, мотива-ционные аспекты, понимание ответственности, личностное отношение и т.д. Компетенцию определяют не просто как знания или информацию в какой-либо области, а также как умение адекватно использовать знания для решения конкретных жизненных задач, способность ориентироваться в непредсказуемых проблемных ситуациях, способность представлять последствия своей деятельности и нести за них ответственность, при этом компетенция представляет собой требование к подготовке обучающихся, а компетентность уже состоявшееся личное качество.
Все вышеизложенное дает возможность сделать вывод о том, что компетенции/компетентности интегративны, имеют системный характер и включают следующие основные аспекты: когнитивный, деятельностный и ценностно-смысловой.
Основываясь на положениях ряда исследователей, нами определено понятие «компетенция» как требование к образовательной подготовке обучающегося, включающее знания в определенной области, умение применять эти знания в совокупности с личностными качествами для решения проблем в определенных ситуациях, для адаптации в инновационных изменениях окружающей действительности, а также способность нести ответственность за результаты своей деятельности; при этом следует отметить, что «компетентность» требует хотя бы минимального опыта применения компетенции и может быть определена как системное качество, характеристика личности.
Проанализировав дефиниции понятий «компетенция», «компетентность», представляется целесообразным для идентификации категории «гуманитарная компетентность» остановиться на понятии «гуманитарный». В ряде словарей приводятся следующие трактовки понятия «гуманитарный»: «относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре» [10, с. 61]; «обращенный к человеческой личности, связанный с правами, свободами и интересами человека» [18, с. 193]. Следовательно, понятие «гуманитарная компетентность» напрямую связано с личностными, общественными и культурными реалиями. Результаты анализа научно-педагогических исследований компетентностного подхода к образованию дают возможность утверждать, что данная категория недостаточно разработана в психолого-педагогической литературе, но при этом следует отметить, что первые попытки определения данного понятия в контексте компетентностного подхода уже имеются.
Понятие «гуманитарная компетентность» определяют как человекоцентрированность [20, с. 52]; как опыт конструктивного, адекватного человеческой природе решения проблем и задач в ситуациях, связанных с субъективной реальностью, то есть с ценностями и смыслами личности, с ее установками, эмоциями, переживаниями, отношениями [17].
Гуманитарную компетентность также определяют как системное качество, которое «проявляется в готовности реализовать свой профессиональный и личностный потенциал; знании психо-физиологических особенностей человека, его потребностей и способов их удовлетворения в соответствии с принятыми культурными и социальными нормами, традициями; умении решать стандартные и нестандартные ситуации, формировать культурные нормы жизнедеятельности; проводить нравственную, культурную экспертизу своей профессиональ-
Серия «Социально-гуманитарные науки». ной деятельности; обретении профессиональных и личностных смыслов, направленных на благо и развитие себя, других людей, общества в целом» [17].
Соглашаясь с определениями данного понятия, мы считаем целесообразным уточнить его и конкретизировать. Основываясь на положениях, представленных Европейским образовательным проектом Tuning, а также многими исследователями компетентностного подхода в образовании, таких как В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др. о том, что любая компетентность является системным качеством личности и включает следующие основные аспекты: когнитивный, деятельностный и ценностно-смысловой, нами идентифицируется понятие «гуманитарная компетентность» в соответствии с данной структурой следующим образом:
• когнитивный аспект: знание личностных и социальных элементов жизнедеятельности, особенностей национальной и общечеловеческой культуры и постоянное его пополнение и обновление;
• деятельностный аспект: способность и готовность позитивно решать проблемы, связанные с субъективной реальностью, осуществлять межличностное и профессиональное общение, адекватно реагировать на различные ситуации социально-профессиональной жизнедеятельности;
• ценностно-смысловой аспект: способность формировать систему личностных, социальных и профессиональных ценностей, выявлять, осмысливать и оценивать возможности личностного самосовершенствования, самореализации.
В соответствии с вышеуказанными аспектами в предыдущих публикациях нами выделена существенная составляющая педагогической компетентности преподавателя вуза - гуманитарная компетентность, которая предполагает умение преподавателя вуза видеть, слышать, принимать и понимать субъективную реальность; продуцировать новые формы культуры; помогает ему разрешить противоречие между невмешательством во внутренний мир обучающихся и позитивным влиянием на их ценностно-смысловую сферу (Восковская, Карпова, 2013).
Выводы
Следовательно, на основании проведенного контент-анализа мы полагаем, что понятие «гуманитарная компетентность» студента вуза можно определить как системное качество личности, которое является основой профессиональной компетентности и проявляется в знании личностных и социальных элементов жизнедеятельности, особенностей национальной и общечеловеческой культуры и постоянное его пополнение и обновление; способности и готовности позитивно решать проблемы, связанные с субъективной реальностью, осуществлять межличностное и профессиональное общение, адекватно реагировать на различные ситуации социально-профессиональной жизнедеятельности; способности формировать систему личностных, социальных и профессиональных ценностей, выявлять, осмысливать и оценивать возможности личностного самосовершенствования, самореализации.
Литература
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО (государственный стандарт высшего профессионального образования) нового поколения. Методическое пособие. М., 2006. 54 с.
2. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. М.: «Мартин», 2006. 704 с.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
4. Восковская А.С., Карпова Т.А. Педагогическая компетентность преподавателя вуза // Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ «МАМИ» № 1 (15), 2013. Т.6. С.165-171.
5. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. 63 с.
6. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образо-
вание: сокрытое сокровище». М.: ЮНЕСКО, 1997. 295 с.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская версия / Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004. 18 с.
8. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20 - 26.
9. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14 - 20.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
11. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб.науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 944 с.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. 1328 с.
14. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Министерство образования и науки РФ. М., 2007.
15. Словарь иностранных слов. 18-е изд. М.: Рус.яз., 1989. 620 с.
16. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. Спб.: «Но-ринт», 2001. 960 с.
17. Социально-образовательный проект «Профессионально-личностное саморазвитие молодого педагога». Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, Copyright HumanitarianSchool.ru, 2007.
18. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. 944 с.
19. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2005. VIII. 1239 с.
20. Фокина О.А. Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса // Высшее образование сегодня. 2007. № 4. С. 51- 52.
21. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972. 259 с.
22. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005.12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
23. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham: University Press of America, 1984. Vol. VI. P. 22.
24. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 - 2003. Phase 1. http://www.let.rug.nl/TuningProject/index.htm www.relint.deusto.es/TuningProject/index.htm
25. White R. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence // Psychological Review. 1959. № 66. P. 297 - 333.
Геометрическое моделирование в SolidWorks
к.т.н. доц. Князьков В.В. к.т.н. проф. Фазлулин Э.М.
НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Университет машиностроения 8 (831) 257-86-77, vl.knyazkov@yandex.ru, 8(495)674-20-49,fazlulin@mail.ru Аннотация. В статье рассмотрена возможность применения системы параметрического моделирования SolidWorks для решения задач геометрического моделирования в графических дисциплинах. Приведенные примеры иллюстрируют