Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ИМ. В.С. ЛОКТЕВА)'

СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ИМ. В.С. ЛОКТЕВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОР / ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХОРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ИМ. В.С. ЛОКТЕВА / ДЕТСКИЙ ХОР / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИРИЖЕР / ХОРМЕЙСТЕР / ПЕДАГОГ / CHOIR / CHORAL PERFORMANCE / CHORAL WORK / CHORAL PEDAGOGY / SONG AND DANCE ENSEMBLE NAMED AFTER V.S. LOKTEV / CHILDREN'S CHOIR / EDUCATIONAL PROCESS / CONDUCTOR / CHOIRMASTER / TEACHER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матулова Татьяна Владимировна

Хоровое искусство - одно из древнейших проявлений музыкальной культуры русского народа. Развитие его проходило сложно и противоречиво. Некоторым прогрессивным сторонам исторического процесса развития русского хорового искусства и посвящена настоящая статья. Авторский педагогический опыт позволяет осветить процесс становления педагогической и творческой деятельности одного из центров развития отечественных педагогических и исполнительских хоровых традиций - коллектива ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DOMESTIC CHORAL CREATIVITY AND PERFORMANCE FORMATION (FROM THE EXPERIENCE OF THE TEACHER OF SONG AND DANCE ENSEMBLE NAMED AFTER V.S. LOKTEV)

Choral art is one of the oldest manifestations of the musical culture of the Russian people. Its development was difficult and contradictory. This article is devoted to some progressive aspects of the historical process of Russian choral art development. The author's pedagogical experience allows to highlight the process of pedagogical and creative activity formation of the center of domestic pedagogical and performing choral traditions development. It is the collective of song and dance ensemble named after V.S. Loktev.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ИМ. В.С. ЛОКТЕВА)»

СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ИМ. В.С. ЛОКТЕВА)

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10204

Татьяна Владимировна МАТУЛОВА,

аспирант Московского государственного института культуры, Москва, Россия e-mail: [email protected]

Хоровое искусство — одно из древнейших проявлений музыкальной культуры русского народа. Развитие его проходило сложно и противоречиво. Некоторым прогрессивным сторонам исторического процесса развития русского хорового искусства и посвящена настоящая статья. Авторский педагогический опыт позволяет осветить процесс становления педагогической и творческой деятельности одного из центров развития отечественных педагогических и исполнительских хоровых традиций — коллектива ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева.

Ключевые слова: хор, хоровое исполнительство, хоровое творчество, хоровая педагогика, ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева, детский хор, учебно-воспитательный процесс, дирижер, хормейстер, педагог.

TO THE QUESTION OF DOMESTIC CHORAL CREATIVITY AND PERFORMANCE FORMATION (FROM THE EXPERIENCE OF THE TEACHER OF SONG AND DANCE ENSEMBLE NAMED AFTER V.S. LOKTEV)

Tatyana V. Matulova, postgraduate student, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

Choral art is one of the oldest manifestations of the musical culture of the Russian people. Its development was difficult and contradictory. This article is devoted to some progressive aspects of the historical process of Russian choral art development. The author's pedagogical experience allows to highlight the process of pedagogical and creative activity formation of the center of domestic pedagogical and performing choral traditions development. It is the collective of song and dance ensemble named after V.S. Loktev.

Keywords: choir, choral performance, choral work, choral pedagogy, song and dance ensemble named after V.S. Loktev, children's choir, educational process, conductor, choirmaster, teacher.

История становления русского хорового творчества и исполнительства демонстрирует изначальный профессионализм его организацион-

ных и педагогических основ. Это подтверждают исторические сведения об участниках первого русского хора, которыми являлись известные, ведущие на тот момент композиторы, первые отечественные музыканты-теоретики, такие как В.П. Титов, Н. Бавыкин и др. [3, с. 25].

Что касается социального аспекта формирования русского хорового искусства, то необходимо учитывать сложившуюся в XVII столетии в России систему общественных отношений, внутри которой таланты в области хорового творчества, исполнительства и композиции формировались в среде многочисленных крепостных, принадлежавших ценителям, популяризаторам и организаторам художественных проектов, богатым представителям привилегированных сословий России.

В профессиональном художественном аспекте талантливый композитор и яркий дирижер хора часто сочетались водном лице. Такими были Д. Бортнянский, М. Глинка, А. Аренский, Н. Римский-Корсаков, М. Ипполитов-Иванов, С. Василенко, А. Архангельский, А. Кастальский [3, с. 25]. Тесные творческие связи объединяли П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, В. Калинникова, Ю. Сахновского, П. Чеснокова и других с Московским синодальным хором. Эта дружба имела самое положительное значение и для композиторов, и для коллектива. Подобно тому, как многие сольные произведения были написаны для определенных исполнителей (певцов, инструменталистов), так и хоровые произведения часто создавались для определенных хоров.

Эта традиция нашла достойное продолжение в советском искусстве. Один из первых советских хоровых дирижеров М. Климов сумел осуществить принципиальную перестройку и коренное обновление репертуара Ленинградской капеллы благодаря привлечению к сотрудничеству ряда советских композиторов: А. Пащенко, А. Егорова, М. Юдина, А. Гладков-ского и др. [3, с. 31]. Этот ценный опыт и сейчас с успехом используется во многих хоровых коллективах.

Самобытные педагогические традиции российской хоровой культуры постепенно аккумулировались, во-первых, во всё более возраставшем количестве печатных учебных и методических изданий, а во-вторых, в наглядных примерах реализации методических принципов и педагогических приемов организации и обучения хоровому исполнительству в рамках концертной деятельности лучших представителей прогрессивного хорового искусства. Оно набирало художественную силу и завоевывало общественное и профессиональное признание.

Кроме художественно-эстетического вклада в развитие репертуарного и творческого наследия российской хоровой культуры, неоспоримую ценность представляло повышенное внимание музыкантов той эпохи — композиторов, дирижеров, исполнителей — к отечественным традициям художественной педагогики. Исторические материалы свидетельствуют

об их большом вкладе в становление массового музыкального воспитания и просвещения посредством организации обучения хоровому исполнительству в учебных заведениях практически всех типов, ступеней и профилей. Масштабность хорового образования обусловила формирование и концентрацию уникального методического опыта многих поколений выдающихся музыкантов, организаторов творческого процесса и педагогов. Многое из него вошло в сокровищницу советской хоровой культуры и способствовало ее развитию.

Авторами различных учебных и методических пособий по хоровому пению, создававшихся в дореволюционной России, были в основном практики. Среди них следует указать на выдающихся мастеров хорового искусства Н. Афанасьева, Н. Брянского, А. Касторского, Г Ломакина, А. Рожнова и др. Их советы и рекомендации были основаны на личном многолетнем опыте, дававшем положительные результаты, и поэтому имели особую силу и убедительность. Также следует отметить весомый вклад в развитие теории и методики обучения хоровому исполнительству таких выдающихся деятелей российской культуры, искусства и педагогики, как А. Кастальский, Н. Кашкин, В. Одоевский, Н. Римский-Корсаков, А. Серов.

Активные усилия в программно-методической области хоровой педагогики привели к формированию банка авторских рабочих программ для учебных заведений различных профилей, учитывающих возрастные и профессиональные возможности обучающихся-исполнителей.

Если провести структурно-содержательный анализ основных программных документов, созданных за период развития русской хоровой педагогики, то приоритетного внимания заслуживает «Подробная программа регентского класса Придворной капеллы», подготовленная в 1884 году Н.А. Римским-Корсаковым во время его работы в капелле. Эту программу без всякого преувеличения и сегодня можно считать одной из наиболее исчерпывающих инструкций, уточняющих педагогические, организационные, методические, технологические функции, обязанности и компетенции дирижера-хормейстера и педагога.

В процессе анализа ее содержания можно уяснить методические акценты работы педагогов того периода. Так, первостепенное значение уделяется в ней беглому пению с листа, угадыванию по слуху. Культурные процессы и явления тона по камертону, записыванию под диктовку и многим другим важным элементам профессионального хорового образования.

После Великой Октябрьской социалистической революции хоровая культура, как и всё музыкальное искусство, получило огромные ресурсы для своего развития. Сочетание новых методов музыкального образования и художественного просвещения народа с лучшими традициями мно-

говековой отечественной певческой культуры подтвердило необъятные творческие возможности хорового искусства.

В первое же десятилетие жизни новой страны в советской культуре началось массовое развитие хоровой самодеятельности, обладавшее самой широкой общественной популярностью и значительной государственной поддержкой [6, с. 51]. Хоровые коллективы создавались и активно развивались на всех промышленных и сельскохозяйственных предприятиях (заводах, фабриках, колхозах), во всех учреждениях и организациях. Наряду с деятельностью хоров академического направления получали широкое распространение и новые формы хорового исполнительства: народные хоры, ансамбли песни.

Советское хоровое искусство, пройдя более чем полувековой путь своего развития, к 80-м годам ХХ столетия становится важным средством в формировании художественных вкусов, эстетических взглядов нового человека — строителя коммунизма [1, с. 6]. За этот период заметно повышается художественная культура самодеятельных хоров. В напряженном и настойчивом труде хормейстеров над вокальной школой, чистотой и слитностью звучания, ритмическим ансамблем и дикцией рождается высокое исполнительское мастерство, которое в наши дни является главным мерилом искусства.

Именно яркое идейно-художественное мастерство, присущее лучшим самодеятельным хоровым коллективам нашей страны, воспринятое от прошлых поколений выдающихся русских и советских хоровых мастеров, позволяет им в последние годы выходить победителями в крупнейших международных соревнованиях (конкурсах хоров имени Белы Бартока в Венгрии, имени Гвидо д' Ареццо в Италии; на фестивалях молодежи и студентов).

Сложны и трудны дороги к истинному хоровому мастерству. Один из путей к овладению искусством хорового исполнительства лежит через познание подлинной культуры хорового звучания, под которой подразумевается естественное, некрикливое выразительное пение. Народный артист СССР профессор А.В. Свешников пишет: «Громкое пение не убеждает в достоинствах певческого таланта. Это признак плохого владения голосом. Петь громко, крикливо не трудно, но петь с силой и при том красиво — значительно труднее, а еще труднее петь совсем тихо, но ровно и стройно, чтобы все звуки сливались в один плавный, непрерывный поток» [5, с. 15].

Бережное отношение к слову — другая важнейшая сторона хормейстерской деятельности. Текст и музыка — равноправные компоненты хорового произведения. Внимание к традиционному для русской классической школы труднейшему и наиболее богатому выразительными возможно-

стями жанру хорового искусства — многоголосному пению без сопровождения — основа творческих достижений хоров.

Хоровое пение — искусство, удивительное по красоте и необычайно трудное по своей специфике. Мастерство руководителя хора — отличного дирижера и тонкого знатока человеческого голоса, эрудированного музыканта и блестящего организатора, умелого репетитора и вдохновенного артиста — играет решающую роль в создании этого искусства.

Все значимые, лучшие теоретические, методические, организационные, педагогические, художественно-эстетические традиции русской хоровой школы воплощаются сегодня в деятельности руководителей легендарного творческого коллектива — Ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева. Формируя репертуарные стратегии, его руководители-педагоги стремятся охватить широчайший исторический диапазон мирового музыкального наследия. В детском хоре разучиваются произведения Дж. Палестрины и И.С. Баха, Г.Ф. Генделя и К.В. Глюка, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса. Особенно дороги русские авторы: Д.С. Бортнянский и М.С. Березовский, М.И. Глинка и П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский и Ц.А. Кюи, B.C. Калинников и С.И. Танеев. На концертной эстраде хор исполняет также современные опусы С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича, В.Н. Салманова и Г.В. Свиридова, прививая любовь к непреходящей по своей художественной ценности и педагогической значимости классики, как участникам творческих коллективов, так и слушатель-ско-зрительской аудитории. Уделяя серьезное внимание музыкально-общественной деятельности, ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева принимает участие в российских и международных музыкально-хоровых конкурсах.

Чтобы приобщить детей через пение (самую доступную форму музыкальной деятельности) к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, в коллективе проводится последовательное обучение вокальному искусству, серьезное внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется формированию вокально-хоровых навыков — певческому дыханию, звукообразованию, дикции, чистоте интонации, фразировке, развитию музыкальной грамотности.

Заметим, что учебно-воспитательный процесс в современном детском хоре должен быть организован на профессиональной основе [6, с. 64]: необходимо использовать методы и приемы обучения детей, ничем не отличающиеся от применяемых в начальном профессиональном образовании. Например, с первых же занятий в ансамбле песни и пляски им. В.С. Локтева приучают петь без сопровождения, по партиям, внимательно следить за дирижерским жестом. Педагог в хоре не работает отдельно над решением каких-либо технических задач вне создания худо-

жественного образа, сочетая в репетиционном процессе техническое и художественное начала. При распевании хора, сольфеджировании упражнений он постоянно следит за качеством звука, выразительностью исполнения. И на занятиях, и на концертах педагог ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева стремится к достижению максимальной выразительности исполнения.

Важнейшей составляющей творческой жизни коллектива, главной целью деятельности является ответная реакция аудитории на концертное выступление хора, что является показателем результативности всей учебно-воспитательной работы в хоровом коллективе. Самое главное, о чем нужно думать руководителю: какой след оставит исполнение музыкального произведения в сознании и памяти слушателей и зрителей, какими чувствами и мыслями откликнется оно в их душах.

Учебно-воспитательный процесс в ансамбле песни и пляски им. В.С. Локтева строится на принципах активного участия детей в работе над произведением. Добиться развития музыкальных способностей юных исполнителей, повысить качество звучания хора в целом можно только тогда, когда каждый ребенок поймет значение своего посильного вклада в создание художественного образа, почувствует ответственность за свое участие в исполнении, осознает необходимость быть предельно внимательным и старательным в процессе коллективного творчества.

Профессиональный подход к работе стимулирует творческую активность юных хористов. Используя разнообразные методы и приемы, педагог ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева, проводит занятия в динамичной, увлекательной форме, сочетая серьезное отношение к выполнению требований руководителя с некоторыми развлекательными моментами: может привести яркое сравнение, остроумно подметить неудачу в пении отдельных партий или участников хора.

Педагог, работая с хором, всегда стремится добиться не только звонкости и одновременно легкости, но и певучести, сочности звучания детского голоса, гибкости фразировки и динамики, осмысленного произношения литературного текста, умения прочувствовать и передать художественный образ произведения.

Однако недостаточно прививать детям в процессе хоровых занятий только профессиональные навыки (развитие голоса, вокального слуха, музыкальной грамотности) [4]. Большое значение в ансамбле песни и пляски им. В.С. Локтева придается воспитанию нравственных качеств, уважения к музыке, чтобы в результате глубокого осмысления участниками хора содержания хорового произведения рождалось эмоциональное, выразительное исполнение. Огромное значение в ансамбле песни и пляски им. В.С. Локтева педагоги в связи с этим придают стилю общения участников хора. Отношения с ними строятся на основе взаимного уважения.

Огромное значение в ансамбле придают репертуару, на котором нужно обучать и воспитывать детей: выбор произведений определяет направление, цель и задачи всего учебно-воспитательного процесса. В репертуаре детского хора ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева представлено «всё многообразие хоровой музыки — от народных песен, произведений русских и зарубежных композиторов-классиков до сочинений современных авторов» [2, с. 15]. Благодаря грамотной и демократичной репертуарной политике дети знают и любят хоровые сочинения зарубежных и русских композиторов, творивших, начиная с XVI века (Дж. Палестрины и других, указанных выше). Многие годы в репертуаре хора сохранялись такие замечательные произведения, как «Вечер» С.И. Танеева, «Весенние воды» С.В. Рахманинова, Miserere А. Лотти, «Тик-так» О. Лассо, Ave Maria Р. Шумана, «Гимн ночи» Л. Бетховена [8, с. 89].

Таким образом, огромны возможности детского хора ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева как самодостаточного творческого коллектива, который не только имеет перспективы безграничного совершенствования исполнительского мастерства, но и играет значительную роль в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Подводя итоги, подчеркнем: вклад ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева в пропаганду и развитие детского хорового искусства, его педагогическое значение — абсолютно уникальны. Профессионально организованный процесс внешкольного музыкального образования, осуществляемый посредством авторских методик вокально-хоровой работы, аккумулирует лучшие достижения хоровой педагогической мысли. Он адаптирует методическое и художественной наследие хоровой культуры к современных критериям качества хорового исполнительства, направленных на достижение высокого художественного уровня исполнения детьми произведений русских и зарубежных композиторов, шедевров мировой классики, а также способствует достижению главной цели педагогической деятельности — воспитанию у детей любви к музыке, к хоровому исполнительству.

Литература

1. Абелян Л.М. Детский хор Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР: Содержание и методы работы / Л.М.Абелян, Е.Я. Гембицкая. М.: Музыка, 1976. 136 с.

2. Буянова Н.Б. Детский хор как самостоятельное направление в хоровом исполнительстве второй половины ХХ века (исторический очерк) // Культурная жизнь Юга России. 2010- № 2 (36). С. 12а-16.

3. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX вв. М.: Языки русской культуры. 1998. 192 с.

4. Огородное Д.Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека. СПб.: Планета музыки, 2013. 29 с.

5. Полякова Н.И. Детское сольное академическое пение: Автореферат дис. ... канд. искусствоведения. М., 2011. 30 с.

6. Соколов В.Г. Работа с хором. М.: Советская Россия, 1959. 158 с.

7. Стулоеа Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. М.: Планета музыки, 2014. 176 с.

8. Темкин В.М. Хоровая полифония западноевропейских композиторов: Учеб. пособие. М., 1985. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.