УДК 784.673 + 37.036:784.673 ББК Ч420054.43 + Щ314.41
DOI: 10.14529/ped170405
ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Л.В. Зубова
Детская школа искусств № 9, г. Челябинск, Россия
Раскрывается сущность понятий «коллектив», «воспитательный коллектив», «хоровой коллектив»; выделены принципы и методы управления детского коллектива, основные функции коллектива, в том числе хорового.
Проведен историко-педагогический анализ развития хорового искусства в России и за рубежом. Выделены особенности хорового творчества в Древнем мире, античное время, в эпоху Средневековья, Возрождения. В области музыки проанализированы достижения, характерные черты и тенденции ХУ1-ХУШ, XIX, XX вв. Особое внимание уделяется хоровой культуре в России (фольклор крестьянской традиции и былинный эпос), также роли фестивалей, творческих конкурсов и научно-популярных мероприятий, центром которых выступает хоровая культура и хоровое творчество.
В результате историко-педагогического анализа хорового искусства в России и за рубежом представлены выводы о фольклорной самобытности русского народа, о неразрывной связи хорового песнопения и церковных религиозных обрядов, об отражении исторических событий и настроений общества через хоровое искусство, о значении хоровой культуры в морально-нравственном и духовно-эстетическом воспитании личности.
Ключевые слова: коллектив, детский коллектив, воспитательный коллектив, хоровой коллектив, функции коллектива, хоровое пение, хоровая культура.
Одной из основополагающих категорий исследуемой проблемы является «коллектив» (от лат. collectivus - собирательный), который представляет собой социальную общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.
В разработке теории коллектива важную роль сыграли труды философов (Л.П. Буева, В.Г. Иванов, Н.И. Лапин и др.); психологов (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, А.П. Донцов, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин, А.В. Петровский, В. А. Петровский, Л.И. Умайский и др.) [10].
С точки зрения Е.В. Александровой, коллектив является сферой формирования ценностных ориентаций человека, где он «усваивает социальные нормы, реализует естественную потребность в общении, совместной деятельности, обменивается жизненным опытом, ценностями, находит понимание, помощь и защиту от внешней агрессии» [1].
В педагогической литературе под коллективом принято понимать «группу людей, взаимно влияющих друг на друга», обладающей следующими признаками:
- общность социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения;
- совместно выполняемая деятельность, общность средств деятельности;
- единство воли, сознательный характер объединения людей;
- четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности [7].
По отношению к педагогическому коллективу «детский коллектив выступает в качестве цели, объекта и инструмента воспитания, по отношению к детям он - среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации» [9].
Большой вклад в развитие теории детского коллектива внёс А.С. Макаренко, который он рассматривал как социальное явление, имеющее свою структуру, а развитие коллектива связывал с целями его функционирования. Основными принципами и методами управления детским коллективом автор считал: сочетание дружеского единения и высокой сознательной дисциплины, перспективных линий и параллельного действия, авансирования личности и сплочения коллектива [4]. Основными функциями коллектива, вне зависимости от его цели являются: нравственно-регулятивная, организационно-объединяю-щая, стимулирующая, воспитательная [7].
Особое место в теории воспитания личности детей и подростков занимает хоровой
коллектив. Общение с высоким искусством способно ориентировать молодежь на высокие художественные ценности, облагораживать душу, совершенствовать систему ценностных ориентаций. Об этом свидетельствуют опыт отечественного эстетического воспитания и исследования ученых в России и за рубежом. Русское песенно-хоровое искусство, как отмечает Е.В. Александрова, имеет «многовековые традиции и представляет собой одно из величайших сокровищ национальной культуры» [1].
Хоровое пение как эстетический процесс, по мнению О.А. Крупиной, для России является «исконным достоянием, отразившим в своем историческом развитии вехи становления русской национальной культуры. Как известно, русская хоровая культура уходит своими корнями в глубь веков» [8].
Проведем историко-педагогический анализ развития хорового искусства в России и за рубежом. Народно-хоровое творчество наряду с наскальной живописью было представлено уже в Древнем мире, отражая жизнь и деятельность людей в эстетической форме. В свою очередь появилось и профессиональное хоровое искусство, подчиненное определенным правилам и формам. Уже в Древнем Египте возникла профессия хейрономов, которые управляли певцами при помощи условных знаков, движений рук и головы. Основная деятельность певцов того времени носила развлекательный характер: участие в культурных и театральных действах, религиозных и храмовых ритуалах. Также хоры принимали участие в Олимпийских и Пифийских играх (творческие состязания).
В античное время философами, педагогами и музыкантами (Аристоксен, Платон, Аристотель и др.) указывали в своих сочинениях на необходимость хоровой музыки, положительно влияющей на человеческую психику и этику.
Возникновение христианства стало толчком к развитию профессиональной хоровой музыки. Так, в эпоху Средневековья хоровое пение было чаще всего связано с религией и церковью, что способствовало музыкальному «украшению» обряда богослужения. С этим периодом связано григорианское пение (хорал), когда текст (чаще всего молитву) произносили нараспев. В этот же период возникает профессиональное многоголосье (органум, кондукт, мотет).
Эпоха Возрождения, акцентирующая внимание на внутреннем мире человека, его личности и гуманистических направлениях, привнесла в хоровую культуру наряду с церковными мессами и мотетами светскую музыку. Создаются консерватории и певческие школы при храмах для обучения хоровому искусству детей. Открываются национальные композиторские школы (Д. Палестрина, Ф. Анерио, Д. Нанино, Ж. Дкепре, О. Лассо, К. Жанекен и др.).
В области музыки для ХУ1-ХУШ вв. характерным является творчество И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л. Бетховена и других. В это время крупными циклическими жанрами хоровой музыки считаются оратории, кантаты, пассионы, впервые возникает опера. Эстетическими принципами одной из вершин мировой музыкальной культуры -венской классической школы - являются реализм, оптимизм, философская глубина, гуманизм, народность, демократизм музыкального языка и высокое профессиональное мастерство.
С XIX в. возникают романтические (образы природы, лирика) направления в искусстве, поэтому основной формой хорового искусства становится концертное исполнение, а характерной чертой этого периода - обучение детей высокой профессиональной культуре пения. Яркими представителями этой эпохи считаются Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, И. Брамс, Д. Верди и др. Появляются первые труды по обучению пению (Дж. Кервин, А. Хандеггер, К. Эйца и З. Кодая и др.).
В XX в. на смену романтизму приходят реалистические тенденции творчества, связанные с политической борьбой и масштабными социальными преобразованиями. В хоровой музыке западноевропейских стран развивается музыкальный экспрессионизм, характеризующийся воплощением чувств и настроений, вызванных опустошениями войны, социальной дисгармонией. Популярность набирают школы педагогов-музыкантов Э. Жак-Далькроза, К. Орфа и др. Период характеризуется борьбой реалистических устремлений и формалистических поисков [5].
Хоровая культура в России берет свои истоки в Древней Руси, когда было принято песни исполнять хором, передавая из поколения в поколение эту национально-самобытную русскую устную традицию. В это время
зародился так называемый фольклор крестьянской традиции (календарные и семейно-бытовые песни) и былинный эпос. Высшим достижением русского песенного фольклора стала лирическая протяжная песня, которая была средством религиозного и нравственного воспитания молодежи.
Одним из самых крупных исторических и культурных событий того времени стало Крещение Руси, поэтому несмотря на большое влияние народной песни хоровая культура в России стала неразрывно связана с церковью, а национально-русской формой хоровой монодии (одноголосия) стало знаменное пение. В X в. хоровое пение являлось обязательной образовательной составляющей наряду с чтением и письмом. На основе церков-но-певческой традиции появилось профессиональное хоровое пение, хоровое дело.
Начиная с XV в., в хоровой культуре наметилось усиление светских тенденций: вне-богослужебные песнопения, посвященные театрализованным монастырским обрядам, событиям истории, историческим личностям, царям. Во второй половине XV в. создается первый русский профессиональный хор - государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор - Ленинградская академическая капелла. А в конце XVI в. начал свое существование хор патриарших певчих - предшественник Московского синодального хора [5]. Основными обязанностями этих многоголосных хоров было участие в церковных службах и увеселениях царя.
В эпоху Петра I происходило зарождение и развитие такого жанра светской многоголосной музыки, как патриотический и приветственный кант, которые исполнялись хором без музыкального сопровождения, и посвящены были празднествам, торжественным приемам, важным историческим событиям. Позже появились бытовые, лирические, шуточные, пасторальные канты.
Начиная с XVIII в., бурное развитие русской культуры, обострение социально-классовых противоречий, развитие русского просветительства способствовало упрощению демократического начала и проявлению интереса к народному творчеству, возникновению городской песенной лирики, зарождению различных форм музыкального самодеятельного творчества, выражавшего национальный характер русского человека. Этот процесс оказал немалое влияние на все жанры хорового
творчества. Расширение международных связей сказалось на появлении итальянской оперы в России и зарождении русского оперного театра. Одним из видов музыкального произведения стала «песенная опера», представляющая собой хоровую обработку народных песен, в которых воспевался народный быт русского человека.
Первый период хоровой классики связан с такими композиторами, как М.С. Березовский и Д. С. Бортнянский, характерными чертами творчества которых являлись драматическое начало и эмоциональное содержание хоровых концертов.
Дальнейшее развитие хоровой культуры связано с великими русскими композиторами XIX века, таким как М.И. Глинка, Н.А. Рим-ский-Корсаков, А. С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковскийи др. Патриотический подъем русского народа, усиление стремления к свободе между Отечественной войной 1812 г. и восстанием декабристов легли в основу сюжетов русской музыки, которые воспевали национально-эстетические принципы, и приобрели исторический, эпический, лирико-драматический, порой сказочный мотив. Драматургическое значение хоров в русской опере было очень велико. В этот период появляется большое количество частных хоров, организованных меценатами (Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С. А. Дегтяревым и Г. Я. Ломакиным, Капелла князя Ю.Н. Голицына и др.).
Большую роль в становлении хоровой самодеятельности России сыграло открытие во второй половине XIX в. бесплатной музыкальной школы для всех слоев населения в Петербурге (М.А. Балакирев, И.Г. Ломакин). Появлялись многочисленные бесплатные музыкальные школы, певческие классы, хоровые общества (Русское хоровое общество, 1878 г.), народные консерватории, любительские хоры трудящихся (И. Юхов, В. А. Булычев (хор Пречистенских рабочих курсов в Москве), Ф. Иванов и др.), народные профессиональные хоры (И.Е. Молчанов) и т. д. [14, с. 10]. Таким образом, конец Х!Х в. признается расцветом хорового исполнительства в России.
В свою очередь начало XX в. считается подлинным расцветом русской хоровой музыки а капелла (С.И. Танеев, В.С. Калинников, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальский и др.), в которой гармонично соеди-
нялись художественно-выразительные средства, фольклорная природа, воплощение этических возвышенных идей. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: хоровые кружки, ансамбли песни, например, Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова и др., проводятся массовые хоровые олимпиады и праздники и др. [5].
Политические выступления рабочих во время гражданской войны сопровождались хоровым исполнением революционных песен и гимнов «Марсельезы» и «Интернационала». Существовала необходимость подчинения всей культурной работы политическому и хозяйственному укреплению советского строя. Хоровая самодеятельность принимала участие в различных формах просветительской работы: проводила концерты-митинги, посвященные важнейшим политическим событиям; осуществляла шефскую помощь воинским частям Красной Армии и Флота; выступала в конкурсах, смотрах, народных гуляниях и праздниках [14, с. 10]. Вторая половина 30-х гг. стала периодом расцвета советской кантатно-ораториальной музыки, которая лучше других жанров могла сочетать новаторство и традиции, отразить огромную значимость событий общественной жизни, воплотить положительный идеал, пропагандировать патриотизм (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, М.В. Коваль и др.).
В период Великой Отечественной войны жанр песни остается одним из ведущих. В творчестве композиторов поднимается тема Родины, главенствуют героико-эпические образы (А.Г. Новиков, А.В. Александров, Б. А. Мок-роусов, М.И. Блантер и др.). В 40-50-е гг. XX в. в России начинают создаваться профессиональные государственные народные хоры и самодеятельные народные хоры. С 1957 г. происходит подъем русского хорового искусства, чему способствовала организация Всероссийского хорового общества, которое «содействовало обновлению хорового репертуара и возрождению старинной русской духовной музыки, стимулировало развитие детского хорового искусства, помогало улучшению системы народного музыкального образования и просвещения, тесному взаимодействию и взаимообогащению русской хоровой культуры с музыкальной культурой других народов, расширению социального слоя ценителей музыки, музицирующих любителей и пропа-
гандистов-просветителей, способствовало популяризации и широкому развитию хоровой и других видов художественной самодеятельности» [15].
С 60-х гг. XX в. хоровая самодеятельность начинает приближаться к профессиональным формам деятельности, опираясь на общую организационную структуру и единые творческие методы работы [14, с. 10]. Проводятся массовые хоровые праздники песни, организуются детские хоровые студии («Пионерия», «Веснянка», «Восход»), многие самодеятельные коллективы ведут интенсивную концертную деятельность, выступая с гастролями в разных городах своей страны за рубежом, бесплатно распространяется нотная литература, финансируются гастроли и др. Ведущее направление в русской хоровой культуре 70-х гг. - создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В.Н. Минина, Государственного камерного хора под руководством В.К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).
Период с 80-х годов XX века в хоровой музыке стал этапом обновления содержания, жанрового исполнения (жанровый синтез), выразительных средств, воплощения общечеловеческих, национальных нравственных идеалов, образа внутреннего мира современного человека. Происходит внедрение хорового начала в другие виды искусств: балет, симфоническую партитуру, театральные этюды и постановки.
Б.И. Тараканов [10] справедливо считает, что за последние несколько лет возрос интерес к хоровому делу среди непрофессионалов, происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. «Нынешний этап развития любительского хорового искусства переживает серьёзный кризис по трём основным направлениям - культурный, экономический, социальный и в определённой степени духовный» [12]. Особое значение для нашего исследования имеет исследование О.А. Крупиной [6], посвященное андрагогическим аспектам работы с любительским хоровым коллективом.
Е.В. Александрова [2, 3] самодеятельное хоровое пение рассматривает в срезе проблемы социализации, воспитания и обучения личности, как определяющий фактор в социокультурном воспитании подрастающего поколения.
По мнению Е.В. Александровой, сущест-
вуют три причины: нехватка помещений, отсутствие материальной поддержки музыкальных коллективов, падение престижа музыкального образования, как следствие, сокращение занятий самодеятельного музыкального творчества, низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы [1].
Несмотря на это, интерес к хоровому исполнительству подогревается за счет телевизионных проектов, как, например, «Битва хоров» (2012-2013 гг.), запущенный одним из телеканалов, собрал более 300 голосов со всей России и многомиллионную аудиторию зрителей. Целью данного проекта стала популяризация музыкального хорового искусства и приобщение граждан к культурному наследию страны. Кроме того, на сегодняшний день существует большое количество фестивалей, творческих конкурсов и научно-популярных мероприятий, центром которых выступает хоровая культура и хоровое творчество, такие как ХОРЭКСПО-2017, Всероссийский хоровой фестиваль, Хоровой Чемпионат России, хоровые соборы (Волжский хоровой собор, хоровой собор в Ростове Великом), международные хоровые фестивали (EUROPA CANTAT JUNIOR 2017, X международный хоровой фестиваль и конкурс им. И. Брамса, Европейские хоровые игры), хоровые конкурсы (VI международный хоровой конкурс и фестиваль им. А. Брукнера, XV международный конкурс камерных хоров) и др.
На таких мероприятиях проходят презентации эффективных методик в области хорового дирижирования и музыкальной педагогики; выступления лучших детских, юношеских, студенческих, профессиональных, церковных хоров России; проводятся обзоры международных музыкальных конкурсов, проходящих в городах России и за рубежом; существует возможность повышения квалификации; устраивается нотная ярмарка [13]. В настоящее время проводится Всероссийская перепись хоров России, целью которой является систематизация информации о существующих хоровых коллективах, ведущих свою деятельность на территории Российской Федерации [11].
Подводя итог историко-педагогическому анализу хорового искусства в России и за рубежом, можно сделать следующие выводы:
1) хоровое исполнение берет свое начало в фольклорной самобытности русского народа
и постоянно возвращается к истокам русской культуры;
2) хоровое песнопение и церковные религиозные обряды неразрывно взаимно связаны на протяжении всего периода существования;
3) хоровое пение сочетает в себе большое количество жанров (от лирической протяжной песни до оперы), воплощенных в творчестве великих русских композиторов;
4) хоровое искусство является зеркальным отражением исторических событий и настроений общества, в произведениях и жанрах которого прослеживаются этапы становления русской национальной культуры;
5) хоровая культура является средством морально-нравственного и духовно-эстетического воспитания личности, направленного на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.
Литература
1. Александрова, Е.В. Самодеятельное художественное творчество как фактор формирования социального опыта личности / Е.В. Александрова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 4. - С. 146-148.
2. Александрова, Е.В. Самодеятельный хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания учащейся молодежи / Е.В. Александрова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - № 1. -С. 214-216.
3. Александрова, Е.В. Хоровое пение в системе социокультурного воспитания личности / Е.В. Александрова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 3. - С. 314-317.
4. Дуранов, М.Е. Реализация идей А.С. Макаренко в социально-педагогической теории и практике / М.Е. Дуранов // Материалы научно-практической конференции, посвящённой 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко. Челябинск, 2013 г. - Челябинск, 2013. - 87 с.
5. История хорового искусства. -http://artschool-tnkh.ru/stati/istoriya-xorovogo-iskusstva/.
6. Крупина, О.А. Андрагогические аспекты работы с любительским хоровым коллективом / О.А. Крупина // ЧиО. - 2010. -№ 4. - С. 118-120.
7. Куракин, А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления / А. Т. Куракин, Л.И. Новикова. -М., 1982. - 96 с.
8. Шамина, Л. Работа с самодеятель-
ным хоровым коллективом / Л. Шамина. - М., 1981. - С. 10.
9. Щапова, Е.В. Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия: дис. ... канд. искусств. /Е.В. Щапова. -301 с.
10. Тараканов, Б.И. Современный любительский хор. Совокупные аспекты культурологии, педагогики, психологии и философии / Б.И. Тараканов // Вестник славянских культур. - 2015. - № 4 (38). - С. 58-69.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах /
Г.М. Коджаспирова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 254 с.
12. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Март, 2005. - 448 с.
13. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории /Л.И. Новикова. -М., 1978.
14. Перепись хоров России. - http://bit.ly/ oproshorov.
15. ХОРЭКСПО-2017. Музыкальные фестивали. - http: //music-festivals. ru/festivals/ konferentsii-simpoziumy/choirexpo.
Зубова Людмила Валерьевна, преподаватель, детская школа искусств № 9, г. Челябинск, zubova_liudmila@mail.ru.
Поступила в редакцию 30 сентября 2017 г.
DOI: 10.14529/ped170405
CHORUS AS SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT FOR EDUCATING CHILDREN
L.V. Zubova, zubova_liudmila@mail.ru
Children's Art School Number 9, Chelyabinsk, Russian Federation
The paper defines the concepts 'collective', 'educational collective', 'chorus'. The principles and methods of management of children's collective were outlined, the main functions of choral collective were determined.
The historical and pedagogic overview of the development of choral art in Russia and abroad was given. The peculiarities of choral art in ancient times, classical antiquity, the Middle Ages, the Renaissance era were distinguished. The achievements, specific characteristics, and trends of these periods were analyzed in terms of music of XVI - XVIII, XIX, XX centuries.
Choral culture in Russia was the focus of the research (folklore of peasant tradition and Russian epos), with festivals, creativity competitions, popular scientific events underlining the importance and significance of choral culture and choral creativity.
The results show the folklore authenticity of the Russian nation; the inextricable connection of choral chants and divine worship; the reflection of historical events and public sentiments in choral creativity; the significance of choral culture in spiritual and aesthetic upbringing of a personality.
Keywords: collective, children's collective, educational collective, choral collective, functions of collective, choir singing, choral culture.
References
1. Aleksandrova E.V. [Amateur Artwork as a Factor of Shaping of Social Experience of Personality]. Bulletin of KSUNamed after N.A. Nekrasov, 2010, no. 4, pp. 146-148. (in Russ.)
2. Aleksandrova E.V. [Amateur Choral Collective as Social and Cultural Environment of Upbringing of Students]. Bulletin of KSU Named after N.A. Nekrasov. Pedagogics. Psychology. Social Work. Youth Studies. Sociokinetics, 2016, no. 1, pp. 214-216. (in Russ.)
3. Aleksandrova E.V. [Choir Singing in the System of Social and Cultural Upbringing of Personality], Bulletin of KSUNamed after N.A. Nekrasov, 2009, no. 3, pp. 314-317. (in Russ.)
4. Duranov M.E. [Realizations of Ideas of A.S. Makarenko in Social Pedagogical Theory and Practice]. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 125-letiyu so dnya rozhdeniya A.S. Makarenko (Chelyabinsk, 2013 g.) [Proceedings of Research and Practice Conference Dedicated to 125 Anniversary of A.S. Makarenko (Chelyabinsk, 2013)]. Chelyabinsk, 2013, pp. 87. (in Russ.)
5. Istriya khorovogo iskusstva [History of Choral Art]. Available at: http://artschool-tnkh.ru/stati/ istoriya-xorovogo-iskusstva (accessed 15.08.2017).
6. Krupina O.A. [Andragogical Aspects of Work with the Amateur Choral Collective]. Human and Education, 2010, no. 4, pp. 118-120. (in Russ.)
7. Kupakin A.T., Novikova L.I. Shkol'nyy uchenicheskiy kollektiv: problemy upravleniya [School Pupilary Collective: Problems of Management]. Moscow, 1982. 96 p.
8. Shamina L. Rabota s samodeyatel'nym khorovym kollektivom [Work with Amateur Choral Collective]. Moscow, 1981. 10 p.
9. Shchapova E.V. Vserossiyskoe khorovoe obshchestvo v istorii otechestvennoy muzykal'noy kul'tury vtoroy poloviny XX stoletiya. Diss. kand. kul'turolog. nauk [Russian National Choral Community in the History of Native Musical Culture of the Second Half of the XXth Century. Diss. Cand. (Art)]. 301 p.
10. Tarakanov B.I. [Modern Amateur Choir. Joint Aspects of Cultural Studies, Pedagogics, Psychology and Philosophy]. Bulletin of Slav Cultures, 2015, no. 4 (38), pp. 58-69. (in Russ.)
11. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika v skhemakh, tablitsakh i opornykh konspektakh [Pedagogics in Schemes, Boxes and Supportive Notes]. Moscow, Ayris-press Publ., 2007. 257 p.
12. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar' po pedagogike (mezhdistsiplinarnyy) [Pedagogics (Interdisciplinary) Dictionary]. Moscow, Mart Publ., 2005. 448 p.
13. Novikova L.I. Pedagogika detskogo kollektiva. Voprosy teorii [Pedagogics of Children's Collective. Issues of Theory]. Moscow, 1978.
14. Perepis' khorov Rossii [Census of Choirs of Russia]. Available at: http://bit.ly/opros_horov (accessed 15.08.2017).
15. KhOREKSPO-2017. Muzykal'nye. festivali [Chorus EXP0-2017. Musical Festivals]. Available at: http://music-festivals.ru/festivals/konferentsii-simpoziumy/choirexpo (accessed 15.08.2017).
Received 30 September 2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Зубова, Л.В. Хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания детей / Л.В. Зубова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2017. - Т. 9, № 4. - С. 42-48. БОГ 10.14529^170405
FOR CITATION
Zubova L.V. Chorus as Social and Cultural Environment for Educating Children. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 42-48. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170405