УДК 378
Талых Алексей Александрович
кандидат педагогических наук, доцент
Лобашев Валерий Данилович
кандидат педагогических наук, доцент Петрозаводский государственный университет [email protected], [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА
Формирование различных аспектов человеческого капитала происходит под управлением обучающей системы на базисе непрерывно возрастающих уровней профессиональной обученности, общей образованности, индивидуализированного интеллекта. Определяющим условием успешности создания и совершенствования личности, погружённой в современные производственные отношения, является уровень культуры будущего человека труда.
Ключевые слова: культура, человеческий капитал, воспитание, педагогическая технология, личность.
Система образования - социальный феномен, главными функциями которого являются: культурообразующая, гуманистическая, нравственная, воспитывающая. Профессиональное воспитание, раскрывая сущностные составляющие процесса труда, формирует усилия педагогики по подготовке современного специалиста. Суммируя многочисленные положения о профессиональном воспитании (равно как и положения о воспитании необходимо ценного для общества профессионала), можно сформулировать усилия педагогики в этом направлении в виде комплекса целей-задач по формированию человека культуры. Современная парадигма лич-ностно-ориентированного обучения рассматривает образование как способ трансляции культуры в образующие личность функции. Утверждая высокую динамику взаимодействия участников педагогического процесса, эта парадигма основывается на принципиальном положении управляемой инициативы личности в её собственном стремлении к самосовершенствованию: самоизменение и саморазвитие происходит через постижение и обретение культуры изменений. Развивая точку зрения Е.В. Бондаревской [1], необходимо с позиций организации и анализа профессиональной деятельности человека труда отметить следующее: свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, должна обладать такими взаимосвязанными качествами как:
- высоким уровнем самосознания - способностью к объективной оценке совокупности всех качеств, определяющих характер взаимодействия личности и трудового коллектива (при сохранении активной личной позиции), а также способностью оценивать соотношение внутренней самооценки с комплексом требований коллектива и способностью вносить необходимые коррекции в свои поведение и позицию;
- собственным достоинством, определяемым через высокое качество выполняемой работы и ощущения её высокой оценки со стороны;
- самоуважением - оцениванием себя как личности, не подавляющей окружающих, но и не теряющего своей индивидуальности;
- самостоятельностью - не требование излишней опеки, максимально быстрый переход к индивидуально оцениваемой (выделяемой как самостоятельный элемент) трудовой деятельности;
- самодисциплиной - представляемой как твёрдая, взвешенная оценка последствий своих действий и необходимая, преимущественно оперативно-тактическая, коррекция поведения;
- независимостью суждений - проявлением некоторого подобия демократического централизма: это означает, что степень проявления независимости не должна быть доведена до абсолютизма, разрушающего, в том числе, и процессы реализаций педагогических технологий;
- уважением и терпимостью к мнению других - способностью к организации деятельности и управлению не только отдельным коллективом, объединённым учебной, производственной, либо иной целью, но и быть способным организовать деятельность в целом в интересах окружающих;
- признанием права на существование и твёрдую логическую защиту различных точек зрения и убеждений;
- способностью к разнохарактерной динамичной ориентировке («тензорность») в мире духовных ценностей и жизненных ситуаций, что предполагает лабильность оценок текущих ситуаций при общем сохранении стабильности системы личностных ценностей;
- умением принимать решение - способностью материализовывать собственную точку зрения, принимая на себя ответственность за возможные последствия её практического воплощения;
- способностью нести ответственность за принятые решения, за сделанный выбор в сочетании с возложением на себя делегированных свыше полномочий;
- быть способным осуществлять свободный выбор.
Гуманность - вершина нравственности. Нравственность любой формы труда, в том числе и учебного, - в его результатах. Целенаправленный, целесообразный труд - это система создания необходимых обществу ценностей. Интеграция различных областей культуры и их развитие имеет
© Талых A.A., Лобашев В.Д., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4
37
не только социальный, но и в немалой степени производственно-организационный аспект. Уровень заявленной целесообразности, выражаемый в перечисленных факторах, определяет, с одной стороны, сам обучающийся, а, с другой, гораздо более объективную оценку производит потребляющий результаты труда социум. Совпадение, либо рассогласование целей личности, направившей свой труд на удовлетворение нужд, потребностей общества, и оценок потребительской и человеконаправ-ленной ценности результатов труда, и составляют в реальной мере гуманизированность деятельности человека. Педагогические аспекты воспитания качеств, необходимых для должной социализации личности, состоят в потребности гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений. Гуманность в таком её представлении характеризуют:
- милосердие - контрастно проявляемые в процессе сотрудничества паттерналистические наклонности, демонстрация положительных мотивов силы через сочувствие и покровительство;
- доброта - проявляется в мягкости, терпимости, не агрессивности к окружающим и коллегам по деятельности, в первую очередь к зависящим от индивида людям, в проявлении стратегии равенства социальных статусов и постоянства качества отношений;
- эмпатия - чувственно-эмоциональная отзывчивость, матрица-форма сочувствия, сопереживание, профессионально необходимые (непреложно развиваемые) качества для работников социальной сферы;
- альтруизм - проявление этического дарственно-жертвенного отношения со стороны профессионалов; это качество особенно ценно для выпускника (совершенствующегося специалиста) на начальных стадиях его трудовой деятельности;
- понимание ценности и неповторимости каждого человека - предполагает равные личностные ценности и равные, в одинаковой степени охраняемые права на самовыражение в деятельности, характеризующей только эту личность;
- терпимость - признание вариативности методов достижения каждым индивидом собственных целей.
Воспитание духовности - это путь возрождения русской интеллигенции, в том числе, интеллигенции труда [2]. Воспитание такой личности направляет и предусматривает:
1. Развитие духовных потребностей.
2. Рефлексивную автономию своего внутреннего мира.
3. Поиск смысла жизни, счастья, идеала.
Образование, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, включающее в себя изучение философии, этики, эстетики, человековедения, истории религии и др. гуманитарных предметов, - основа духовности [1]. Однако любая духовность зиждет-
ся на материальной основе. Современность отмечена достаточно жёстким противоречием между ускоренным развитием технологической реальности, изменяющей трудовой характер деятельности человека, и весьма заметным отставанием формирования современной технологической культуры. В этих перманентно изменяющихся условиях обучающийся, как элемент и активный участник педагогической системы, непрерывно формирует и совершенствует культурологические составляющие собственной базы знаний. Только развитый базис знаний и умений позволит ему участвовать в целенаправленной человеческой деятельности, выступающей опосредующим звеном между природой, технологией и культурой и одновременно способом бытия для человека, культуры и технологии.
Современная педагогическая парадигма основана на признании за каждым обучающимся качеств творческой личности, что предполагает наличие свойств и характеристик:
- вариативного мышления. Это позволяет профессионалу из исполнителя работ переходить в новое качество - создателя своего варианта решения задачи, защиты своего видения вопроса и др.;
- рефлексивности - соотнесение текущих этапов выполнения работ, заказа с прошлыми, реализованными этапами процесса создания изделия; непрерывное внесение изменений в оценку и последующую технологическую цепочку с целью оптимизации общей конечной итоговой оценки труда;
- созидания, преобразования - осознание целесообразности изменений, вносимых своим трудом в окружающий мир;
- большого объёма приобретаемых и используемых знаний - умение учиться в течение всей жизни.
В обеспечение процесса познания уже в начальном образовательном учреждении необходимо философское обобщение знаний, демонстрация их «всеединства», комплексности. Для решения этих проблем в учебном процессе необходим раздел «знания о знаниях». Единство, интегративность учебных знаний основано на жёстких, объективных критериях практики. Воплощённые в технические решения как в одни из активнейших форм проявления деятельности человека результаты овеществления (материализации) деятельностной сути существования личности укорены в культуре, науке, сознании, основных критериях и ценностях человека. Техника перестаёт быть средством подавления и завоевания, но становится незаменима в областях «вживания» и сосуществования с истоками бытия. Одновременно постепенно уходит антропоморфное понимание природы. Реалистичный взгляд на технический прогресс, на ценностные измерения его итогов и возможные достижения в обозримом будущем позволяет предположить, что наивысший совокупный эффект развития цивилизации не лежит исключительно в односто-
ронних практических результатах, но неразрывен с техническим ожиданием и находится в глубоко проникающем, эшелонированном культурном контексте. Интегративная матрица практико-ори-ентированных факторов формирует культурологическое пространство, определяющее роль и место, а также процессы и механизмы становления личности в современных условиях.
Функциональное суммирование, совмещение и наложение положений и факторов, определяющих личностный статус, даёт представление об основах идеального образа человека культуры. Именно технологическое содержание, созидательные составляющие культуры определяют цели практико-ориентированной подготовки обучающихся Технологии, определяющие само существование социума, являясь практико-преобразователь-ной деятельностью, моделируют характер и способ протекания человеческого труда, его способности и возможности в формировании действительности. Основополагающее свойство целостного человека, принявшего идеологию культуры труда, - это способность к культурной идентификации, что отражается в следующих положениях: осознание своей принадлежности к определённой культуре в данный краткий исторический период; развитие саморегулятивных способностей в совокупности со способностями общественного, по содержанию, существования; интериоризация ценностей культуры (принятие ценностей общества как своих); выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, как предпочтительного жизненного пути; самодетерминизация в горизонте «Большого и Малого времени» культуры.
Но! В настоящее время «произвёлся» «человек массовый», которому присущи:
- авторитаризм, притом в резких, безапелляционных формах;
- настороженность в купе с превентивной агрессивностью;
- комплекс неполноценности при индифферентном отношении к её оценке со стороны социума;
- страх перед будущим с выраженным бездействием по воспитанию действенных мер по его преодолению [1].
В противовес этому феномену в современной педагогике рассматривается ученик Русской школы, для которого полем самоиндентификации, самодетерминации служит русская национальная культура. Трансформация элементов и основные этапы развития личностной культуры предопределяются динамикой создания и модификации принимаемых и отвергаемых личностью ценностей. С течением времени под активным влиянием экономических и социальных факторов ценности неизбежно подвергаются трансформации: смещаются нормы, корректируются цели воспитания, перерождаются ориентиры и потребности. В неко-
тором приближении вектор изменения отмеченных элементов во времени может быть представлен как характеристика переходных функций образования, объединяющих совокупность фаз модификации-преобразования объектов и объёмов потребностей личности и возможностей их реализации. Переходные межфазные периоды достаточно устойчивы, но подвержены рубежным революционным переменам. При этом сама реакция реформирования идёт с естественным запаздыванием по отношению к моменту внешнего воздействия. Профессиональная школа должна своевременно и непрерывно разрабатывать педагогические технологии, учитывающие этот эффект и включающие в свой состав алгоритмы, позволяющие разрабатывать превентивные меры, действия.
Личностно-деятельностный подход в обучении не отвергает существования путей (вариантов, ветвей) интенсивного, а порой и революционного развития, имеющих место при коллективных формах обучения. Одной из быстро совершенствующихся, постоянно востребованных обществом является форма кооперативного обучения. Основные положения подхода, использующего такую форму, выражаются в следующем:
- совмещение целей, задач, технологий, корпоративных характеристик современных форм кооперативного обучения (в первую очередь - экипажного обучения [3-5 чел. в учебной мини-группе]) и преимуществ личностно-ориентированного обучения;
- обучение в малых коллективах (идеологически в основе этого лежит постоянный возврат процесса обучения к первооснове общения и разделения родовой ответственности: психология подтверждает падение темпа обучения при увеличении численности группы обучаемых свыше 7 чел.);
- поэтапная комплектация учебных групп по мере выполнения учебного задания (например, при организации курсовой подготовки: I этап - 30 чел. - общегрупповая подготовка - и II этап - группы численностью не более 7 чел., решающие частные, но более конкретные задачи [4]);
- иерархия целей и задач - наилучшая оптимизация учебного процесса производится в 3-х уровнях;
- подключение соисполнителей на каждом этапе: процесс «разделения» задачи, соответствующей бригадной форме обучения при постоянном изменении (пере комплектации) состава исполнителей;
Насущные человеческие интересы мало коррелируют с научными истинами, достигаемыми в учебной деятельности, в то время как смысл и назначение профессионально-производственной деятельности - создавать культурные ценности, отвечающие жизненным интересам людей. Однако возникающая даже в процессе учебной деятельности вещная среда практически сразу порождает причинную основу противоречий между общечеловеческой культурой и потребительскими
интересами самого производителя благ. Эффект различной оценки итогов собственного труда учеником-производителем изделия с одной стороны и совокупно-противоположные позиции преподавателя и членов учебной группы создают разительно правдивую прелюдию к последующему проявлению позиций творца и социума, потребности которого и будет удовлетворять каждый из обучающихся, непрерывно и неизменно занимая место продавца или покупателя на рынке труда и товаров. Антагонизм одновременной реализации в современной школе индивидуального и группового учебного процесса принципиально не преодолим. Современный вариант обучения субъекта предполагает две формы организации этого процесса: групповое и индивидуальное обучение. В обеих формах внутреннее содержание этого вида деятельности насыщено и во многом определяется и ограничивается личностными характеристиками его участников. Существуют общие для всех (активных и пассивных) участников процесса движения учебной информации факторы и параметры:
- все мы представляем весьма жёстко очерченный биологический инвариант с одним и тем же типом морфологической организации, типом управляющей системы, одним и тем же набором инстинктов и безусловных рефлексов и, главное, одним и тем же механизмом обучаемости;
- мы все в режиме реального времени подчинены множеству ритмов: смена года, суток, чередование периодов активности, спадов, общечеловеческий биологический циркадный ритм и т.п.;
- мы синхронно выражаем общую социальную заинтересованность и озабоченность;
- мы одновременно с индивидуальностью ощущаем себя частью какой-то общности (группы, семьи, коллектива);
- все мы подвержены жёстким и обширным требованиям стандартизации со стороны окружающей среды.
При этом надо особо подчеркнуть, что личность учащегося наполнена интеллектом и погружена в непрерывно изменяющееся пространство эмоций. Личность не замкнута сама в себе, она взаимодействует с окружающей средой и с другими личностями и в каждый момент не тождественна сама себе. Общественные отношения, в реалиях которых и обнаруживают себя доминанты технического творчества и гуманистические критерии духовной культуры, не проявляются в форме антагонистических категорий, они самостоятельны, и наиболее полно их противоречия разрешаются в образовательном процессе на базе этических и эстетических ценностей.
Выполнение обязательных условий чёткой ориентации и направленности в многофакторном социальном поле, в котором осуществляется процесс обучения, требует выполнения следующих
ведущих условий успешной учебной деятельности обеспечивающих переход к более высоким интеллектуальным навыкам:
- осознанность, инкорпоративность, контролируемость, способность к ограничениям;
- произвольность, трактуемая как способность перешагнуть конкретику, опереться на многомерность мира;
- способность к саморефлексии своих умственных действий.
Экипажное (и в меньшей степени бригадное) обучение отмечено интенсификацией процесса передачи и, что крайне небезынтересно, значительно лучшей усваиваемостью усложнённых профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций. В этой ситуации решающее значение имеет концентрация внимания каждого члена этой тесной группы, связанной действительно единой, объединяющей целью - на подетально контролируемом производстве (выполнении) неразрывного и неделимого продукта совместной деятельности (в частном случае - образовательной услуги), произвести который невозможно без участия (отсутствии) хотя бы одного члена экипажа. Вторая отличительная черта этого вида организации обучения - его экзотерический характер [3].
Цели-задачи обучения, общие и неразрывные для узкого круга близко знающих друг друга лиц (личностей), в этой педагогической ситуации приобретают особую доверительную притягательность в силу предназначенности для избранных, индивидов, выделенных из какого-то большого коллектива. (Одновременно могут готовиться несколько экипажей, и часто процесс такой подготовки осуществляется на соревновательной основе).
Обстановка близкого общения в режиме реального времени резко разнообразит проявления и, в то же время, значительно ограничивает, утилизирует-направляет содержание и характер и самого общения и контакта. Происходит концентрация во времени и одновременное повышение рубежности каждого шага, каждого достигаемого результата, резко контрастируются взаимооценки, выражаемые личностью и малым коллективом.
Атрибутивная характеристика личности приобретает в таком случае свойства многоярусности и, в значительной мере, отложенный, скрытый характер, проявляющийся спонтанно и преимущественно в виде защитной, реакции. Кроме того, необходимо отметить, что в структуре эмоционально-ценностного отношения личности к другим и к себе (!) устойчиво присутствует и проявляется с различных сторон референтность, основанная на факторах симпатии и уважения.
Отдельной задачей подготовки специалиста-профессионала, способного реализовать себя в современных динамичных условиях является воспитание культуры учебного труда. Её квинтэссенция,
выраженная в умениях учиться, развиваемых и оттачиваемых до уровня высших навыков, должна быть понята и принята специалистом, и в дальнейшем присуща ему как необходимая пожизненная профессиональная черта. Выбор форм организация учебного труда подчиняется задаче достижения наивысшей обученности и основывается на последовательном претворении в учебный процесс оптимальных для данной ситуации технологий, методов и приёмов педагогической деятельности.
Воспитание культуры планирования умственного труда начинается с практической отработки с обучающимися рекомендуемого режима труда и отдыха. Планирование умственного труда включает в себя также умение составить логически выверенный план ответа по изученному учебному материалу, план-характеристику основных законов, понятий, описание последовательности технологических операций и т.д. Культура учебного труда в начальном практическом обучении формируется как дисциплинирующий и энергосберегающий комплекс: аккуратность в выполнении каждой операции, порядок на рабочем месте, экономное расходование материалов, умение ценить и рационально использовать рабочее время и т.д. Практически речь идет о необходимости формирования навыков и умений научной организации труда.
Ярко выраженная специфика культуры педагогического профессионального образования со-
стоит в том, что, интенсивно трансформируясь под влиянием жёстких требований транзитивной экономики, беря на вооружение инновации личност-но-ориентированного образования, воспитывая самоответственную личность и т.д., она не способна отойти от примата управления, жёсткого принудительного воспитания дисциплины труда, жёсткой организации детерминированного, поточного процесса обучения, твёрдого следования требованиям технологии производственного процесса и др. Педагогика обучения профессиональной деятельности в значительной степени вынуждено сохраняет черты непреложного авторитаризма.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В. Ценности оснований лич-ностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-38.
2. Ключевский В.О. Православие в России / сост. Ю.В. Сокортова. - М.: Мысль, 2000. - 623 с.
3. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 3-8.
4. Сенченко И.Т. Профессиональное воспитание и обучение молодых рабочих в трудовых коллективах: вопросы теории и практики непрерывного профессионального обучения рабочих на производстве. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1988. - 159 с.