59
12
13
14
15
16
17
18 19
шт^ :«im»iinii«i£»,m 2000^ штшжп 2012^
IPS? 2007о
шш
ШШШШ^Ш»,^, 2007о «Ш^ШШШ!^»,^, 2007о
—-1
о ^
X О
S ^
с к
го го ъс ш
F о
ш о
с
В.Д. Лобашев, А.А. Талых, Ф.Н. Зименкова
Элементы творческой деятельности в технологическом образовании студентов
Обучение с использованием основных положений творческой деятельности способствует значительной интенсификации процессов овладения обучающимися основами технических областей культуры. Рассматриваются некоторые особенности педагогических технологий, реализующих принципы творческого обучения.
Ключевые слова: творчество, познавательная активность, проектное обучение, педагогические технологии в проектном обучении, подготовка к творческой деятельности, технологическое образование.
Критериями творческого продукта наиболее часто выступают: оригинальность, статистическая редкость, осмысленность, трансформация, объединение [3]. В общем случае развитие творчества идет от доминирования репродуктивных действий (освоение и использование нормативного опыта, знаний) к доминированию продуктивных действий и оптимальному соотношению между ними. Репродуктивные и творческие методы соотносятся как преемственность и новаторство, последнее выступает необходимым условием деятельности по переносу, передаче знаний, формированию практико-приемлемых первичных проявлений обученности (на начальной стадии этими элементами выступают развивающиеся умения, переходящие в проявления устойчивой компетентности).
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
Практика обучения, применяющая базисные положения педагогических технологий, использующих элементы творческой деятельности, контрастно выделяет следующие содержательные противоречия учебной и профессиональной деятельности (в значительной степени это находит отражение в виде противоречий и нестыковок между общеобразовательной и профессиональной школами).
1. Абстрактный предмет учебно-познавательной деятельности и реальный предмет будущей профессиональной деятельности; конкретность знаний заданных в производственном контексте.
2. Системное использование знаний в регуляции профессиональной деятельности и дискретное их усвоение в различных учебных дисциплинах.
3. Индивидуальное усвоение знаний и коллективный характер профессионального труда.
4. Творческая активность и социальная вовлеченность в профессиональном труде и пошаговое освоение знаний, умений, навыков в традиционном обучении.
5. Практически полностью ориентированной на «ответ» обучающегося и инициативной позицией в социальном и предметом смысле специалиста в труде, при непрерывном принятии решений в вероятностных условиях.
6. Обучение предполагает в первую очередь освоение прошлого опыта, в то время как труд ориентирован на применение прошлого для решения задач будущего.
Изначально обучение творческой деятельности основано на методологии общетехнической деятельности - системе принципов и методов формирования категориально-понятийного аппарата, имеющего политехническую ориентацию, направляющую развитие учебно-творческой деятельности обучающихся от низших форм (овладения системой знаний, умений и навыков по решению отдельных учебных задач) до высших (умения их применения при осуществлении проектных и конструкторских расчетов). Реализация способности к творческой деятельности предполагает специальные усилия, особые процедуры; требуется применение методик интенсивной активизации самой творческой деятельности. Активно применяются различные дидактические модели процесса обучения. Прямое обучение творчеству невозможно; оно во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным. Технологии обучения приобретают все большую ориентированность на развитие личности, формирование ее способности к творческой деятельности и саморазвитию.
ф
Развитие способностей к творческому мышлению и труду является преимущественно уделом самой личности. Эффективность подготовки к творческой деятельности определяется степенью выполнения ряда условий:
1) назначение объема знаний, посильного обучающимся и формирование убежденности в его посильности;
2) формирование убежденности в необходимости усвоения конкретного объема оговоренных знаний для обеспечения успешности развития 5 творческой деятельности в текущем и последующих периодах обучения;
3) воспитание культуры творческого труда, содержащей в своей основе стремление и умение самостоятельно приобретать знания;
4) ориентация на профилирующую профессию, специальность;
5) непрерывность и переходящий во времени характер подготовки к творческой деятельности;
6) учет возможности индивидуального маршрута развития обучаемого (вариативность программы).
Творчество - одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. В процессах обучения оно определяется как познавательная активность индивида с точки зрения реализации его возможностей к преобразованию окружения или самого себя в целях эффективного взаимодействия с внешним миром. Природные способности человека к саморазвитию, к приобретению все новых знаний и их творческому, инновационному использованию превращаются в действительность лишь в процессе «научения» человека использовать эти способности, методической постановки алгоритма его мыслительной и практической деятельности. Познавательная деятельность учащихся в обучении направлена на овладение уже сложившейся системой знаний, умений и навыков. Доминантой творчества в процессе обучения и в частности - восприятия, осознания и усвоения всей учебной информации, служит личностный интеллектуальный базис воображения, обеспечивающий неповторимость последующей абстракции, в решающей степени гарантирующий достижение качественного совершенства финала обучения. Перед обучающимся ставится задача изучения технических областей культуры. Культура с социологической и антропологической точек зрения является совокупностью духовных достижений человечества, объективных и надвременных явлений, которые образуют непрерывную и неподвластную отдельному индивиду традицию.
Непосредственно культуротворческая парадигма характеризуется несколькими устойчивыми процессуальными качествами: - направлена на представление, раскрытие пространства культуры
в своих основных содержательно-структурных параметрах, в т.ч.
в типологии учебных заведений в соответствии со сферами культурного
го о к
* £ ^
^ О I
4 I го О т
к ^ о
Ф го т
5 I го ^ О О.
к и О
^ и
о. ш
ш о
н- о.
творчества людей (материально-технической: производство, экономика, коммерция; духовно-материальной: искусство, образование, социальная сфера, быт; духовной: религия, наука, политика, информация, и т.д.);
- задает структуру государственного образовательного пространства;
- формирует универсальный спектр целостного знания о мире и человеке в нем;
- меняет сам тип социализации личности - не выдвигая жесткую детерминированность исполнения социальных заранее прописанных ролей, но предполагая воспитание через систему-вектор «принуждение -добро»;
- в этом процессе четко формирует предпосылки к переходу и активному следованию-исполнению «культуры достоинства»;
- позволяет каждому обучающемуся найти свои, сугубо индивидуальные пути преодоления насажденного предыдущим опытом прагматизма потребительского технико-экономического, ограниченно утилитарного интереса к природе, личности и перейти к отношениям охранительно-созидательного типа;
- базируется на безусловном учете и ориентире на психофизиологические и интеллектуальные возрастные различия и особенности: каждый обучающийся - носитель особого культурного мира [2]. Появление творческих элементов деятельности методологически
сопряжено с формированием стабильных умений, что предполагает присутствие творческого мышления в процессе создания и совершенствования конструктивных элементов практического применения знаний. Именно процессуальность создания все более совершенных умений и движет обучающимися, и здесь критерий успеха - полное владение творческим мышлением [1]. В дальнейшем достижение высот профессионализма и мастерства возможно только лишь при творческом использовании знаний и умений с сознанием цели, мотивов выбора способов и средств достижения.
Одним из значительных разделов творческой деятельности в процессах обучения является моделирование. Творческий процесс моделирования технического объекта и теоретическое обучение должны идти, взаимодействуя и корректируя друг друга, формируя современного специалиста, адаптированного к работе в новых экономических условиях. Моделирование идеологически исходит из расширенного использования знаний различных областей, примененных для преодоления затруднений в познании объекта. Действие переноса (знаний) из одной области приложения в другую, закрепляясь в мыслительной деятельности обучающегося, трансформируется в межпредметное
ф
познавательное умение. Интеграция информации сопряжена с формированием обобщенных моделей мышления, повышающих возможности творческой познавательной деятельности. Каждая педагогическая ситуация является результатом и следствием совместного проявления двух активных сторон:
1) обучающийся и преподаватель;
2) обучающийся, взаимодействующий с учебной группой. 5 Активизация усилий творчества обучаемого предполагает выполнение под патронажем преподавателя следующего комплекса педагогических основных условий:
- оптимальное сочетание репродуктивных и творческих задач, эвристических и логических методов решений, наиболее успешно реализуемых в методах проектно-проблемного обучения;
- обучение с учетом зоны творческого развития обучающихся;
- использование ситуаций совместной продуктивной деятельности, в частности - создание комплексных аттестационных работ, выполнение тактических заданий в составе малых групп - экипажа, бригады;
- оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм организации обучения, где действенными формами вступают бригадное и экипажное обучение и др.
Проектное обучение, опираясь на творчество малых групп, строится на приоритете дедуктивного способа познания, при этом основой процесса выдвигается активная самостоятельная, творческая, исследовательская, познавательная деятельность обучающихся в ходе выполнения учебных проектов. В реальном процессе познания понятия и чувственно-наглядные элементы функционируют в единстве и взаимопроникновении, появляется возможность воображения - попытка домыслить некоторые элементы в ранее полученной информации [1].
В проектном обучении феномен творческой деятельности достаточно полно раскрывается через сущностные факторы личности, его особенности и составляющие качества индивидуальности. Подвергаются анализу стереотипы мышления и наличие подсознательных факторов (барьеров), некоторых механизмов психологической защиты, блокирующих проявление творческих способностей. Создание в результате творческой деятельности изделия (услуги) от идеи до ее воплощения развивает наглядно-образную память, абстрактно-логическое мышление. Особенно показательно развиваются мануальные способности (ручная ловкость) и в целом кинестизический аппарат, укрепляются связи первой и второй сигнальных систем. В развивающей парадигме образования творческая деятельность является основной дидактической единицей. Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
поискового подхода к обучению творческой деятельности является то, что они развиваются на основе рефлексивной деятельности учащихся, которая специально «вводится» в осваиваемое содержание и характеризует как процессуальную, так и содержательную сторону обучения.
Отмечаются следующие особенности проблемно-поискового обучения: характер деятельности по самостоятельному усвоению новых понятий, обеспечивающий сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логического, тактического и интуитивного мышления; присутствие критического, творческого и диалектического мышления; самостоятельное решение проблем - стимул и условие перерождения знаний в убеждения; выявление взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами (содержанием проблем-задач); ориентация на наиболее эффективные образовательные (педагогические) технологии; динамичность; высокая эмоциональная напряженность; несколько иное соотношение-сочетание и одновременное во времени проявление репродуктивного и продуктивного, индукции и дедукции.
Самостоятельная творческая профессиональная деятельность обладает специфическими качествами: избирательностью - что предполагает творческий выбор целей и задач; рефлексией - непрерывная самооценка выполняемой деятельности, соотнесение с критериями качества, принимаемого как собственная, личностная ценность; ответственностью - предвидение ближайших последствий и отложенных результатов деятельности; смыслопоиском - определение личностной значимости данного вида деятельности; индивидуальностью - своеобразие и неповторимость проявления интереса в каждом отдельном действии; духовно-нравственной содержательностью - ориентация на удовлетворение духовно-нравственных культурных потребностей; опосредованностью; эмоциональностью - непрерывное насыщение деятельности элементами переживания и сопереживания; коммуникативностью - развитие межличностных контактов, делового сотрудничества; проективностью; рациональностью; продуктивностью; экономичностью и т.д.
Модели педагогических технологий, реализующих принципы творческого обучения обладают (наделяются) следующими характеристиками: акцентируют развивающий потенциал обучения, исходят из самостоятельной ценности поисковой деятельности, ставят дидактические цели высокого познавательного уровня, ставят педагога в позицию «партнера» по учебному исследованию, предлагают личную включенность всех участников обучения, высокую личностно профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся, в котором происходит расширение границ как непосредственного опыта, так и его осмысления учащимися.
Библиографический список
1. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М, 1970.
2. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 4. С. 12-18.
3. Холодная М.А. Психологические механизмы одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 32-39.
о о
д
ф
Н.В. Неверова
Интеграция процесса овладения иностранным языком с освоением профессии в техническом вузе
В статье представлен процесс овладения профессионально-ориентированным иностранным языком студентами технических вузов в рамках предметного и социального контекстов. Определяются этапы интеграции процесса овладения иностранным языком с освоением профессии, роль самостоятельной работы студентов, способствующей более широкой профессиональной самореализации специалистов.
Ключевые слова: иностранный язык, технический вуз, интеграция, профессиональная деятельность, качество языкового образования.
Владение иностранным языком сегодня является не только частью социокультурных качеств личности, но и необходимостью для эффективного решения коммуникативных задач и в ситуации личного общения, и при обеспечении деловых контактов в производственной деятельности, что создает возможность для равноправного взаимодействия современного специалиста в диалоге с представителями иных культур, участии в разных сферах и ситуациях межкультурного общения.
Изучение иностранного языка в техническом вузе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетентности, одной